«Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~7 мин.
«Макинтош» – это рассказ У. Сомерсета Моэма объёмом почти 14 000 слов, опубликованный в сборнике 1921 года «Трепет листа». Этот сборник наиболее примечателен тем, что в него включено почти наверняка самое известное произведение Моэма – «Дождь» и его главная героиня, которая определённо входит в число самых известных персонажей Моэма, мисс Сэди Томпсон. Не достигнув такого уровня известности, «Макинтош» часто ставился критиками на второе место по литературному качеству. Неизвестный автор рецензии на сборник, опубликованной в 1921 году в лондонском издании Saturday Review, заявляет, что если «Дождь» – это шедевр, который сумел подняться выше любых серьёзных нападок на его качество, то «Макинтош» легко доказывает, что он «занимает второе место в списке совершенства».
Отражая элемент, объединяющий коллекцию, «Макинтош» – это островное приключение, которое, возможно, происходит в раю, но не показывает себя как происходящее в раю. Как и большинство выдающихся рассказов Моэма (включая «Дождь»), это история о психологической битве воли. В данном случае соперниками являются человек, который был администратором острова четверть века – Уокер – и его помощник, прибывший из Абердина всего два года назад: некий мистер Макинтош. Уокер – гротеск: шестидесятилетний дряблый человек с ростом, не дотягивающим даже до среднего. Макинтош просто уродлив: тощее тридцатилетнее пугало с лицом, похожим на череп. Они словно рождены для того, чтобы стать антагонистами во всех мыслимых отношениях.
Волевая битва, которая происходит между этими двумя мужчинами, явно не решена упрощённо. Если бы это было намерением автора, он проявил талант, чтобы сократить количество слов гораздо ниже отметки в 10 000. Именно в этих «лишних» 4000 словах повесть с любопытным названием приводит достойные аргументы в пользу серебра, стоящего за золотым стандартом «Дождя».
Сложность двух персонажей позволяет интерпретировать историю через многоцветную призму, которая простирается от фрейдистской психологии до антиколониальной литературы и даже возможности духовной интерпретации. Это название, в конце концов, разочаровывающе странно для истории, которая, в конце концов, с таким же успехом могла бы называться «Уокер». За исключением того, что… существует ли вид запретного плода, известный как яблоко Уокера?
Сюжет
Действие романа происходит на полинезийском острове, в штате Самоа. В романе появляется персонаж по имени Уокер, старый белый человек, которому поручено управлять островом и модернизировать его, построив дороги. Это хвастливый и самодовольный человек, который воспринимает коренных жителей острова как своих детей. Макинтош – помощник Уокера. Он имеет шотландское происхождение и является объектом шуток Уокера. Ненависть Макинтоша к своему начальнику растёт с каждым днём, и кульминацией её становится случай жестокого обращения Уокера с туземцами.
Туземцы решают не строить дороги за те двадцать фунтов, которые предложил им Уокер, а требуют заплатить им за работу сто фунтов. Уокер решает использовать их традиции против них – они не могут отказаться принимать гостей и приносить им еду. Поэтому Уокер решает назначить людей с другого острова, чтобы они медленно строили дороги, пользуясь гостеприимством туземцев. Это приводит к тому, что они израсходовали все свои запасы продовольствия и в отчаянии приползают к Уокеру и умоляют его построить дороги бесплатно. Вместо этого Уокер требует, чтобы они заплатили ему двадцать фунтов и тоже построили дороги.
Сын местного вождя, Малума, решает взять дело в свои руки и просит Макинтоша о помощи. Макинтош незаметно оставляет своё оружие, чтобы Малума взял его, и нервно ждёт момента падения Уокера. Когда это наконец происходит, умирающий Уокер говорит Макинтошу, что он должен занять его место и свалить вину на туземцев. Рассказ заканчивается тем, что Макинтош берет свой револьвер и уходит в океан.
Список персонажей
Макинтош
Главный герой повести находится на Самоа уже два года. Он родился в Абердине и наслаждался спокойным мирским существованием правительственного бюрократа низшего звена в Лондоне, пока приступ пневмонии в возрасте тридцати четырёх лет не заставил его искать должность в тёплых тихоокеанских островах. Однако два года в раю превратились в сущий ад из-за того, что он работает на человека, которого считает неграмотным шутом, непригодным для ответственности, и который с каждым днём все серьёзнее думает о том, чтобы убрать его из жизни.
