Микенское искусство:
культура древних микен читать ~9 мин.
Микены — это доисторический город-крепость в Арголиде, регионе на полуострове Пелопоннес в Древней Греции. Термин «микенская» культура используется для описания одного из направлений эгейского искусства, возникшего в восточной части Средиземноморья. Иногда его также применяют для обозначения всего раннего материкового греческого искусства позднего бронзового века (примерно XVI – XI века до н.э.). Фактическим началом микенской эры принято считать период шахтовых гробниц (1650–1500 гг. до н.э.), обнаруженных Генрихом Шлиманом в 1876 году. В этих захоронениях содержались роскошные артефакты, принадлежавшие микенской знати. (Примечание: для изучения культуры того же времени на севере Греции см.: Искусство хеттов: 1600–1180 до н.э.)
Приблизительно в 1700–1500 гг. до н.э. в микенской культуре доминировало минойское искусство, центром которого был остров Крит. Минойские ремесленники и художники регулярно посещали материковую Грецию, в результате чего микенский художественный стиль стал сочетанием бурного натурализма Крита и большей строгости и формальности, свойственной материку.
Хотя микенцы многое заимствовали в древнем искусстве у минойцев, это были два совершенно разных народа. В отличие от своих минойских коллег, микенские правители не стремились делить процветание с остальным населением. Более того, микенские цари были воинами с традицией завоеваний, что подтверждается, например, их знаменитым походом и разрушением города Троя в Малой Азии (ныне Турция). Эта воинственная культура ахейцев (также называют носителей микенской цивилизации) привела и к завоеванию Крита около 1400 г. до н.э., после того как минойская цивилизация была ослаблена землетрясениями.
Все это отразилось на микенском искусстве, в частности на его архитектуре. Микенские города были окружены мощными стенами из массивных каменных блоков. Их остатки сохранились в Тиринфе и в самих Микенах, где в город вели знаменитые Львиные ворота. Невероятно большие каменные блоки, использованные в этой кладке, породили легенду о том, что их возвели циклопы. Для современных археологов эти укрепления означают, что микенцы — в отличие от критян, чьи города защищало море — остро чувствовали необходимость защищать свои дворцы и сокровища. Эта потребность была продиктована военными угрозами, а не религиозными соображениями, как это было, например, при строительстве египетских пирамид. Для получения дополнительной информации о строительстве на материке см.: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).
Конечно, как и в египетском искусстве, большинство произведений микенской живописи, скульптуры и ювелирного дела создавалось для прославления правителей — как при жизни, так и после смерти. В ранний период аристократов хоронили в глубоких шахтовых гробницах, но после 1500 г. до н.э. их стали погребать в гробницах- толосах — больших конических камерах, высеченных в склонах холмов. Вместе с усопшими в них помещали сокровища: золотые изделия, украшения и богато декорированное оружие. (О другой, несколько более поздней погребальной культуре см.: Этрусское искусство 700–90 до н.э.)
В своих рельефных скульптурах микенские художники обычно изображали военные и мифологические подвиги, придерживаясь более формального, «геометрического» стиля, чем минойцы. Другие виды искусства включали древнюю керамику, резные драгоценные камни, ювелирные изделия, украшения из стекла, а также фрески во дворцах и гробницах.
Микенская скульптура
Львиные ворота в Микенах — едва ли не единственный сохранившийся пример монументальной эгейской скульптуры, который был частью архитектурного сооружения. Треугольная каменная плита над входом украшена рельефом с изображением двух львиц, стоящих по обе стороны от колонны. Эта композиция образует своего рода геральдический щит, где колонна, имевшая религиозное значение и на Крите, выступает центральным символом.
