Микенское искусство: культура древних микен читать ~9 мин.
Микены были доисторическим городом в регионе Пелопоннес древней Греции. Термин «микенская» культура используется для описания одного из направлений эгейского искусства, возникшего в восточной части Средиземноморья. Он также иногда используется для описания раннего материкового греческого искусства в целом, во время позднего бронзового века (1650-1200 до н.э.). Фактическое начало микенской эры отмечено шахтными могилами Могильных Кругов (1650-1500 гг. до н.э.), содержащих роскошные реликвии микенских дворян, которые были обнаружены Генрихом Шлиманом в 1876 г. (Примечание: для изучения культуры того же времени на севере Греции, см.: Искусство хеттов : 1600-1180 до н.э.)
В течение приблизительного периода 1700-1500 до н.э. в микенской культуре доминировало минойское искусство, сосредоточенное на средиземноморском острове Крит. Минойские художники и художники регулярно посещали греческий материк, а микенский художественный стиль стал балансом между бурным натурализмом Крита и формальностью материка.
Однако, хотя микенцы получили большую часть своего древнего искусства от минойцев, они были очень разными людьми. Микенские правители, в отличие от своих минойских коллег, не делили процветание с остальными людьми. Более того, микенские цари были воинами с традицией завоевания – например их знаменитое разрушение города Троя в Малой Азии (ныне Турция). Эта воинственная культура греков в микенскую эпоху также привела к завоеванию ими Крита и его минойской цивилизации после того, как она была ослаблена землетрясениями около 1400 г. до н.э. (Воинственный характер материковых греческих племен был поглощен кельтской культурой, когда мигрирующие кельты проходили через Черноморский регион по пути в Центральную Европу.)
Все это сказалось на микенском искусстве, в частности на его архитектуре : их города были окружены толстыми стенами, состоящими из массивных каменных блоков, некоторые из которых сохранились в Тиринсе и в самих Микенах, куда в город вели Львиные ворота. Необычайно большие каменные блоки вокруг этой одинокой скульптурной композиции породили легенду о циклопическом происхождении. Для современных археологов они скорее означают, что – в отличие от критян – микенцы чувствовали необходимость укрепить свои дворцы и сокровища. Это была светская потребность, основанная на военных проблемах, а не религиозной необходимости, так же как то, что мотивировало строительство египетских пирамид. Для получения дополнительной информации о строительстве на материке см.: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).
Конечно, как и в египетском искусстве, большинство микенской живописи, скульптуры и драгоценных металлов изготавливалось, чтобы прославить тогдашних правителей – как в смерти, так и в жизни. Начнем с того, что аристократические микенцы были погребены в глубоких шахтных могилах, но после 1500 г. до н.э. их хоронили в гробницах – толосах – большие конические камеры, врезанные в склон холма, – наряду с кладом золотых изделий, ювелирных изделий и декоративного оружия. (О другой, чуть более поздней культуре гробниц см.: Этрусская живопись 700-90 до н.э.)
Кроме того, в своих рельефных скульптурах микенские художники обычно подчеркивали военные и другие мифологические подвиги в более формальном «геометрическом» стиле, чем у минойских. Другие виды искусства включали древнюю глиняную посуду, резные драгоценные камни, ювелирные изделия, стеклянные украшения, а также фрески во дворцах и гробницах.
Микенская скульптура
Львиные ворота в Микенах, известные тогда и сейчас, являются едва ли не единственным сохранившимся примером монументальной эгейской скульптуры внутри или снаружи зданий. Треугольный камень над перемычкой высечен двумя противоборствующими львами, обрамляющими колонну, которая образует своего рода геральдический щит, символизирующий эмблему с колонной (которая также имела религиозное значение на Крите).
