Как зарождалось и появилось кино читать ~10 мин.
Кто из нас, сидя в тёмном зале кинотеатра, не гордился великим Чапаевым, не сжимал в ужасе и гневе кулаков при виде сброшенных в море белыми бандами красных матросов и большевиков («Мы из Кронштадта»), не смеялся бодро и радостно на «Весёлых ребятах», не переживал вместе с Чарли Чаплиным трагедию маленького человека? Кто из нас не распевает прекрасных песен из кинокартин?
Кино — агитационно даже больше, чем радио, чем газета. Даже в те далёкие времена, когда кино только зарождалось. Разве не показателен в этом отношении пример фильма «Мы из Кронштадта», ставшего знаменем испанского народа в борьбе с мятежными генералами?
Кино посещают и любят миллиарды зрителей. Кино любят и старики и дети! Кино, показывающее и говорящее, понятно и близко каждому.
Но очень немногие знают, как родилась кинематография, это теснейшее сочетание искусства и техники, как делались кинокартины, каким путём достигался показ кинокартин на экране.
А ведь какое громадное значение, какой большой интерес должно представлять для массового кинозрителя знакомство с историей и техникой кино, вначале немого, потом внезапно заговорившего, запевшего, далее облёкшегося в натуральные краски, наконец, претендующего на показ действия не плоскостного, а рельефного, на передачу кинокартин на расстояние (телевидение).
Изобретение «волшебного фонаря»
История кино необычайно красочна. И она неизмеримо старше, чем принято думать. Это история китайских теней, история одурачивания многомиллионных масс верующих при помощи «волшебного фонаря» монаха Кирхера, история «живой фотографии», долгие годы развлекавшей «народные низы» на базарах и ярмарках.
Техника кино, включающая съёмку и озвучивание кинокартин, производство массовых копий с них, проецирование кинокартин на экране, — является сложнейшим сгустком самых разнообразных отраслей науки; и техники. В кинематографии приходилось иметь дело с оптикой, светотехникой, акустикой, электротехникой слабых и сильных токов, фотохимией, точным приборостроением и рядом других отраслей. И вот сегодня мы можем наслаждаться фильмами не выходя из дома, онлайн.
Почти триста лет тому назад монах-иезуит Афанасий Кирхер изобрёл «волшебный фонарь», принцип которого многие годы оставался почти неизменным. Это та же закрытая камера с источником света, отбрасывающим через конденсатор на экран сноп света. Проходя через рисунок, свет даёт на экране увеличенное изображение этого рисунка, нанесённого на кусочках прозрачной слюды. Это изобретение было широко использовано монахами.
В 1796 г. в Париже некий физик, воздухоплаватель и авантюрист Робертсон демонстрировал несколько улучшенный фонарь Кирхера. В причудливом, таинственно обставленном помещении, в клубах пара и дыма, проходили фантастические чудовища, вызывались «духи умерших». И, конечно, в такой обстановке одураченный зритель в призрачной тени узнавал своего покойного родителя.
Но всё это ещё было движущимся рисунком. Это были лишь статические «туманные картины».
Открытие кинематографического эффекта
К движущемуся рисунку деятели науки и техники подошли позднее. И, как в большинстве великих открытий, движущийся рисунок был открыт чрезвычайно просто.
Однажды английский учёный Роджет смотрел в окно через спущенные шторы на проезжавшую по улице тележку. Его заинтересовало одно явление. Тележка останавливалась, но Роджету колеса тележки сквозь щели шторы казались движущимися то быстрее, то медленнее. Роджет видел колеса тележки даже тогда, когда они были скрыты от глаз рейкой шторы. Результатом последующих наблюдений Роджета явился его доклад в Королевском обществе «О персистенции (устойчивости) зрения по отношению к движущимся предметам» (1824).
