Искусство в кельтском стиле в Римской империи читать ~6 мин.
Народы, населявшие Германию, Галлию, Испанию и Скандинавию, до римской оккупации не имели традиций культуры и цивилизации западно-средиземноморского типа. Однако у них не было недостатка в контактах ни с Италией, ни с регионами Ближнего Востока. Они познакомились с искусством Греции, а затем с искусством этрусков.
В течение железного века основная культура Центральной Европы была известна как гальштатская культура, по имени австрийского центра, в котором был раскопан некрополь, богатый предметами, относящимися к этой эпохе. Гальштатская культура длилась примерно с IX по V век до н.э. и оставила примитивные предметы, содержащие мотивы древней дунайской традиции, смешанные со средиземноморскими и этрусскими влияниями. Она представляла собой первую целостную кельтскую культуру.
Кельтская латенская культура
В регионе современной Швейцарии в период с V по I век до н.э. сформировалась более развитая культура: её называют Латенским стилем кельтского искусства, по имени места на озере Невшатель, где было сделано много важных находок. Латенская цивилизация возникла в результате слияния эллинско-этрусского влияния с произведениями, происходящими из зоны Дуная, и другими, более восточного происхождения, происходящими от скифов.
Скифы жили в ближневосточных степях Южной России, на Кубани и в Крыму. Они создали собственную цивилизацию около VII века до н.э. и производили драгоценные изделия из металла и украшения, представляющие большой художественный интерес: золото и бронза, обработанные в рельефе, фигуры животных, интерпретированные с живой фантазией, застёжки и нагрудные пластины, украшенные сложными орнаментальными мотивами – все их работы демонстрировали чувство элегантной и стилизованной линии.
Наиболее характерные изделия скифского народа происходят из роскошных гробниц Кубани, где тела князей были роскошно окружены предметами золотой мебели и золотыми украшениями. Также из латенской эпохи происходят пряжки, браслеты и бронзовые изделия довольно развитой работы. Знакомство с греческим и италийским производством очевидно в керамике, а также в скульптуре, но нет никаких следов живописи.
Культура кельтов
Почти несомненно, что народы, создавшие цивилизации Гальштата и Ла-Тен, были кельтами, принадлежащими к группе варварских народов, происходящих с Верхнего Дуная и широко распространённых в Европе, которые поселились во многих частях Италии, в Испании и на Балканах. Их вкус к геометрическому декору сопровождался тенденцией в портретах к экспрессивному и реалистическому стилю, хотя он содержал некоторые причудливые черты и иногда граничил с карикатурой.
Типичными изделиями кельтов были предметы из металла, ювелирные изделия, монеты, пряжки с животными мотивами и эмали. Средиземноморские зоны обитания кельтов, особенно Франция и Италия, отличаются большей зрелостью и благородством выражения, чем внутренние районы; это объясняется их многочисленными контактами с греко-этрусским миром.
В архитектуре кельты впитали греческие образцы, особенно в храмах, которые они возводили различным божествам. Но, как и большинство народов, подверженных частым миграциям, кельты оставили слишком мало следов, чтобы можно было провести их тщательную документальную оценку.
Котёл Гундеструпа
В третьем веке до нашей эры кельты достигли Британии и Ирландии в рамках своей экспансии на север, но так и не добрались до Дании, которую занял народ тевтонского происхождения. Однако кельтское искусство смогло проникнуть даже в этот регион либо благодаря импорту, либо благодаря военной добыче, либо, что случалось гораздо реже, благодаря работам отдельных художников, эмигрировавших на север.
Одно из самых прекрасных произведений кельтского мастерства привезено из Дании: большой серебряный котёл из Гундеструпа, найденный в болоте в Химмерланде, Ютландия. Бока и основание котла рельефно украшены мифологическими и ритуальными сценами, а также фигурами реальных и воображаемых животных.