В «Могильном круге» в Микенах были обнаружены некоторые памятные камни, вырезанные в низком рельефе, которые указывают, что скульптура была более развитой здесь в золотой период, чем когда-либо в Кноссе на Крите. Композиции фигур и геометрические узоры наполняют области панелей более четким ощущением пластического упорядочения, с большим удовлетворением для глаз, чем любой из фрагментов камней, обнаруженных на Крите, хотя это и далеко от египетского мастерства. Есть небольшая заметная терракотовая скульптура, а два фрагмента доски позволяют предположить, что резьба по дереву, возможно, была хорошо продвинута. В металлической скульптуре есть большая серебряная голова быка с рогами из листового золота, обработанная полностью натуралистически. (См. Также: Греческая Скульптура 650-27 до н.э. и Скульптура Древней Греции.)
Микенская металлообработка и ювелирные изделия
Но именно там, где скульптура встречается с ювелирным искусством, микенцы и их соседи по Пелопоннесу были на высоте. Есть золотые пряжки, булавки и аксессуары для одежды с геометрическим орнаментом, либо абстрактным, либо цветочным; искусно декорированные короны, диадемы и ожерелья; золотые и серебряные чашки, иногда с рисунком или с рельефными сюжетными сценами. Даже сосуды и посуда, которые в другом месте были бы глиняными, здесь выполнялись из листовой меди или бронзы. Но, пожалуй, самые красивые микенские металлические изделия включают в себя мечи и кинжалы, бронзовые клинки, инкрустированные большим количеством драгоценных металлов и имеющие эмалирование – от узких абстрактных узоров до многолюдных живописных схем. (См. Также: Греческая металлообработка.)
Это оружие демонстрирует чрезвычайно высокий стандарт древнего мастерства. Метод инкрустации, позже известный как дамасцинг, не сложен. На фасонном лезвии и, возможно, рукояти контуры рисунка вырезаны, металл внутри очерченных фигур немного глублен, а пространство под каждым краем выдолблено. Золотые и серебряные вкладки запрессованы, а все изделие отполировано. Получающиеся контрасты в цвете и текстуре усиливают интерес к линейному и ритмичному дизайну и придают ему богатство. [Примечание: это был навык металлообработки оружия, который был распространен по всей Европе, например: Искусство кельтского оружия – часть культуры Гальштата (800-450 гг. до н.э.), а также позднее кельтское искусство: стиль Вальдальгесхайма (ок. 350 г. до н. э.)
Искусство, которое практиковали народы с берегов Эгейского моря, можно увидеть во многих вариациях, чаще всего с золотым и серебряным цветным рисунком или рисунком в виде инкрустации, хотя существуют также рисунки, выполненные прямой гравировкой. Среди лучших восстановленных примеров – клинки со сценами охоты. Подгонка элементов дизайна к длинному узкому пространству демонстрирует редкое чувство композиционного порядка. Здесь есть то, чего так не хватает в эгейских росписях и каменных вазах: тщательно продуманные изображения без ущерба для функциональной целостности. Формальные отношения представления к доступному пространству и структуре должным образом соблюдены.
Золотые короны и диадемы, как правило, витиеватые и тяжелые, а маски из тонкого листового золота на лицах воинов при погребении – явно не имеют большого значения как скульптуры. Но многие из пряжек, пуговиц и незначительных украшений имеют выделку, недоступную для большей часть украшений того времени. Гравированные рисунки, геометрические круги и спирали (современники раннего кельтского искусства, такие как кельтские спирали ) – и регулярные формы цветов и насекомых. Одна серия дисков практически одинакового размера, вероятно, используемая в качестве украшений для одежды, работает с формализованными бабочками, цветками и осьминогами. Животные есть и в более свободно разработанных индивидуальных пряжках и подвесках. Этого достаточно, чтобы высоко оценить микенских мастеров миниатюрной металлообработки.
Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных микенскими драгоценностями, пожалуйста, смотрите: Классицизм в искусстве (800 и далее).
Кубки Вафио
Если говорить об изделиях из золота, золотые кубки, найденные в Микенах, необычайно красивы в пропорциях и мастерстве. Кубки проиллюстрированы сложными сюжетными сценами охоты на быков и жертвоприношений. Превосходное качество искусства в простых, украшенных сосудах, как в форме кубков, чаш, так и в изогнутых формах. Округление некоторых кубков с неописуемым изяществом линий напоминает одну из легенд, рассказанных греческими писателями, о том, что Елена Троянская лепила золотые кубки в форме собственной груди.
