Африканская скульптура: история, характеристики читать ~16 мин.
Центр африканского искусства находится в Западной Африке, регионе, простирающемся от Сенегала на восток до озера Чад. За Нигером художественное вдохновение ограничивается прикладным искусством и ремеслами, а также декоративно-прикладным искусством. Бенуэ, соединяющий Нигер, образует границу другого региона скульптуры, простирающегося на восток и юго-восток и охватывающего Анголу и бассейн Конго. Таким образом, всю территорию можно разделить на две сферы: сфера Судана вокруг Гвинейского залива и сфера Конго, расположенная к востоку и юго-востоку от Атлантики и Великих озер. К югу от Танзании и в Мозамбике живет племя маконде, изолированная группа художников-пластиков. Племена банту в Южной Африке, которые высоко развиты как умственно, так и физически, демонстрируют значительный художественный талант, но их пластическое искусство оставляет желать лучшего по сравнению с искусством бассейна Конго и Западной Африки. Их лучшая резьба по дереву представлена в виде подголовников и случайных фигурок животных. Однако именно работа западного региона сделала африканцев известными скульпторами по дереву. Деревянная скульптура – это классическое племенное искусство Африки. Для некоторых ценителей бронзовая скульптура Бенина представляет собой еще более тонкую работу, но, вероятно, было бы неправильно считать их чисто африканскими, поскольку считается, что техника литья бронзы туда была завезена. (См. Также: Доисторическая скульптура.)
Скульптура в лесу
Главная особенность африканской деревянной скульптуры была определена английским искусствоведом Роджером Фраем как полная пластическая свобода. Африканские художники действительно размышляют о форме в трех измерениях и, похоже, не испытывают затруднений в уходе от двухмерной плоскости. Существует простое объяснение легкости, с которой скульпторы в Африке постигли круглую и, следовательно, цилиндрическую форму человеческого тела. Оно заключается в материале и в навязанной им технике. Скульптор начинает с секции ствола дерева – круглого деревянного блока. Если конструкция проста, деревянный блок остается ясно узнаваемым как цилиндр. Классическими примерами являются грубоватые фигуры предков Бари и колоссальные полюсные скульптуры Азанде, оба в Восточном Судане. Если к этому базовому цилиндру применяются другие кубические формы, аналогичные полученным, то получается почти геометрический стиль. Туловище представляет собой один сплошной цилиндр, руки – это меньшие цилиндры, идущие параллельно корпусу, а голова сильно стилизована. Абстрактная скульптура в геометрическом стиле этого типа была почитаема в самом высоком художественном виде племенем Бабе в Западном Судане.
Этот стиль ни в коем случае не ограничен Африкой, такое же развитие можно найти в искусстве американских индейцев (особенно на северо-западе США), в искусстве Океании, а также в Сибири и Индокитае. Принцип скульптуры на подставке также часто применяется к маскам. В природе вещей маска всегда полуцилиндрическая и у художника настолько мало возможностей разработать этот полуцилиндр, что он остается преобладающей формой. Этот стиль был разработан племенами, такими как индейцы хопи в Северной Америке. В Африке маски такого типа можно найти в Кот-д’Ивуаре и в регионе Нилотик.
Скульптура из слоновой кости
Очевидно, что цилиндрическая скульптура на подставке может быть изготовлена из любого материала длинной формы, необязательно из дерева. Отличным вариантом является клык слоновой кости. Также ясно, что если художник хочет сохранить единство тонкой непрерывной линии в своей скульптуре, работая с одним блоком без добавления какой-либо другой части, он не сможет изобразить какую-либо деталь, выходящую за пределы оригинального цилиндра. Отсюда вытекает еще одна характеристика африканской скульптуры – ее нехватка пропорций. Например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлена деревянная африканская скульптура, в которую входят лошадь и всадник. Но по сравнению с наездником лошадь настолько мала, что некоторые люди могут подумать, что это карикатура, однако у художника не было такого намерения. Просто в пределах его слонового клыка у него не было средств сделать лошадь достаточно большой, пропорциональной всаднику, и, поскольку он был главным образом озабочен всадником, размер лошади не беспокоил его.