Разнообразие и богатство декора делают этот предмет поистине исключительным. Высокое качество исполнения и стилистические детали заставляют задуматься о том, не мог ли сосуд изначально происходить из Среднего Дуная, где проживало несколько племён кельтского происхождения, которые были особенно искусны в обработке серебра.
Испанская культура
Кельтские миграции достигли Испании двумя волнами (первая – около 1000 лет до н.э., вторая – около 600 г. до н.э.) и привнесли множество гальштатских элементов в существующие иберийские культуры, что можно видеть в некоторых видах оружия. Гальштатские элементы слились с другими, местного происхождения, а к ним, позднее, добавились ещё и другие, пришедшие из Финикии и Греции. Это сложное смешение различных культур на самом деле не привело к появлению многих произведений, представляющих выдающийся интерес.
Среди наиболее известных и необычных объектов – колесница из Мериды, изготовленная из бронзы и датируемая первым веком до нашей эры. В ней использован знакомый мотив колесницы, который в различных интерпретациях и с разными ритуальными функциями всегда был популярен в древних цивилизациях, от Крита до Скандинавии. Римское завоевание Испании имело тенденцию к уничтожению более оригинальных иберийских традиций и основало на их месте имперский тип римского искусства, в целом схожий с тем, что производилось на италийской земле.
Галльская культура
Галльская цивилизация развивалась как часть кельтского мира и имела общие черты с гальштатской и латенской культурами. Галлы сами были группами кельтов, которые заняли Галлию примерно в VII веке до н.э. (римляне назвали их «галлами»). (Римляне называли их галлами, а греки – галатами). В гальштатский период доминирующей чертой их цивилизации было оружие – особенно мечи с длинными лезвиями – и керамика с геометрическими украшениями. В IV веке, соответствующем латенскому периоду, их работы всё ещё включают множество различных видов бронзового и железного оружия, гончарные изделия, выточенные на колесе, эмали и бронзовые пластины.
Когда римская оккупация распространилась на всю Галлию, местные стили претерпели глубокие изменения, и художники стали следовать римским образцам. Многие виды искусства в галльском регионе между первым веком до нашей эры и христианской эпохой с тех пор называются галло-римскими, поскольку они содержат элементы, которые местные жители переняли у своих завоевателей. Однако даже в тех предметах, в которых наиболее отчётливо прослеживается римское влияние, остаётся достаточно грубой выразительности и несдержанности, чтобы такие произведения можно было с полным правом отнести к оригинальным образцам провинциального искусства.
Развитие железного века
Железный век развился в Северной Европе благодаря контакту с кельтской цивилизацией гораздо позже, чем в центрально-южных регионах. Отголоски средиземноморских культур пришли на Скандинавский полуостров уже в бронзовом веке с восточных путей из Персии, Кавказа и из Сибири. Этим объясняется множество орнаментальных мотивов, похожих на восточные, которые были найдены на золотых, серебряных и бронзовых пластинах, а также на щитах и оружии.
Хотя кельты никогда не занимали Скандинавию или Данию, они отправляли туда свои изделия и распространили вкус к оружию и пряжкам, украшенным фантастическими и геометрическими узорами, к тяжёлым золотым украшениям и изображениям животных, которые, хотя и были стилизованы, были живыми и выразительными.
В первые века христианской эры некоторые аспекты римской цивилизации попали на Север опосредованно через народы Центральной Европы, а также благодаря определённым контактам, которые, по-видимому, были установлены между римскими императорами и вождями этих регионов. Об этом свидетельствуют некоторые ценные предметы римского ремесла, обнаруженные в датских гробницах. Однако эти контакты не оказали заметного влияния на местное производство.
Прочитайте также: Христианско-римское искусство.
Другие статьи об изобразительном искусстве Древнего Рима см:
Римская архитектура (ок. 400 до н.э. – 400 н.э.)
Раннее римское искусство (ок. 510 до н.э. – 27 до н.э.)
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 до н.э. – 200 н.э.)
Позднеримское императорское искусство – период поздней империи (ок. 200-400 гг. н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э. и далее)
Рельефная скульптура Древнего Рима
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?