Древнее персидское искусство читать ~36 мин.
Что такое древнеперсидское искусство?
Искусство Древней Персии охватывает архитектуру, живопись, скульптуру и ювелирное дело, созданные на территории древнего Ирана в Юго-Западной Азии. Термин «Персия» происходит от названия исторической области на юге Ирана, ранее известной как Персида или Парса. Это же имя носил индоевропейский кочевой народ, переселившийся в этот регион около 1000 лет до н.э. Позднее древние греки распространили это название на всю страну. В 1935 году государство было официально переименовано в Иран. Древнее искусство Персии с самого начала своего развития оказывало значительное влияние на культуру и изобразительное искусство всего региона.
Персидское искусство: введение (3500–1700 гг. до н.э.)
Персия — одна из древнейших стран мира и одна из колыбелей цивилизации в истории искусства. Она занимает Иранское нагорье, ограниченное на западе горами Загрос, а на севере и востоке — горами Эльбурс и хребтами Белуджистана. В древности, в течение первого тысячелетия до н.э., персидские цари, такие как Кир II Великий, Ксеркс и Дарий I, расширили свою власть до Центральной Азии, Малой Азии, Греции и Египта. На протяжении большей части античности персидская культура тесно взаимодействовала с культурами соседних народов, в особенности с Месопотамией (см.: Искусство Месопотамии). Она испытала влияние шумерского и греческого искусства, а также искусства Китая, контакты с которым осуществлялись через «Шёлковый путь». Подробнее об этом см. также: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Ранние произведения искусства с этой территории включают искусную керамику из Суз и Персеполя (расцвет в период Ахеменидов ок. 500 г. до н.э.), а также множество небольших бронзовых предметов из горного Луристана (ок. 1200–750 гг. до н.э.) и клад из золотых, серебряных и костяных изделий из Зивие (ок. 700 г. до н.э.). Большая часть этого мобильного искусства демонстрирует широкий спектр художественных стилей и влияний, в том числе от греческой керамики. Предметы древнеперсидского искусства выставлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Британском музее в Лондоне.
Эпоха Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н.э.)
Первый расцвет персидского искусства пришёлся на эпоху династии Ахеменидов. В этот период оно испытало влияние как греческого, так и египетского искусства. Искусство Ахеменидов проявилось в серии монументальных дворцовых комплексов (в частности, в Персеполе и Сузах), украшенных скульптурой, особенно каменными рельефами. Ярким примером является знаменитый «Фриз лучников» (ныне в Лувре, Париж), созданный из глазурованного кирпича. Городские ворота в Персеполе охраняла пара огромных быков с человеческими головами, а в 515 г. до н.э. Дарий I приказал высечь на скале в Бехистуне колоссальный рельеф с надписью. Скульптурная композиция изображает его победу над врагами под покровительством богов. Персидские скульпторы также испытали влияние греческой скульптуры. Другие произведения этого периода включают великолепные золотые и серебряные мечи, ритоны (рога для питья) и изысканные украшения. Смотрите также История архитектуры.
Парфянская эпоха (ок. 250 г. до н.э. — 224 г. н.э.)
После смерти Александра Македонского и прихода к власти парфян персидское искусство вступило в новый этап. Парфянская культура представляла собой своеобразное сочетание греческих и иранских мотивов, что заметно в архитектуре и убранстве зданий, украшенных скульптурными головами и настенной росписью.
Эпоха Сасанидов (226–651 гг. н.э.)
Второй значительный период в истории персидского искусства совпал с правлением династии Сасанидов, которая возродила могущество и культурные традиции Персии. Сасанидские мастера разработали технику высокодекоративной каменной мозаики, а также создавали золотые и серебряные блюда, которые обычно украшались изображениями животных и сценами охоты. Крупнейшая коллекция этих столовых сосудов хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Кроме мозаики и изделий из металла, в этот период процветали фресковая живопись и иллюминирование рукописей. Кроме того, активно развивались такие ремёсла, как ковроткачество и шёлкоткачество. Персидские ковры и шёлк экспортировались на запад, в Византию (современный Стамбул), и на восток, в Туркестан.
Однако наиболее яркими памятниками сасанидского искусства являются скальные рельефы, высеченные на крутых известняковых скалах (например, в Так-е Бостан, Шапуре, Накше-Рустам и Накше-Раджаб). На них изображены триумфы сасанидских правителей.
Влияние сасанидских художников распространилось и на Афганистан, который в то время был персидской колонией. Раскопки в монастырях Бамиана обнаружили фрески и гигантские статуи Будды. Сасанидская империя пала после поражения в войне с византийским императором Ираклием.
Персия в исламский период
После арабского завоевания в 641 году Персия стала частью исламского мира, и её изобразительное искусство начало развиваться в соответствии с нормами ислама. Одним из ключевых правил стал запрет на трёхмерное изображение живых существ, что привело к упадку монументальной персидской скульптуры. Изобразительное искусство стало более орнаментальным и переняло декоративно-плоскостные традиции византийского искусства. Тем не менее в декоративно-прикладном искусстве, таком как керамика, обработка металла и ткачество, продолжался расцвет, особенно начиная с эпохи династии Аббасидов (750–1258). Великолепным орнаментом украшались исламские храмы, такие как мечеть в Багдаде (764 г.), Великая мечеть в Самарре (847 г.), мечеть X века в Наине, Великая мечеть в Верамине (1322 г.), мечеть Имама Резы в Мешхеде (1418 г.) и Голубая мечеть в Тебризе. Мозаика и другие виды декора широко использовались в мечетях и других постройках. Покрытые цветной глазурованной плиткой купола и порталы голубых, бирюзовых и зелёных оттенков стали визитной карточкой персидской архитектуры.
