Иногда они возвращаются или новая жизнь «Евгения Онегина». Понять, услышать, принять
МОСКВА. Возобновление «Евгения Онегина» в Большом театре. Ноябрьская премьера от Дмитрия Чернякова.
Российская публика, принимающая на ура любой креатив на оперной сцене, — такой же нонсенс, как ежеутренние лягушачьи лапки и фуа-гра вместо привычных бутербродов и овсяной каши. Новаторство в этом жанре практически всегда воспринималось с поистине классовой непримиримостью. Антагонизм не всегда был связан с идеализацией прошлого, его привычной гармонией и реалистичностью, как это произошло с Бенуа, категорически не принявшим эстетики оперных постановок Мейерхольда. В условиях тоталитарного общества любое отступление от канонов могло рассматриваться как покушение на общественные устои.
«Евгений Онегин» Чернякова, представленный публике в 2006 году, стал любимой мишенью для многих критиков и зрителей. Рядовых и таких, как Галина Павловна Вишневская, не простившая Большому переосмысления классики. Будь на месте хрестоматийных героев, нашего всё и любимого с детства композитора иные персонажи, реакция публики могла быть совершенно иной. Интерпретация Чернякова не акцентирована на пушкинской эпохе, тем самым избавляя историю от налёта музейности. Не тоскуя по привычным мизансценам и штампам, она смогла бы оценить психологическую достоверность и драматизм истории человеческих взаимоотношений, одиночества, заблуждений и потерь. Не понятый обществом Онегин, напоминающий Чацкого, трогательный и в чём-то нелепый Ленский, экспансивная Ольга, беззащитная и замкнутая Татьяна. Перед зрителем не картонные персонажи, а реальные люди, вызывающие симпатию, сочувствие, интерес. Великолепные голоса Квеченя, Моногаровой, Дунаева, Касрашвили эти эмоции лишь усиливали.
Как будто в пику скандалам, сопровождавшим постановку на родине, «Онегин» 2006 года рождения был с восторгом воспринят за рубежом. А сам маэстро за неполные 10 лет поставил более трёх десятков спектаклей в разных театрах мира. Возобновление постановки — возможность увидеть спектакль, вызвавший так много споров, и составить о нём собственное непредвзятое мнение. В «Онегине» образца 2015 года заняты солисты, вокально и драматически не уступающие своим замечательным предшественникам: изумительная Асмик Григорян (Татьяна), Андрей Жилиховский (Онегин), Богдан Волков (Ленский), сумевшие найти новые краски и эмоции для своих героев.
Оперный театр — живой организм, который должен развиваться, чтобы не утратить интереса и любви публики. Присутствие в репертуаре постановок, не нарушающих покоя ревнителей традиций, нисколько не возбраняется.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- «Геликон-опера» представила вторую премьеру сезона - оперу «Евгений Онегин»
- В челябинском оперном театре герои «Евгения Онегина» оказались среди льда и потоков воды
- Артисты театра им. Вахтангова отметили закрытие сезона концертной программой
- В Москве пройдёт Пушкинская велоночь
- «Евгений Онегин», краткое содержание
- Загадочная опера Шостаковича о гибриде человека и обезьяны вернулась в Петербург спустя 83 года
Комментирование недоступно Почему?