Рынок искусства сегодня: благоразумие, прагматизм или … читать ~9 мин.
МОСКВА/ЛОНДОН. Цена и ценность — на арт-рынке особенно трудно определить какие-либо законы в отношении этих категорий. Как понять реальную стоимость того или иного предмета искусства? На самом деле, это продолжает оставаться тайной не только для поклонников, но и для профессионалов.
Например, с некоторых пор цены на произведения Эдварда Мунка (Edvard Munch, 1863-1944) начали падать. Арт-дилеры уже отметили, что во время крупных аукционов произведений норвежского экспрессиониста, покупатели предпочитают выжидать и приобретать картины по цене ниже, чем предварительная оценка. И все это началось после того, как три года назад, 2 мая 2012 года, одна из версий картины «Крик» (The Scream, 1895) была продана за 119,2 млн долларов США.
Ещё более показательным является другой случай — с работами британского художника Дэмиена Хёрста (Damien Hirst, 1965), который считается самым богатым современным художником. В конце 2012 года издание Bloomberg Businessweek сообщило, что работы, приобретённые в самый прибыльный для Хёрста период с 2005 по 2008 год, были затем проданы почти на 30% дешевле. По мнению экспертов, падение цен на работы Дэмиена Хёрста произошло из-за перенасыщения ими рынка и их лёгкой доступности.
Немного другая ситуация с работами Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881-1973), который также отличался «высокой производительностью». Более десяти лет испанец находится в топ-3 самых продаваемых художников в мире, кажется, что его картинам не страшны никакие потрясения. Вряд ли это связано лишь с возможностью с пафосом сказать: «У меня есть Пикассо!»
Все эти факты ещё раз доказывают, что арт-рынок — слишком нелогичный сегмент делового мира, и, к лучшему или худшему, ситуация на рынке может кардинально меняться даже от легкого дуновения ветерка. Так «дело Мунка» эксперты застенчиво объясняют «завышенными ожиданиями продавцов».
В ноябре аукционы Sotheby’s и Christy’s в Нью-Йорке, выставившие произведения импрессионистов, современного и актуального искусства, обозначили тенденцию, сложившуюся на мировом арт-рынке: благоразумие и прагматизм.
Хотя бывший таксист, а сегодня миллиардер Лю Цянь (Liu Yiqian) и приобрёл великолепный холст «Лежащая обнажённая» (Nu Couché, 1917-1918) Амадео Модилияни (Amedeo Modigliani, 1884-1920) за 170,4 млн долларов США, прогноз The Art Newspaper о том, что арт-рынок почувствует на себе заметное снижение темпов китайской экономики, сбывается. После «чёрного понедельника» — 24 августа, когда индекс Шанхайской фондовой бирже Shanghai Composite упал на 8,5%, а в США Dow Jones потерял 1000 пунктов за неделю (самый резкий спад после 2011 года), все осознали мрачную правду: рост мировой экономики замедлился.
После финансового кризиса в конце 2007 года и последовавшего спада в 2008 году, «острова надежды» для арт-рынка открылись в странах группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай, а с 2010 года — БРИКС, с Южной Африкой). Идиллия продолжалась относительно долго, в большей степени за счет китайских коллекционеров. Не секрет, что некоторые из них — покупатели «высокого класса». В мае этого года на аукционе в Нью-Йорке три китайских знатока купили за 116 млн долларов США работы Пикассо, Клода Моне и Винсента ван Гога. Самые престижные галереи открывают свои филиалы в Гонконге, надеясь привлечь покупателей с материка, напоминает The Art Newspaper.
Что происходит на рынке искусства в странах БРИКС?
Экономический бум почти всегда сопровождается растущим интересом к искусству и после финансового кризиса в США и Европе, страны БРИКС вызвали повышенный интерес арт-дилеров.
