Эгейское искусство: минойская, кикладская культура читать ~9 мин.
Что такое эгейское искусство?
Термин «Эгейское искусство» относится к группе различных культур, которые процветали в районе Эгейского моря в восточном Средиземноморье. Эта категория древнего искусства классической древности – предшественник греческого искусства (ок. 650-27 гг. до н.э.) – обычно включает в себя три цивилизации: кикладскую , минойскую и микенскую , которая возникла около 2600 г. до н.э. и закончилась около 1100 г. до н.э. Хотя и позднее, чем шумерское искусство, эгейские культуры совпали с появлением более поздних форм месопотамского искусства и месопотамской скульптуры, таких как ассирийское искусство (ок. 1500-612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (ок. 1600-1180 гг. до н.э.) – Эгейские художники разработали свои собственные стили. Эгейская культура, как форма левантийского искусства бронзового века, сопровождалась несколькими столетиями застоя (греческого «темного века») по всей Древней Греции, хотя микенские традиции металлообработки были приняты кельтами, мигрировавшими на запад через Черноморский регион и стали частью кельтского искусства, во время культуры Гальштата.
Примечание: одну из лучших коллекций древностей из греческого, ближневосточного и месопотамского регионов смотрите в Британском музее в Лондоне.
Кикладская культура
Самый ранний пример эгейского искусства появился на Кикладах, группе островов, в которую входят Наксос, Парос, Милос, Санторини и другие. Археологические свидетельства показывают, что он возник между 2600 и 1100 годами до н.э., но все, что от него осталось – это несколько мраморных скульптур стоящих обнаженных женщин со сложенными руками. Эти фигуры-фетишы, состоящие из клиновидных тел и овальных граней, лишенных каких-либо черт лица, за исключением очерченных глаз и носа, напоминают о плодородии фигур Венеры из палеолитической культуры (около 30 000–10 000 до н.э.). В любом случае, они являются первыми примерами греческой скульптуры – формы искусства, которая позже будет влиять на западную культуру в течение двух тысячелетий.
Минойская культура
Минойское искусство, сосредоточенное на острове Крит, сохранялось с 3000 до 1400 г. до н.э., когда оно было разрушено землетрясением и войной. Наши знания о критской культуре появились только в 1899 году, когда британский археолог сэр Артур Эванс (1851-1941) начал открывать в Кноссе цивилизацию, которая до того времени была совершенно неизвестна. Это он назвал минойской, в честь Миноса, легендарного короля Крита. Минойцы были народом ремесленников и торговцев, которые наслаждались танцами, боями быков, из которых происходит Минотавр (наполовину человек, наполовину бык). Они настоятельно поощряли интерес к очень декоративному искусству. Их дворцы были построены как уютные загородные виллы с утонченным декором.
Минойский дворец архитектуры
Первый дворец в Кноссе был разрушен землетрясением примерно в 1700 году до нашей эры вместе с другими меньшими по размеру дворцами. (См. Также: Минойская архитектура.) Грандиозное здание, которое заменило его, было построено вокруг большого центрального внутреннего двора, до которого вели извилистые проходы лабиринта, через который греческому герою Тесею пришлось проделать свой путь. К западу от внутреннего двора находились государственные залы, в том числе зал для зрителей и главные святыни. Позади них – кладовые с огромными глиняными кувшинами для масла и кукурузы и углублениями в полу для сундуков с тканями и сокровищами. Форма письма, теперь известная как «Линейная A», была развита, вероятно для дворцовых отчетов (все еще не расшифрована полностью). На противоположной стороне двора были частные квартиры, на верхний этаж вела большая лестница. Оштукатуренные потолки опирались на деревянные колонны, сужающиеся к низу и ярко окрашенные. Комнаты были расположены вокруг маленьких двориков для света и воздуха, их расположение создает впечатление постепенного роста, а не регулярного планирования. Был водопровод, канализация и туалеты.