Кубки Вафио, безусловно, лучше всего отражают дух эгейского искусства в целом. Они роскошно украшены и в их изображенных эпизодах есть журналистская точность.
Несмотря на все похвалы ученых и ремесленников, их достоинства в первую очередь заключаются в совершенной технике. То, что художники так много показали на маленькой золотой поверхности – изумительно. Удивительно также соединение наружной фигурной раковины и внутреннего гладкого сосуда. Но это едва ли органическое искусство. Дизайн выступает, а выпуклые фигуры несовместимы с использованием посуды. Все выполнено эффективно. Только когда они воспринимаются как образцы иллюстраций, они поражают, когда мы замечаем энергичность и реалистичность внешнего вида быков и людей, острые детали веревки и листвы. Здесь действительно, как заметил один викторианский эксперт, работа Чомини до гомеровского периода, с его умом, реализмом и экстравагантностью шестнадцатого века. (Подобные примеры металлических изделий из кельтского золота см. В разделе «Броутерный воротник» (ок. 50 г. до н.э.)
Гравюра на Самоцвете (печати)
Еще одно искусство, также миниатюрное, прижилось в Микенах и, возможно, во всем Эгейском мире. Это была гравировка драгоценных камней. Есть золотые уплотнительные кольца с рисунками, а также бесчисленные тысячи эмблем, вырезанных на драгоценных или полудрагоценных камнях. Такого рода печать появляется на запястье носильщика, изображенного на кносской росписи, хотя печатку чаще всего носят на ожерелье. Можно сделать вывод, что у каждого человека, состоящего в эгейском обществе, была своя печать и средства для ее оттиска в глине.
Эмблемы иногда пиктографические или иероглифические – в микенско-критском письме, которое является частично слоговым, частично идеографическим – или геральдические, или свободно изобразительные. Животные мотивы являются фаворитами и при украшении кубков Вафио, часто отмечается мышечная энергия и живое действие, которые здесь совершенно уместны. Сцены охоты обычны, а человеческая фигура используется как в декоративных, так и в реалистических целях. Бои воинов не редкость. На другом полюсе находятся сельскохозяйственные и морские символы и обычные природные формы. Мастерство и чувство дизайна в целом очень высоки. Множество примеров приятны по составу, декоративно поразительны и выполнены четком и смелом стиле.
История, рассказанная в термах Микен или Кносса, могла отчасти иметь отношение к Тиринсу или Дендре. Многие центры были взаимозависимы, их отдельные культуры пересекались, влияли друг на друга, формировали вместе целостную, но разнообразную цивилизацию, называемую Эгейской. Иногда одна отрасль искусства была более продвинутой в одном городе, чем в других, но в целом описанное искусство типично для всех сообществ, будь то в Арголисе и Лаконии, на Кикладах или на Крите. Только Троя на дальнем азиатском берегу и Кипр, внизу в восточном Средиземноморье, требуют отдельных описаний.
Падение
Так случилось, что вскоре после того, как микенцы покорили Трою (ок. 1260-1240 гг. до н.э.), они сами испытали вторжение дорийцев и примерно в 1100 г. до н.э. (начало греческого «темного века») город Микены вместе с большей частью его искусства был разрушен. Микенам удалось выжить как небольшому городскому государству до 470 г. до н.э., когда он был разграблен и сожжен соседом Аргосом. Позже город был восстановлен еще раз, но к 125 г. н.э. опять оказался в руинах.
Дополнительные ресурсы
Доисторическое искусство
Месопотамское искусство (ок. 500-539 гг. до н.э.)
Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 до н.э.)
Древнее персидское искусство (3500-330 гг. до н.э.)
Египетская скульптура (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
История искусства (2,5 миллиона лет до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?