Загадочные работы Яна ван Эйка представлены в Нью-Йорке читать ~4 мин.
НЬЮ-ЙОРК. В бельгийском Генте находится один из наиболее значимых образцов западной средневековой живописи — алтарь Яна ван Эйка, написанный для собора Св. Бавона в 1432 году. На его двенадцати панелях (одна является копией, взамен украденной) изображены Иисус, Мария и Иоанн Креститель, ангелы, преклонившие колена перед жертвенным агнцем. Реализм, которого художнику удалось добиться в этой работе, стал возможным благодаря усовершенствованной им технологии приготовления масляных красок.
На протяжении многих столетий кристаллическая точность картин Яна ван Эйка вызывает оцепенение у наблюдателей. Современный бельгийский художник Люк Тёйманс в 2007 году в интервью Удо Киттельману сказал: “После фламандских примитивистов, и главного среди них — Яна ван Эйка, любой художник может быть только дилетантом”.
Около двух десятков картин принадлежат кисти ван Эйка, большинство из них находятся в коллекциях крупнейших музеев Европы и США. И каждая из этих работ не менее выразительна и загадочна, чем алтарь в Генте. Новая выставка в Музее Метрополитан (Metropolitan Museum of Art) приглашает всех убедиться в этом.
Впервые в истории на одной площадке будут представлены диптих «Распятие и Страшный Суд», находящийся в постоянной экспозиции музея, и связанный с ней рисунок, арендованный у музея Museum Boijmans Van Beuningen в Роттердаме.
Эти произведения искусства любопытны своей пространственной организацией. В верхней части «Страшного суда» мы видим фигуру Иисуса, восседающего в алом плаще на царском троне рая. Возле его ног расположились апостолы, кардиналы и короли, выстроившиеся в геометрическом порядке и стоящие чрезвычайно плотно. В центре картины мы видим нашу планету, над которой простер свои радужные крылья архангел Михаил. Ещё ниже изображен ад, над которым царит сама Смерть в образе распластавшегося скелета. Ад настолько же беспорядочен, насколько упорядочен рай. Присмотревшись, среди грешников в адских глубинах можно найти и священника, которого легко узнать по белой митре.
Трёхмерное пространство «Распятия» структурировано при помощи воздушной перспективы, характерной для проторенесанса. Вокруг висящего на кресте Иисуса мы видим всадников в чалмах и меховых шапках, один из которых пронзает правую сторону Христа копьем. На ближнем плане мы видим Марию, чье лицо почти полностью скрывает голубая мантия. На заднем плане, над горами, всходит Луна. Кстати, именно Яну ван Эйку приписывают первые точные изображения лунной поверхности.
Рисунок, приехавший для выставки из Роттердама и так похожий на «Распятие», был обнаружен в 1971 году, на распродаже недвижимости в Гронингене. Местный психиатр обратил внимание на его сходство со знаменитой картиной и заплатил за него 10 гульденов (около 5 долларов США). Рисунок не является копией картины, по форме он ближе к квадрату, тем не менее, на нём изображен тот же момент агонии Христа.
По оценке экспертов Музея Метрополитан, вполне возможно, что рисунок сделан ван Эйком или, по крайней мере, в его мастерской. Рисунок выполнен с той же тщательностью, которая характеризует все картины ван Эйка. Если рисунок и не был выполнен художником собственноручно, то его неизвестный автор старался придерживаться стиля ван Эйка.
Некоторые технические подробности подтверждают версию о том, что рисунок был сделан ван Эйком или его командой. Посмотрев внимательно на лицо Богородицы на рисунке, мы видим его сморщенным и страдающим. На картине та часть лица, которая видна из-под мантии, не имеет следов морщин. Но если взглянуть на диптих в инфракрасном свете, становится очевидным, что лицо Марии было так же покрыто морщинами, но впоследствии художник убрал их.
Научный анализ позволяет пролить свет и на отношения между двумя частями диптиха. Его части были вырезаны из единого куска дерева, а обнаруженные следы по краям означают, что картины на самом деле были боковыми частями триптиха, центральная панель или скульптура которого сегодня утеряна. Эксперты полагают также, что «Страшный суд» был написан при участии ван Эйка в его мастерской, в то время как над «Распятием» художник трудился в одиночку.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?