Не всякая африканская деревянная скульптура основана на этом принципе. Круглый блок может быть более детально проработан до более реалистичной формы, не имеющей сходства с первоначальной формой материала. Скульптура такого типа встречается в парковых зонах Камеруна, по всему региону Конго и на востоке среди племени маконде.
Маски
Формы африканских масок необычайно разнообразны. Некоторые из них реалистичные, другие строго стилизованы. Большинство ярко окрашены, но это не обязательно. Фигуративную греческую скульптуру часто расписывали, в основном глаза и рот, чтобы придать реалистичный вид. Египетская скульптура, Будды из Гандхары и фигуры божеств в древней Мексике были расписаны. В Африке цвет варьируется от простых черных статуй и масок во внутренних районах Камеруна до блестящих желтых, красных, белых и синих цветов нигерийских фигур и масок йоруба. На Кот-д’Ивуаре Атуту покрывают самые драгоценные из своих статуй сусальным золотом. Иногда сам скульптор выполняет золочение, иногда передает работу другому специалисту. Один художник, который делал не позолоченные скульптуры, сказал, что если у него когда-нибудь будет два сына, он научит одного резке, а другого – золочению, чтобы они могли сотрудничать.
Во многих частях Африки искусство коренных народов находится в упадке, но в таких областях, как Кот-д’Ивуар, оно все еще процветает. Оно даже подвергается дальнейшему развитию – не благодаря европейскому влиянию, а благодаря изобретательности самих художников. Вообще говоря, возможности западноафриканских племен по части ремесел невелики, а их производительность очень мала. Поэтому их практические способности как скульпторов и ювелиров поразительны.
Волшебные фигуры
Атуту, в отличие от других африканских племен, не имеют ни социальных различий, ни социальных предрассудков. Они очень ценят настоящее мастерство в любой форме. Среди этих племен многие статуэтки представлены в форме религиозного искусства. Атуту не являются поклонниками предков, но определенное количество фигур предков у них есть. Они вырезаются после смерти человека, тело служит образцом. Когда статуя будет завершена, предполагается, что душа мертвого человека войдет в нее на период, после которого она перейдет в загробный мир. А тем временем, фигурка предка используется как фетиш. Если у кого-то проблемы, деревенский маг, совет которого он просит, может порекомендовать ему сделать фетиш. Для резчика это такая же работа, как и любая другая. Чтобы сделать фетиш эффективным, владелец должен принести ему подношение. Обычно достаточно посыпать его мукой или даже белым мелом; но в особых случаях используется мясо птицы. Если результат окажется неэффективным, фетиш не имеет никакой ценности и может быть уничтожен, иначе, может быть снова использован для других целей. Иногда бесплодной женщине делают волшебную куклу, изображающую ребенка. Женщина носит ее на спине. У Атуту есть другие деревянные куклы и другие похожие предметы народного искусства, тщательно вырезанные и имеющие высоту от 3 до 8 дюймов, которые не имеют магического или религиозного значения, но используются в качестве игрушек как взрослыми, так и детьми. Есть также случайные резные портреты, выполненные по заказу человека и подаренные его друзьям в качестве сувениров. Смотрите также: доколумбовское искусство (до 1535 г. н.э.).
Другие цифры
Среди южных племен атуту есть даже то, что можно назвать «искусством ради искусства». Эти народности делают множество резных предметов, которые не имеют практического применения и не имеют религиозного значения – цельные деревянные сосуды, модели сигнальных рогов и резные фигуры животных. В праздничные дни владелец извлекает свои сокровища изобразительного искусства из своей тайной комнаты, выкладывает их на веранде и с любовью рассматривает.
