Парижский салон читать ~7 мин.
Салон – официальная художественная выставка Французской академии изящных искусств (Академии изящных искусств) в Париже. Впервые она была проведена в 1667 году, её название связано с местом её проведения в Салоне Карре в Лувре. В течение почти 150 лет (ок. 1740-1890 гг.)
Салон был самым престижным ежегодным или полугодовым художественным событием в мире. В результате его влияние на французскую живопись – в частности, на художественный стиль, живописные условности и репутацию художников – было огромным. Будучи верным сторонником традиций академического искусства, многие из которых восходят к эпохе Возрождения, Салон становился все более консервативным и в конце концов пришёл в серьёзный упадок. Двумя из самых известных «академических» художников были Николя Пуссен (1594-1665) и Жан Доминик Энгр (1780-1867), чей стиль живописи, основанный на линиях, противопоставлялся их современникам Рубенсу (1577-1640) и Делакруа (1798-1863).
В 1881 году Французская академия отказалась от контроля над Салоном в пользу Общества французских художников (Societe des Artistes Francais), хотя Салон по-прежнему враждебно относился к авангарду. Сегодня ежегодный Салон является лишь одним из нескольких других «салонов» изобразительного искусства, таких как «Салон дня» и «Салон независимых».
Происхождение и история Салона
Первые выставки «Салона» проводились в самых разных местах, и только члены Королевской академии живописи и скульптуры (Academie Royale de Peinture et de Sculpture) – или её школы (Ecole des Beaux-Arts) могли участвовать в выставках. С 1725 года он переехал в Салон Карре в Лувре, после чего стал называться Парижским салоном, а с 1737 года любой художник мог участвовать в выставке, если был одобрен.
Однако в течение нескольких лет эти выставки изобразительного искусства проводились нерегулярно, ежегодно или раз в два года, но после установления регулярности статус Салона стал несравним ни с одной подобной выставкой, и его посещали все серьёзные коллекционеры, дилеры, кураторы и меценаты. В 1748 году было введено жюри – обычно набираемое из членов Академии – для определения того, какие картины и скульптуры должны быть выставлены, что ещё больше повысило статус Салона.
Следует отметить, что Салон был единственной крупной художественной выставкой во Франции, и поэтому он оказывал огромное – возможно, непропорционально большое – влияние на карьерные перспективы художников. Например, художники, которые не соответствовали художественным условностям и ожиданиям Французской академии, редко, если вообще когда-либо, получали одобрение жюри, и в результате им было практически невозможно сделать успешную карьеру. Позже это привело к появлению нескольких отколовшихся «Салонов».
Возвышение Салона
Французская революция открыла Салон для иностранных художников, сделав его ещё более престижным, хотя и несколько переполненным. К 1820 году Салон стал крупным ежегодным событием. Теперь он проводился в больших торговых залах, заполненных от пола до потолка картинами – что само по себе привело к созданию Комитета по развеске, который определял, какие полотна выставляются на том или ином уровне, – и на них смотрели тысячи посетителей с билетами.
В 1849 году был учреждён ряд медалей и наград, а художественные критики в парижских газетах и других изданиях опубликовали многочисленные обзоры и статьи о выставленных произведениях искусства. Середина XIX века была, вероятно, высшей точкой влияния Салона на европейское искусство. В дальнейшем, несмотря на некоторые попытки расширить его горизонты – например, приветствие восточной живописи – консервативная философия Салона сумела постепенно подорвать суждения и репутацию организации.
Салон отвергнутых
В 1863 году произошла волна беспорядков после того, как жюри Салона отклонило необычно большое количество (3 000) представленных картин, включая «Завтрак на траве» (1863) Эдуарда Мане, а также работы Уистлера, Сезанна и Камиля Писсарро. Чтобы успокоить критиков и «позволить публике судить о правомерности этих жалоб», французский император Наполеон III объявил, что художники, чьи работы были отвергнуты жюри Салона, могут выставлять свои произведения в месте, расположенном рядом с Салоном.
Эта выставка стала известна как Salon des Refuses (выставка отвергнутых работ) – название, которое впоследствии применялось к любой выставке произведений искусства, отвергнутых жюри официального Парижского салона, в частности, к выставкам 1874, 1875 и 1886 годов. Хотя в 1863 году отвергнутые работы подвергались более серьёзной критике со стороны художественных критиков, само существование этой «альтернативной» выставки подрывало исключительность официального Салона. Отныне художники начали организовывать собственные выставки (в частности, импрессионисты в 1870-х и 1880-х годах), и многие искусствоведы относят начало современного искусства к первому Салону отказов.