Книжная миниатюра и каллиграфия
С упадком изображения человеческих фигур одной из самых популярных форм исламского искусства, развивавшейся в Персии, стало иллюминирование — художественное оформление и иллюстрирование рукописей, в первую очередь Корана. Иранские мастера книжной миниатюры были особенно активны во время монгольского владычества в позднем Средневековье, а своего расцвета это искусство достигло в эпоху династии Сефевидов (1501–1722). Переписывание религиозных текстов также способствовало развитию орнаментального письма, или каллиграфии. Её расцвет пришёлся на VIII – IX века, что примерно совпадает с эпохой ирландских иллюминированных рукописей, и со временем она стала визитной карточкой иранских мастеров.
Живопись
Живопись оставалась важным видом искусства и в исламском мире. Примерно с 1150 года возникло несколько школ религиозной живописи, которые специализировались на иллюстрировании рукописей с помощью миниатюр. Эта форма искусства, тесно связанная с иллюминированием, превратилась в Иране в самостоятельную и значимую художественную традицию. Самым известным персидским художником-миниатюристом был Кемаледдин Бехзад, творивший в конце XV века. Он возглавлял Гератскую академию живописи и каллиграфии. Его пейзажи отличались реалистичной манерой и яркой цветовой палитрой. Среди его учеников было несколько выдающихся художников того времени, в том числе Мирак и Султан Мухаммед. Работы Бехзада хранятся в библиотеке Принстонского университета и в Национальной библиотеке Египта в Каире.
Другие жанры, такие как горные пейзажи и сцены охоты, стали популярны в XIII – XIV веках, когда главными центрами искусства стали Багдад, Герат, Самарканд, Бухара и Тебриз. Позднее вошло в моду и портретное искусство. С конца XVII века персидские художники начали подражать европейской живописи и гравюре, что привело к некоторому ослаблению самобытных иранских традиций.
Древнеперсидское искусство и культура: резюме
Археология
Сохранившиеся руины древней Персии впервые были описаны раввином Вениамином Тудельским в XII веке. Позднее их изучали сэр Джон Шарден (XVII век), Карстен Нибур (XVIII век), сэр Генри Роулинсон и сэр Остин Генри Лейард (XIX век), а также многие другие путешественники. В 1839 году Эжену Фландену и Паскалю Косту было поручено зарисовать эти развалины. Систематические исследования начались в 1884–1886 годах, когда Марсель и Жанна Дьелафуа работали в Сузах (местоположение которых определил У. К. Лофтус), а с 1897 года там начал раскопки Жак де Морган. Эту работу продолжили Р. де Меккенем и позднее Р. Гиршман. В то же время Восточный институт Чикагского университета и Департамент древностей Ирана сосредоточили свои усилия на Персеполе.
География
Название «Иран» Персия приняла при Сасанидах. Сегодня страна граничит с Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, Каспийским морем на севере, Афганистаном и Пакистаном на востоке, Персидским и Оманским заливами на юге и Ираком и Турцией на западе. Страна представляет собой высокое плато с центральной соляной пустыней. На западе это плато переходит в горы Армении и вдоль восточной границы Месопотамии смыкается с плато Малой Азии. Эти два плато, прорезанные долинами, образуют края обширного центральноазиатского плато, известного как «великие степи». Империя Ахеменидов простиралась далеко за эти пределы — от Инда до Эгейского моря и Нила.
История
Цивилизация в этой части мира зародилась очень рано. Её существование в эпоху неолита, возможно, уже с 5-го тысячелетия до н.э., подтверждается раскопками в Тёпе-Гиссаре, Тёпе-Сиалке (доубейдская культура) и, несколько позже, в Тёпе-Гияне (убейдская культура). Раскопки Суз, столицы Элама, граничившего с Нижней Месопотамией, показали, что развитие этой цивилизации было тесно связано с развитием месопотамской цивилизации.
Для получения подробной информации о культуре Древнего Египта, пожалуйста, смотрите: египетская архитектура (ок. 3000 до н.э. – 200 г. н.э.), особенно эпохи раннеегипетской архитектуры (3100-2181 гг.); Архитектура египетского Среднего царства и плодотворный период строительства храмов в Египте (1550-1069).
Великие миграции индоевропейских племён в 3-м тысячелетии до н.э. привели ариев на Иранское нагорье через Туркестан и Кавказ по пути в Индию. Некоторые из них смешались с жителями гор Загрос, которых они покорили. Вскоре они завоевали Вавилонию, положив начало господству касситов, которое продолжалось почти до конца 2-го тысячелетия до н.э. (См. также: Хеттское искусство 1600–1180 гг. до н.э.). Несколько веков спустя ассирийцы изменили расстановку сил. Мидяне, молодое иранское воинственное племя, близкое по духу скифам, избрали своей столицей Экбатану, в то время как персы, принадлежавшие к той же этнической группе, спустились на южные склоны Иранского нагорья.
Примерно в IX веке до н.э. ассирийцы начали продвигаться на юг и вступили в конфликт с мидянами и персами в горах Загрос. В VIII веке Саргон II разбил союз мидийских вождей. Позднее Фраорт объединил мидийцев, маннеев и киммерийцев и покорил персов. Власть над Мидией, захваченная скифами, перешла к Киаксару. Он реорганизовал армию и, заключив союз с Набопаласаром, основателем халдейской династии в Вавилоне, с помощью кочевых племён уничтожил Ниневию в 612 году до н.э., отомстив за разграбление Суз ассирийцами в 640 году до н.э.
