Забытый шедевр Рубенса обнаружен в парижском особняке читать ~14 мин.
Картина «Христос на кресте», созданная около 1613 года фламандским мастером Петером Паулем Рубенсом, была найдена во время оценки имущества для аукциона и отправится с молотка 30 ноября 2025 года.
Случайная находка в шестом округе
Жан-Пьер Озена, глава одноимённого аукционного дома, обнаружил полотно в сентябре 2024 года при подготовке к продаже частного особняка в шестом округе Парижа. Аукционист проводил рутинную инвентаризацию имущества, когда его внимание привлекла работа в стиле барокко. “Это чрезвычайно редкая находка, которая определит мою карьеру аукциониста”, — заявил Озена в интервью Agence France-Presse.

Полотно сохранилось в отличном состоянии, несмотря на свой 400-летний возраст. Размеры картины составляют 105,5 на 72,5 сантиметров, что делает её сравнительно компактной для масштабных работ Рубенса. «Она была написана Рубенсом на пике его таланта», — подчеркнул аукционист.
Научное подтверждение авторства
Для верификации находки Озена обратился к ведущему авторитету в области творчества Рубенса. Немецкий историк искусства Нильс Бюттнер, возглавляющий Centrum Rubenianum в Антверпене с 2021 года, провёл тщательное исследование полотна. Эта организация координирует публикацию Corpus Rubenianum Ludwig Burchard — монументального каталога-резоне, охватывающего около 2500 композиций и 10 000 произведений фламандского мастера.
Картину подвергли рентгеновской визуализации и пигментному анализу. Эти методы позволили установить подлинность произведения и подтвердить, что оно действительно принадлежит кисти Рубенса. Озена вспоминал, как расхаживал взад-вперёд, пока комитет экспертов принимал решение об аутентичности. Затем последовал телефонный звонок Бюттнера: “Жан-Пьер, у нас новый Рубенс!”
Работа будет включена в следующее издание Addenda и Corrigenda каталога-резоне Рубенса. До этого открытия картина была известна историкам искусства только по гравюрам.
Художественные особенности композиции
Картина изображает распятого Христа, выделяющегося яркой фигурой на фоне тёмного угрожающего неба. “Христос показан изолированным, ярко выступающим на фоне зловещего тёмного неба”, — отметил Бюттнер в документе, переданном Artnet News. Верхняя часть тела Спасителя мучительно реалистично выгнута вперёд, вес тела показан через напряжение рук, вытянутых над головой.
За зелёным заросшим скалистым фоном Голгофы виден освещённый Иерусалим, по-видимому, под ливнем. Такая точность деталей была характерна для Рубенса. Озена охарактеризовал произведение как «самое начало живописи барокко».
Период создания и религиозный контекст
Существуют расхождения в датировке работы: одни источники называют 1613 год, другие указывают период 1614-1615 годов. Это время приходится на первое десятилетие после возвращения Рубенса в Антверпен из Италии в 1609 году. В период с 1610 по 1620 год художник создал огромное количество алтарных образов для римско-католических церквей.
Распятие было любимой темой Рубенса, протестанта, который принял католичество. «Это настоящее исповедание веры», — подчеркнул Озена. Сюжет распятия Христа занимал центральное место в искусстве Контрреформации, призванном вдохновлять религиозное рвение верующих.
Во время Контрреформации католическая церковь требовала изображения страдающего Спасителя, которое было бы более героическим и божественным по внешнему виду. Рубенс создавал мощные эмоциональные образы Христа, Девы Марии и святых, став главным художественным проповедником духовности Контрреформации в Северной Европе.
Художественная зрелость мастера
Период создания картины совпадает с созданием двух великих антверпенских триптихов Рубенса. «Воздвижение креста» (1609-1610) объединило итальянские отражения Тинторетто и Караваджо с фламандским реализмом в героическом утверждении искупительного страдания. Второй триптих для Антверпенского собора, «Снятие с креста» (1611-1614), более классичен и сдержан в соответствии с сюжетом.
Эта работа отразила энергичное обновление Рубенсом ранней нидерландской традиции Яна ван Эйка, Ханса Мемлинга и Рогира ван дер Вейдена. Широкая слава «Снятия с креста» была обеспечена публикацией гравюры — среди будущих почитателей этой работы был молодой Рембрандт.
Лучшие шедевры Рубенса, тесно связанные со Страстями Христовыми, были созданы в период между 1611 и 1618 годами. Среди других важных религиозных композиций этого периода — «Страшный суд» (около 1616) и «Христос на кресте» (также известный как «Le Coup de Lance», 1620).