В «Могильном круге А» в Микенах были найдены стелы с низким рельефом. Они указывают на то, что в этот период скульптура здесь была более развита, чем в Кносском дворце на Крите. Фигурные композиции и геометрические узоры заполняют пространство панелей, создавая более чёткий и гармоничный пластический порядок, чем тот, что можно увидеть на фрагментах с Крита, хотя и уступают египетскому мастерству. Сохранилось мало примечательной терракотовой скульптуры, а два фрагмента доски позволяют предположить, что резьба по дереву, возможно, была хорошо развита. В области металлической скульптуры выделяется большая серебряная голова быка с рогами из листового золота, выполненная в натуралистической манере. (См. также: Греческая Скульптура 650–27 до н.э. и Скульптура Древней Греции.)
Микенская металлообработка и ювелирные изделия
Именно в искусстве, сочетающем скульптуру и ювелирное дело, микенцы и их соседи по Пелопоннесу достигли вершин мастерства. Сохранились золотые пряжки, булавки и аксессуары для одежды с абстрактным, цветочным или геометрическим орнаментом; искусно декорированные короны, диадемы и ожерелья; золотые и серебряные чаши, иногда с гравировкой или рельефными сюжетными сценами. Даже сосуды и посуда, которые в других культурах изготавливались из глины, здесь часто делали из листовой меди или бронзы. Но, пожалуй, самые выдающиеся образцы микенских металлических изделий — это мечи и кинжалы с бронзовыми клинками, инкрустированными драгоценными металлами и украшенными сценами с использованием техник, напоминающих эмалирование. Диапазон сюжетов варьировался от строгих абстрактных узоров до сложных многофигурных композиций. (См. также: Греческая металлообработка.)
Это оружие демонстрирует чрезвычайно высокий стандарт древнего мастерства. Метод инкрустации достаточно сложен: на лезвии или рукояти вырезались контуры рисунка, металл внутри них углублялся, а под краями делались поднутрения. Затем в подготовленное пространство вбивались золотые или серебряные пластины, после чего все изделие полировалось. Возникающие контрасты цвета и текстуры усиливали выразительность линейного дизайна и придавали ему богатство. [Примечание: подобное мастерство в обработке оружия позже распространилось по всей Европе, что видно на примере искусства кельтского оружия — части Гальштатской культуры (800–450 гг. до н.э.), а также более позднего кельтского искусства стиля Вальдальгесхайм (ок. 350 г. до н.э.)]
Искусство народов Эгейского моря проявлялось в различных техниках: чаще всего это была инкрустация золотом и серебром, но встречались и рисунки, выполненные прямой гравировкой. Среди лучших сохранившихся примеров — клинки со сценами охоты. Размещение элементов дизайна в длинном и узком пространстве клинка демонстрирует редкое чувство композиционного порядка. Здесь присутствует то, чего часто не хватает эгейским фрескам и каменным вазам: тщательно продуманные изображения, которые не нарушают функциональную целостность предмета. Формальное соотношение изображения, доступного пространства и структуры предмета здесь соблюдено безупречно.
Золотые короны и диадемы, как правило, витиеваты и массивны, а погребальные маски из тонкого листового золота, закрывавшие лица воинов, не представляют большой ценности как скульптурные произведения. Однако многие пряжки, пуговицы и другие мелкие украшения демонстрируют тонкость отделки, недоступную для большинства ювелирных изделий того времени. Гравированные узоры — геометрические круги и спирали (современные раннему кельтскому искусству, такому как кельтские спирали), а также стилизованные изображения цветов и насекомых. Одна серия дисков практически одинакового размера, вероятно, использовавшаяся для украшения одежды, украшена стилизованными бабочками, цветами и осьминогами. Животные также встречаются в более свободных композициях на отдельных пряжках и подвесках. Этого достаточно, чтобы высоко оценить микенских мастеров миниатюрной металлообработки.
Примечание: для ознакомления с более поздними художниками и стилями, вдохновлёнными микенскими драгоценностями, пожалуйста, смотрите: Классицизм в искусстве (800 г. до н.э. и далее).
