Парижский салон читать ~6 мин.
Парижский салон — официальная художественная выставка французской Академии изящных искусств (Académie des Beaux-Arts) в Париже. Впервые выставка состоялась в 1667 году, а её название происходит от места проведения — Салона Карре (Salon Carré) в Лувре. На протяжении почти 150 лет (примерно с 1740 по 1890 год) Салон был самым престижным ежегодным или проводимым раз в два года художественным событием в мире.
Его влияние на французскую живопись, в частности на художественный стиль, живописные каноны и репутацию художников, было огромным. Салон оставался верным сторонником традиций академического искусства, многие из которых восходят к эпохе Возрождения. Со временем он становился всё более консервативным, что в конечном счёте привело к его упадку.
Двумя наиболее известными представителями академизма были Николя Пуссен (1594–1665) и Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Их живописный стиль, основанный на главенстве линии и рисунка (dessin), противопоставлялся творчеству их современников, таких как Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Эжен Делакруа (1798–1863), которые отдавали предпочтение цвету (coloris).
В 1881 году французская Академия передала контроль над Салоном Обществу французских художников (Société des Artistes Français), однако выставка сохранила враждебное отношение к авангарду. Сегодня ежегодный Салон является лишь одной из нескольких значимых выставок изобразительного искусства, наряду с такими, как «Осенний салон» и «Салон независимых».
Происхождение и история Салона
Первые выставки проводились в разных местах, и участие в них было доступно только членам Королевской академии живописи и скульптуры (Académie Royale de Peinture et de Sculpture) и её школы (École des Beaux-Arts). С 1725 года Салон переместился в Салон Карре в Лувре, получив своё знаменитое название. Начиная с 1737 года, в выставке мог участвовать любой художник, получивший одобрение жюри.
Поначалу эти выставки проводились нерегулярно, но со временем они стали ежегодными или двухгодичными. Статус Салона стал непревзойдённым, и его посещали все серьёзные коллекционеры, дилеры, кураторы и меценаты. В 1748 году было введено жюри, состоявшее преимущественно из членов Академии, которое отбирало картины и скульптуры для показа, что ещё больше укрепило престиж Салона.
Салон был единственной крупной художественной выставкой во Франции, что давало ему огромное влияние на карьеру художников. Мастера, чьё творчество не соответствовало художественным канонам Академии, редко получали одобрение жюри. В результате им было практически невозможно добиться успеха. Позднее это привело к возникновению нескольких альтернативных «салонов».
Расцвет Салона
Французская революция открыла Салон для иностранных художников, что сделало его ещё более престижным, хотя и несколько переполненным. К 1820-м годам Салон превратился в крупное ежегодное событие. Он проходил в больших залах, где картины висели от пола до потолка — такая развеска требовала работы специального комитета, определявшего местоположение каждого полотна. Выставки привлекали тысячи посетителей.
В 1849 году была учреждена система медалей и наград. Художественные критики в парижских газетах и журналах публиковали многочисленные обзоры и статьи о выставленных произведениях. Середина XIX века стала вершиной влияния Салона на европейское искусство. В дальнейшем, несмотря на попытки расширить свои горизонты, например, допуская ориенталистскую живопись, консервативная философия Салона постепенно подрывала его авторитет.
Салон отвергнутыхВ 1863 году жюри Салона отклонило необычно большое количество работ — около 3000. Среди них были «Завтрак на траве» (1863) Эдуарда Мане, а также произведения Джеймса Уистлера, Поля Сезанна и Камиля Писсарро. Чтобы успокоить критиков и, как было заявлено, “позволить публике судить о правомерности этих жалоб”, император Наполеон III распорядился организовать выставку отвергнутых работ в соседнем с официальным Салоном помещении.
Эта выставка вошла в историю как «Салон отвергнутых» (Salon des Refusés). Впоследствии это название применялось к любой выставке произведений, не принятых жюри официального Салона, в частности к выставкам 1874, 1875 и 1886 годов. Хотя в 1863 году отвергнутые работы подверглись ещё большей критике, само существование альтернативной выставки подорвало монополию официального Салона. С этого момента художники начали организовывать собственные показы, что особенно характерно для импрессионистов в 1870–1880-х годах. Многие искусствоведы связывают начало современного искусства с первым «Салоном отвергнутых».