Ещё до вторжения скифов персы создали суверенное государство под властью Ахемена, которое было объединено при Камбизе I. Его сын Кир, рождённый в браке с дочерью мидийского царя, завоевал Мидию в 555 году, затем Лидию в 546 году и, наконец, Вавилон в 538 году до н.э. Ему наследовал Камбиз II в 529 году. Камбиз, предавший своего брата Смердиса (Бардию), завоевал Египет и провозгласил себя его царём. Он также покорил Эфиопию, но из-за отказа финикийских моряков от сотрудничества не смог достичь Карфагена. После его смерти самозванец, выдававший себя за Смердиса, поднял восстание. Дарий I сверг узурпатора, подавил мятеж и отправился покорять Индию (512 г.). Позже, повернув на север и в Европу, он дошёл до Дуная. Дальнейшие события относятся уже к истории Греции: восстание ионийских городов, сожжение Сард (499 г.), падение Милета (494 г.) и, наконец, первая греко-персидская война и битва при Марафоне (490 г.). Дарий, правивший тридцать шесть лет, умер, признав своим наследником сына Ксеркса. Ни один из его преемников не достиг его величия, за исключением Артаксеркса II (Мнемона), который подписал Анталкидов мир (387 г.), закрепивший за Персией контроль над греческими городами Малой Азии, что стало своего рода реваншем за Марафон и Саламин. Он был последним из великих царей; Артаксеркс III (Ох) и Дарий III (Кодоман), несчастный противник Александра Македонского, были слабыми правителями. Все указанные выше даты относятся к периоду до нашей эры.
Для сравнения с историей и развитием азиатского искусства и культуры см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Раннее искусство
От искусства мидийцев сохранилось немногое. Самые важные артефакты принадлежат Саккызскому кладу, найденному к югу от озера Урмия. Вероятно, это были сокровища скифского царя. Предметы из клада можно разделить на четыре группы, демонстрирующие различные влияния на искусство Мидии. К первой группе относится типично ассирийский браслет, украшенный рельефными львами. Вторая группа, условно названная ассиро-скифской, включает нагрудную пластину, на которой процессия животных движется к стилизованным священным деревьям. За исключением одного-двух животных в скифском стиле, здесь очевидно ассирийское влияние. Последние две группы — скифская (ножны и блюдо, украшенные скифскими мотивами, в частности, головой рыси) и местная (которую можно связать, например, с луристанскими бронзами).
Существуют две противоречивые теории относительно датировки этого клада. Годар относит его к эпохе ассирийского царя Ашшурнацирапала II (IX век до н.э.), в то время как Гиршман приписывает его ко времени Асархаддона (VII век до н.э.). Согласно первой теории, предметы были изготовлены в местных мастерских маннеев, а скифы, находясь в этом регионе, заимствовали некоторые черты, на основе которых развили свой собственный стиль. Если следовать гипотезе Гиршмана, эти образцы можно отнести к скифам VII века, и тогда они являются первыми известными примерами их творчества.
Ахеменидское искусство, самое молодое искусство Древнего Востока, охватывает два столетия (с середины VI до середины IV века до н.э.). Его образцы можно увидеть в руинах Пасаргад (первой столицы империи Ахеменидов), Персеполя и Суз.
Архитектура
Древний персидский город Пасаргады
Это было первое ахеменидское поселение на Иранском нагорье, основанное Киром. Дворец и другие здания располагались среди садов. Многочисленные колонны, увенчанные протомами (передними частями) быков, свидетельствуют о том, что архитектурные идеи, реализованные позже в ападане, уже существовали. Пасаргады можно считать предтечей зрелой ахеменидской архитектуры. Однако терраса возле Масджид-и-Сулейман с её гигантскими стенами и десятью лестничными пролётами может быть отнесена к более раннему периоду, предшествующему строительству Пасаргад и Персеполя.
Храмы Огня
В Пасаргадах также находятся храмы огня. Они представляли собой квадратные башни, сложенные из прочного камня, с ложными бойницами и окнами из тёмного материала. Внутри маги — жрецы из мидийского племени, специально обученные религиозным ритуалам, — поддерживали священный огонь. Когда-то эти сооружения ошибочно считали «башнями молчания». Подобные строения можно найти возле Персеполя и в Накше-Рустам, наряду с четырёхгранными памятниками с орнаментальными барельефами, которые были идентифицированы как алтари огня.
Гробницы
Недалеко от Пасаргад, в Мешхед-и-Мургабе, находится гробница Кира — прямоугольное здание с двускатной крышей из плоских каменных плит, стоящее на семиступенчатом основании. Её архитектура находит параллели в памятниках Малой Азии. В Накше-Рустам, недалеко от Персеполя, расположены царские гробницы, высеченные в скале одна рядом с другой. Гробница Дария III в Персеполе так и не была закончена. Усыпальницы выдолблены в скале по образцу гробницы Да-у-Дохтар в провинции Фарс. Архитекторы вырезали из скалы имитацию дворцового фасада с четырьмя колоннами, увенчанными капителями в виде бычьих протом. Они поддерживают антаблемент, украшенный лепниной в греческом стиле. Выше находится фриз с изображением быков и львов, на котором покоится помост, поддерживаемый атлантами. Царь, обращённый к алтарю огня, стоит на ступенях под эмблемой Ахурамазды, лик которого заключён в крылатый диск.