Экономический рост Бразилии в связи с радикально изменившейся политической ситуацией, а также за счёт увеличения экспорта нефти, начался в 2003 году и продолжался до 2013 года. Сегодня южноамериканская страна является восьмой по величине экономикой в мире. Этот десятилетний период был умело использован арт-дилерами, которые сделали ставку на сотрудничество с местными художниками и постоянное присутствие на выставках в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Бразильская аудитория проявила большой интерес к различным аспектам искусства и музеи в стране стали центрами притяжения для миллионов посетителей. В настоящее время, однако, реальность иная: слабая национальная валюта, коррупционные скандалы, высокая социальная напряженность, неблагоприятная налоговая ситуация… Из всех сфер наиболее серьёзно пострадало искусство. Многие коллекционеры и меценаты больше не чувствую себя так спокойно и свободно, а финансовые проблемы заставили многие музеи отказаться или отложить ряд крупных выставок, отмечает The Art Newspaper.
Газета напоминает, что до недавнего времени многие из российских олигархов активно участвовали в крупных международных аукционах. В 2008 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке, русский миллиардер Роман Абрамович заплатил 86,3 млн долларов США за «Триптих» (Тriptych, 1976) Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon, 1909-1992). После 2014 года, когда на повестке дня остро встали вопросы вокруг Крымского полуострова, а против России были введены санкции, ситуация на арт-рынке стала подобна кораблекрушению. Российские коллекционеры продолжают участвовать в крупных тендерах, но их энтузиазм заметно ослаб. То же самое касается российских галерей и художников, которые ещё недавно широко присутствовали на всех крупнейших мировых выставках.
Арт-рынок в Индии растет не такими быстрыми темпами, его интересы сосредоточены, главным образом, на сегменте современного искусства. Но после 2008 года, когда серьёзно «заболел» один из движущих механизмов индийской экономики — аутсорсинг, многие художественные организации и фонды были просто закрыты. Арт-рынок выжил в этой стране, но объёмы его очень малы. Доход от аукциона Christy’s в Мумбаи едва превысил 12,1 млн долларов США. Тем не менее, в сентябре, в мультимиллионном городе открылся офис аукционного дома Sotheby’s, представители которого выразили оптимизм. По их словам, за последние пять лет на 42% выросли продажи современных художников, востребованы ювелирные изделия и рисунки.
Несмотря на удивительный рост арт-рынка в Китае, на самом деле всё немного не так, как кажется. По данным The Art Newspaper, официальные данные в стране часто завышаются, прозрачность информации под вопросом. На протяжении многих лет Китай преследовала ещё одна проблема — отсутствие оплаты за выигранные лоты. По этой причине в 2007 году, в частности, для аукционов в Гонконге, Sotheby’s ввёл систему предварительной оплаты, когда участники аукциона должны были предварительно уведомить об интересе к тому или иному лоту и внести соответствующий депозит. И если эти проблемы могут быть каким-то образом решены, то реальную озабоченность вызывает ситуация на фондовом рынке страны. «Чёрный понедельник» в августе подорвал положение тысяч представителей китайского среднего класса и вероятности того, что они когда-нибудь вернутся на арт-рынок ничтожна.
Цена и ценность
Как определить цену на произведение искусства? На этот ключевой для каждого участника арт-рынка вопрос вряд ли может быть получен прямой и однозначный ответ.
Рассмотрим 5 самых дорогих работ на сегодняшний день
«Лежащая обнажённая» Амадео Модилияни, 170,4 млн долларов США.
Пятое место в рейтинге. Всего сто лет назад работы итальянского художника вызывали больше негодования, чем восхищения. В 1917 году полицейские закрыли «непристойную» выставку Модильяни в Париже, результатом чего стало бедственное финансовое положение художника.
«Алжирские женщины» (Les Femmes d’Alger. Version O, 1955) Пабло Пикасо (Pablo Picasso, 1881-1973), 179,4 млн долларов США.
Самая дорогая картина из проданных на открытом аукционе. Пикассо был вдохновлён холстом «Алжирские женщины в своих покоях» (Femmes d’Alger dans leur appartement, 1834) Эжена Делакруа (Eugène Delacroix, 1798-1863) и работой своего друга Анри Матисса (Henri Matisse, 1869-1954) которые часто рисовал одалисок. После его смерти, Пикассо пошутил: “Матисс оставил мне своих одалисок в наследство”. В июне 1956 года Виктор и Салли Ганц (Victor и Sally Ganz) купили для парижской галереи сразу несколько «алжирок» — 10 картин и рисунков за 212 500 долларов США. В 1997 году «Версия O» была продана уже за 31,9 млн долларов США. Почему в 2015 году цена на ту же картину стала в пять раз выше, арт-дилеры не могут объяснить.
