Эгейское искусство:
минойская, кикладская культура читать ~10 мин.
Что такое эгейское искусство?
Термин «эгейское искусство» относится к группе различных, но взаимосвязанных культур, процветавших в бассейне Эгейского моря в Восточном Средиземноморье. Эта категория древнего искусства периода классической античности считается предшественницей греческого искусства (ок. 650–27 гг. до н.э.). Как правило, она включает три цивилизации: кикладскую, минойскую и микенскую. Эгейский мир возник около 2600 г. до н.э. и пришёл в упадок около 1100 г. до н.э. Хотя эгейские культуры появились позже, чем шумерское искусство, они развивались одновременно с поздними формами месопотамского искусства и скульптуры, такими как ассирийское (ок. 1500–612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (ок. 1600–1180 гг. до н.э.), однако эгейские мастера создали собственные уникальные стили. За упадком эгейской культуры как одной из форм искусства бронзового века последовали несколько столетий застоя («тёмные века») на всей территории Древней Греции. Тем не менее некоторые традиции микенской металлообработки, возможно, оказали влияние на кельтов, мигрировавших на запад через Черноморский регион, и стали частью кельтского искусства в период гальштатской культуры.
Примечание: одна из лучших коллекций древностей из Греции, Ближнего Востока и Месопотамии хранится в Британском музее в Лондоне.
Кикладская культура
Самые ранние образцы эгейского искусства появились на Кикладах — группе островов, в которую входят Наксос, Парос, Милос, Санторини и другие. Археологические данные свидетельствуют, что эта культура существовала между 2600 и 1100 гг. до н.э., но почти всё, что от неё осталось, — это мраморные статуэтки стоящих обнажённых женщин со сложенными руками. Эти идолы, состоящие из уплощённых клиновидных тел и овальных лиц, на которых из черт обозначен только нос, напоминают фигуры «Венер», символизировавшие плодородие в эпоху палеолита (ок. 30 000–10 000 гг. до н.э.). Так или иначе, они считаются первыми образцами греческой скульптуры — вида искусства, который впоследствии оказывал влияние на западную культуру на протяжении двух тысячелетий.
Минойская культура
Минойское искусство, сосредоточенное на острове Крит, существовало примерно с 3000 по 1400 г. до н.э. и пришло в упадок в результате извержения вулкана, землетрясений и, возможно, завоеваний. Мир узнал о критской цивилизации лишь в 1899 году, когда британский археолог сэр Артур Эванс (1851–1941) начал раскопки в Кноссе, открыв совершенно неизвестную прежде культуру. Именно он назвал её минойской в честь Миноса, легендарного царя Крита. Минойцы были народом ремесленников и торговцев; они любили танцы и ритуальные игры с быками. С этими играми и царём Миносом связан знаменитый миф о Минотавре (человеке-быке). Для минойской культуры был характерен высокий интерес к декоративному искусству. Их дворцы напоминали скорее роскошные загородные виллы с изысканным декором, чем неприступные цитадели.
Минойская дворцовая архитектура
Первый дворец в Кноссе был разрушен землетрясением около 1700 года до н.э., как и другие, меньшие по размеру, дворцы. (См. также: Минойская архитектура.) Грандиозное здание, построенное на его месте, было возведено вокруг большого центрального двора. К нему вели извилистые, лабиринтообразные коридоры, подобные тому, через который, согласно мифу, пришлось пройти греческому герою Тесею. К западу от двора находились парадные помещения, в том числе тронный зал и главные святилища. За ними располагались кладовые с огромными глиняными сосудами-пифосами для масла и зерна, а также с углублениями в полу для сундуков с тканями и сокровищами. В это время была разработана слоговая письменность, известная как линейное письмо А (до сих пор не расшифрована), которая, вероятно, использовалась для дворцового учёта. На противоположной стороне двора находились жилые покои, куда вела широкая лестница. Оштукатуренные потолки поддерживались деревянными, сужающимися книзу и ярко окрашенными колоннами. Комнаты располагались вокруг небольших световых колодцев, что создаёт впечатление постепенного разрастания, а не следования единому плану. Во дворце были водопровод, канализация и туалеты с проточной водой.