Частная коллекция или церковный заказ
В отличие от многих работ Рубенса, заказанных католической церковью, найденная картина, вероятно, была создана для частного коллекционера. Это объясняет её относительно скромные размеры по сравнению с монументальными алтарными произведениями мастера.
Считается, что полотно когда-то принадлежало французскому академическому живописцу XIX века Вильяму-Адольфу Бугеро (1825-1905). Бюттнер отметил, что «поразительно», как картина такого калибра могла оставаться незамеченной столь долгое время. Он добавил, что если Бугеро знал о значимости этой работы, он не раскрыл этого.
Бугеро как предыдущий владелец
Вильям-Адольф Бугеро был одним из самых успешных французских художников конца XIX века и одним из самых знаменитых живописцев своего времени. Он учился в Школе изящных искусств, престижной парижской художественной школе, и был известен своими мастерски исполненными религиозными, мифологическими и аллегорическими картинами.
Работы Бугеро характеризовались точной, безупречно отполированной поверхностью краски и строгим соблюдением правил анатомии, перспективы и академического моделирования. Его полотна служили образцом стандартов французской академической живописи конца XIX века и пользовались значительной популярностью во Франции и Соединённых Штатах.
Большие холсты Бугеро активно искали коллекционеры в эпоху позолоченного века Америки. Однако термин «бугероэск» даже использовался как антоним импрессионизму, поскольку Бугеро был известен как консервативный живописец, отрицавший картины Мане и других импрессионистов.
Путь картины через столетия
После коллекции Бугеро картина перешла к владельцам парижского особняка, где и была обнаружена. Документ, подготовленный Бюттнером, не содержит информации о том, как именно полотно попало из собрания XIX века в частную резиденцию XXI века.
Происхождение работы было сертифицировано с помощью методов, включающих рентгеновскую визуализацию и пигментный анализ. Эти современные технологии позволяют исследователям заглянуть под слои краски, изучить технику нанесения мазков и определить состав пигментов, использованных художником.
Рубенс и искусство Голгофы
Тема распятия на Голгофе многократно появлялась в творчестве Рубенса на протяжении всей его карьеры. Художник был мастером композиционных вариаций — его индивидуальные трактовки сцен Страстей сокращались или обогащались в соответствии с духом благочестия того времени.
Работы адаптировались к конкретному заказу, функции и расположению произведения, а также к его цене. Широкий спектр различных способов изображения главных персонажей в «Пьета» и «Снятиях с креста» Рубенса следует объяснять именно этими факторами.
В некоторых версиях Мария Магдалина — воплощение грешного человечества — поклоняется Христу издалека; в других она принимает мёртвого Христа на руки, символически принимая Евхаристию после отпущения грехов. Эти вариации отражали различные богословские акценты периода Контрреформации.
Иконография и символизм
В найденной картине Рубенс использовал множество символических элементов и мастерскую композицию для передачи божественной встречи. Скалистый фон Голгофы с зелёной растительностью создаёт контраст с мрачным небом, усиливая драматизм сцены.
Вид освещённого Иерусалима за спиной Христа, по-видимому, под грозовыми облаками, добавляет исторический и географический контекст библейской сцене. Этот приём был типичен для Рубенса, стремившегося к точности и реализму в изображении священных событий.
Изолированная фигура Христа, ярко выделяющаяся на тёмном фоне, привлекает взгляд зрителя и создаёт ощущение божественного присутствия. Напряжение рук и выгнутое тело передают физическое страдание, делая сцену мучительно реалистичной.
Стиль барокко в ранней стадии
Озена охарактеризовал работу как «самое начало живописи барокко». Рубенс считается наиболее влиятельным художником фламандской барочной традиции и воплощением этого стиля. Его творчество охватывало бурный век в Европе, наполненный политическими, религиозными и культурными событиями.
Эпоха барокко, известная также как эпоха Рубенса, произвела многих великих мастеров, среди которых Караваджо, Бернини и сам Рубенс, который олицетворял и определял этот стиль. Стиль барокко подчёркивал движение, цвет и чувственность.
Завершив слияние реалистичной традиции фламандской живописи со свободой воображения и классическими темами итальянского ренессансного искусства, Рубенс фундаментально оживил и перенаправил северо-европейскую живопись.
Итальянское влияние на творчество
В августе 1601 года Рубенс прибыл в Рим. Там новый стиль барокко, провозглашённый Аннибале Карраччи и Караваджо — смелый натурализм в сочетании с возрождением героически идеализированных форм Микеланджело и Рафаэля — был быстро усвоен Рубенсом.
