Хеттское искусство:
особенности анатолийской культуры читать ~7 мин.
Хетты — народ, населявший Малую Азию. Около 2000 года до н.э. они начали создавать города-государства, разбросанные по Анатолийскому плоскогорью (современная Турция). Они одними из первых в регионе освоили добычу и обработку железа.
К 1600 году до н.э. хетты обосновались в Хаттусе (современный Богазкале, или Богазкёй) на севере Анатолии, а затем расширили своё влияние на большую часть прилегающих территорий. Древнее искусство Хеттского царства, особенно его архитектура и рельефная скульптура, создавалось преимущественно в имперский период. Своего расцвета империя достигла в XIV веке до н.э. при царе Суппилулиуме I. В то время хетты контролировали обширные земли, включавшие большую часть Анатолии, Верхнюю Месопотамию (современный Ирак), Сирию и Ливан.
Хотя хеттское искусство имело собственный стиль, оно, несомненно, испытывало влияние шумерского искусства — основной культурной традиции в искусстве Месопотамии, — а также египетского искусства, особенно в области резьбы по камню. Влияние ассирийского искусства проявилось лишь несколько столетий спустя.
Хеттская империя пала около 1180 года до н.э., но культура не исчезла. Она возродилась в нескольких «новохеттских» городах-государствах, которые существовали при участии арамеев и других народов примерно до 750 года до н.э. Ваан Куркджян в своей книге «Империя хеттов» пишет, что основным источником знаний о хеттской культуре служат археологические находки из царских архивов в столице Хаттусе. Эти архивы состояли из сотен глиняных табличек, исписанных аккадской клинописью. Наряду с хеттским языком, для международной переписки использовался аккадский — семитский язык Вавилонии и Ассирии.
Одна из самых показательных табличек (написанная аккадской клинописью и датируемая примерно 1275–1220 годами до н.э.) содержит переписку между египетской царицей Нефертари, женой Рамсеса II, и хеттской царицей Пудухепой, состоявшуюся вскоре после заключения Кадешского мирного договора. (Табличка находится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.) До этих открытий единственным источником информации о хеттской цивилизации был Ветхий Завет. Важнейшие центры хеттского искусства и ремёсел располагались в таких городах, как Хаттуса, Инандык, Эскияпар, Аладжахёюк, Алишар и Фырактын.
Примечание: к более ранним культурам Анатолии относится знаменитый археологический памятник Гёбекли-Тепе (около 9500 г. до н.э.), относящийся к эпохе докерамического неолита.
Характеристики хеттского искусства
Изобразительное искусство хеттов, хотя и испытало влияние культур из отдалённых регионов, было наиболее тесно связано с искусством Месопотамии. Хеттские печати, например, во многом напоминали ассирийские образцы. Однако значительная часть искусства, найденного в хеттских городах, имеет самобытное происхождение.
Хетты создавали каменные рельефы и отдельно стоящие скульптуры сфинксов, которые служили стражами ворот. Позже эти элементы были заимствованы и развиты мастерами Месопотамии, а затем и Персии. Ассирийцы, в частности, усовершенствовали технику рельефа, создавая великолепные многометровые панно для своих дворцов, например, в Ниневии. Одним из ярких примеров этого вида искусства является рельеф, известный как «Бог Войны», высеченный на Царских воротах в Хаттусе (ныне хранится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре). Впечатляют также резные рельефы вокруг Львиных ворот в Хаттусе. В целом хеттское искусство, несмотря на свою выразительность, отличается простотой и прямолинейностью форм, а также ограниченным набором технических приёмов и сюжетов.
Государственная религия хеттов была основана на поклонении силам природы. Во главе пантеона, насчитывавшего, как известно из текстов, «тысячу богов Хатти», стояли бог Грозы и богиня Солнца. У каждого из городов-государств хеттской державы мог быть свой бог-покровитель. Большая часть хеттской скульптуры связана с изображениями божеств и сценами религиозных праздников, во время которых царь совершал официальные ритуалы. В одном из текстов описывается процессия всех богов.
Архитектура
Столица хеттов, стратегически расположенная над скалистым ущельем, располагала цитаделью, защищённой двойными стенами с оборонительными башнями. В город вели монументальные арочные ворота, фланкированные статуями и рельефами — обычно с изображениями львов или сфинксов, — предвосхищая подобные решения во дворцах поздней Ассирии, таких как Ниневия и Нимруд. Внутри воротного проёма находится знаменитый рельеф, изображающий воина в характерном хеттском коническом шлеме.
На территории Хаттусы обнаружено четыре храма, крупнейший из которых полностью раскопан. Это массивное сооружение окружено складскими помещениями и имеет центральный двор, обрамлённый колоннадой. Такая планировка, как и обособленное положение главного святилища, не находит прямых аналогов в храмовой архитектуре Месопотамии.