Были обнаружены и частные гробницы (например, в Сузах), где знатную женщину, богато украшенную драгоценностями, похоронили в бронзовом саркофаге.
Древний персидский город Персеполь
Именно здесь гений Ахеменидов проявился в полной мере. Казармы и цитадель были построены на горе с видом на широкую равнину в направлении современного города Шираз. Нижние склоны горы были выровнены для создания эспланады, на которой возвели искусственный город дворцов. Хотя раскопки раскрыли почти все здания, их точное назначение до сих пор неясно; по-видимому, это были преимущественно государственные или церемониальные постройки. С обнесённой стеной эспланады на равнину ведёт монументальная лестница с двойным маршем. Напротив верхней площадки лестницы расположены пропилеи Ксеркса — массивные квадратные ворота, открытые с двух сторон и украшенные колоссальными крылатыми быками с человеческими головами. Вокруг входа оставлены пустые пространства с выдолбленными в скале нишами, которые, вероятно, предназначались для террасных садов.
То, что осталось от дворцов, представляет собой каркас из дверных и оконных проёмов, высеченных из огромных каменных блоков. Они служили опорой для стен из сырцового кирпича, которые давно исчезли. Здесь использовалась техника египетского рельефа: на боковых сторонах дверных проёмов изображён царь. Справа от лестницы, украшенной барельефами, находилась ападана Дария и Ксеркса. Ападана, или зал для аудиенций, была типичным ахеменидским сооружением. Её крышу поддерживали колонны высотой около двадцати одного метра с тонкими каннелированными стволами, установленными на колоколообразные базы. Колонны венчали сложные капители, подобные тем, что были найдены в Сузах (ныне в Лувре). Нижняя часть этих капителей высотой более пяти метров состояла из волют в форме буквы S, а основная часть представляла собой протомы двух коленопреклонённых быков, соединённых спинами. Балки перекрытия опирались на «седло» между головами быков, таким образом, вес крыши частично распределялся на них. Ападана в Сузах имела тридцать шесть колонн и занимала площадь почти в один гектар. Зал в Персеполе имел такое же количество колонн и с трёх сторон был окружён портиками, в каждом из которых было по два ряда из шести колонн.
Древний персидский город Сузы
Старые царские города, наряду с новыми столицами, продолжали играть важную роль. В древней эламской столице Сузы, на холме, Дарий I построил свою зимнюю резиденцию с обширной ападаной, которую позже восстановил Артаксеркс II (Мнемон). Это место исследовал Марсель Дьелафуа, который вывез некоторые глазурованные украшения, а затем, в 1908 году, Жак де Морган, который раскрыл план здания, проследив основания стен из обожжённого кирпича, датируемых 440 г. до н.э., по траншеям в грунтовых тротуарах. Дворец был спланирован по вавилонскому образцу: комнаты располагались вокруг прямоугольных дворов.
Пластические искусства (скульптура)
Пластические искусства были прежде всего посвящены украшению дворцов. Барельефы составляли основную часть декора Персеполя: двойная лестница, ведущая на террасу и во дворцовые залы, была украшена двумя типами рельефов. Мотив нападения льва на быка, известный с древнейших времён месопотамского искусства, появился на треугольных панелях балюстрад. В другом месте был изображён царь «во всём своём величии». На помосте, напоминающем трон, царь сидит в большом кресле. Под помостом высечены ряды фигур, чьи одежды указывают на их принадлежность к различным сатрапиям. Второй тип барельефа изображает процессии стражников, придворных и данников. Художник приложил огромные усилия, чтобы передать характерные черты одежд. Персы носят тиару и длинные одежды с широкими рукавами, украшенными симметричными складками, имитирующими драпировку (уступка греческому влиянию), но совершенно однотипной формы. Через плечо они несут колчан с луком и стрелами. Мидяне в шапках носят короткую тунику и штаны, застёгнутые на лодыжке, полностью лишённые складок. Они вооружены кинжалами в ножнах скифского образца. Носителей дани можно различить скорее по характеру их даров, чем по костюму; их сопровождает камергер.
На великих имперских дорогах, даже в самых отдалённых регионах, художники высекали барельефы во славу царя, подобно рельефу на Бехистунской скале, который сопровождает провозглашение Дария и изображает его победителем в уже знакомой позе, с поверженным врагом под ногой.
Греко-персидские рельефы конца V века до н.э. были обнаружены в районе Даскилеона в Вифинии. Они изображают процессию мужчин и женщин верхом на лошадях и сцену персидского жертвоприношения с двумя жрецами (магами), нижняя половина лиц которых прикрыта тканью, а в руках они держат ритуальные жезлы.
В Сузах глазурованные кирпичи, заимствованные из Вавилона, заняли место каменных рельефов Персеполя. Однако ахемениды использовали технологию, отличную от той, которой пользовались их учителя. Вместо глины они использовали смесь мела и песка. Кирпичи сначала обжигали при умеренной температуре, затем по контуру наносили синюю глазурь и снова отправляли в печь. После этого обжига выделенные синим цветом области перекрашивали и производили последний обжиг для завершения процесса.
