Принято решение о формировании электронной базы симфонической музыки XX – XXI века
МОСКВА. Вспомнить нельзя забыть. Возвращение симфонических шедевров.
История российской симфонической музыки XX века напоминает карту, на которую забыли нанести немалое количество стран. Увернуться от катка системы или уйти в безопасную тень удавалось далеко не всем. Аналогичными результатами могут похвастаться изобразительное искусство и литература. Усилия энтузиастов, инициировавших создание электронной коллекции симфонических произведений, залатают прорехи, образованные безжалостным временем. Из небытия вернётся целый пласт замечательной музыки без лакун и замалчиваний. Увидят свет никогда ранее не публиковавшиеся сочинения попавших под запрет композиторов.
Уже в этом году можно будет ознакомиться с партитурами Всеволода Петровича Задерацкого и Александра Лазаревича Локшина. Их изломанные судьбы плохо встраивались в советскую реальность, равно как и их творчество. В биографии Всеволода Задерацкого нашлось несколько возмутительных для новой власти моментов: преподавание музыки цесаревичу Алексею и служба в армии Деникина. Не утаив при заполнении бумаг последнее обстоятельство, предопределил тем самым своё будущее. Арест «опасного белогвардейца» в 1926 году с уничтожением всех написанных к тому времени партитур оказался лишь первым звеном в череде нескончаемых ударов судьбы. Лишение в правах, новый приговор, ГУЛАГ, лесоповал. Сочинять музыку не прекращал в любых обстоятельствах. Но ни барочный цикл из 24 прелюдий и фуг, созданный в заключении, ни симфонии, оперы, оратории и сонаты не имели шанса пробиться к широкой аудитории. Его игнорировали, называли формалистом и космополитом. Задерацкий с горечью сравнивал их с нападками на мертвеца.
Александр Яковлевич Локшин, творчество которого неустанно пропагандировал знаменитый альтист и дирижёр Рудольф Баршай, а пианистка Мария Юдина считала гениальным композитором, также испил свою горькую чашу до дна. Увольнение из консерватории в 1948 году за космополитизм и популяризацию творчества Берга, Шостаковича и Стравинского. Отказ в приёме на работу в Гнесинку. Сфабрикованное дело о доносах оттолкнуло от него коллег и привело к забвению. Для реабилитации оболганного композитора потребовалось несколько десятков лет, позволивших выяснить истинную подоплёку этой ужасной истории.
Вернутся к слушателям и партитуры Николая Яковлевича Мясковского, также не избежавшего обвинений в формализме и вставшего на защиту его главных протагонистов: Шостаковича и Прокофьева. Конфликта с Тихоном Хренниковым и жёсткой критики последних симфоний и кантаты «Кремль ночью» оказалось достаточно, чтобы творчество Мясковского оказалось в зоне забвения.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Запрет на жизнь и посмертное признание Всеволода Задерацкого
- Встреча с куратором проекта «Наш дом» Ильей Локшиным. Обсуждение выставки. Демонстрация работ не вошедших в программу выставки
- Вышла книга известного английского писателя Джулиана Барнса о Шостаковиче. Переведут ли её на русский язык?
- Подарок от фирмы «Мелодия» — все симфонии Дмитрия Шостаковича в одном комплекте
- Память о миллионах замученных, стучащая в наши сердца
- Рождественский и Шостакович. Премия за мужество и увековечивание памяти кумира
Комментирование недоступно Почему?