Примечание: если бы дворец в Кноссе выжил в эпоху классической греческой архитектуры, вполне возможно, что Антипатром Сидонским и другими историками он был бы внесен в список как одно из семи чудес древнего мира.
Минойская живопись и скульптура
Стены критских дворцов были обильно украшены фресками. Многие из них демонстрируют минойскую любовь к природе, которая также вдохновляла их гончарное убранство с нежными растениями, птицами и прыгающими рыбами и дельфинами. Этот натуралистический стиль живописи является первым поистине историческим европейским искусством и он также включает в себя сцены из дворцовой жизни, с процессиями, быками, прыгающими акробатами и другими человеческими фигурами. Человеческие фигуры обоих полов изображены как стройные и спортивные, хотя женщинам дают более светлые тона кожи. Минойская скульптура была полностью натуралистической и включала статуэтки богинь-змей и женщин-служителей в воланых юбках и лифах, которые можно увидеть и на минойской росписи. Они найдены в резьбе из слоновой кости, ярко окрашенном фаянсе и литой бронзовой скульптуре, на которой были также изображены представители мужского пола и энергичные фигуры из бычьих видов спорта. Одним из сокровищ критского искусства является знаменитый Палаикастро Курос (1480-1425 гг. до н.э.), одно из самых ранних сохранившихся произведений скульптуры хризелфатина позднего бронзового века.
Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных древнегреческим искусством вокруг Эгейского моря, см.: Классицизм в искусстве (800 и далее).
Минойские украшения и украшения
Минойцы преуспели в обработке золота и сложном ювелирном искусстве. Кольца и подвески из золота были украшены рельефными узорами, филигранью и грануляцией (прикрепление мелких зерен золота), например как на подвеске из двух шершней от Эгины. Это мастерство миниатюриста лучше всего видно на гравированных печатях, сделанных из полудрагоценных камней, где львы, олени, рыба или сцены из знаменитых прыжков с быком были тщательно адаптированы к круглой или овальной форме печати.
Минойская Керамика
Во многом изящество критской цивилизации можно увидеть в расписном убранстве и формах его древней керамики, известной разнообразием смелых дизайнов и широким распространением. Во времена первых дворцов он был оформлен в красном, желтом и белом цветах на черном фоне с использованием в основном абстрактных орнаментов с изящно изогнутыми узорами. Тонкая глина дает гладкую блестящую поверхность. Банки, чашки с ручками и кувшины с носиками, похожие на чайники, были сделаны на гончарном круге, привезенном из Малой Азии. Во времена более поздних дворцов предпочтение отдавалось гораздо более сложным украшениям в темных тонах на светлом фоне. Это выполнялось в форме спиральных и других узорных рисунков, но наибольшее вдохновение пришло от морских существ – осьминогов, кальмаров и моллюсков – и изящно раскрашенных цветов и трав. Смотрите также: Греческая керамика (7000 г. до н.э.). Для получения дополнительной информации о хронологии, см.: Керамика, Хронология.
ПРИМЕЧАНИЕ: Самые старые известные керамические горшки в мире, см.: Xianrendong Cave Pottery (ок. 18000 г. до н.э.).
Микенская культура
Третьей и последней эгейской культурой была микенская или ахейская цивилизация, процветавшая в древнем городе Микены на Пелепоннесе примерно с 1650 по 1200 гг. До н.э. В отличие от миролюбивых минойцев, микенцы были пиратами, подобными тем, что описаны в «Илиаде» Гомера, эпической поэме о ссоре из-за добычи в ходе набега на материк. Микенское искусство возникло при власти воинственной аристократии.