Среди некоторых племен французской Западной Африки, особенно бауле и хабе, преобладают жестко стилизованные фигурки, в то время как зеленая зона Камеруна отличается большими реалистичными фигурами предков и танцевальными масками, некоторые из которых больше, чем человек в натуральную величину. Они удивительно живые и обычно затемнены сажей. Различные племена Конго разработали реалистичные статуэтки и маски со своей стилизованной, почти геометрической резьбой. Их статуэтки и миниатюрные маски из слоновой кости часто бывают очень красивыми. Наиболее артистичными племенами в Конго являются Баяка, Бакуба (где резьба церемониальных предметов является привилегией аристократии), Балуба и на юге Вачивокое.
Бенин. Бронзовые Скульптуры
Между Берегом Слоновой Кости и Конго располагается королевство Ифе, страна народности Йоруба, и Бенин, в Южной Нигерии, где африканская скульптура достигла своего наивысшего уровня. Бенин посетил в пятнадцатом веке Джон Альфонсо д’Авейро (1485-1486), а впоследствии несколько португальских, голландских и английских путешественников. Несколько предметов из слоновой кости попали в Европу, но только после завоевания британцами в 1897 году, бронзы были открыты и искусство Бенина в целом стало известно более широкому кругу.
Бронзы бывают двух видов. Есть фигуры – человеческие головы в натуральную величину, модели животных или людей – и есть рельефные скульптуры законченные сцены с животными, людьми и мифологическими или магическими символами. Мужские головы кажутся несколько жесткими из-за высокой шеи. Лица лишены человеческих черт и почти безлики. Общий эффект скорее интересный, чем красивый. С другой стороны, женские головы более индивидуальны. Украшение на шее настолько мелкое, что почти незаметно, а волосы подстрижены вверх в форме рога. Основными изделиями из слоновой кости являются большие клыки слонов, вырезанные в рельефе, кубки и кружки, украшенные рельефом или ажуром, а также браслеты и другие украшения в том же стиле. Бокалы и кружки часто имеют европейскую форму, обычно в стиле ренессансного искусства, и нет никаких сомнений в том, что они были вырезаны по европейским узорам по заказу португальских путешественников. Другие произведения – чисто африканские или преимущественно африканские. Европейские солдаты и торговцы в одежде шестнадцатого века иногда появляются на бронзовых досках.
Головной убор и кольца на шее бронзовых голов представляют традиционное коралловое украшение, которое до сих пор носят короли (или "оба") в Бенине. Коралловые бусы были важной частью сокровищ короны и когда правитель переставал их носить, это было признаком плохой финансовой политики. Вождь Егаревба сообщает, что Ахенза, праправнук Обы Орхогбуа, таким образом потерял свое богатство. Ему было всего шестнадцать лет, когда он вступил на престол и его неопытность была использована искушенными придворными. Давно хранившиеся сокровища бывших королей были потрачены впустую, а королевские коралловые бусы были разыграны в кости с Осуаном.
История бронзовой скульптуры в Бенине
Согласно традиции Бини, медное литье появилось в Бенине благодаря средневековым художникам из Ифе (Уэ) при Обе Огуоле в 1280 году. Оба (короли) хотели, чтобы произведения, подобные тем, что были импортированы из Ифе, произведились в самом Бенине. Поэтому он послал к Огене из Уэ за медным кузнецом и к нему был отправлен Игу-айга. Игу-айга был очень умен, оставил много замыслов своим преемникам и в результате был обожествлен и почитаем по сей день медными кузнецами. Практика изготовления медных отливок для сохранения записей о событиях возникла во времена правления Огуолы. Король Эсиги (c.1504) поощрял и улучшал медное производство. Общепризнанно, что искусство Бенина достигло своего расцвета в шестнадцатом веке. Слоновая кость и резьба по дереву были введены Обой Ивааре Великим (ок. 1440), в то время как флейты из слоновой кости (акохен) были изобретены где-то после 1735 года человеком по имени Эреойен.