Упадок СалонаУчреждение «Салона отвергнутых», а также консерватизм Академии и нежелание жюри принимать работы авангардных течений, таких как импрессионизм, постепенно подрывали репутацию Салона. В 1881 году École des Beaux-Arts отказалась от контроля над выставкой, передав его новообразованному Обществу французских художников (Société des Artistes Français). Эта группа стремилась сохранить консервативный дух Академии, восстановив систему жюри и продолжая отвергать авангард.
В декабре 1890 года лидер Общества, Вильям-Адольф Бугро (1825–1905), предложил сделать Салон выставкой для молодых, ещё не признанных художников. Это предложение было отвергнуто фракцией, в которую входили Эрнест Мейссонье (1815–1891), Пьер Пюви де Шаванн (1824–1898) и Огюст Роден (1840–1917). Они создали свою консервативную группу — Национальное общество изящных искусств (Société Nationale des Beaux-Arts) — и собственную ежегодную выставку, известную как Национальный салон.
Салон независимыхТем временем, ещё в 1884 году, появился первый крупный соперник Парижского салона — Салон независимых (Salon des Indépendants), организованный Обществом независимых художников (Société des Artistes Indépendants). Группу основали Одилон Редон (1840–1916), Жорж Сёра (1859–1891), Поль Синьяк (1863–1935) и другие. С разрешения Министерства изящных искусств, этот Салон не имел жюри: любой художник мог выставить свои работы, уплатив взнос.
Первая выставка, прошедшая с мая по июль 1884 года, представила более 5000 работ 400 художников. До начала Первой мировой войны «Салон независимых» стал главным центром авангарда в Париже. Он служил витриной для неоимпрессионизма, постимпрессионизма и других направлений современного искусства. Среди его участников были Александр Архипенко, Джорджо де Кирико, Альберто Джакометти, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Жоан Миро, Пит Мондриан, Эдвард Мунк, Анри Руссо, Альфред Сислей, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Эдуар Вюйар и многие другие. С 1920 года Салон располагается в Большом дворце и остаётся одной из ведущих выставок Парижа.
Осенний салонОсенний салон (Salon d’Automne) был основан в 1903 году как прогрессивная альтернатива официальному Салону, но с более строгим отбором, чем у «независимых». Первые выставки помогли утвердить репутацию Поля Сезанна (1839–1906) и Поля Гогена (1848–1903). Выставка 1905 года вошла в историю как место рождения фовизма — революционного стиля, основанного на цвете. В ней участвовали художники-фовисты Анри Матисс (1869–1954), Жорж Руо (1871–1958), Андре Дерен (1880–1954) и Морис де Вламинк (1876–1958).
С «Осенним салоном» также связаны имена Пьера-Огюста Ренуара (1841–1919), Пабло Пикассо (1881–1973), художников Монпарнаса, включая Амедео Модильяни (1884–1920), Жоржа Брака (1882–1963) и Марка Шагала (1887–1985). Здесь выставлялись и скульпторы, такие как Аристид Майоль (1861–1944), Константин Бранкузи (1876–1957) и Осип Цадкин (1890–1967). Демонстрировалось и декоративное искусство, включая работы Рене Лалика (1860–1945) и архитектурные проекты Ле Корбюзье (1887–1965). Салон продолжает свою деятельность и сегодня.
Парижские салоны в XXI векеСо временем система парижских салонов значительно расширилась. Сегодня, помимо выставок, организуемых историческими обществами, такими как Общество французских художников, Национальное общество изящных искусств, Общество независимых художников и Общество Осеннего салона, существуют и другие. Среди них — Майский салон, Салон молодой живописи и Салон новых реальностей. Важные выставки авангардной живописи и скульптуры также проходят в Музее современного искусства в Центре Помпиду.
Подробнее о европейских академиях изобразительного искусства:
Академия изящных искусств (Флоренция)
Академия Святого Луки (Рим)
Королевская академия художеств (Лондон)
Школа изящных искусств (Париж).
- Салон Независимых, Париж
- Выставка Лизы Михайловой
- В Москве поиск мест культуры и отдыха, а также стоимость их посещения выросли в полтора раза
- Игорь Дрёмин: Выставка Спорт в Искусстве
- $29 млн. за «Встречу Антония и Клеопатры» Альма-Тадемы
- «Вильям Вильсон» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- Лгунья 12+
- Комедия положений
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?