Декор лестничных балюстрад в Сузах черпал вдохновение из фиванских гробниц, с их цветами лотоса, и из эгейского искусства, с его чередующимися завитками. Ворота были украшены львами, шкуры которых были серо-зелёными или голубоватыми, в обрамлении зигзагов и пальметт с вкраплениями розеток. Стены дворца были украшены мифологическими зверями, происхождение которых можно проследить до Вавилона, — с крыльями, гребнями и женской грудью, окрашенными попеременно в жёлтый и зелёный цвета. В других местах, как и в Персеполе, были найдены изображения роскошных одежд на белом или жёлтом фоне, украшенных зубцами и восьмиконечными звёздами. Складки обозначены тёмными цветами; эти одежды имели широкие жёлтые или пурпурно-коричневые рукава; туфли стражников были жёлтыми, колчаны — из кожи пантеры, а волосы прикрыты повязкой. Между воротами сидели сфинксы в головном уборе с рогатой тиарой, их головы повёрнуты в неестественном положении, но это придаёт особый декоративный эффект мотиву, который повторяется на печати канцелярии Дария, где сфинксы обращены лицом друг к другу.
Малые формы искусства
Изделия из металла, имевшие первостепенное значение для кочевых народов, не пришли в упадок при Ахеменидах. Бронза использовалась для облицовки дверей и других частей зданий. Для работы с золотом и серебром применялась особенно сложная техника: серебряные тарелки (предвещающие сасанидские блюда с орнаментом из розеток и бусин), ритоны, основания которых выполнены в виде головы козла или козерога, вазы с ручками в форме животных (например, две ручки от одной вазы, одна из которых находится в Берлине, а другая в Лувре, с изображением крылатого серебряного козерога, инкрустированного золотом), треугольная подставка из Персеполя, состоящая из трёх рычащих львов, реалистичная трактовка которых контрастирует с бронзовым львом из Суз, сравнимым по позе со львом из Хорсабада, но гораздо более стилизованным и напоминающим о чудовищах Дальнего Востока.
Ювелирные изделия демонстрируют большое разнообразие влияний. Некоторые украшения из Амударьинского клада (сокровищ Оксуса) в Британском музее — золотые таблички, браслеты и кольца — указывают на то же скифское влияние, которое можно найти в других кладах. Драгоценности из гробницы в Сузах — серьги в форме полумесяца, украшенные цветными камнями и золотом, незамкнутые браслеты с наконечниками в виде львиных голов и инкрустацией из бирюзы и лазурита — иллюстрируют технику, которая позже была перенята «варварами». (См.: Ювелирное искусство: история, техники.)
Ахеменидская глиптика (искусство резьбы на камне) превосходила по утончённости всё, что было известно ранее. Одна из лучших инталий показывает царя в его колеснице, охотящегося с луком и стрелами, его кони несутся вскачь. Была найдена мемориальная доска, используемая в качестве формы для тиснения по золотой фольге, а также небольшая голова необычайной проработки — всё, что осталось от статуи. После разграбления империи Александром Македонским скульптуры, как и всё остальное, сохранились лишь во фрагментарном состоянии. На аверсе золотых монет, называемых дариками, ахеменидские цари изображены как лучники, стоящие на одном колене.
Древняя Персия: искусство и архитектура в эпоху Персидской империи Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н.э.)
Греческая цивилизация во многом обязана цивилизации Малой Азии. С самых ранних времён контакты между ними устанавливались вдоль берегов Эгейского моря. Со временем это взаимодействие переросло в грандиозное противостояние с Персидской империей, история которой была неразрывно связана с восточной цивилизацией, с которой Западу предстояло столкнуться.
Мидяне и персы были частью арийских племён, которые, воспользовавшись потрясениями, вызванными индоевропейскими миграциями, обосновались на Иранском нагорье. Мидяне, как киммерийцы и скифы, были всадниками, не обладавшими иными богатствами, кроме тех, что можно было носить с собой: оружия, металлической посуды и украшений. Мидийское искусство, ярким примером которого является Саккызский клад, сочетало влияние северных соседей, скифов, с влиянием их противников, ассирийцев.
Персы, поселившиеся южнее, некоторое время находились под властью Мидии. Вследствие этого их искусство, с момента прочного обоснования на Иранском нагорье, демонстрирует постоянный дуализм, проистекающий из смешения северных и южных влияний, с отголосками месопотамских традиций. Объединение этих двух факторов было укреплено браком персидского царя Камбиза с дочерью мидийского царя. По мере расширения этой огромной империи, простиравшейся от Инда до Нила, в её искусство включались и элементы иноземных культур. Так было создано сложное синкретическое искусство, от которого до нас дошли в основном произведения, созданные для царского двора.
Ахемениды — цари-строители
Когда Кир захватил Вавилон в 538 году до н.э. и династия Ахеменидов сменила вавилонское владычество, столицы новой империи были перенесены дальше на восток, на Иранское нагорье и в Сузы. Великие города Тигра и Евфрата, оказавшись на периферии, утратили своё былое значение. Подобные потрясения неизбежно должны были направить искусство региона по новому пути.
Мы всегда должны учитывать факторы, влияющие на возникновение нового искусства: с одной стороны, это мир реальности, а с другой — мир идей. Первый зависит от физической среды и условий: климата и доступных материалов; второй связан с обществом, религией и социальными обычаями. Природа страны имеет жизненно важное значение. Земля Шумера была полностью лишена камня и подходящей для строительства древесины, что было компенсировано масштабным использованием глины. Это придало её архитектуре массивность, которая оказала глубокое влияние на все связанные с ней виды искусства. Но Иранское нагорье предлагало совершенно иные возможности: здесь не было недостатка в камне (хотя и более мягких пород, чем тот, что использовался для украшения ассирийских дворцов). Это полностью изменило архитектуру. Строить из глины в этом регионе было бы так же нецелесообразно, как из камня — в долине Тигра и Евфрата.
