«Бассейн» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~8 мин.
«Бассейн» – короткий рассказ Утльяма Сомерсета Моэма, опубликованный в сборнике рассказов 1921 года под названием «Трепет листа». Этот сборник примечателен тем, что в него вошло, пожалуй, самое известное произведение Моэма – «Дождь» – гнусная история, возможно, самой известной роковой женщины автора, мисс Сэди Томпсон. Хотя «Бассейн» не так знаменит, как это произведение-компаньон из сборника, легко понять, почему «Бассейн» идеально вписывается в этот сборник наряду с «Дождём».
Как и этот рассказ, и вообще большинство произведений Моэма, независимо от их длины, «Бассейн» ведёт своё происхождение от некоего ядра истины, лежащего в самородке анекдота, который пересёкся с воображением Моэма. Моэм сделал карьеру на превращении реальных историй с разным уровнем «правды» в истории, пронизанные силой воображения. Как рассказ мисс Сэди Томпсон о незаконной чувственности, столкнувшейся с осуждающим религиозным лицемерием, пропитан некоторым количеством фактов, так и события, описанные в «Бассейне», можно отнести к истории, которая попала в орбиту Моэма только для того, чтобы быть захваченной гравитационным притяжением его идиосинкразического бренда создания мира.
В основу произведения Моэм положил реальный случай, когда английский управляющий Центрального банка Самоа, штаб-квартира которого находилась в столице Апиа, влюбился с головой в шестнадцатилетнюю туземную девушку, которую он увидел томящейся в бассейне на скале. Моэм переместил место рождения управляющего банком в Шотландию, а также понизил его в иерархии банка до простого районного офицера. Таков был шаблон Моэма: взять отличную историю, о которой он обычно узнавал понаслышке, и превратить её в жизненно важное произведение воображения, способное стать ключевым доказательством в суде общественного мнения.
При объёме более 15 000 слов «Бассейн» является коротким рассказом только в соответствии с общепринятыми понятиями. Как и подобает рассказу такой длины, события сложны, персонажей много, и все они действуют одновременно, чтобы создать увлекательную историю об антиколониальном изгое среди литературной традиции, которая все ещё по большей части принимала набросок Редьярда Киплинга «Бремя белого человека», опубликованный двумя десятилетиями ранее.
Сюжет
История начинается с того, что Чейз Эмброуз, 13-летний мальчик, оказывается в больнице, где выясняется, что он страдает от острой ретроградной амнезии. Когда он возвращается домой, его отец не проявляет особой заботы и интересуется только тем, когда он поправится, чтобы снова играть в футбол.
Перспектива меняется на точку зрения Шошанны Вебер, сестры-близнеца Джоэла Вебера, мальчика, над которым издевался Чейз. Она злится на то, как он издевался над ней, и ненавидит Чейза, несмотря на его амнезию.
Брендан Эспиноза – ещё один главный герой, который является председателем кинооклуба и нуждается в помощи Чейза. Шошанна также является членом клуба и злится из-за его вступления. Чейз доказывает, что он изменился, когда останавливает одного из своих бывших друзей от издевательств над Бренданом.
Кимберли, другая рассказчица, вступает в клуб, чтобы быть ближе к Чейзу. В то же время Шошанна и Чейз становятся ближе и побуждают Джоэла вернуться в Хиавасси. Однако бывшие друзья Чейза, Аарон и Медведь, пытаются сорвать их презентацию, обливая группу пеной из огнетушителя. В конце концов, все понимают, что Чейз изменился к лучшему.
Список персонажей
Лоусон
Лоусон – главный герой. Он влюбляется в женщину-полукровку Этель, и они начинают, казалось бы, идиллическую жизнь, пока различия между ними не становятся слишком сильными. Лоусон начинает пить и все глубже погружается в страдания. Его жизнь на острове Самоа перестаёт быть осмысленной, и он заканчивает свою жизнь.
Этель
Этель – наполовину туземка, в которую Лоусон влюбляется после того, как видит, как она плавает в уединённом бассейне. Этель, как и Лоусон, начинает надеяться на их брак, но вскоре обнаруживает, что не может жить вдали от дома и семьи, и решает уехать из Англии без него. Это начало конца их истории любви.
Миллер
Миллер – тучный американец немецкого происхождения, ведущий бизнес на острове Самоа. Ему не нравится, что Лоусон бьёт его жену, и он решает сообщить ему об этом, что заставляет Лоусона заподозрить, что Этель изменяет ему с Миллером. Он один из тех, кто обнаруживает тело Лоусона на дне бассейна.
Бревальд
Бревальд – отец Этель. Он норвежец, родивший много детей от своих местных жён. Все они уехали, кроме Этель. Он счастлив видеть Этель замужем за белым мужчиной, пока не начинается цикл домашнего насилия.
