Африканское искусство: история, особенности читать ~33 мин.
Цель этой статьи – поместить африканское племенное искусство в социальный контекст, а не обсуждать эстетическую привлекательность, стилистические зоны и формальные качества предметов искусства. Европейское искусство часто использует символы, которые имеют непосредственное значение для образованных людей – символы Христа, святых, исторических эпизодов. Знание значения этих символов играет важную роль в понимании и оценке живописи и скульптуры.
То же самое относится и к африканской скульптуре и другим видам искусства: важно выяснить, создана ли маска или скульптурная фигура, чтобы развлекать, пугать, продвигать плодородие или просто быть искусством ради искусства. Нам нужно знать, изображает ли маска вождя, бога, раба, животное-оборотень или ведьму; носят ли маску на голове или на лице, носят или тайно хранят в культовом доме. Хотя африканское искусство представлено здесь как неотъемлемый элемент экономических, социальных и политических институтов, в конечном итоге главный элемент является эстетическим. Несмотря на великолепие «классического» африканского искусства, такого как скульптуры Нок, Ифе, Бенин, главная забота здесь связана с искусством, которое продолжает процветать в вождествах, деревнях и кочевых палатках. (Примечание. По поводу погребального искусства и дизайна храмов в Северной Африке см.: Египетская архитектура.)
Для знакомства с хронологией раннего примитивного искусства, см. Доисторическую Художественную Хронологию.
Доисторическое африканское наскальное искусство
Самое раннее известное доисторическое искусство Африки, такое как гравюры в пещерах Бломбос (ок. 70 000 г. до н.э.), гравюры из яичной скорлупы из ямной шкуры (ок. 60 000 г. до н.э.) или пещерные камни Аполлона-11 (25 500–23 500 г. до н.э.), вероятно, были произведениями бушменов с желтой кожей, коренных народов юга Африки. (Руководство по символам, использованным в Бломбосе, см. В разделе «Доисторические абстрактные знаки 40 000–10 000 до н.э.»). Бушмены – самые старые известные уроженцы Южной Африки, хотя как именно они появились и как далеко уходит их история, остается загадкой. Даже не ясно, были ли их предки ответственны за пиктограммы и петроглифы, которые были найдены в различных доисторических местах в стране. Бушменов вернули в пустынные районы не только белый человек, но и захватчики готтентотов. Готтентоты – тоже раса с желтой кожей, настолько похожая на бушменов, что, по мнению некоторых экспертов, их нецелесообразно разделять. Тем не менее, остается огромная разница между их художественными достижениями. Готтентотов нельзя отнести ни к какой сторонней культуре, но старые бушмены имеютотношение к лучшим и старейшим произведениям искусства в мире на участках по всей Южной Африке.
Общий характер бушменского наскального искусства натуралистичен, и многие изображения можно рассматривать как пиктограммы, поскольку они выражают идеи и не являются «искусством ради искусства». Подавляющее большинство фигур – это люди и животные, но есть несколько других объектов, которые, вероятно, являются символическими, хотя их значение не всегда ясно. В некоторых регионах картины окрашены в цвет; в других местах встречаются только гравировки или сколы. Разница обусловлена природными условиями страны, хотя обычно считается, что гравюры более архаичны, чем картины. Доисторическая цветовая палитра, используемая художниками-бушменами в их наскальных рисунках, состояла из земных пигментов. Красный и коричневый от боле или гематита; желтый от железной охры; белый от оксида цинка; черный от угля или сажи; синий от железа и кремниевой кислоты. Синий особенно необычен и не встречается в наскальных рисунках Европы. Тонкие линии, найденные на картинах бушменов, были нарисованы тонкими полыми стержнями, заостренными и использованными как иглы.
Примечание: самое раннее искусство африканского континента – исключая противоречивую фигурку из кварцита каменного века из Марокко, известную как Венера Тан-Тан (200 000-500 000 лет до н.э.), – состоит из гравюр в пещерах Бломбос на мысе побережья Южной Африки, датируемые 70 000 г. до н.э., за которыми следуют фигуры животных из пещеры Аполлон-11 в горах Гуннов юго-западной Намибии, датируемые примерно 25 000 г. до н.э.
Любопытно, что африканские наскальные рисунки и гравюры были обнаружены раньше, чем европейские: те, что были на юге Африки еще в середине 18-го века, а также на севере в 1847 году, когда они были найдены группой французских солдат, сообщивших о гравюрах слонов, львов антилоп, быков, страусов, газелей и людей, вооруженных луками и стрелами. Самым известным местом рисунков в пустыне на севере Африки является плато Тассили, действующее с эпохи мезолитического искусства, которое было исследовано и описано Анри Лотэ в 1950-х годах. Это гористая местность – 2000 кв. Миль (5180 кв. Км) скал и песчаных песков – в настоящее время населяют лишь несколько туарегов. Тысячи лет назад, когда были сделаны рисунки, земля была плодотворной, покрытой лесами и пересекаемой реками, изобилующими рыбой.