Примечание: если бы Кносский дворец сохранился до эпохи классической греческой архитектуры, вполне возможно, что Антипатр Сидонский и другие историки включили бы его в список Семи чудес древнего мира.
Минойская живопись и скульптура
Стены критских дворцов были богато украшены фресками. Многие из них демонстрируют любовь минойцев к природе, которая также вдохновляла декор их керамики с изображениями изящных растений, птиц, рыб и дельфинов. Этот натуралистический стиль живописи — первое подлинно европейское искусство такого рода. В нём также присутствуют сцены из дворцовой жизни: процессии, акробаты, прыгающие через быков, и другие человеческие фигуры. Фигуры людей обоих полов изображены стройными и атлетичными, при этом кожа женщин традиционно изображалась более светлой. Минойская скульптура не была монументальной, но отличалась натурализмом. Она представлена статуэтками богинь со змеями и жриц в платьях с пышными юбками и открытыми лифами, которые также встречаются и в минойской настенной живописи. Они создавались из резной слоновой кости, ярко окрашенного фаянса и литой бронзы. Из бронзы также отливали статуэтки мужчин и динамичные фигуры участников игр с быками. Одним из сокровищ критского искусства является знаменитый Курос из Палекастро (1480–1425 гг. до н.э.) — один из самых ранних сохранившихся образцов хризелефантиновой скульптуры позднего бронзового века.
Примечание: о более поздних художниках и стилях, вдохновлённых древнегреческим искусством Эгейского региона, см.: Классицизм в искусстве (с 800 г. до н.э.).
Минойские ювелирные изделия
Минойцы достигли совершенства в обработке золота и создании сложных ювелирных изделий. Золотые кольца и подвески украшались рельефными узорами, филигранью и зернью (припаиванием мелких золотых шариков), как, например, на знаменитой подвеске с двумя осами (или шершнями), найденной на Эгине. Это мастерство миниатюристов лучше всего проявляется в гравированных печатях из полудрагоценных камней. Изображения львов, оленей, рыб или сцен прыжков через быка искусно вписаны в круглую или овальную форму печати.
Минойская керамика
Изящество минойской цивилизации во многом проявляется в формах и росписи её древней керамики, которая отличалась смелостью замысла и была широко распространена. В эпоху ранних дворцов для росписи, известной как стиль Камарес, характерно использование красного, жёлтого и белого цветов по чёрному фону, преимущественно с абстрактными спиралевидными узорами. Изделия выполнялись из тонкой глины и имели гладкую, блестящую поверхность. Кувшины, чаши с ручками и сосуды с носиками, напоминающие чайники, изготавливались на гончарном круге, технология которого пришла с Ближнего Востока. В эпоху поздних дворцов предпочтение отдавалось более сложным росписям тёмной краской по светлому фону. Это были спиральные и другие орнаменты, но главным источником вдохновения в так называемом морском стиле стали морские обитатели — осьминоги, кальмары, моллюски, — а также изящно написанные цветы и травы. Смотрите также: Греческая керамика (с 7000 лет до н.э.). Для получения дополнительной информации о хронологии см.: Хронология керамики.
О самой древней в мире керамике см.: Керамика из пещеры Сяньжэньдун (ок. 18 000 лет до н.э.).
Микенская культура
Третьей и последней эгейской культурой была микенская, или ахейская, цивилизация, процветавшая в древнем городе Микены на полуострове Пелопоннес примерно с 1650 по 1200 гг. до н.э. В отличие от относительно миролюбивых минойцев, микенцы были народом воинов, чей образ жизни отчасти нашёл отражение в поэме Гомера «Илиада», повествующей об эпизодах Троянской войны. Микенское искусство формировалось под влиянием вкусов воинственной аристократии.