Темы
Любовь
Автор показывает в этой истории не традиционное изображение любви. По своей сути это история любви двух совершенно разных людей, разных по своему происхождению и ожиданиям от жизни. Она начинается как классическая история любви: Лоусон и Этель встречаются, между ними возникает волшебная связь, но вскоре они ощущают последствия реальной жизни. Лоусон – белый человек, и как белый человек, живущий в колониальном государстве, ходит с чувством превосходства. Происхождение Этель смешанное, её отец – белый человек, а мать – туземка, но Этель ведёт себя как туземка. Пытаясь «цивилизовать» свою родную жену, Лоусон увозит её в Англию, но она, естественно, чувствует тягу к дому и покидает его. Эта история показывает мрачные последствия любовной истории, когда два человека в равной степени отказываются принять инаковость друг друга.
Колониализм и расизм
История, действие которой происходит на колонизированном острове, естественным образом демонстрирует последствия колониализма, главным из которых является расизм. Коренные жители острова относятся к белым колонизаторам с презрением и считают их ниже себя. Наиболее наглядно это показано на примере Лоусона. Его чувство превосходства над белыми вступает в противоречие с любовью, которую он испытывает к своей жене, и он часто стыдится её и её семьи. Наиболее поразительным является рождение сына и комментарий Лоусона о его тёмном цвете кожи, который заставляет его сомневаться в своём решении и в жизни, которая лежит перед ним.
Жестокое обращение в семье
История на примере Этель показывает, что местные женщины привыкли, что домашнее насилие – это нормальное явление и что оно доказывает мужественность мужа. Это укоренилось в Этель, и после того, как Лоусон в ярости ударил её, она с тревогой говорит о том, что любит его больше всех. Когда он с сожалением приходит к ней, чтобы извиниться, она испытывает к нему только презрение и ненависть, потому что это признак немужской слабости.
Среди успешных британских писателей начала 20 века Сомерсет Моэм почти уникален тем, что регулярно выражал если не открытое презрение к британскому колониализму, то, по крайней мере, очень сильное чувство моральной двусмысленности по отношению к нему. Возможно, его нельзя назвать анти-Киплингом, когда речь заходит о прогрессивном взгляде на антиколониалистские перспективы, но он, безусловно, ближе всех из той эпохи, кто действительно пользовался огромной читательской аудиторией.
«Бассейн» представляет собой прекрасный пример того, как Моэм подходит к темам, связанным с британским колониализмом. История Лоусона и Этель легко интерпретируется как критика ожиданий ассимиляции, но что действительно уникально в этой истории, так это то, что повествование работает в направлении все более двусмысленного подхода к этой теме.
Водоём, давший название рассказу, оказался слишком заманчивым для многих критиков, пытающихся найти в нём религиозную символику, но другая символическая перспектива может наделить его более политически заряженной метафорой: генофонд. Этель описывается как представительница смешанной расы с термином «полукаста», и этот менее чем чистокровный статус делает её великую красоту неподходящей для британских мужчин, присматривающихся к ней. “Один или два раза я проводил её взглядом, но, думаю, ничего не поделаешь”, – говорит Нельсон. Другими словами, несмотря на то, что в ней есть некоторые приемлемо европейские гены (через Норвегию), она не настолько европейка, чтобы считать её брачным материалом. Она иностранка, причём тёмная.
Этот бассейн, в котором плавают местные женщины, как группа, наделён таинственным элементом, который также говорит о концепции генетической дифференциации. В этом бассейне есть что-то необычное по отношению к Этель: “Казалось, что в этом бассейне есть какая-то тайна, которая привлекает Этель против её воли”. Поскольку она лишь наполовину жительница острова, этот секрет вполне можно истолковать как то, что бассейн притягивает её норвежские гены, которые не вполне осознают культурную привлекательность бассейна. В каждом моменте истории всегда присутствует напряжение между двумя противоположными силами, пытающимися соединиться вместе, и силой, толкающей их друг к другу, как при попытке соединить два магнита, но вместо этого они отталкиваются.
Именно этот элемент истории связан с ожиданиями ассимиляции как основы колониализма. Англия ожидает, что выходцы из её колониальных владений, мигрирующие в Великобританию, оставят свои грязные языческие обычаи дома и полностью ассимилируются в правильных христианских британцев, сохраняя жёсткую верхнюю губу и все такое, что-что. Когда Лоусон возвращает Этель в свой дом в Шотландии, она не может ассимилироваться и отправляется обратно на остров. Лоусон следует за ней и продолжает регулярно унижать себя в своих неудачных попытках ассимилироваться в островную культуру.
Конечно, одним из способов интерпретации этого было бы предположение, что Моэм говорит о том, что белые должны смешиваться с белыми, а колонисты – с колонистами, и никогда не должны встречаться. И это было бы правильным прочтением текста, если бы не ирония Лоусона – представителя господина, властвующего над колонистами, – который постоянно подвергается унижениям и в итоге становится депрессивным алкоголиком, кончающим жизнь самоубийством.
Чтобы рассказ можно было интерпретировать как киплинговскую расистскую фантазию, поддерживающую идею превосходства Англии, Лоусон не может быть тем, кто кончает жизнь самоубийством. Ведь, в конце концов, какие у высшей расы могут быть причины для самоубийства из-за отношений с низкорослой темнокожей островитянкой?
- Доисторическая амурская керамика
- Как выбрать надувной бассейн для дачи
- Композитные бассейны: особенности и преимущества
- Особенности выбора каркасных бассейнов
- «Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Рыжий» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Письмо» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?