Изделия из бронзы производятся так называемым процессом cire-perdu (убегающий воск). Модель сделана обычно из глины и покрыта слоем воска. Если объект очень маленький, модель целиком состоит из воска. Тонкая металлическая трубка прикреплена к каждому концу вощеной модели и все это заключено в кусок мягкой глины. Когда глина затвердеет, расплавленный металл заливается в верхнюю трубку через воронку. Он спускается внутрь, заполняя пространство, занимаемое воском, а расплавленный воск вытекает через нижнюю трубку, отсюда и название убегающий воск. Когда металл остынет, скорлупа глины аккуратно разбивается и удаляется. Поверхность бронзы обычно шероховата и требует финальной отделки. В случаях не высокого мастерства могут остаться отверстия там, где металл не полностью заполнил полость. Глина внутри сгорает и сравнительно легко извлекается.
Эта техника была описана во многих книгах и в Британском музее есть множество моделей, демонстрирующих различные этапы работы. Этот метод используется для обработки бронзы и латуни в Западной Африке. Таким образом некоторыми племенами на территории парков Камеруна изготовлены большие медные трубы, украшенные фигурами людей и животных, ткаже как и миниатюрные медные фигуры, которые Ашанти использовали в качестве золотых весов (mrammuo), по крайней мере, с 1760 года. Процесс cire-perdu не везде одинаков, но он известен в большинстве частей мира. В Азии главными центрами являются Индия и Малайский архипелаг. Это также практиковалось в древнем Египте и в старых цивилизациях Центральной и Южной Америки. См.: Искусство древнейшего каменного века (100 лучших работ).
Со времен ранних бронзовых изделий из Бенина ясно, что Бини практиковали это искусство до прибытия португальцев, так что теория, что эта технология была ими получена из европейских источников, исключена. Есть еще одна теория, что технология пришла окольным путем из Индии. Однако нет никаких оснований отвергать теорию, согласно которой бронзовое литье появилось в Бенине из Ифе.
Скульптура народа Йоруба
Существует огромная разница между древним искусством йоруба и их современными работами. Современное искусство йоруба это, в основном, деревянные фигурки и маски. С его поразительными полихромными картинами, оно, безусловно, очень декоративно, но находится на более низком художественном уровне, чем старая классическая каменная скульптура из камня, терракоты и бронзы. Старые резные фигурки из твердого камня, такого как кварц и старые бронзовые отливки, отличаются удивительной верностью природе, абсолютно правильными пропорциями и отсутствием традиционных черт. Техника была превосходной и показывает заметное чувство красоты.
Вероятно, прошло уже много веков с тех пор, как работы такого рода производились в Ифе, но старинные шедевры не забыты. Бронзовые головы до сих пор стоят во дворце Они. На некоторых фестивалях они убираются священниками и переносятся в святыни. Десятки красивых терракотовых голов хранились в святыне за городом до тех пор, пока всего несколько лет назад их не украли или не сломали. В Ифе все еще есть голова барана из гранита, почти в натуральную величину, и церемониальные табуреты, вырезанные из цельных кусков кварца. Но это терракотовая скульптура (и бронзы), которые показывают в лучшем виде искусство древнего Ифе. Даже бенинские головы не могут сравниться с ними.
Головы Ифе
Лишь недавно эти самые красивые из всех африканских скульптур стали известны в Европе. Было сравнительно немного бронзовых голов, известных даже в самом Ифе до начала 1938 года, когда семь высококачественных образцов, покрытых зеленой патиной, были обнаружены во время рытья фундаментов для дома и еще четыре в другом месте. У некоторых из них есть крошечные отверстия, симметрично расположенные вокруг нижней половины лица. Неизвестно, были ли они ранее окрашены краской для обозначения племенных знаков или использовались для фиксации волос на бороде, как в деревянных масках японского искусства и северо-западной Америки. У других голов есть борозды, представляющие вертикальные полосы, которые все еще используются в качестве племенных знаков среди йоруба.
Африканская скульптура оказала немалое влияние на таких художников, как Андре Дерен (1880–1954), Морис Де Вламинк (1876–1958), Пикассо (1881–1973) и Матисс (1867–1954), большинство из которых были восхищены экспрессионистскими чертами примитивных статуэток и масок, прибывших в Париж из французских колоний на африканском субконтиненте. Некоторые художники посещали коллекции этнологических артефактов и приобретали предметы для себя.