Упадок Салона
Учреждение Салона отказников, продолжающийся консерватизм Французской академии и нежелание жюри Салона принимать картины авангардных течений, таких как импрессионизм, подрывали репутацию Салона и значительно уменьшали его значение. В 1881 году Французская школа изящных искусств Ecole des Beaux-Arts) отказалась от контроля над Салоном, который перешёл в руки вновь организованной группы, известной как Общество французских художников Societe des Artistes Francais). Эта группа стремилась сохранить общий консерватизм Французской академии, для чего она вновь ввела систему жюри (члены которого набирались из числа участников выставок предыдущих лет) и продолжала осуждать авангард.
В декабре 1890 года лидер Общества французских художников Адольф Бугро (1825-1905) предложил, чтобы Салон стал выставкой молодых художников, которые ещё не были приняты в салон. Это радикальное предложение было категорически отвергнуто другой фракцией, в которую входили Эрнест Мейссонье (1815-1891), Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) и Огюст Роден (1840-1917), среди прочих, и которая сформировала консервативную отколовшуюся группу, известную как Национальное общество изящных искусств (Societe Nationale des Beaux-Arts) с собственной ежегодной художественной выставкой. В газетах его называли Салон Марсова поля, или Салон Национального общества изящных искусств, но вскоре он стал известен как Национальный.
Салон независимых
Тем временем первый крупный соперник Парижского салона появился ещё в 1884 году. Это был Салон независимых, организованный Обществом независимых художников Societe des Artistes Independants) – группой, основанной Одилоном Редоном (1840-1916), Жоржем Сёра (1859-1891), Полем Синьяком (1863-1935) и другими. Уполномоченный Министерством изящных искусств и получивший помещения от парижских муниципальных властей, Салон этой группы не имел жюри для проверки представленных работ, что означало, что любой художник мог участвовать в выставке, заплатив гонорар.
Его первая выставка, состоявшаяся в мае-июле 1884 года, содержала более 5 000 работ более чем 400 художников. Вторая выставка, состоявшаяся в 1886 году, была ещё больше, и с тех пор до начала войны в 1914 году Салон независимых был определяющим Салоном в Париже и центром авангарда. Он стал главной витриной неоимпрессионизма, постимпрессионизма и других направлений современного искусства, а среди его участников были Архипенко, Жоржо де Кирико, Джакометти, Кандинский, Казимир Малевич, Хуан Миро, Пит Мондриан, Эдвард Мунк, Анри Руссо (Ле Дуанье), Альфред Сислей, Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Эдуард Вюйяр и многие другие. Расположенный с 1920 года в Большом дворце (рядом с Обществом французских художников, Национальным обществом изящных искусств, Обществом Осеннего салона и другими), он остаётся одним из ведущих салонов Парижа.
Осенний салон
Осенний салон – ежегодная выставка, созданная в 1903 году как прогрессивная альтернатива официальному Салону, и более дискриминационная альтернатива Салону независимых. Организованный Обществом осеннего салона и проводившийся в октябре-ноябре, чтобы избежать столкновения с другими выставками, его первые выставки помогли утвердить репутацию Поля Сезанна (1839-1906) и Поля Гогена (1848-1903), В то время как выставка 1905 года стала знаменитой благодаря началу революционного колористического стиля, известного как фовизм, с участием художников-фовистов, таких как Анри Матисс (1869-1954), Жорж Руо (1871-1958), Андре Дёрен (1880-1954) и Морис де Вламинк (1876-1958). Среди других известных художников, связанных с Салоном д’Автомн, были такие художники, как Ренуар (1841-1919), Пикассо (1881-1973), группа Монпарнаса, включая Амедео Модильяни (1884-1920), Жорж Брак (1882-1963) и Марк Шагал (1887-1985), а также скульпторы Аристид Майоль (1861-1944), Константин Бранкузи (1876-1957) и Осип Задкин (1890-1967). Также демонстрировалось декоративное искусство, включая стеклянные изделия в стиле модерн французского ювелира Рене Лалика (1860-1945) и архитектурные проекты Ле Корбюзье (Шарля Эдуарда Жаннере) (1887-1965). Салон процветает и по сей день.
Парижский салон в 21 веке
Как видите, «Парижский салон» с годами разросся. Сегодня, в 21 веке, помимо вышеперечисленных салонов, управляемых Обществом французских художников, Национальным обществом изящных искусств, Общество независимых художников и Общество осеннего салона. Другие парижские выставки нового изобразительного искусства включают Майский салон, Салон молодой живописи, Салон новых реалий и др. Важные выставки авангардной живописи и скульптуры можно также увидеть в Музее современного искусства в Центре Помпиду.
Подробнее о европейских академиях изобразительного искусства см:
Академия искусств Флоренции
Академия искусств Рима
Королевская академия искусств Лондона
Школа изящных искусств, Париж.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?