Стиль картин натуралистичен, динамичен и совершенно отличается как от традиционного ливийско-берберского стиля, так и от ранней натуралистической группы Атласа. Похоже, они гораздо более тесно связаны с южноафриканским искусством бушменов. Особый интерес представляют несколько полихромных картин в горах Тассили, на которых изображены грациозные человеческие фигуры с пятнистым скотом неподалеку. К юго-западу от этого региона французская экспедиция Ахаггера обнаружила в 1935 году еще одно место с такими же полихромными настенными росписями, на которых изображены различные животные, но в основном крупный рогатый скот. Несколько человеческих фигур отличаются необычайно оживленными и часто изящными движениями. Работа выполняется исключительно в пространствах, так что это подлинные картины, а не линейные рисунки. Там же, однако, есть также несколько доисторических гравюр, похожих на те,что находятся в регионе Атлас. Существует сильное сходство между росписями Ахаггера и бушменским искусством, и, кроме того, они поразительно похожи на искусство Древнего Египта.
Некоторые картины Сахары изображают негров и охотничий образ жизни (начиная с доисторического периода круглоголовых), в то время как другие (4000 г. до н.э. – 800 г. н.э.) изображают скотоводов, фигуры с кожей медного цвета и прямыми волосами, которые напоминают скотоводов фулани из западноафриканской саванны. Историки искусства предположили, а этнографические исследования частично подтвердили, что эти произведения неолитического искусства были созданы протофуланскими группами: они содержат элементы, которые соответствуют особенностям мифов фулани, которым учат во время обрядов посвящения мальчиков, таких как гермафродитная корова, из чьей груди появляются головы домашних животных и графическое изображение того, что напоминает поле инициации Фулани (круг с солнцем в центре и головы других коров, представляющих различные фазы луны, расположенные вокруг него).
Наскальные изображения в области Атлас в Алжире были впервые исследованы в 1913 году. Почти все они гравюры: только две картины, написанные охрой, были обнаружены и относятся к более ранним периодам. Можно выделить три основные художественные группы. Сначала появляются очень ранние натуралистические рисунки животных, которые сейчас либо вымерли в этой области, либо относятся к очень отдаленному геологическому периоду. Огромный впечатляющий дизайн льва в Джатто – хороший пример. Затем следует группа несколько менее натуралистических рисунков, чуть более поздней даты. Наконец, есть сравнительно поздние ливийско-берберские рисунки, описанные как отчасти довольно грубые контуры животных, а некоторые имеют чисто геометрический и схематический характер.
Классическая африканская скульптура
Благодаря главным образом археологам, африканские бронзы и терракоты больше не принадлежат к «неизвестному» прошлому. Подробные сравнительные исследования, проведенные с помощью радиоуглеродного датирования, выявили их исторические контексты и продолжающиеся традиции. Один из самых известных примеров ранней скульптурной традиции – это «Nok», поверхность, покрывающая ряд терракотовых скульптур человеческих и животных фигур, широко распространенных в северной Нигерии. Они впервые были обнаружены в оловянных рудниках недалеко от деревни Нок в провинции Зариа, и с тех пор датируются IV или V веком до нашей эры. Некоторые искусствоведы обнаружили сходство между стилизованными человеческими фигурами и натуралистическими животными Нок и недатированными каменными скульптурами Эси, номинальными фигурами Сьерра-Леоне и афро-португальскими слоновыми костями, вырезанными в Шербро. Но более убедительное предположение заключается в том, что стиль Nok, основными чертами которого являются сферическая или коническая головка и глаза, представленные в виде сегментов сферы с горизонтальной верхней крышкой и нижней крышкой, образующей сегмент круга, имеет много особенностей.
Одно можно сказать наверняка: традиции африканского искусства не остались без развития. Радиоуглеродные датировки и устные традиции предполагают, например, что натуралистический стиль скульптуры в Ифе длился примерно столько же, сколько бронзовое литье в Бенине. Однако богатый стиль Ифе демонстрирует неизменный канон с 10 по 14 века, в то время как в Бенине, с 15 по 19 века, прогресс от умеренного натурализма до значительной степени натурализации очень заметен.
Для сравнения со скульптурой из Америки, пожалуйста, посмотрите также: доколумбовское искусство (до 1535 г. н.э.).
Меньше известно об искусстве и цивилизациях Сао (озеро Чад) и Зимбабве, но достаточно, чтобы показать, что они являются коренными африканскими культурами: больше нет необходимости ссылаться на египетское, финикийское или португальское влияние. Археологи показали, например, что стены и башни в Зимбабве были возведены африканскими строителями и черпали вдохновение из африканских источников. Не вызывает сомнений и африканская принадлежность кросс-рик-акванши из юго-восточной Нигерии и соседнего Камеруна – каменных фигур, которые не похожи ни на одно другое произведение искусства ни в одной области во всей Африке. Они имеют фаллическую форму, с общим стилистическим переходом от фаллоса к человеческой форме. Некоторые из них немного больше, чем одетые и украшенные валуны, но они отличаются обильным украшением поверхности, сосредоточенным на лице, груди и пупке.