Возраст голов Ифе еще окончательно не определен, но, поскольку практически точно известно, что бронзовое искусство Бенина было получено из Ифе, есть некоторые данные для работы. Они впервые приехали из Ифе в Бенин около 1280 года, после чего, должно быть, понадобилось некоторое время, чтобы это грубое искусство превратилось в шедевры, которые мы знаем. Поэтому, можно предположить, что бронзовое искусство Ифе не могло достигнуть своего зенита раннее тринадцатого столетия.
Хотя и в терракоте, и в бронзе этнические характеристики моделей хорошо изображены, работы напоминают скульптуру древней Греции или египетского искусства, а не культуру черной Африки. Антрополог Фробениус рассматривал связь со средиземноморской сферой и сэр Флиндерс Петри в своей книге о древнем Египте отмечает, что, если бы какая-либо из голов Ифе была выкопана в иностранном квартале Мемфиса, они были бы приняты как более крупные примеры местных изделий. Он добавляет: «Мемфисская работа не могла прийти из Нигера, она слишком тесно связана с Персией и Индией; но идея и даже рабочие, возможно, пришли из Египта в Западную Африку».
Между тем у йоруба есть традиционное поверие, что они пришли с востока, из Верхнего Египта, возможно, что изначально они вообще не были африканцами, а уже позже смешались с чернокожими.
С другой стороны, предметы древнеегипетского происхождения были найдены по всей Африке. Изогнутые церемониальные ножи Азанде на окраинах Судана и Северного Конго происходят от древнеегипетского серпа. Подголовники, музыкальные инструменты и даже некоторые обычаи и верования показывают признаки египетского влияния. «Невероятно, – говорит Уилфред Д. Хамбли, – что цивилизация, подобная египетской, существовала как отдельная единица. Египетские караваны проникли далеко в Судан, египетские корабли плыли в землю Пунта, в регион, который, как правило, отождествляется с сомалийским побережьем.
Однако необходимы дальнейшие подробные исследования, чтобы доказать, что все различные элементы, указывающие на египетское происхождение, на самом деле были получены из этого источника. Между тем, все, что мы знаем об истории ифе и бенинской бронзе, указывает на гораздо более позднюю дату наиболее высокого развития портретной живописи Ифе по бронзе. Возможно, что египетское влияние пришло не через бронзу, а через терракоту. Больше раскопок в Нигерии прямо проливают новый свет на этот интересный вопрос.
Африканская каменная скульптура
Есть и другие примеры древнего африканского искусства из более твердых и прочных материалов, чем дерево. В некоторых местах была найдена каменная скульптура, которая полностью отличается от скульптуры Ифе. В Северном Конго, в районе реки Уэле, есть каменные головы и в 1934 году на поляне среди пальм в полутора милях от Эси в провинции Илорин, Нигерия, было обнаружено не менее 765 фигур и голов. Они показывают большое разнообразие физиологических типов, физиономий и племенных признаков. Ряд племенных знаков все еще используется сегодня. В большинстве из этих рисунков особенности достаточно индивидуализированы, чтобы их можно было рассматривать как портреты. Их натурализм, однако, наивен и типичен для Африки. Это примитивное искусство в лучшем виде.
Образцы африканской племенной скульптуры можно увидеть в лучших художественных музеях Африки, Европы и Америки.
- Африканское искусство: история, особенности
- Африканская православная церковь
- Организация африканских независимых церквей
- «Лев Африканский» Амина Маалуфа, краткое содержание
- В самарском «АртЦентре» разместилась выставка африканской живописи
- Открытие выставочных проектов «Окно в Африку», «Фрагменты Азии» и «Греческие сны»
- ВЗГЛЯД НА МИР: АФРИКА И АЗИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
- Выставка Нонны Хотемовой «Неизведанная Африка» в Центральном Доме Художника
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?