Докладом Роджета заинтересовался известный астроном и физик Джон Гершель (1792-1871), проведший ряд опытов. Наиболее показательным был его опыт с монетой. Гершель ставил монету ребром на стол на уровне глаз и щелчком приводил её во вращение. Он видел одновременно обе стороны монеты, ибо впечатление от «орла» оставалось ещё и в то время, как он видел уже «решку». Гершель заменил монету картонным кружком с привязанными по краям верёвочками (по диагонали). Вращая постедством верёвочек кружок, Гершель добился того, что в глазах зрителя сливались воедино различные изображения, нарисованные на двух сторонах кружка. Горизонтальная линия на одной стороне и вертикальная на другой давали при вращении круг. Птичка на одной стороне и клетка на другой создавали иллюзию птички, сидящей в клетке. Этот вращающийся кружок Гершель назвал «тауматропом» и развлекал им детей и взрослых, создавая новые рисунки. Гершель неожиданно увидел на своём тауматропе рисунок в движении. На одной стороне кружка была нарисована голова собаки, на другой — собачья конура. При вращении кружка получилось «чудо». Собака, как живая, выглянула из конуры, спряталась назад, опять выглянула. Нарисованное изображение ожило, задвигалось. Тауматрон, предназначенный для статических, неподвижных рисунков, приобрёл новое значение. Рисунок человека или лошади с различным положением рук или ног на обеих сторонах кружка давал при вращении прыгающего человека, бегущую лошадь и т.д.
Так был получен первый кинематографический эффект (раньше он носил название «стробоскопического»), послуживший толчком для изобретения кинематографа.
Независимо от Гершеля, докладом Роджета заинтересовался и величайший физик XIX века Фарадей (1791-1867). Он усовершенствовал «аппаратуру». Вместо шторы Фарадей применил вращающийся на оси сплошной диск с узкими щелями по радиусам. Эффект был тот же, что и у Гершеля. Движущийся предмет был виден даже тогда, когда он закрывался сплошной частью круга.
Опыты Фарадея продолжил бельгийский физик Плато (1801-1883), который построил прибор, названный фенакистископом. Одна сторона фарадевского круга выкрашена в чёрный цвет, на другой между щелями изображён ряд рисунков, дающих движение в последовательных фазах. Круг держат перед зеркалом, чёрной стороной к лицу наблюдателя. При вращении зритель видел в зеркале через щели круга фигуру в быстро сменяющихся различных положениях. Получалась иллюзия движения. Несколько позже, в 1832 г., одновременно Плато и австрийский учёный Стампфер усовершенствовали фенакистископ, отказавшись от зеркала. Их дисковый стробоскоп состоял из двух кругов, укреплённых на одной оси, с рисунками, помещёнными на втором круге.
Через несколько лет Горнер изобрёл зоотроп представлявший широкий цилиндр с вырезанными в нём щелями. Внутри цилиндра против щелей помещалась бумажная лента с рисунками. При вращении, цилиндра создавалось впечатление подлинного движения.
Попытки показа движений на экране
Много учёных занималось проблемой движущихся рисунков. Некоторые из них пытались показать движущееся изображение значительному числу зрителей, перенося его на экран.
Наиболее удачны в этом отношении были работы французского учёного Рейно. В 1877 г. он изобрёл прибор, названный праксиноскопом. Это тот же зоотроп, но несколько усовершенствованный. Через пять лет Рейно создал так называемый «оптический театр», пользовавшийся в своё время большим успехом. Сущность его сводится к следующему. На экран проецируется с помощью проекционного фонаря неподвижный рисунок и одновременно на тот же экран обычным праксиноскопом, снабжённым вторым проекционным фонарём и отражающим зеркалом, производится проекция рисунков, изображающих отдельные фазы движения. Рисунки наносились на разматывающуюся бумажную ленту.
Применение фотографии
Коренной переворот произвело изобретение в 1829 г, Дагерром и Ньепсом фотографии. Развитие фотографии дало возможность заменить рисованные картинки фотографическим и снимками.
Большой успех в применении фотографии для показа движения имел американец Хейль. Он снялся со своей партнёршей в шести па вальса, изготовил с каждого снимка по три уменьшенных диапозитива, вставил все 18 диапозитивов в последовательном порядке во вращающийся круг, установленный в проекционном фонаре, и в 1870 г. дал публике необычайное зрелище: на экране Хейль с партнёршей исполнили под музыку несколько туров вальса. Впечатление было ошеломляющее, ибо на экране был сам Хейль, которого публика знала в жизни.
В 1877 г. фотограф Мейбридж (США) впервые получил фотографии лошадей в движении. Для съёмок он применил большое количество фотоаппаратов, установленных вдоль трека. Лошадь, подбегая, разрывала нитку, соединённую с затвором аппарата, затвор щёлкал, и лошадь оказывалась заснятой на бегу. Показ такой серии снимков в проекционном фонаре давал на экране эффект бегущей лошади.