Другими менее известными примерами «классического» африканского искусства являются бронзовые скульптуры Нупе и Ибо в Нигерии. Бронза Ибо Укву была обнаружена в 1938 году, когда в деревне была вырыта цистерна. Территория оказалась хранилищем для искусно украшенных предметов – сосудов, булав, головок, пояса и других предметов церемониального ношения. В могиле, раскопанной неподалеку, находились корона, нагрудник, веер, венчик от мух и металлические браслеты из бисера, а также более 10 000 бус. Радиоуглеродные тесты сходятся в датировке этих объектов до конца 1-го тысячелетия, что делает эту культуру самой ранней с применением бронзы в Нигерии. Бронзы – это чрезвычайно детализированные отливки с тщательно продуманными украшениями поверхности, но они отличаются от других африканских традиций отливки, таких как Бенин и Ифе. Более того, высокий уровень благосостояния, который они раскрывают, не имеет аналогов в «демократической» Ибанде, где нет вождей или богатых аристократий, как у Йоруба и Бенина.
Влияние Охоты
Как и в океаническом искусстве, одним из наиболее ярких аспектов африканского искусства является то, что оно всегда является очень важной частью общественной жизни, проявляющейся во всех аспектах работы, игры и убеждений африканцев. Таким образом, стиль и символика картин, рисунков и масок зависят от их политического, экономического, социального и религиозного контекста, изучение которого часто дает ценную информацию о значениях африканского искусства. Например, бушмены пустыни Калахари охотятся в неблагоприятной среде, ведя жизнь, в которой доминирует их абсолютная зависимость от немедленно доступных ресурсов для выживания. Между охотниками существует тесная связь с жизнью и дождем. Тревоги бушменов выражены в их мифах, их церемониях и их обрядах, и они также представлены в их картинах и гравюрах. Наскальные рисунки бушменов изображают не только животных, на которых они охотятся, ритуалы дождя и самих охотников, но и виды животных, которые имеют величайшее мифическое значение. Другая группа, Kalabari Ijo, это рыбаки, которые также зависят от случайности – удачи приливов, сменяющихся косяков рыбы. Их искусство также напрямую отражает их образ жизни, их тревоги и их мифы. Живя в изолированных, автономных сообществах в мангровых болотах юго-восточной Нигерии, они верят в водные духи, «Повелители ручьев», которые живут в сказочном подводном мире, которые, как и скульптуры, которые их представляют, антропоморфны или зооморфны, или и то и другое. Сущность духов заключается в масках и скульптурных головных уборах, которые рыбаки носят на маскарадах. Типы животных, изображенные в масках, выбраны не из-за их экономического значения, а из-за их символического значения и роли в мифах и ритуалах иджо.
Искусство кочевников
Многие кочевые народы Африки по самой природе своего образа жизни не имеют возможности приобретать громоздкие или тяжелые произведения искусства. Во многих случаях они предпочитают литературу, самую портативную форму искусства – буколические стихи, эпопеи, сказки и сатирические произведения, которые ярко выражают кочевую эстетику. Фулани из Западной Африки являются тому примером. У них есть презрение к обработке дерева, железа и кожи; любые культурные объекты, сделанные из этих материалов, которые они имеют, сделаны негритянскими группами, на землях где они пасут свой скот. Даже фулани, которые поселились в деревнях, предпочитают придавать художественное выражение архитектуре, искусной одежде и украшениям. Поэтому подлинное искусство фулани встречается редко и ограничивается деталями одежды, амулетов, головных уборов, браслетов для девочек, церемониальных инструментов и контейнеров, а также самого тела. Действительно, Fulani разработали настоящую эстетику внешнего вида, включая различные формы боди-арта, в том числе боди- арт и аквагрим, а также пирсинг и татуировки. С самого детства они учатся украшать и красить себя, придавать своим волосам прекрасные формы и узоры, развивать великолепные стили ходьбы; матери даже массируют черепа своих детей, чтобы достичь идеальной формы. Во время ежегодных церемоний, которые являются как садистскими испытаниями мужественности, так и мужскими конкурсами красоты, молодые люди используют все виды искусства личного украшения – тело смазано маслом, окрашено и разрисовано. Мужчины выстраиваются в очередь перед судьями, «как роскошные изображения богов», их лица окрашены в красный цвет и узоры цвета индиго, их волосы украшены кариями и увенчаны высокими головными уборами. На обеих сторонах их лица висят полосы бороды, цепи, бусы и кольца. Старушки громко ругают тех юношей, которые не соответствуют самым высоким стандартам красоты Фулани.
Деревянная скульптура
Наибольший вклад Африка внесла в мировую культуру – это прекрасная скульптурная традиция, хотя за пределами «темного» континента она была едва известна вплоть до конца прошлого века. Тогда работы, которые раньше считались только колониальными трофеями и странными музейными предметами, привлекли внимание европейских художников, стремящихся к новым впечатлениям. Андре Дерен (1880-1954), Морис де Вламинк (1876-1958), Пикассо (1881-1973) и Матисс (1867-1954), в свою очередь, были поражены выразительными и абстрактными качествами фигур и масок, которые оказались в Париже из далекого Конго и французского Судана. Хуан Гри даже сделал картонную копию погребальной фигуры из Габона. Интерес этих художников привел в целом к повышенной чувствительности к качествам африканской скульптуры, хотя в течение многих лет она была чувствительностью, которая могла реагировать только на чистую форму и тайну скульптуры из-за незнания ее функции или символики.