Кубки из Вафио
Говоря об изделиях из золота, нельзя не упомянуть золотые кубки, найденные не в Микенах, а в гробнице в Вафио (Лакония), которые, тем не менее, являются ярчайшим образцом микенского искусства. Они отличаются необычайной красотой пропорций и высочайшим мастерством исполнения. Кубки украшены сложными рельефными сценами охоты на быков. Превосходное качество искусства видно как в простых, так и в богато украшенных сосудах — кубках, чашах и сосудах изогнутых форм. Плавные очертания некоторых кубков с их неописуемым изяществом линий напоминают легенду, рассказанную античными авторами, о том, что Елена Троянская лепила золотые кубки по форме собственной груди.
Кубки из Вафио, безусловно, лучше всего отражают дух эгейского искусства в целом. Они роскошно украшены, а изображённые на них эпизоды отличаются почти документальной точностью.
Несмотря на все похвалы, их достоинства заключаются в первую очередь в совершенной технике. Поразительно, как много деталей художники смогли разместить на небольшой золотой поверхности. Удивительно и техническое решение, как соединены внешняя фигурная оболочка и внутренний гладкий сосуд. Однако это вряд ли можно назвать органичным искусством: выпуклый рельефный дизайн не очень совместим с утилитарной функцией посуды. Но как образцы повествовательного искусства они производят огромное впечатление, когда мы замечаем энергичность и реалистичность изображения быков и людей, тонкие детали верёвки и листвы. (Похожие примеры кельтских изделий из золота см. в статье «Броутерский воротник» (ок. 50 г. до н.э.)
Резьба по камню (печати)
Ещё одно миниатюрное искусство, получившее распространение в Микенах и, возможно, во всем Эгейском мире, — это резьба по драгоценным и полудрагоценным камням. Существуют золотые перстни-печатки с выгравированными изображениями, а также тысячи гемм с эмблемами. Подобная печать видна на запястье носильщика кубков, изображённого на кносской фреске, хотя чаще всего печатку носили на шее в ожерелье. Можно предположить, что каждый влиятельный человек в эгейском обществе имел собственную печать и средства для её оттиска на глине.
Изображения на печатях были разнообразны: пиктографические или иероглифические (микенско-критское письмо было частично слоговым, частично идеографическим), геральдические или свободно-изобразительные. Излюбленными мотивами были животные, часто изображённые с той же мышечной энергией и жизненной силой, что и на кубках из Вафио. Распространены сцены охоты, а человеческая фигура используется как в декоративных, так и в реалистических целях. Нередки изображения сражающихся воинов. На другом полюсе находятся сельскохозяйственные и морские символы, а также привычные природные мотивы. Мастерство исполнения и чувство дизайна в целом очень высоки. Многие образцы приятны по композиции, декоративно выразительны и выполнены в чётком и смелом стиле.
История, рассказанная артефактами из Микен или Кносса, во многом была общей для Тиринфа или Дендры. Многие центры были взаимозависимы, их культуры пересекались и влияли друг на друга, формируя целостную, но разнообразную цивилизацию, называемую Эгейской. Иногда одна отрасль искусства была более развита в одном городе, чем в других, но в целом описанное искусство типично для всех этих сообществ, будь то в Арголиде и Лаконии, на Кикладах или на Крите. Только Троя на дальнем азиатском берегу и Кипр на юго-востоке Средиземноморья требуют отдельного рассмотрения.
Падение
Вскоре после того, как микенцы покорили Трою (ок. 1260–1240 гг. до н.э.), они сами подверглись вторжению дорийцев. Примерно в 1100 г. до н.э. (начало греческих «тёмных веков») город Микены вместе с большей частью его искусства был разрушен. Микенам удалось выжить как небольшому полису до 468 г. до н.э., когда он был разграблен и сожжён соседним Аргосом. Позже город был восстановлен ещё раз, но ко II веку н.э. снова лежал в руинах.
Дополнительные ресурсы
Доисторическое искусство
Месопотамское искусство (ок. 4500–539 гг. до н.э.)
Месопотамская скульптура (ок. 3000–500 до н.э.)
Древнее персидское искусство (3500–330 гг. до н.э.)
Египетская скульптура (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
История искусства (2,5 миллиона лет до н.э. – наши дни)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?