Значительно усовершенствовал технику проекции Жорж Демени. В 1892 г. он изобрёл аппарат для проецирования прозрачных плёнок. Схема аппарата проста: лента сматывается с бобины и проходит через ролик и рамку. Далее она попадает через ролик на палец диска, затем на зубчатый барабан и наматывается на вторую бобину. Позади рамки находится проекционный фонарь, а впереди — объектив и обтюратор, закрывающий окошко в момент продёргивания плёнки.
Однако, все эти изобретения были лишь преддверием к изобретению того кинематографа, который мы видим теперь. Все эти изображения имели массу недостатков, не дающих возможности ввести их в эксплуатацию как массовое действие.
Подлинно знаменательными вехами в истории кинематографии являются изобретения кинетоскопа Эдисоном (1893) и кинематографа Люмьером (1895).
Кинетоскоп Эдисона
Для съёмок Эдисон сконструировал кинематограф, дававший возможность фотографировать на плёнке от 40 до 60 снимков в секунду. Для проекции Эдисон изобрёл кинетоскоп, продемонстрированный впервые на всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.
Кинетоскоп Эдисона представлял собой ящик с двумя окулярами. Плёнка, соединённая в бесконечную ленту, проходя по системе зубчатых валиков перед окуляром, освещалась сзади электрической лампочкой. Перед плёнкой и окулярами помещался обтюратор, открывавший окуляр только в тот момент, когда снимок находился в поле зрения.
Для изготовления кинетоскопов Эдисон организовал акционерное общество, а для производства съёмок построил специальный павильон, вошедший в историю кино под именем «Чёрная Мария» как первая студия по производству фильмов.
14 апреля 1894 г. был открыт первый «салон кинетоскопа» на Бродвее в Нью-Йорке.
Но это не был ещё кинематограф. Ленту в кинетоскопе мог смотреть лишь один человек. На массовый одновременный просмотр кинетоскоп не был рассчитан.
Кинематограф Люмьера
Родиной кинематографа по праву считается Париж. Сюда в 1894 г. был завезён из Америки кинетоскоп Эдисона. Здесь заинтересовался им изобретатель и владелец фабрики фотопринадлежностей Луи Люмьер.
Люмьер сконструировал небольших размеров лёгкий и чётко работающий аппарат, получивший бессмертное название — кинематограф.
Проекционная и съёмочная аппаратура Люмьера не изменила принципов своей структуры, в неё вносились лишь отдельные улучшения. Плёнку Люмьеру пришлось заказывать в Нью-Йорке, но покрывалась она высокочувствительной бромосеребряной эмульсией по рецепту, изобретённому самим Люмьером.
Люмьер ввёл в своей конструкции ряд стандартов, оставшихся неизмененными до наших дней. Самым важным было введение определённой частоты смены снимков, именно шестнадцать снимков в секунду. Звуковое кино потребовало увеличения частоты до 24 снимков в секунду. Другим стандартом, явились ширина плёнки (35 мм), величина кадра (18 X 24 мм) и расположение перфорации.
Аппарат Люмьера прост по конструкции. Деревянный ящик укреплён на деревянном штативе. Лента продвигается посредством грейфера. На внутренней стенке ящика — прямоугольное окошко, служащее для пропускания света на плёнку при съёмке, перед ним обтюратор. Лента проецировалась на экран в том же аппарате, к которому добавлялся специальный проекционный фонарь с электрическим источником света
22 марта 1895 г. Люмьер сделал доклад о своём изобретении с демонстрацией первых фильмов в Обществе поощрения национальной промышленности во Франции. 28 декабря того же года в подвальном помещении «Большого кафе» на бульваре Капуцинов состоялся первый сеанс кинематографа.
В этот день родился кинематограф как массовое зрелище. С этого дня он начал своё победное шествие по всему миру. О быстроте его распространения свидетельствует хотя бы тот факт, что уже весной 1896 г. кинематограф Люмьера, демонстрировался в России — в Петербурге, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде.
И едва ли не первым, давшим корреспонденцию о новом зрелище, был Максим Горький, писавший в «Нижегородском листке» в 1896 г. о кинематографе: “Там звуков нет и нет красок. Там всё — земля, деревья, люди, вода и воздух — окрашено в самый однотонный цвет”.
- Экспрессионизм
- «Первые семь лет» Бернарда Маламуда, краткое содержание
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- Когда появились первые игорные дома
- С первого взгляда
- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Никколо Макиавелли, краткое содержание
- Ваш первый месяц работы в крупной компании – как не ударить в грязь лицом
- «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?