Великий композитор и «опасный революционер» Римский-Корсаков читать ~2 мин.
ТИХВИН. День рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
У великого русского композитора, родившегося 172 года тому назад 18 марта, могла сложиться совсем иная биография. В 12 лет мальчик, обожавший музыку и мечтавший о путешествиях, был зачислен в Морской кадетский корпус. В семье на тот момент уже был морской офицер — старший брат Николая (разница между ними составляла 22 года). Воин Андреевич, названный так в честь прадеда, сделал блестящую карьеру — от гардемарина до контр-адмирала. Трёхлетняя кругосветная экспедиция на клипере «Алмаз» позволила Николаю окончательно определиться с выбором своего призвания. Перевесила любовь к музыке. Продолжилось общение с членами Балакиревского кружка, в который он попал благодаря протекции своего учителя музыки — Фёдора Канилле. Знакомство с профессором химии, медиком композитором Александром Бородиным переросло впоследствии в длительную дружбу.
Море незримо присутствовало в творчестве композитора всю оставшуюся жизнь, представая в изумительных морских пейзажах. Речь в этом случае идёт о синестезии, так называемом «цветном слухе» Римского-Корсакова. Тембры и тональности в его восприятии принимали определённую окраску, у каждой ноты появлялся визуальный эквивалент: тональность соль мажор представлялась ему коричневато-золотистой, ми мажор — сапфировой, до мажор — белой.
О правильности сделанного выбора свидетельствует обширный перечень написанных им опер, симфонических произведений, вокальных сочинений. Деятельная натура Николая Андреевича позволяла ему заниматься не только композиторской деятельностью, но и анализом музыкальных произведений. Особый интерес в этой области вызывает его «Летопись моей музыкальной жизни», в которой он подвергает подробному и беспристрастному разбору собственные творения. Он находил время для инспекции московских духовых оркестров, дирижирования, преподавательской деятельности в консерватории Северной столицы.
Непримиримая позиция по поводу кровавых событий января 1905 года и применения оружия по отношению к выразившим протест против этого студентам консерватории стала причиной опалы композитора, установлением за ним полицейского надзора и его отказом от почётного членства в Русском музыкальном обществе. Произведения композитора-«революционера» во многих городах России теперь слушали стоя. Он продолжил преподавательскую деятельность в консерватории только после переизбрания её руководства.
Его последняя опера «Золотой Петушок» была не допущена к постановке из-за усмотренной цензорами и полицейскими чиновниками недопустимой сатиры на самодержавие. Переживания последних лет и запрет оперы подорвали здоровье композитора, став причиной его скоропостижного ухода из жизни.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?