«№ 6, фиолетовый, зеленый и красный» (№ 6, Violet, green, red, 1951) Марка Ротко (Mark Rothko, 1903-1970), 186 млн долларов США.
Искусствоведы определяют работу Марка Ротко, как «абстрактный экспрессионизм», но сам художник говорил: “Я не определяю свои картины как абстрактные”. Он сравнивал свою работу с детскими рисунками и использовал большие цветные поля, чтобы выразить «своё внутреннее чувство, а не вмешательство разума». В 2014 году картина «№ 6» была куплена русским бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым, который год спустя подал в суд на швейцарского арт-дилера Ива Бувье (Yves Bouvier). Бувье купил картину за 146 млн долларов США, а затем перепродал её Рыболовлеву за 186 млн долларов США, с маржой в 40 млн долларов! Скандал потряс рынок и вызвал массовые проверки в Duty Free Zone (Freeport) близ Женевы, где хранятся произведения искусства на миллиарды долларов. По данным основателя компании Artprice Тьерри Эрмана (Thierry Ehrmann), цитируемого платформой ArtGuide.com, “если коллапс наступит во Фрипорте, в Женеве, это может привести к краху всего мирового арт-рынка”.
«Игроки в карты» (Les joueurs de carte, 1895) Поля Сезана (Paul Cézanne, 1839-1906), 250 млн долларов США.
Четыре из пяти картин из серии «Игроки в карты» находятся в коллекциях Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, Музея д’Орсе в Париже, Фонда Барнса в Филадельфии и Института искусств Курто в Лондоне. С февраля 2012 года пятая работа великого французского художника принадлежит королевской семье Катара. Серия «Игроки в карты» по праву считается шедевром постимпрессионизма. Когда предыдущий владелец картины, греческий миллиардер Джордж Эмбирикос (George Embiricos, 1920-2011) собрался продавать её, у него было несколько покупателей и среди них один из самых знаменитых галлеристов Ларри Гагосян (Larry Gagosian), который был готов заплатить 220 млн долларов США.
«Когда ты выйдешь замуж?» (Nafea Faa Ipoipo, When Will You Marry? 1892) Поля Гогена (Paul Gauguin, 1848-1903), 300 млн долларов США.
Когда Гоген сбежал из Франции на Таити, он не нашёл там эдемского сада, как ожидал, но провел эти годы очень продуктивно, написав около 80 картин. Несмотря на это, свою жизнь он завершил в возрасте 54 лет и в полной нищете.
Вместе эти пять картин стоят 1 085 800 000 долларов США. Логично ещё раз задать вопрос: «Почему?»
Эксперты ведущего аналитического агентства в мире искусства, компании ArtPrice, имеют своё мнение по этому поводу. Они считают, что причиной высоких цен на топ-лоты в последние годы является то, что искусство становится наиболее стабильной и надежной инвестицией, которая намного более устойчива к финансовой «турбулентности», чем рынки акций. Однако, если анализировать более глубоко, становится ясно, что есть и другая, скрытая от большинства, реальность. Несомненно, это тема для более широкой дискуссии.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Музей ГМИИ им. Пушкина впервые в России представляет творчество венгерского живописца Михая Мункачи
- Раскрыта тайна появления белого пятна на картине Эдварда Мунка «Крик»
- Дом Эдварда Мунка раскрывает свои секреты
- Осло ищет пути размещения наследия Эдварда Мунка
- Новый взгляд на Мунка
- При терракте в Осло из здания правительства пропали картины
- Выставка одной картины «Михай Мункачи (1844-1900) «Христос перед Пилатом» II п. XIX в.»
- «Крик» Эдварда Мунка может уйти за 80 млн. долларов на Sotheby’s
Комментирование недоступно Почему?