Сегодня мы лучше информированы, хотя целые корпуса африканского искусства остаются загадочными, поскольку они были собраны давно.
Среди догонов в Мали есть ряд известных старых скульптур, известных как теллем, о которых ни догоны, ни археология не могут нам ничего рассказать (хотя бесчисленные историки искусства продолжают делать более или менее вдохновенные догадки). У теллемских фигур, как правило, поднятые руки, это, чаще всего, женщины или иногда гермафродиты. Другие включают животных или антропоморфные фигуры, вырезанные по линиям оригинальных изогнутых кусков дерева. С такими скульптурами мы ограничены формальным сравнением стиля и субъективной эстетической оценки. К этому классу относятся маски Фанга и фигуры Кота, когда-то вновь обретенные «идолы» Дерена и Эпштейна. Мемориальная доска за головой фигуры Кота была с уверенностью описана как «солнечные лучи», «рога козла», «полумесяц» и «христианский крест».
Бамбарские фермеры и их искусство
Большинство африканцев не короли, священники и шаманы, а фермеры, которые проводят большую часть своей жизни, производя зерно или выращивая корнеплоды. Их эстетическая жизнь тесно связана с этим фактом их существования. Некоторые из величайших скульптурных традиций Африки представлены масками и рисунками, созданными для обеспечения плодородия полей и выживания их культиваторов. Bambara, группа Mandinka, насчитывающая более миллиона человек, живущих в Мали, стала известна своими металлическими, плетеными, кожевенными, ткацкими, красящими традициями и резьбой по дереву. Маски бамбара связаны с четырьмя основными культовыми ассоциациями: н’домо, комо, кове и тии вара. Эти общества производят свои маски как в сухое, так и во влажное время года; они «помогают» с посевом, прополкой и сбором основного урожая бамбары, проса и отмечают приход и уход дождя.
Маска n’domo, с ее вертикальными рогами, символизирует растущее просо – кукуруза будет стоять крепко и прямо, как рожки маски. Рогов восемь, и они поднимаются прямо вверх, как вытянутые пальцы над макушкой головы и в той же плоскости, что и уши. Рога схематически представляют различные эпизоды мифа о творении Бамбары, восемь рогов в идеальной маске, представляющие восемь изначальных семян, созданных Богом для построения вселенной. Основное значение символики рога происходит от ассимиляции этих органов с ростом зерна и человеческой печени. Бамбарские фермеры говорят, что рога животных для животных – это то же, что печень для людей и как растительные побеги для земли.
Символика и обряды других бамбарских обществ и масок также тесно связаны с прозаической деятельностью сельского хозяйства. Маска комо представляет гиену, великого работника земли и хранителя жизни. Маска тии вара представляет собой сказочное существо, наполовину человек, наполовину животное, которые в прошлом учили людей, как вести хозяйство. В посевные и вегетационные периоды маска антилопы tyi wara представляет духов леса и воды и обеспечивает плодородие полей и человека.
ПРИМЕЧАНИЕ: В 2007 году швейцарские ученые, раскопавшие участок в центральной части Мали, обнаружили шедевры древней керамики, датируемые 9500 годом до н.э., что сделало их старейшими известными керамическими изделиями в Африке. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, смотрите: Керамика, Хронология.
Искусство африканских королевств
Искусство является универсальным средством прославления людей высокого ранга. Наличие предметов, искусно вырезанных из таких драгоценных материалов, как золото, серебро или слоновая кость, обычно указывает на присутствие правящего класса, избыточное богатство и возможности нанять специализированных мастеров. Например, в Африке для большинства отливок из бронзы требуется высокоспециализированная технология производства, и хотя это искусство не полностью ограничено королевствами, оно получает наибольшее развитие, когда вождь или богатая каста могут позволить себе поддерживать мастеров. В Бенине привилегия работы с бронзой была зарезервирована для особой группы, которая жила в особом квартале города и попала под контроль Обы – правителя. Среди бамильцев художники считались слугами и даже рабами своих вождей, в чьих дворцах они жили и через кого продавали свои работы. В этих ситуациях африканское искусство является не результатом «инстинкта» – захвата души животного или объекта посредством «примитивного экстатического воображения», – но продуктом обучения, ученичества и близкого знания традиции.
Художник из африканского королевства создавал портреты, знаки отличия и эмблемы, чтобы изобразить короля и его королевских родственников как особенных, внушающих благоговение персонажей и заставить их пережить короткие периоды своей жизни, отмечая их в искусстве. Таким образом, короли показаны как могущественные и красивые, без порока и, как правило, без выражения эмоций, украшенные королевскими символами. Сами вожди носят роскошные ткани и украшения, сидят на высоких, изысканных стульях и спят на искусно вырезанных кроватях. Художественное производство под королевским контролем также используется, чтобы подчеркнуть необходимость того, чтобы королевская каста контролировала своих подданных, а князья часто используют предметы искусства для устрашения граждан.