Микенская архитектура
Микенская архитектура, например, была спроектирована для обеспечения непроницаемости: города были защищены толстыми стенами из массивных каменных блоков, которые до сих пор впечатляюще сохранились в Тиринсе и Микенах. Город Микены фактически представлял собой отдаленную крепость на вершине холма, окруженную стеной толщиной до 6 метров. Путешественники входили в город через Львиные ворота, состоящие из мегалитов весом в несколько тонн. Самые ранние останки в Микенах – шахтные могилы, окруженные кольцами вертикальных каменных плит. (См. Также: Мегалитическое искусство.) Они датируются примерно 1550 г. до н.э., когда микенская цивилизация еще только зарождалась. Среди богатства оружия и сокровищ, которые они содержали, было много предметов, демонстрирующих критское художественное влияние. Королевская гробница, так называемая сокровищница Атрея , состояла из круглой каменной стены с сводчатой крышей высотой почти пятьдесят футов. К ней вел проход, заканчивающийся дверным проемом с резными зелеными мраморными столбами и каменной перемычкой, весящей более ста тонн. У микенских городов также были свои дворцы, главной особенностью которых был мегарон , прямоугольный зал с входным крыльцом, опирающимся на колонны, в который входили со двора. Четыре колонны, несущие крышу зала, стояли вокруг большого центрального очага, обыяно находящегося в центре внимания праздников героического общества, отмечаемого в стихах Гомера. Микенский алфавит (Линейный B) был идентифицирован как ранняя форма древнегреческого.
Микенская живопись и скульптура
Что-то от минойской свежести отсутствует в картинах, которые украшали дворцы микенских правителей, чьи различные интересы были проиллюстрированы в довольно жестких и формальных охотничьих походах и шествиях колесниц. Пластическое искусство было по существу ограничено рельефной скульптурой, а не статуями, и иллюстрируется, например, Львиными воротами (ок. 1250 г. до н.э., Микены).
Микенская металло-обработка
Позже большая часть способностей критского художника служила микенским покровителям: чашки Вафио, украшенные сценами, показывающими захват диких быков, были найдены в одной из шахтных могил в Микенах. Такие предметы, как золотая так называемая «маска Агамемнона», также из шахтной могилы, демонстрируют более жесткий и сдержанный микенский вкус. Другие чашки и бронзовые кинжалы были инкрустированы золотом, серебром и чернью и микенцы, похоже, открыли искусство эмалирования металла цветным стеклом. Существовала давняя традиция, пришедшая из Египта, вырезать чашки и миски из мрамора и других цветных камней. Внутренняя часть была выдолблена трубчатым сверлом, с использованием песка и воды, а чистовая обработка – кропотливым шлифованием песком или наждачной бумагой. Смотрите также: греческая металлоконструкция.
Микенская керамика
Подобно критской глиняной посуде, микенское керамическое искусство было также украшено морскими существами, а также нежными цветами и травами, хотя, как правило, без минойской живости и элегантности. Микенцы также предпочитали изобразительные сцены наездников на колесницах и на охоте, а затем птиц и животных, нарисованных в общих чертах, тела, заполненные тонкими узорами, возможно, вдохновленными вышивкой или ткачеством. Они появились на чашах, банках, питьевых бокалах и колбах с двойной ручкой сверху в виде стремени.
Морская природа Эгейской цивилизации
Эгейские культуры были в значительной степени мореходными, и эти мореходные народы имели иной взгляд, чем их наземные соседи. Человек как путешественник должен действовать как личность, а не как анонимный член высокоорганизованного жесткого общества. Ему нужно другое чувство времени и масштаба, чем у культиватора и пастуха, привязанного к его земле. Это чувство независимости и уверенности в себе должно было оказать глубокое влияние на проживающих на материке греков – наследников эгейской культуры, которые оккупировали Пелепоннес и другие острова. Они также переняли взгляды моряков на человека и общество, которые оказали большое влияние на их отношение и, в свою очередь, привели к их достижениям в искусстве, науке и философии, которые оказали такое глубокое влияние на искусство эпохи Возрождения и последующие движения.
Больше ресурсов по искусству античности
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Египетская скульптура
Этрусское искусство (ок.700-90 до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Римское искусство (ок. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?