Самый большой коллекционер Италии, никому не известный Фредерико Черрути читать ~4 мин.
Каждое воскресенье ничем не примечательный с виду человек в обычном темно-синем костюме и белой рубашке приезжал на ничем не примечательном автомобиле в ничем не примечательный дом на окраине Турина и садился обедать в компании своей домработницы Марселины в небольшом портике, украшенном живыми орхидеями. Он бы мог обедать в зале с десятью метафизическими картинами де Кирико, но этот человек любил цветы, любил красоту. Его любовь к искусству позволила ему более чем за 70 лет собрать удивительную коллекцию. Эта коллекция была его семьей, его другом, его смыслом.
Федерико Черрути (Federico Cerruti) умер 15 июля возрасте 93 лет. Он был очень популярен среди дилеров, иногда давал консультации. Все знали о его редком даре — понимать большое искусство.
Картины позднего средневековья и ранние работы эпохи Возрождения украшали главную спальню большой виллы. Паоло Венециано, Сассетта, Берганьоне — все картины высшего качества и в отличном состоянии. Если мы пройдём в гостиную, то встретим здесь основателя маньеризма Понтормо, видных представителей феррарской и венецианской школ Доссо Досси и Париса Бордоне, а также крупнейшего мастера итальянского барокко Тьеполо.. Здесь же великие аллегории Батони из XVIII века соседствуют с красавицами Больдини из века XIX. Дальше — Клее, Боччони и Модильяни, Альберто Бурри, и, наконец, модерн.
Здесь есть и первая купленная Черрути работа — рисунок Кандинского, с которым он был знаком и даже дружил. Столы в комнате завалены редчайшими книгами, например, двенадцатью томами «Атласа Майор» Джоана Блау (Atlas Maior, Joan Blaeu), изданного в XVII веке. Здесь же и маленькая изысканная книга, украшенная эмалью XVII века и драгоценными камнями. Мебель в комнатах — сама как произведение искусства, лучшие работы краснодеревщиков Италии.
Федерико Черрути родился 1 января 1922 года, в генуэзской семье. Его отец имел небольшую переплётную мастерскую. Переезд в Турин дал возможность расширить бизнес, но в результате бомбардировок в 1943 году мастерская была полностью разрушена, а Федерико избежал смерти лишь по счастливой случайности. Родители воспитывали мальчика в строгости, в почтении к труду, но первоначально его изыскания были сосредоточены на сфере бухгалтерского учета, а не на изучении истории искусства. На волне послевоенного экономического бума в Италии, Федерико удалось открыть собственный переплётный бизнес, который за несколько лет стал один из двух крупнейших в стране. Квартира Черрути располагалась над его офисом и здесь он прожил в одиночестве всю жизнь.
На вилле, которую он построил для себя и где хранилась вся его коллекция, за полвека он ночевал всего один раз. Аннализа Феррари (Annalisa Ferrari), его правая рука на протяжении почти 30 лет, вспоминает, что проснувшись в то утро, он сказал, что все эти сокровища заставляют его страдать от синдрома Стендаля — эстетическое наслаждение от вида предметов искусства вызывало в нём огромное чувство волнения и слабости. Два раза в год он устраивал праздники на вилле — в день своего рождения и именин. Это было больше данью традициям, чем необходимостью, потому что друзей он почти не имел. Он дарил бездомным щедрые подарки на Рождество, предоставлял свои сокровища в аренду музеям, организовывал небольшие экскурсии на свою виллу. Все это и наполняло его жизнь смыслом.
Те, кому удалось побывает на вилле, были поражены красотой увиденного, тем более, что мало кто в стране слышал о коллекции Черрути. Он ненавидел публичность до такой степени, что почти не сохранилось даже его фотографий. В последних письмах, он просил Феррари организовать его похороны как можно быстрее, до того, как о них объявят в газетах. Черрути был похоронен в гробу с распятием из слоновой кости и с фотографиями его обожаемой матери и падре Пио.
Возможно, в США или Великобритании музеи нашли бы возможность сотрудничать с Черрути, предоставить ему возможность развивать свой интерес к искусству. Но в Италии, где атмосфера пропитана взаимными подозрениями музеев и частных коллекционеров, такое было невозможно. Власти Турина предприняли попытку заполучить коллекцию Черрути для своих музеев, но вызвали лишь ярость коллекционера из-за той огласки, которая сопровождала эту историю.
Два года назад коллекционер основал свой фонд, которому принадлежит вилла, коллекция и весь капитал Черрути. На сегодняшний день завещание Черрути ещё не оглашалось, но ожидается, что наследником станет сестра. Возможно, что именно ей предстоит решать дальнейшую судьбу богатейшей в Италии частной коллекции предметов искусства.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?