В Африке, как и в Европе, концентрация богатства и власти в руках вождя или олигархии часто приводит к местному возрождению искусства. Ашанти и Дагомей являются хорошими современными примерами, где блестящие корты, восприимчивые к многочисленным влияниям, создали отличительные и роскошные художественные стили. В Дагомее царь сосредоточился на обработке серебра, латуни и производстве аппликаций при дворе. Настенные скульптуры украшали дворец, изображая исторические и аллегорические сцены и сражения. Среди ашанти торговля золотом и рабами приносила огромные богатства королям, которые делали золотодобычу своей монополией. Их ювелиры составляли уважаемую и привилегированную касту и изготавливали церемониальные предметы и портреты, наиболее известным из которых является золотая маска из сокровищницы короля Кофи Какари (Коллекция Уоллеса, Лондон). Малые веса, отлитые из латуни, также производились для взвешивания золотой пыли.
Куба-Бушонг Арт
Одна из самых богатых художественных зон в Африке охватывает бассейны Кванго, Касаи, Катанги и северо-западной Анголы. Это промежуточная зона между лесом и саванной, занимаемая фермерами, чьи предки были подданными могущественных королевств – Люба, Цокве, Лунда и Куба. В каждом из них художники были тесно связаны с придворным и королевским культами. Например, среди Люба изготавливались статуи королей и королев, табуреты кариатид, подголовники, скипетры, булавы и оружие, отражающие могущество и славу правителей. Среди Куба доминирующая группа Бушонг вдохновляла аристократическую культуру, которая наполняла общественную жизнь страстью к красоте и художественному оформлению. Художественное оформление Куба процветало во всех аспектах повседневной жизни – в строительстве, металлообработке, плетении и ткачестве. Художественные ремесла стали стилем жизни для многих: даже правители часто были художниками и скульпторами. Искусство использовалось для прославления королей Бушонга, статуи которых являются шедеврами скульптуры куба, известны с 17-го века. Обычноони показывают, что король сидит, его ноги скрещены, носят эмблемы священного царства. Они маленькие, чуть более 20 дюймов (50 см) в высоту. Их лица ничего не выражают, их веки наполовину закрыты; художники достигли замечательных проявлений вневременного покоя и глубокого погружения. Как и все хорошие короли, они толсты и украшены браслетами, браслетами, поясами и ожерельями. Хотя статуи имеют схожую общую форму, они не идентичны, и на их лицах даны отдельные детали. Тем не менее, они вряд ли являются реалистичными портретами: скорее, это обычные изображения королей с отличительными характеристиками. Основная цель скульптора состояла в том, чтобы показать сущность царствования, сущность, которая передается от одного царя к другому.
Тайные общества. Маска Арт
Вожди и богатые люди не единственные меценаты. В Африке важные объекты могут быть заказаны группами по происхождению, а в обществах без вождей произведения искусства чаще всего принадлежат членам ассоциаций важных людей, которые выполняют как руководящие, так и религиозные функции. Требования к членству в таких культовых ассоциациях, возрастных категориях или тайных обществах отличаются от общества к обществу. Иногда это все взрослые мужчины; иногда членство ограничено лицами с особыми способностями или теми, кто обладает определенными статуями или другими священными атрибутами.
Возможно, самым известным «секретным обществом» является общество Поро, членство в котором наиболее плотно сконцентрировано среди народов, говорящих на мандэ и кпе в Либерии и на юге Сьерра-Леоне, хотя оно также распространяется, как правило, под разными названиями на Гвинею и Берег Слоновой Кости. С мужским Поро тесно связаны женские ассоциации санде или бунду, которые принимают форму лож для женщин. Как мужское, так и женское общества поддерживают циклы церемоний, связанных с набором и посвящением членов. Главными действующими лицами в церемониях являются непосвященные юноши, все взрослые мужчины Поро, взрослые женщины Санде и священные старейшины, представляющие предков. К ним присоединяются маскированные подражатели духов природы, которые связаны с основателями страны.
Во всем районе Паро и Санде мы находим, как правило, два типа масок: гладкие натуралистические маски, связанные с именем Дан и сильно контрастирующие грубо законченные «Великие маски». Существуют также вспомогательные маски, используемые для обеспечения правопорядка и обучения молодежи во время обрядов пара-инициации. Маски Дан хорошо сбалансированы и гармоничны. Их красота происходит от их натуралистической, но очень упрощенной формы. Существуют также миниатюрные копии больших масок длиной от 3 до 4 дюймов (от 7,5 до 10 см), которые носят те, кто посвящен в тайные общества.