Находясь на севере, в Урарту, персы научились строить оборонительные стены для защиты деревень и резиденций вождей от набегов горских племён. Искусственная терраса возле Масджид-и-Сулеймана представляет собой более ранний этап технического развития, чем тот, что был продемонстрирован при строительстве Пасаргад. Кстати, до сих пор ведутся споры об этимологии слова «пасаргады», которое некоторые возводят к «парсагада», что означало бы «лагерь персов» и хорошо соответствовало бы этому типу города.
Архитекторы Ахеменидов должны были строить «царские города», как это делали до них ассирийские цари, например, Саргон II в Хорсабаде. Но ахеменидские города строились в грандиозном масштабе, достойном монарха, правившего от Инда до Нила, а художники-декораторы, в свою очередь, должны были создать для него подобающее окружение. Персеполь является высшим примером царского ахеменидского города. Здесь мы действительно сталкиваемся с искусством государственного уровня. (Сравните: Римская архитектура).
В этом искусстве есть нечто ошеломляющее: архитекторы без колебаний возводили лес колонн на склоне горы. Это изумительное зрелище — архитектура с её колоннами с тонкими стволами высотой более двадцати метров, увенчанными колоссальными капителями. Эта архитектура настолько не соотносится с человеческими пропорциями, что люди должны были казаться гномами у её подножия. Это было искусство нечеловеческого масштаба. Нигде больше это не нашло такого явного выражения. Уже в первые дни империи архитектурный канон был окончательно определён и оставался неизменным: колонна, главный элемент конструкции, украшавшая зал для аудиенций, или ападану, стала навязчивой идеей. Эпоха Ахеменидов была временем, когда колонна как архитектурный элемент доминировала повсеместно, от Греции до Азии, но ахемениды были особенно экстремальны в её использовании. Они принесли этот стиль даже в Делос, в Фесмофорий, который Шарль Пикар сравнивал по планировке с Тахарой Дария. В Персеполе колонны были во всех залах и камерах. Когда мы видим ошеломляющее количество — более 550 колонн, установленных в этом ограниченном пространстве, — мы неизбежно воспринимаем это как избыточность. Нам сложно принять такое изобилие, но мы должны помнить, что для восточного мировоззрения это было вполне приемлемо. Персидские художники в своём стремлении к величию считали повторение одного и того же мотива лучшим способом произвести впечатление на зрителя (что также прослеживается в их орнаментальной скульптуре).
Искусство и символическое значение
Рассматривая количество колонн, используемых в зданиях, мы обнаруживаем, что оно всегда кратно числу 4: 4, 8, 12, 16, 36, 72, 100. Вполне возможно, что здесь, как и в Месопотамии, мы сталкиваемся с законом, который подчиняется «символике чисел». С древнейших времён считалось, что шумерская богиня Нисаба разбиралась в значении чисел. И Вавилонская башня, и Великий Храм в Иерусалиме дают нам типичные примеры архитектурного применения священных чисел. Преобладание числа 4 в Персеполе, возможно, соответствует некоей новой концепции, например, символизирует четыре стихии — огонь, воздух, воду и землю. Число 12, которому вскоре будет суждено обрести особое значение, также использовалось очень часто.
Во многих отношениях влияние Европы уже ощущалось среди персов. Это подтверждается, если мы посмотрим на некоторые сюжеты, такие как царь, сражающийся с фантастическим зверем. Как и ассирийский царь, прославлявший свою храбрость в охотничьих подвигах, персидский правитель вступал в схватку с демоном, вонзая свой кинжал в его тело. Теперь это стало символом конфликта между духом добра (Ахурамазда) и духом зла (Ахриман). Эта тема стала символом победы арийского бога света, который изображался в акте убийства дракона. Тем не менее, представляется вероятным, что именно персы ввели новый иконографический тип — «бога-всадника». Он повторяется в Египте в коптском искусстве, где бог Гор верхом на коне (в христианской иконографии отождествляемый со святым Георгием) сокрушает крокодила. Эта концепция борьбы добра и зла была развита и распространена персами. До этого в Вавилоне затрагивалась тема победы бога Мардука над Тиамат — победа порядка над хаосом, идея, которая, возможно, возникла в более ранний период.
Персидская религиозная мысль, пронизанная идеей полярности добра и зла, распространилась по всему древнему миру. Художники часто опирались на местные изображения богов, демонов или духов-хранителей (джиннов). Они доминировали в сознании людей, и персидские художники, используя уже известные сцены, наделяли их новым религиозным содержанием. Фигуры изображены подчёркнуто холодными и отстранёнными, и главные герои кажутся совершенно не вовлечёнными в то, что они делают. С другой стороны, если мы посмотрим на эти сцены с точки зрения декора, то увидим, что художник неизменно создавал композиции, которые превосходно служили архитектурным орнаментом. Например, мотив льва, нападающего на быка, возможно, был выбран потому, что он мог символизировать одну из религиозных тем, которая позже укоренилась: Митра, бог солнца, убивающий быка.