Для сравнения хеттской монументальной архитектуры и скульптуры см. архитектуру египетских пирамид (ок. 2650–1800 гг. до н.э.). См. также: Древнеегипетская архитектура (ок. 3000–200 гг. до н.э.).
Скульптура
Хеттские скульпторы были мастерами создания рельефов на естественных скальных выходах. В этом они на много веков опередили персов, создавших знаменитые скальные гробницы и рельефы в Накш-э-Рустаме. (Для сравнения см. примеры монументальной египетской скульптуры, такие как Большой Сфинкс.)
Хотя остатки этого скального искусства находят во многих областях бывшей Хеттской державы, наиболее известным памятником является скальное святилище Язылыкая, расположенное недалеко от хеттской столицы Хаттусы (Богазкёй). Именно здесь в камне запечатлена процессия «тысячи богов».
Изображение представляет собой две процессии божеств, высеченные на двух сходящихся скалах и направляющиеся к центральной части святилища. К сожалению, вероятно из-за эрозии, эти барельефы на открытых вертикальных скалах кажутся несколько примитивными и грубоватыми в исполнении. Кроме того, часть иконографии заимствована у хурритов — народа, с которым у хеттской царской семьи были династические браки. Тем не менее, фигуры в самом святилище исполнены с большой религиозной экспрессией. Например, фигура молодого царя (Тудхалия IV) в объятиях бога-покровителя производит сильное впечатление, как и изображение большого меча-божества, как бы вонзённого в скалу рядом.
Лучшие образцы хеттского скульптурного мастерства можно увидеть в каменной скульптуре, украшающей ворота самой Хаттусы, а также в барельефах на внутренних стенах, найденных при раскопках в Каркемише — важной древней столице на границе Турции и Сирии, или на хранящемся в Лувре каменном фрагменте со сценой охоты на оленя. Эти произведения относятся к более позднему, новохеттскому периоду (около 900 г. до н.э.), но тем не менее показательны для стиля.
На примере рельефа «Охота на оленя» видно, что формализация выражена сильнее, чем в ранних шумерских работах из Ура. Прослеживается тенденция к угловатости фигур, которые остаются плоскими и размещаются на нейтральном фоне. В целом хеттский стиль демонстрирует хорошее чувство композиции, но ему недостаёт живости и натурализма, характерных для более поздних ассирийских рельефов. (Величайшие образцы повествовательного рельефа см. в статье: Римская рельефная скульптура, 117–324 гг. н.э.).
Сиро-хеттская культура
Около 1180 г. до н.э. Хеттская империя пришла в упадок. Хетты были вытеснены фригийцами, союзниками троянцев из западной Анатолии, с Анатолийского плато. Затем, в период 1000–800 гг. до н.э., они возродили свою государственность в небольших царствах, таких как Милид (современный Арслантепе-Малатья), Самаль (Зинджирли) и Каркемиш, в горах Тавра в южной Анатолии и северной Сирии, где они делили власть с местными народами, в том числе с арамеями. Сиро-хеттское искусство и архитектура в это время носили смешанный и отчасти вторичный характер, находясь под сильным влиянием Ассирии, которой эти царства платили дань, а также Финикии и Египта. Особенностью их построек являются монументальные резные вертикальные плиты-ортостаты, которыми облицовывали цоколи стен из грубого чёрного базальта, чередующегося с белым известняком. Колонны, как правило, делали из дерева, с основаниями и капителями из камня; ещё одна общая черта — крупные статуи, превышающие по размерам человеческий рост.
для получения дополнительной информации о культурах и цивилизациях античности,
пожалуйста, см.: Древнее искусство (250 000 до н.э. – 400 н.э.). Больше о ранней цивилизации – почитайте о Классической древности
(с 800 г. до н.э. до 450 г. н.э.)
О синхронных культурах южных регионов см.:
Микенское искусство (1650-1200).
Сиро-хеттские дворцы обычно состояли из одного или нескольких комплексов типа «бит-хилани», представлявших собой монументальный вход с широкой невысокой лестницей, колонным портиком и длинным приёмным залом, к которому примыкали другие помещения. Прекрасной иллюстрацией этого типа дворцовой архитектуры является дворец Капары в Телль-Халафе. (О других традициях дворцовой архитектуры того времени см. в статье Минойское искусство на Крите.)
Статьи по теме
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Этрусское искусство (ок. 700–90 до н.э.)
Греческая архитектура (ок. 650–27 до н.э.)
Греческая керамика (от 3000 лет до н.э.)
Римская архитектура (около 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?