Великая маска Поро – свирепое абстрактное изображение демона леса. Его стилизованное лицо должно представлять давно умершего, почти мифического предка очень мудрого – героя культуры, который представил Поро на земле людей. Маска является символом и оракулом священника, которому, как судье и лидеру клана, разрешено хранить маску от имени всех Поро. С ее помощью он может получить разрешение предков наказать преступников и гражданских правонарушителей. Когда должны быть решены важные споры, священник несет маску на собрание старейшин и кладет ее на землю под белую ткань. Любое человеческое суждение считается предварительным, пока Маска не покажет свое одобрение.
Использование Великой Маски таким способом полезно обеспечивает божественную ратификацию: считается, что суд приходит из духовного мира через Маску, а не от людей. Маска берет на себя ответственность, например, за смерть от отравления кого-то, кто подвергся тяжелому испытанию. На важных заседаниях совета Маска присутствует, чтобы обеспечить присутствие и одобрение предков. Во время жестоких ссор священник надевает Маску и останавливает истцов своим словом. Меньшие маски также используются в качестве посланников или полицейских.
Сама Великая Маска характеризуется выпуклыми глазами, облицованными перфорированными фарфоровыми или металлическими дисками, красными войлочными губами и длинной бородой, увешанной пальмовыми орехами или бусинками. Его типичная густая патина происходит от черной, высохшей крови от жертвоприношений, а красноватые остатки пережеванных кола-орехов попали в рот маски.
Во время настоящих обрядов инициации Поро Великая Маска таинственно появляется четыре раза, просто чтобы произнести секретную фразу, в которой все падают ниц на землю. Незначительные маски, известные как ге, используются, чтобы дисциплинировать и обучать посвященных. Маски действуют как должностные лица, контролирующие женщин и детей за пределами деревни, или работают в качестве мусорщиков, собирающих еду, попрошайничая, заимствуя и крадя у граждан.
По внешнему виду маски Ge отвратительны, сочетая в себе черты животных и человека. Говорят, что они являются художественными попытками представить веру в то, что духовная сила имеет как животные, так и духовные атрибуты – сочетание черт характера плюс искажение, что позволяет предположить, что существуют некоторые необъяснимые явления, более мощные, чем силы, которыми обладают животные и люди по отдельности.
Во время долгих обрядов посвящения женщины склоняются к убеждению, что их дети проглатываются масками, и говорят, что скарификация вызвана масками, когда они глотают мальчиков, которые позже появятся на свет. После перерождения из желудков масок, посвященные сидят на циновках с одеялами на лицах, и через два дня маски учат их всему заново – как ходить, есть и испражняться. Ближе к концу сеанса Великая Маска своим глубоким рычащим голосом уводит мальчиков на берег, где они моются и получают новые имена.
Девочек также инициируют в обществах бунду и санде. На церемонии они помазаны маслом, их волосы красиво уложены и они носят богатую одежду и украшения. Они проходят под аккомпанемент песен, танцев и акробатических выступлений, исполняемых масками. Маска Санде сияет черным, а женщины-носители прячутся за тканевым костюмом и рафийной вуалью. Форма и символика маски мало различаются. Наиболее заметными особенностями являются спиральная шея, сложное украшение прически и маленькое треугольное лицо.
Смотрите: искусство американских индейцев, для сравнения с американскими масками.
Искусство и Родство
Наиболее важной особенностью многих африканских обществ и источником политических действий в них является родство. Искусство часто служит дополнением и символом сил родословной и клана. Среди Баквеле старейшины рода встречаются во время кризиса и пытаются обойти проблему, используя маски. Среди племен клыков и тивов, где политическая власть передается через родословные, маски и статуи являются символами прав глав родословных на успех и используются в управлении социальными делами. Точно так же, среди леги в восточной части Заира, где не существует главенства, а система родословной функционирует без политических лидеров, есть люди престижа, которые приобретают влияние благодаря своему возрасту, своей личной магии и владению предметами искусства. В состав Lega входят резчики, способные изготавливать оригинальные и искусно выполненные работы из самых разных материалов; их маски и статуэтки используются народом bwame в их драматических и ритуальных представлениях. Объекты, используемые в церемониях посвящения, представляют собой комплекс символов, которые помогают перевести сущность народа Лега и мышления от старших к инициируемым. Они принадлежат корпоративным линиям и, передавая их из рук в руки, служат символами непрерывности линий Lega и связью между мертвыми и живыми членами патрилинейной семьи.
В Гане матрилинейные линии играют важную роль в поддержании благополучия сообщества, даже когда это сообщество, как в случае с Ашанти, является централизованным королевством. Каждый прослеживает его происхождение через свою мать и принадлежит к родословной своей матери, которая состоит из всех потомков с общими предками. В основном обряде по установлению вождя Ашанти новый вождь опускается и поднимается трижды над священным стулом основателя его линии. Таким образом, табурет Ашанти является символом рода. Он состоит из прямоугольного постамента с изогнутым сиденьем, поддерживаемым резными стойками. В кумасистолусе хранятся десять черных табуреток, хранящих память о десяти царяях Ашанти. Золотая табуретка, которую традиционно считали принесенной с неба первым царским священником и советником, представляет собой массу из чистого золота с прикрепленными к ней колокольчиками из меди, латуни и золота.