Его первым крупным римским заказом стали три большие картины (1601-1602) для часовни склепа святой Елены в базилике Санта-Кроче. В 1603 году Гонзага отправил его в первую дипломатическую миссию в Испанию для представления партии картин королю Филиппу III.
Ближе к концу 1605 года Рубенс совершил вторую поездку в Рим. Вместе со своим братом Филиппом он предпринял интенсивное изучение античного искусства и филологии и начал собирать значительную коллекцию римских скульптур, рельефов, портретных бюстов и античных монет.
Возвращение во Фландрию и расцвет
В 1609 году Рубенс вернулся в Антверпен после известия о болезни матери. Двенадцатилетнее перемирие в войне между Испанией и Нидерландами вызвало масштабное обновление фламандских церквей. Это создало огромный спрос на религиозное искусство и открыло беспрецедентные возможности для талантливых художников.
Первый из двух великих антверпенских триптихов Рубенса, «Воздвижение креста» (1609-1610), объединил итальянские отражения с фламандским реализмом в героическом утверждении искупительного страдания. Его второй триптих для собора Антверпена, «Снятие с креста» (1611-1614), более классичен и сдержан в соответствии с сюжетом.
Именно в этот плодотворный период, между 1613 и 1615 годами, была создана найденная картина «Христос на кресте». Работа демонстрирует полное овладение Рубенсом техникой барокко и его способность создавать глубоко эмоциональные религиозные образы.
Продуктивность фламандского мастера
Петер Пауль Рубенс был чрезвычайно плодовитым живописцем. Его творчество насчитывает около 2500 композиций и около 10 000 произведений искусства: картин, рисунков, книжных иллюстраций и даже гобеленов. “Ни одно предприятие, каким бы обширным оно ни было, никогда не превосходило моего мужества”, — заявлял Рубенс, чья работа включала купола соборов и алтарные образы, портреты, пейзажи и проекты скульптуры и архитектуры.
Несмотря на такую продуктивность, открытие нового шедевра мастера XVII века остаётся редким событием. “Это не каждый день эксперты обнаруживают ещё один шедевр фламандского мастера XVII века”, — отметил Artnet News.
Роль Centrum Rubenianum
Centrum Rubenianum часто участвует в определении подлинности картин, приписываемых Рубенсу. Организация была первоначально названа «Национальным центром пластических искусств XVI и XVII веков». Сегодня её деятельность сосредоточена на публикации Corpus Rubenianum Ludwig Burchard.
Благодаря исследованиям, проводимым для этого каталога-резоне, Centrum помогает расширить собственную документацию Rubenianum, особенно в отношении Рубенса и его близких соратников и последователей. Centrum также помогает Rubenianum отвечать на запросы о произведениях искусства, а также организовывать и участвовать в выставках и публикациях в Бельгии и на международной арене.
Серия из более чем 40 книг каталога-резоне представляет всеобъемлющий обзор творчества Рубенса. Этот монументальный проект, один из самых амбициозных в истории искусства, отражает как масштаб, так и сложность работы Рубенса. Каждый том написан выдающимся специалистом в рамках исследовательской традиции Людвига Бурхарда, широко признанного авторитета в этой области.
Дебаты об аутентичности работ Рубенса
Centrum Rubenianum занимает чёткую позицию по вопросам аутентичности работ Рубенса, что иногда вызывает споры. Картина «Самсон и Далила» в Национальной галерее Лондона давно вызывала сомнения у некоторых исследователей, включая художницу Евфросинью Доксиадис, которая недавно написала об этом книгу.
Однако Бюттнер решительно отверг спекуляции, последовательно поддерживая атрибуцию Рубенсу. «Это теории заговора», — охарактеризовал он сомнения в происхождении «Самсона и Далилы». Представитель Национальной галереи заявил, что картина «давно признана учёными Рубенса».
Ведущие специалисты в этой области безоговорочно поддерживают подлинность спорных работ. Главным среди них является Нильс Бюттнер, председатель Centrum Rubenianum в Антверпене, который работает над Corpus Rubenianum, окончательным каталогом-резоне фламандского барочного живописца.
Технологии в атрибуции произведений
Современные технологии играют всё более важную роль в аутентификации произведений старых мастеров. Рентгеновская компьютерная томография может использоваться для неинвазивной дендрохронологии, выявляя детали панелей и досок, скрытых под слоями краски.