Микенская архитектура
Микенская архитектура была в первую очередь оборонительной: города защищали толстые стены из массивных каменных блоков — циклопическая кладка, впечатляющие руины которой до сих пор сохранились в Тиринфе и Микенах. Цитадель Микен представляла собой неприступную крепость на вершине холма, окружённую стеной толщиной до 6 метров. Вход в цитадель лежал через знаменитые Львиные ворота, сложенные из мегалитов весом в несколько тонн. Самые ранние царские гробницы в Микенах — шахтовые, окружённые кольцом из вертикальных каменных плит. (См. также: Мегалитическое искусство.) Они датируются примерно 1550 г. до н.э., когда микенская цивилизация только зарождалась. Среди найденных в них богатых погребальных даров — оружия и сокровищ — было много предметов, свидетельствующих о сильном критском влиянии. Позднее появилась гробница-толос, известная как «Сокровищница Атрея». Она представляет собой круглую камеру с ложным куполом высотой почти 14 метров. К гробнице вёл открытый коридор-дромос, вход в который был украшен резными колоннами из зелёного мрамора, а дверной проём перекрыт каменной балкой весом более ста тонн. В микенских дворцах центральным элементом был мегарон — прямоугольный зал с портиком на колоннах, в который попадали со двора. Вокруг большого центрального очага стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. Этот очаг был центром жизни дворца, местом пиров героического общества, воспетого в поэмах Гомера. Микенская письменность (линейное письмо Б) была расшифрована и оказалась ранней формой древнегреческого языка.
Микенская живопись и скульптура
Микенской живописи, украшавшей дворцы правителей, недостаёт минойской свежести и динамики. Вкусы заказчиков отразились в более строгих и формальных сценах охоты и процессий колесниц. Пластическое искусство было представлено в основном рельефной скульптурой, а не отдельно стоящими статуями. Ярким примером которой служит рельеф Львиных ворот (ок. 1250 г. до н.э., Микены).
Микенская металлообработка
Многие критские мастера, вероятно, работали на микенских покровителей: золотые кубки из Вафио, украшенные сценами ловли диких быков, были найдены в гробнице в Лаконии, но считаются образцами минойской работы. Такие предметы, как золотая «маска Агамемнона» из шахтовой гробницы, демонстрируют более строгий и суровый микенский стиль. Другие кубки и бронзовые кинжалы инкрустировались золотом, серебром и ниелло (чернью). По-видимому, микенцы открыли искусство перегородчатой эмали — инкрустации металла цветным стеклом. Кроме того, продолжалась унаследованная из Египта и Крита традиция изготовления сосудов из мрамора и других поделочных камней. Внутренняя полость высверливалась с помощью трубчатого сверла, песка и воды, а окончательная отделка производилась кропотливой шлифовкой абразивами. Смотрите также: Греческая металлообработка.
Микенская керамика
Подобно критской, микенская керамика также украшалась изображениями морских обитателей, цветов и трав, но, как правило, без минойской живости и изящества. Микенцы предпочитали изобразительные сцены с воинами на колесницах и охотниками. Позже появились схематичные изображения птиц и животных, силуэты которых заполнялись узорами, возможно, вдохновлёнными вышивкой или ткачеством. Такие росписи встречаются на чашах, кубках, сосудах для хранения и характерных для микенской керамики сосудах со стременным горлом.
Морской характер эгейской цивилизации
Эгейские культуры были по своей сути морскими, и эти мореплаватели смотрели на мир иначе, чем их соседи, жившие в глубине материка. Мореплаватель вынужден действовать как самостоятельная личность, а не как безымянный член строго организованного общества. У него иное чувство времени и пространства, чем у земледельца или пастуха, привязанного к своей земле. Это чувство независимости и уверенности в себе, унаследованное от эгейской культуры, оказало глубокое влияние на греков, заселивших Пелопоннес и острова. Они переняли и взгляды мореплавателей на человека и общество. Это во многом определило их мировоззрение и, в свою очередь, привело к выдающимся достижениям в искусстве, науке и философии, которые оказали огромное влияние на искусство эпохи Возрождения и последующих эпох.
Больше ресурсов по искусству античности
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Египетская скульптура
Этрусское искусство (ок. 700–90 гг. до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Искусство Древней Персии (с 3500 г. до н.э.)
Римское искусство (ок. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?