Религиозное искусство
Хотя наше растущее знание африканских обществ означает, что социальные и эстетические функции теперь возложены на многие произведения искусства, ранее считавшиеся предметами только для религиозного использования, у многих африканских искусствах, по сути, есть и религиозная и символическая роль. Например, члены йоруба являются самыми плодовитыми африканскими резчиками, а самая большая концентрация их скульптур – религиозное искусство посвящено культам различных оришей (богов). В других местах маскарады и другие ритуальные представления используют маски и резные фигуры для воплощения мифов.
Искусство догонов носит явно религиозный характер: оно изображает предков, первых мифических существ, атавистического кузнеца, всадника с ковчегом, несущим навыки и ремесла, и мифических животных. Их космологическая система и ее отношение к содержанию их искусства были изучены в изумительных деталях группой французских антропологов и искусствоведов. Таким образом, чтобы понять значение Великой маски догонов, нам необходимо понять значение мифа о сотворении догонов и периодического фестиваля Сиги, который регулирует религиозную жизнь догонов. Великая Маска – двойник мифического предка; делая новую маску, резчик обманывает душу предка и убеждает ее войти в ее новую обитель. Когда Великая Маска открыта для всеобщего обозрения, виден только базовый столб, поскольку голова погружена в груду камней. Другие маски догонов менее священны, хотя их исполнение может отражать специальные знаки, символы и части мифа о сотворении мира.
Большая часть космологической мысли многих африканских обществ сосредоточена на двойственности и андрогинности. Среди Bangwa и Bamileke (Камеруна), близнецы и их родители почитаются, рождение близнецов считается совершенным рождением, представляющим исконный и андрогинный мир. Женщина, которая производит близнецов, страдает, а сложные скульптуры вырезаны в честь близнецов. Обоим родителям уделяется особое внимание, и они вступают в религиозное объединение, которое играет важную роль на церемониях по случаю бесплодия и похоронах. Скульптура Бангва черпала вдохновение у этих родителей-близнецов и есть множество статуй женщин и мужчин, носящих близнецов или носящих символы близнецов. Пожалуй, самая известная из всех скульптур бангва – это танцующая фигура, одетая в ожерелье каури и несущая погремушку и бамбуковую трубу, которую носят жрицы-близнецы, когда зовут богов.
Среди йоруба близнецам также уделяется особое внимание, и существует традиция делать их изображения, если один или оба из них умрут. Эти статуэтки ибеджи кормят и заботятся о них как о настоящих детях, поскольку считается, что каждая из них содержит душу мертвого близнеца. Все, что делается для живого ребенка, делается и для ибеджи: он получает подарки и новую одежду. Регулярные жертвы также приносятся ему в попытке предотвратить причинение душой умершего вреда его близнецу или матери. Ношение ибеджи не дает матери стать бесплодной.
Статуэтки Ибеджи имеют однородную форму – маленькие, стоящие статуэтки, в большинстве случаев обнаженные, хотя на некоторых вырезана одежда, раподобие фартука. Обычно пропорциональный размер головы к телу больше, чем у реальных людей; половые органы вырезаны, а готовый предмет окрашен – голова часто окрашивается в цвет, отличный от тела. Лицо овальное с выпуклыми глазными яблоками, лоб выпуклый, нос широкий, уши стилизованные. Губы, как правило, выпуклые, вырезанные, чтобы сформировать своего рода полку, потому что матери кормят их, как и других детей. Руки тяжелые и длинные, стилизованы и соединены с бедрами. У Ибеджи есть множество следов скарификации и причесок.
Искусство колдовства
Во всей Африке колдовство имеет некоторые удивительно общие черты, сам термин обычно относится к злонамеренным действиям, приписываемым людям, которые активируют сверхъестественные способности, чтобы причинять вред другим. По легендам, большинство ведьм работают ночью; у них есть способность летать и преодолевать большие расстояния в одно мгновение. Во время перелетов тело ведьмы остается позади, а душа путешествует незримо или в форме животного. Они любят человеческую плоть, делают своих жертв больными и поглощают их тела после погребения.
Таким образом, болезнь и смерть могут быть приписаны сверхъестественным причинам и предметы искусства, в сочетании с магическими техниками и ритуалами, используются для борьбы с ними. Эти объекты обычно называют фетишами, словом, которое действительно должно быть зарезервировано для своего рода «инструмента» – слово «фетиш» происходит от «fetico», португальского слова, которое означает «объект, созданный руками человека, изготовленный предсказателями или колдунами и состоящий из различных материалов и лекарств, чтобы использовать имманентные жизненные силы этих веществ». Фактически, аддитивный материал может быть более важным, чем основная скульптура и может состоять из разных предметов – крабов, костей и рогов животных, зубов, перьев, частей птиц, пуговиц, ткани и кусочков железа. Даже если на первый взгляд этот конгломерат объектов кажется случайным и обыденным, снаряжение фетиша имеет символическое значение и значение для их владельцев и людей, которых они затрагивают.