Уокер
Если Макинтош похож на пугало, то Уокер – на кита. Он был назначен на должность администратора острова немцами и преданно служил им в течение двух десятилетий, а затем плавно перешёл на работу администратором к британцам, когда те захватили власть. Все, что можно сказать о Макинтоне, нельзя сказать об Уокере. Его собственная жизнь была сплошным романтическим волнением, приключениями, дерзостью, азартными играми и властью. Хотя Макинтош изображает его злобным злодеем, разрушающим рай, Уокер оказывается гораздо более сложным и запутанным. Его моральный центр трудно определить с уверенностью, и его статус постоянно движущейся мишени создаёт двусмысленность в событиях, которые в конечном итоге создают кульминацию, разрешающую драматическое напряжение.
Манума
Единственный другой важный персонаж в этой истории – Манума, грубоватый, но симпатичный островитянин, сын старого вождя острова Тантагу. Манума вступает в политический конфликт с Уокером из-за его административных хлопот по строительству новой дороги. Этот трудовой разрыв начинается с возвышения Манумы до роли народного героя, но заканчивается плохо. Достаточно плохо, чтобы Макинтош распознал возможность, когда она стучится, и убедился, что Манума не просто знает, что у Макинтоша есть очень доступный револьвер.
Темы
Колониализм
Действие романа происходит на полинезийском острове, колонизированном англичанами. Мистер Уокер – представитель колониализма и колониального умонастроения, веры в превосходство. Не будучи полностью отрицательным персонажем, он изображает мысль о праведности и оправданности действий ради большего блага. Он воспринимает туземцев как меньших, чем он сам, видит себя авторитетной фигурой, которая желает им только добра, даже когда плохо с ними обращается.
Расизм
Колониализм и расизм, нет необходимости говорить, что эти понятия идут рука об руку. Поэтому тема расизма проявляется в рассказе, начиная с общего тона, когда речь идёт о туземцах, и заканчивая более изощрёнными насмешками над традициями. Уокер решает воспользоваться традицией гостеприимства туземцев, чтобы обмануть их, привести в безвыходное положение и поставить в зависимость от себя. Расизм также проявляется в карикатурном характере китайского слуги Уокера.
Чувство вины
Макинтош решает закрыть глаза и позволить туземцам отомстить Уокеру. Его мучает чувство вины, и он пытается предупредить Уокера, как только может. В последнем разговоре с Уокером он понимает, что злодеем является не Уокер, а система, которая воспитала и назначила его на эту должность, и решает не идти по тому же пути. С самого начала становится ясно, что Макинтош – более чуткий и здравомыслящий человек, чем Уокер, и, учитывая это, мрачный финал не так уж удивителен.
История исследует различные идеи, от простой психологической оценки двух противоположных персонажей до широко распространённой проблемы колониализма. На поверхностном уровне рассказ в основном характеризует Уокера, идеального колониального правителя. Не все черты Уокера отрицательны, он любит соблюдать справедливость и не использует туземцев в личных денежных интересах. Напротив, он считает себя отцовской фигурой, ментально выше туземцев (которых он унижает, называя их детьми), любит выпить и воспользоваться своей властью над противоположным полом.
Макинтош – критик характера; он наблюдает и критикует Уокера, подпитывая свою постоянно растущую ненависть к этому хвастливому человеку. Эти двое – полные противоположности, Уокер не воспринимает всерьёз ни себя, ни жизнь, он шумный и несносный, в то время как Макинтош тих и сдержан и втайне размышляет над каждой шуткой и каждым ответом.
В этой истории показана проблема колониализма. Перед нами белый человек, белый рыцарь, который пришёл модернизировать и просвещать бедных и невежественных туземцев островов Самоа, навязывая им уважение к своим устоям и одновременно пренебрегая их границами, интеллектом и традициями.
Финал истории может показаться неожиданным и безнадёжным, но, принимая во внимание чувствительные черты Макинтоша, он слишком хорошо понимает пороки системы, чтобы быть её представителем на острове, это не так уж удивительно.
- «Я тебя отпускаю» Клэр Макинтош, краткое содержание
- «Маг» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Прекрасные и проклятые» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Ночь нежна» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание
- «По эту сторону рая» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?