Леонид Десятников — юбилей как подарок. Интеллектуальное наслаждение или любовь к экспериментам
МОСКВА. 16 октября с юбилейного вечера в зале Чайковского начался фестиваль Леонида Десятникова, посвященный 60-летию композитора.
О том, как ему удалось сохранить ироничную элегантность и стремление к совершенству, не утратив рассудка, пройти между Сциллой обвинений в вольном обращении с априори неприкасаемым и Харибдой духовных скреп, можно только догадываться. Владимир Сорокин сравнил его прекрасную музыку с трущейся в окна надломленной веткой.
Задолго до нынешней постыдной истории с «Тангейзером» нечто подобное случилось с новаторскими и блестящими «Детьми Розенталя». Клонированные Чайковский, Вагнер и Мусоргский, умирающие от отравленной водки, иные идеологически невыдержанные персонажи, слова, не входящие в школьный орфографический словарь. Остроумную какофонию, обрамлённую блестящей музыкой, искусствоведы с Моховой объявили порнографией. Овации на премьере, ощущение свежего воздуха, номинации на престижную театральную премию, назначение музыкальным руководителем Большого стали достойным ответом поклонникам незамутнённого новаторством прекрасного.
Юбилейный фестиваль и первые его концерты представили разнообразие музыкальной палитры Десятникова, её потрясающую гармонию, аристократизм и интеллектуальную наполненность. Это и любимый им мощный вокальный хармсовско-олейниковский цикл, и балет «Русские сезоны», на создание которого его вдохновил Гидон Кремер, и незабвенная «Бедная Лиза». Симфония, литературной основой которой стал учебник английского и многое другое. Чуждый официоза, скуки и политизированной конъюнктуры, бесстрашный экспериментатор, гениально вплетающий аллюзии на великих, Десятников даёт возможность вскочить на подножку уходящего в невозвратимые дали поезда.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?