Именно в это время прочно закрепилась идея о загробной жизни и посредничестве духа или бога-проводника душ. Царские гробницы, в отличие от Вавилонии или Египта, не скрывались, а гордо возвышались под открытым небом, как, например, мавзолей, считающийся гробницей Кира. Царские скальные гробницы в Накше-Рустам и Персеполе были хорошо известны, и этот факт объясняет, почему они были разграблены. На гробнице в Накше-Рустам царь, стоя на помосте, возвышается над фасадом (вырезанным из скалы), имитирующим его земной дворец. Он один стоит перед алтарём огня под защитой бога Ахурамазды, чей лик в крылатом диске (символе вечности) парит над ним. Мы видим, что персы с готовностью заимствовали религиозные символы соседних народов. Похоже, что египетский крылатый солнечный диск, принятый на Ближнем Востоке во 2-м тысячелетии до н.э., был изменён в Персии и стал символом верховного божества. Эта эмблема была уже известна персам, так как использовалась в Ассирии для бога Ашшура. Таким образом, представляется весьма вероятным, что персы не намеревались изображать своего бога в человеческом облике до тех пор, пока не вступили в тесный контакт с окружающими народами. Но следует помнить, что и древние месопотамцы никогда не создавали антропоморфных изображений своих великих небесных богов Ан или Ану.
Великолепие персидского искусства
Художник должен был также донести до мира идею о величии Персидской империи и десятках народов, живущих под её властью. Это он пытался сделать в барельефах, которые украшали дворцы, используя всё великолепие двора и окружения, в котором жил царь. Ассирийские цари окружали себя сценами жестокости: на банкетной сцене Ашшурбанипал и его царица пируют перед отрубленной головой поверженного врага; на барельефах изображены горы отрубленных голов, скрупулёзно подсчитываемых писцами; пронзённые копьями тела служат универсальным напоминанием о судьбе мятежников; батальные сцены полны ужасающей неразберихи и зверств; и, наконец, сцены охоты превозносят мужество царя. Персы не изображали ничего подобного на стенах своих дворцов. Лестничные балюстрады и залы дворцов были украшены огромными декоративными фризами, частой темой которых был приём данников, когда толпы придворных и представителей покорённых народов приближаются к царю, чтобы выразить своё почтение.
Художник смог создать серию ярчайших образов, увлекательных по разнообразию изображённых людей и подношений, которые превзошли робкую попытку царя Салманасара III на его Чёрном обелиске из Нимруда.
Фигуры держат друг друга за руку, некоторые поворачиваются, чтобы поговорить с человеком позади, или кладут руку на плечо идущего впереди. Всё это похоже на невероятную процессию, которая в мерцающем свете факелов могла бы сойти со стен в реальность. Но, в конце концов, мы испытываем чувство усталости и однообразия, сталкиваясь с этими сценами, которые повторяются в каждом из дворцов, а иногда и несколько раз в одном и том же. Поэтому мы должны отбросить наши собственные суждения, если хотим понять это искусство, не вписывающееся в западные стандарты. Ведь персидский художник мог бы предъявить такую же претензию нашим соборам с их бесчисленными сценами Рождества и Распятия. Персидский художник стремился создать величественный, равномерно украшенный фриз. Мы наблюдаем процессию в камне, где почти все фигуры изображены строго в профиль, рельефно выделяясь на фоне стены.
Свет и цвет
Именно в Сузах, древней столице эламитов, ставшей царским городом, мы начинаем осознавать всю важность физической среды и всепроникающих влияний, формирующих искусство. Отсутствие камня, который приходилось привозить издалека за большие деньги, и близость Месопотамии — вот факторы, которые придали искусству Суз его уникальный характер.
В Сузах перед нами предстают уже не строгие шествия, как в Персеполе. Здесь мы зрители в сказочной стране света и цвета. Стены дворца, на которых, согласно библейской традиции, разворачивались события из истории Эсфири, отличаются переливающимся и пышным колоритом. Они украшены глазурованным кирпичом с изображениями лучников и фантастических животных, происходящих из тех же натуралистических представлений, что были фундаментальными для азиатских религий. Задолго до этого вавилонские художники не имели себе равных в том, как им удавалось создавать гармоничные формы из этих гибридных существ, возникших в результате тысячелетнего сочетания черт разных видов.
Фантастические цвета, используемые художниками для тел и крыльев этих духов-хранителей, возможно, с какой-то магической целью, кажутся вдохновлёнными миром снов, где господствуют свои законы. Например, на глазурованных панелях мы видим двух сфинксов, обращённых головами к дверным проёмам. Они были расположены между входами так, чтобы ни один входящий не мог пройти незамеченным мимо их таинственных, непроницаемых лиц. Точно так же бесчисленные лучники на службе у царя имели магическое значение, обеспечивая его безопасность. В Сузах, как и в Персеполе, есть фризы, целиком посвящённые шествиям стражников, но выполненные из ярких и сияющих глазурованных кирпичей. Теплота этого света, со всеми его богатыми охрами и жёлтыми оттенками, неизменно выделяющимися на синем фоне, — предшествует несравненной лазури мечетей Исфахана. Художник обратил внимание на расовые различия среди лучников, отличая смуглых южан от светлокожих северян. Великолепие их вышитых шёлковых одежд, кажется, в точности соответствует описанию «бессмертных», пересекающих Геллеспонт на лодках, увенчанных цветами и с миртовыми ветвями под ногами. Мы можем понять, как эти лучники, хотя и обладавшие непревзойдённым мастерством стрельбы, так сильно страдали от своего снаряжения, когда дело доходило до рукопашной схватки с хорошо вооружённой греческой пехотой. Нетрудно представить зависть греков, молодых и бедных людей, когда они смотрели на великолепие и богатство Азии.