Самые известные фетиши были первоначально найдены в регионе Заир : сохранились некоторые очень ранние произведения. В 1514 году христианский король Конго Альфонсо, как сообщается, оплакивал идолопоклонство, которое тогда преобладало среди его подданных, заявив: "Наш Господь дал нам камень и дерево, которым вы поклоняетесь, для строительства домов и разжигания огня". С тех пор сотни видов фетишей были собраны среди баконго и соседних народов; они известны как Нкиси и имеют одинаковое общее свойство магических фигур: как считается, они способны причинять серьезные заболевания людям, которые, являются причиной сверхъестественного вреда. Несмотря на свою известность, этот вид искусства не был изучен в деталях.
Во всей Африке предметы искусства используются в предсказании сверхъестественных причин болезни. Среди Bamileke традиционное общество против колдовства, kungang, собралось вместе во времена кризиса и эпидемии, чтобы очистить страну и уничтожить ведьм через уничтожение их могущественных фетишей. Фигуры Кунган вырезаны с большим мастерством; у них обычно чрезмерно опухшие животы, что указывает на ужасную водянку, которая является одним из сверхъестественных санкций фетиша. Они также символизируют более сочувствующую магию: согнутые руки представляют собой положение просящего сироты или человека без друга; положение приседания – это позиция смиренного раба. Считается, что фигуры кунганг наделены способностями, накопленными в течение нескольких поколений: эти способности сконцентрированы в толстой патине, образованной из крови цыплят, принесенных в жертву во время ритуалов, направленных против ведьм. У большинства из них есть небольшая панель в животе или спине, которую можно открыть для введения лекарств.
Искусство ради искусства
Африканское искусство многофункционально: оно служит правителям, религии и даже экономике. Это также имеет развлекательную роль. Западноафриканские маскарады, в частности, опровергают обобщение о том, что в традиционных африканских культурах не существует такого понятия, как искусство ради искусства. Даже когда спектакли связаны с ритуалом и верой, эстетика и театральность никогда не игнорируются. Во многих западноафриканских обществах маскарады появляются во время похоронных церемоний, проводимых для всех умерших взрослых. В большинстве случаев целью представления является не только наполнение религиозного благоговения или поиск защиты от предков, хотя они играют определенную роль, но и развлечение скорбящих и прославление памяти покойного и его преемника. Во всех этих танцах важны маски и по этой причине личность танцоров полностью подчинена индивидуальности маски. Для участников маскарадов маски должны быть настолько эффектными, насколько это возможно, и ничто – даже череп обезьяны или европейская кукла – недопустимо на маске, которая обычно становится намного более сложной, когда она покидает руки своего скульптора. Окрашенные перья добавляются сверху и поперечно-полосатые рога к каждому боку. Кокарда сделана из тонких волосков бороды барана, а рафия заплетена и добавлена к подбородку в виде медведя или прикреплена к передней и задней части головы масок. Покрытие может использоваться, как среди Bangwa и Ekoi, для достижения текстурных, а не символических эффектов. Другие маски Bangwa украшены бисером, в то время как большинство из них ярко окрашены растительными красками или более современными полихромными красками.
Рассмотрение художественного оформления домов Ibo mbari показывает, что искусства нельзя просто отнести к категории «преимущественно религиозного» или «прежде всего эстетического». Здесь в честь богини Ala создаются сложные лепные украшения. В течение периода уединения специально отобранные люди создают множество скульптур и рельефов, которые затем демонстрируются широкой публике. В этот период они поют песни в честь богини земли и второстепенных богов. Объекты mbari разнообразны и могут представлять богов, людей, сцены охоты, совокупление женщин и мужчин и рожающих женщин. Главная фигура – Ala ваяется и расписывается последней, иногда с двумя детьми. С ней связаны фаллические символы, созданные для вызова плодородия человека. Мбари – это не только религиозное искусство, но и источник удовольствия. Многие из фигур являются комическими; некоторые непристойными. Неестественные практики иллюстрированы радостью; женщины нагло демонстрируют свои личные детали. Грубые непристойности объясняются на том основании, что mbari должен раскрывать каждую фазу человеческого существования, потому что это концентрация всей человеческой жизни, включая ее табу. Искусство Ибо, как и все африканское искусство, удивительно эклектично. В mbari Христос на своем кресте стоит рядом с Ala земной богиней. Традиция обновляется индивидуальным вдохновением художника и использованием внешних влияний. Глубокая моральная цель и чистое развлечение объединяют mbari в динамичную и непосредственную форму искусства.
- Африканская скульптура: история, характеристики
- Африканская православная церковь
- Организация африканских независимых церквей
- «Лев Африканский» Амина Маалуфа, краткое содержание
- В самарском «АртЦентре» разместилась выставка африканской живописи
- Открытие выставочных проектов «Окно в Африку», «Фрагменты Азии» и «Греческие сны»
- ВЗГЛЯД НА МИР: АФРИКА И АЗИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
- Выставка Нонны Хотемовой «Неизведанная Африка» в Центральном Доме Художника
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?