Пигментный анализ позволяет определить состав красок и сравнить их с материалами, которые использовал художник в определённый период. Однако эксперты подчёркивают, что искусственный интеллект и другие технологические инструменты никогда не заменят экспертный человеческий глаз, но могут быть ценным дополнительным аналитическим инструментом.
В случае с найденной картиной «Христос на кресте» комбинация рентгеновской визуализации, пигментного анализа и экспертной оценки Бюттнера привела к окончательному подтверждению авторства Рубенса.
Рынок религиозных работ Рубенса
За последний год религиозные картины Рубенса на аукционах, как правило, соответствовали ожиданиям или превосходили их, продаваясь за суммы от 1 до 5 миллионов долларов, согласно базе данных цен Artnet. Аукционный дом Osenat не опубликовал предварительную оценку стоимости найденного полотна.
Отсутствие официальной оценки не является необычным для произведений такого значения. Аукционные дома иногда предпочитают не публиковать эстимейт, чтобы не ограничивать потенциальных покупателей и позволить рынку самому определить цену.
Аукцион запланирован в аукционном доме Osenat в Фонтенбло, Франция, 30 ноября 2025 года. Дополнительные детали, касающиеся картины Рубенса, включая её предполагаемую продажную цену, пока не были раскрыты онлайн.
Значение открытия для истории искусства
Находка представляет значительный интерес для истории искусства по нескольким причинам. Во-первых, она демонстрирует, что даже в XXI веке возможны открытия произведений признанных мастеров, считавшихся утраченными веками.
Во-вторых, картина заполняет лакуну в документации творчества Рубенса — произведение было известно только по гравюрам, но оригинал считался утраченным. Включение работы в следующее издание Addenda и Corrigenda каталога-резоне расширит научное представление о творческом наследии художника.
В-третьих, открытие подчёркивает важность тщательной инвентаризации частных коллекций и внимательности профессионалов аукционного дела. Без опытного глаза Озена картина могла бы остаться неопознанной ещё на десятилетия.
Перспективы будущих открытий
История находки поднимает вопрос о том, сколько ещё произведений признанных мастеров могут находиться в частных коллекциях, не будучи должным образом атрибутированными. Бюттнер назвал «поразительным», что картина такого калибра могла оставаться незамеченной столь долгое время.
Факт, что предыдущий владелец Вильям-Адольф Бугеро, сам выдающийся художник и знаток искусства, возможно, не осознавал значение работы в своей коллекции, вызывает удивление. Это свидетельствует о том, что даже в собраниях известных коллекционеров прошлого могут скрываться неидентифицированные шедевры.
Современные методы исследования и растущая база данных о творчестве старых мастеров увеличивают шансы на правильную атрибуцию произведений искусства. Centrum Rubenianum продолжает работу над расширением документации, что облегчает идентификацию работ Рубенса и его круга.
Эмоциональное воздействие открытия
Для Жана-Пьера Озена открытие стало кульминацией профессиональной карьеры. “Это шедевр, который исчез, и я его нашёл. Это чрезвычайно редкое и невероятное открытие, и оно станет знаковым моментом в моей карьере аукциониста”, — заявил Озена.
Момент получения подтверждения от Бюттнера стал для аукциониста незабываемым. После напряжённого ожидания решения комитета экспертов телефонный звонок с новостью «У нас новый Рубенс!» принёс облегчение и торжество.
Для научного сообщества находка также представляет важность. Возможность изучить ранее известное только по гравюрам произведение в оригинале открывает новые перспективы для исследования техники и стиля Рубенса периода 1613-1615 годов.
Культурное наследие и сохранение
Отличное состояние сохранности 400-летней картины свидетельствует о надлежащих условиях хранения на протяжении веков. Это подчёркивает важность правильного ухода за произведениями искусства для их сохранения будущим поколениям.
Предстоящий аукцион определит следующего хранителя этого шедевра. Останется ли картина в частной коллекции или будет приобретена музеем — вопрос, ответ на который станет известен 30 ноября 2025 года.
Независимо от результата торгов, научное сообщество получило доступ к важному произведению Рубенса. Включение картины в каталог-резоне обеспечит её документирование и доступность для исследователей.
- Выставка-инсталляция «Анатомия кубизма»
- Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Парижский салон
- Каталог-резоне Поля Сезанна доступен в режиме онлайн
- Образовательная программа к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
- Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи
- $29 млн. за «Встречу Антония и Клеопатры» Альма-Тадемы
- Комедия положений
Комментирование недоступно Почему?