Космополитичная империя
Персия в то время казалась центром всевозможной деятельности: в 512 году до н.э. Дарий приказал Скилаку из Карианды, капитану из Карии, совершить плавание вниз по Инду. Греческий врач Ктесий жил при дворе Артаксеркса II, а Телефан из Фокеи большую часть своей жизни работал на «Царя царей». Это частично объясняет проникновение греческого и других иностранных влияний, наряду с использованием иностранной рабочей силы, что подробно описано в уставе фонда Дария в Сузах. В этом отношении данный устав является одним из наших самых полезных и поучительных источников. В нём царь перечисляет все материалы, необходимые для строительства его дворца, которые доставлялись из разных уголков империи, от Индии до Греции, вместе с мастерами, имевшими опыт работы с этими материалами.
Кедровое дерево привозили из Ливана, кирпичные стены строили вавилоняне. Между всеми регионами империи и соседними странами существовал постоянный контакт. Послы, учёные и художники путешествовали из одной страны в другую, и слава Востока, представителями которого были персы, распространилась повсюду. Таким образом греки познакомились с науками древней Вавилонии (передаваемыми через ритуалы посвящения).
Но эти обмены часто приводили и к столкновениям. Торговля была значительно облегчена принятием дарика (происхождение которого можно проследить до лидийского царя Крёза) и поддерживалась крупными банковскими домами, основанными в Вавилонии Мурашу и его сыновьями. Древняя Царская дорога — старый путь Семирамиды — была продлена до Суз, и через определённые промежутки вдоль неё были установлены памятники в честь «Царя царей». Например, скала Бехистун, где смелые скульпторы должны были совершить подвиг, чтобы подняться так высоко (и это было повторено в наше время археологами), чтобы высечь барельефы во славу Дария и выгравировать его тронную речь на трёх языках (древнеперсидском, эламском и аккадском). Тот факт, что ахемениды были вынуждены использовать другие языки, кроме персидского, для общения со всеми подданными народами, позволил учёным расшифровать клинопись. В том числе с помощью успешного прочтения египетского картуша на алебастровом сосуде, где появляется имя Ксеркса.
Когда персы пришли к власти, их известность распространилась по всему древнему миру. Ещё до этого Набониду бог Мардук, явившийся ему во сне, предсказал падение Астиага и приход Кира. У нас есть типичный пример проникновения мидо-персидского влияния в Вавилон, где Навуходоносор II построил висячие сады (впоследствии ошибочно названные «Садами Семирамиды»), чтобы порадовать свою жену Амитис, внучку Астиага, которая тосковала по садам, или «парадизам», которые были неотъемлемой частью каждого ахеменидского дворца. Те самые сады, которые и сегодня составляют часть очарования Ирана. Даже в Вавилоне дворцовые постройки назывались «ападана». Дворец в Сидоне (тогда столице персидской сатрапии), сожжённый во время восстания, достаточно хорошо иллюстрирует, как повсеместно укоренился персидский стиль, как в одежде, так и в архитектуре.
Великолепие «Царя царей»
Многие новые черты возникли при персидском правлении. После шумерских патеси (или энси) — наместников богов, после правителей Вавилона и Ашшура, царей «вселенной», персидский царь казался чем-то совершенно иным. Отныне царский протокол присвоил ему титул «Царя царей». Он был возвеличен Ахурамаздой для управления этой обширной землёй, которому тот доверил это великое царство с его прекрасными воинами и «прекрасными конями». Теперь это было уже не искусство, подобное ассирийскому, посвящённое исключительно восхвалению чести и мужества военачальника, и не искусство Вавилона, поставленное на службу благочестивому царю, поклоняющемуся своему богу, а искусство, прославляющее «сверхчеловека» — концепцию, которая предвосхищает идеи Ницше.
Более того, правитель был не монархом, которого боги сделали орудием страха, каким он был в Ассирии, а праведным царём, избранным всеми богами. Пророк Исаия мог написать: “Так говорит Господь помазаннику Своему Киру, которого Я держу за правую руку… чтобы покорять ему народы… Я пойду пред тобою… дабы ты познал, что Я Господь, Бог Израилев, называющий тебя по имени твоему. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня… Я Господь, и нет иного… Я образую свет и творю тьму…” (Исаия 45:1-7). Отсюда можно предположить, что Кир поклонялся Богу света, и это показывает, какие связи существовали между верованиями в то время. Тот же самый царь Кир, обращаясь к вавилонянам, говорит им в своём манифесте: “Бог Мардук оглядел все страны земли. Он искал праведного царя… которого он повёл бы за руку. Он назвал имя Кира, царя Аншана… Бог Мардук с удовольствием смотрел на его благочестивые поступки и его праведное сердце… и, как друг и товарищ, он шёл рядом с ним”. Кир продолжает: “Бог Мардук склонил ко мне великое сердце вавилонского народа… и каждый день я вспоминал о поклонении ему” (Цилиндр Кира. Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором по приказу Кира Великого был выбит клинописью список его побед и милостивых деяний, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей).
Цари Ахеменидов наполнили свои дворцы сокровищами, и Плутарх рассказывает, как греки использовали десять тысяч мулов и пятьсот верблюдов для их перевозки. Греки унесли из Суз около сорока девяти тысяч талантов золота и серебра, что, учитывая стоимость золота в то время, в наши дни составляло бы колоссальную сумму.
Как тексты, так и памятники мало говорят нам о религии персов, которую мы можем оценить лишь по её вкладу в культуру. В отличие от того, что происходило в Греции, её свет сиял во всём древнем мире задолго до падения империи Ахеменидов. В персидской цивилизации кристаллизовалась тысячелетняя восточная цивилизация, но новый дух пронёсся по великому плато вслед за этими дерзкими всадниками. И когда Александр отправился на завоевание Азии, он пошёл по пути, проложенному до него Царём царей.
Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?