Загадочная опера Шостаковича о гибриде человека и обезьяны вернулась в Петербург спустя 83 года
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Состоялась премьера неоконченной оперы Шостаковича «Оранго» о человеке-обезьяне.
Очередная годовщина Октябрьской революции нуждалась в грандиозном произведении, её прославляющем. Дирекция Большого театра одобрила в 1932 году кандидатуру Шостаковича, проигнорировав непростую историю постановок, продержавшихся в репертуаре ленинградских оперных театров ничтожно мало. «Болт» прошёл единожды, «Нос» — 16 раз, «Золотой век» был убран через год. Создание либретто поручили Алексею Толстому (автору «Петра I», «Золотого ключика», «Гиперболоида инженера Гарина») и Александру Старчакову (писателю и литературному критику, репрессированному и расстрелянному в 1937 году), так как первоначально приглашённый на эту роль Демьян Бедный не успел уложиться в отведённые сроки.
Получившееся произведение должно было продемонстрировать преимущества социализма, благотворно влияющего на человека, живущего при таком строе). Предложенная либреттистами политкорректная тема «Сын партизана» была отвергнута Шостаковичем. На смену ему пришёл гибрид обезьяны и человека из рассказа Старчакова «Победа Альбера Дюрана». Интеллект Оранго, родившегося в результате оплодотворения обезьяны человеком, позволил ему построить феноменальную карьеру в газетном бизнесе. В своих поступках он руководствуется ненавистью к коммунизму, которая после посещения Страны Советов становится ещё сильнее. В финале — неизбежная деградация героя. Клавир, включавший в себя лишь Пролог из 11 номеров, затерялся.
Бесценный музыкальный автограф случайно попался на глаза научному сотруднику архива музея им. Глинки Ольге Дигонской. Среди обнаруженных ею 300 страниц, заполненных рукой Шостаковича, оказался и клавир «Оранго», рассчитанный примерно на 40 минут звучания. Впервые опера прозвучала в Лос-Анджелесе 2 декабря 2011 года. Оркестровка была сделана Джерардом Макбёрни (Gerard McBurney). Настоящий прорыв произошёл в 2015 году. На майском Дягилевском фестивале с огромным успехом была представлена театральная постановка Пермского Оперного. В конце августа на 120-м «Би-би-си Промс» — концертный вариант в исполнении солистов Академии молодых певцов Мариинки в сопровождении Эса-Пекки Салонена. В октябре аналогичное событие произошло и в Петербурге (также в исполнении молодых солистов Мариинки). Впервые с момента создания оперы.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- «Нос» Шостаковича в Финляндии. Запрещённый шедевр абсурда
- Рождественский и Шостакович. Премия за мужество и увековечивание памяти кумира
- Память о миллионах замученных, стучащая в наши сердца
- Подарок от фирмы «Мелодия» — все симфонии Дмитрия Шостаковича в одном комплекте
- Вышла книга известного английского писателя Джулиана Барнса о Шостаковиче. Переведут ли её на русский язык?
- В Лондоне на фестивале классической музыки Proms поставили малоизвестную оперу Дмитрия Шостаковича
- Принято решение о формировании электронной базы симфонической музыки XX – XXI века
- Открытие памятника Д.Д.Шостаковичу работы З.К.Церетели в Самаре
Комментирование недоступно Почему?