Искусство железного века: живопись, скульптура, изделия из металла читать ~4 мин.
В отличие от каменного века и бронзового века, развитие во время железного века (ок. 11-200-200 гг. до н.э.) шло намного быстрее и заметнее. «Железный век» стал свидетелем широкого использования железа и железных инструментов, что привело к большему процветанию и огромному росту металлообработки, особенно вокруг восточного Средиземноморья. В период железного века цивилизация минойской и микенской культур пришла в упадок, а греческое искусство просто ослепило Средиземноморский бассейн. Особенно процветала греческая скульптура и расписная греческая керамика. В то же время появилось и первое этрусское искусство, но господствовала эллинская культура древней Греции наряду с египетским и персидским искусством. В центральной Европе в области металлургии оказалось влиятельным кельтское искусство.
Только после того, как Греция начала терять своё влияние в конце железного века (около 200 г. до н.э.), римское искусство начало развиваться, но, в основном благодаря работам грекамов в эллинистическом стиле. К сожалению, многие из картин и других произведений искусства этого периода не сохранились до наших дней, в результате чего у нас осталось лишь сравнительно небольшое наследие архитектурных и небольших произведений искусства (например, ваз), по которым можно оценить художественную активность того времени.
В истории искусства цивилизация средиземноморского железного века классифицируется несколько более непродолжительными периодами, большинство из которых отражают художественную деятельность в Греции. Это:
темные века (ок. 1200-900 г. до н.э.),
геометрический период (ок. 900-700 г. до н.э.),
восточный период (ок. 700-625 г. до н.э.),
архаичный период (ок. 625-500 гг. до н.э.),
классический период (c.500-323 до н.э.) и
эллинистический период (323-27 до н.э.).
В течение Темных веков греческий мир временно погрузился в хаос из-за внешнего давления. Меньшие, более бедные королевства, не могли поддержать искусство роскоши, которое процветало во дворцах бронзового века минойской и микенской империй. Большая часть живописи и скульптуры была потеряна, а искусство пришло в упадок. К счастью, к 900 году до н.э., Афины вернули былую славу и искусство – особенно древняя глиняная посуда (расписные вазы) – восстановило свое прежнее значение. В течение Геометрического периода вазы изготавливались в правильных геометрических формах и росписях. В течение восточного периода, вазы стали менее геометрическими и изображали все больше героические сцены из греческой истории. (См. Также греческую скульптуру в стиле Дедала.) В период архаики эти исторические мотивы были первоначально заменены стереотипными фигурами животных или людей, хотя к 500 г. до н.э. появились еще более сложные мифологические сцены. (См.: Греческая скульптура и греческая живопись в архаическом стиле.
На протяжении первых четырех периодов железного века роспись ваз в значительной степени отражала монументальное искусство – смысл, роспись и отделку зданий и других памятников. Многие храмы и другие общественные здания были украшены фризами и настенными росписями.
В течение классического периода греческое искусство стало менее декоративным и более серьезным. На картинах изображали политические и военные успехи. Среди известных монументалистов того времени были Полигнот, Микон, Аполлодор (изобрел скиаграфию или живопись теней), Зевсис, Апеллес и Паррасий. Практикуется как линейный стиль, так и более тонкий стиль штриховки. Скульптура, рельефная, фронтальная и отдельно стоящая, была более распространенной и сохранилась лучше. Историки искусства подразделяют скульптуру этой эпохи на ранне-классическую, высокую классику и поздне-классическую.
Эллинистический период, начавшийся со смерти Александра Македонского, стал свидетелем новых явлений как в греческой живописи, так и в скульптуре. Художники все чаще работали на правителей, которые использовали их таланты для продвижения своего имиджа и светских притязаний. Когда Рим обрел политическую власть, этрусское искусство начало восстанавливаться после своего господства в Греции. Останки гробниц в Этрурии показывают картины с довольно сложными эффектами кьяроскуро.
Искусство железного века в Северной и Центральной Европе во многом было связано с влиянием кельтского кузнечного дела, но оставалось ограниченным в дизайне и качестве по сравнению со средиземноморскими образцами. Безусловно лучшие примеры центрально-европейских цивилизаций включают стили кельтской культуры.
За это время на Севере появилось несколько городов, в которых создавалось меньше возможностей для живописи и скульптуры. Вместо этого искусство ограничивалось личными украшениями, посудой для приготовления пищи или питья, а также украшением и декором оружия, снаряжения для лошадей, лодок и других функциональных предметов. (Подробнее о кельтских ремеслах в Ирландии в этот период читайте в истории ирландского искусства.)
В китайском искусстве конец железного века стал свидетелем одного из лучших примеров керамического искусства в виде огромной коллекции терракотовой скульптуры, известной как Терракотовое войско. (ок. 240-210 до н.э.), за которым последовали четыре века искусства династии Хань (206 до н.э. – 220 г. н.э.).
См. также:
Хронология истории искусства – доисторическая хронология искусства
Доисторическое искусство – раннее искусство каменного века – древнейшее искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?