Древнее персидское искусство читать ~37 мин.
Что такое древне-персидское искусство?
Искусство древней Персии включает в себя архитектуру, живопись, скульптуру и ювелирное дело из раннего царства Ирана в Юго-Западной Азии. Термин «Персия» происходит от региона южного Ирана, ранее известного как Персис или Парса, который сам был именем индоевропейского кочевого народа, который переселился в регион около 1000 г. до н.э. Древние греки расширили использование этого названия, чтобы применить ко всей стране. В 1935 году страна официально сменила название на Иран. Древнее искусство в Персии с самого начала имело большое влияние на изобразительное искусство и культуру региона.
Персидское искусство: Введение (3500-1700 до н.э.)
Персия, одна из древнейших стран мира и одна из самых ранних цивилизаций в истории искусства, занимает Персидское плато, ограниченное горами Эльбурз и Белуджистан на севере и востоке. В древние времена, во время первого тысячелетия до н.э., персидские императоры, такие как Кир II Великий, Ксеркс и Дарий I, распространили персидское правление на Центральную Азию и всю Малую Азию до Греции и Египта. На протяжении большей части античности, персидская культура постоянно смешивалась с культурой своих соседей, особенно Месопотамии (см.: Месопотамское искусство ) и находилась под влиянием шумерского и греческого искусства, а также искусства Китая через «Шелковый путь». Подробнее об этом см. Также: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Ранние персидские произведения искусства включают в себя сложную керамику из Сузы и Персеполя (ок. 500 г. до н.э.), а также ряд небольших бронзовых предметов из горного Луристана (ок. 1200-750 гг. до н.э.), а также сокровищницу золота, серебра и слоновой кости объекты из Зивие (Ziwiye, ок. 700 до н.э.). Большая часть этого портативного искусства отображает широкий спектр художественных стилей и влияний, в том числе греческого гончарного искусства. Предметы древнего персидского искусства выставлены в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и Британском музее в Лондоне.
Эра Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.)
Первый всплеск персидского искусства произошел в эпоху династии Ахеменов в Персидской империи под влиянием как греческого, так и египетского искусства. Персидское искусство было продемонстрировано в серии монументальных дворцовых комплексов (в частности, в Персеполе и Сузах), украшенных скульптурой, особенно каменными рельефами, и знаменитым «Фризом лучников» (ныне в Лувре в Париже), созданным из эмалированного кирпича. Городские ворота в Персеполе были окружены парой огромных быков с человеческими головами, в то время как в 515 г. до н.э. Дарий I приказал высечь колоссальный рельеф и надпись на скале в Бехистуне. Скульптура изображает, как он побеждает своих врагов, под наблюдением богов. Персидские скульпторы находились под влиянием греческой скульптуры. Другие произведения этого периода включают ослепительные золотые и серебряные мечи, рога для питья и замысловатые украшения. Смотрите также История архитектуры.
Парфянская эра (ок. 250 г. до н.э.)
Персидское искусство под парфянами, после смерти Александра Македонского, было другой историей. Парфянская культура представляла собой непримечательную смесь греческих и иранских мотивов, в том числе видимых на памятниках и в зданиях, украшенных скульптурными головами и росписью на стенах.
Эра Сасанидов (226-650 н.э.)
Второй выдающийся период персидского искусства совпал с династией Сасанидов, которая восстановила большую часть власти и культуры Персии. Художники-сасаниды разработали очень декоративную каменную мозаику, а также ряд золотых и серебряных блюд, обычно украшенных животными и сценами охоты. Самая большая коллекция этих сосудов для еды и приготовления представлена в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Кроме мозаичного искусства и металлоконструкций, фрески и иллюминированные рукописи были двумя другими видами искусства, которые процветали в этот период. Кроме того, ремесла, такие как ковроткачество и шелкоткачество, также активно поощрялись. Персидские ковры и шелка экспортировались в Византию (современный Стамбул) на запад и в Туркестан на восток.
Однако наиболее яркими реликвиями сасанидского искусства являются каменные скульптуры, вырезанные из крутых известняковых скал (например, в Так-и-Бустане, Шахпуре, Накш-э Ростаме и Накш-э Раджабе), на которых изображены победы лидеров сасанидов.
Влияние сасанистских художников распространилось на Афганистан (персидскую колонию того времени), где при раскопках в монастырях в Бамиане были обнаружены фрески и огромные будды. Сасанидская империя рухнула после поражения от византийского римского императора Ираклия.
Персия под исламом
После захвата арабами в 641 году, Персия стала частью исламского мира и ее изобразительное искусство развивалось в соответствии с исламскими правилами. Один из них – запрет на трехмерное изображение живых существ – привел к немедленному упадку персидской скульптуры и заставил изобразительное искусство стать более орнаментальным и перенять плоские традиции византийского искусства. Тем не менее, в декоративном искусстве, таком как керамика, продолжали процветать работы по металлу и ткачество, особенно со времен династии Аббасидов (750-1258) в восьмом веке. Орнамент исламских храмов, таких как мечеть в Багдаде (764 г.), Великая мечеть в Самарре (847 г.), мечеть десятого века в Найине, Великая мечеть в Верамине (1322 г.), мечеть Имама Ризы в Мешхед-и-Мургаб (1418 г.) и Голубая мечеть в Тебризе. Мозаика и другие украшения широко использовались в мечетях и других зданиях. Цветные крыши с использованием керамической плитки в голубых, красных и зеленых тонах также были популярной частью персидской архитектуры.
Иллюминирование и каллиграфия
С упадком рисунка и живописи с изображеним человеческих фигур, одной популярной формой исламского искусства, которая развивалась в Персии, было Иллюминирование (или иллюминация) – украшение и иллюстрирование рукописей и религиозных текстов, особенно Корана. Иранские иллюминаторы были активны во время монгольского захвата страны в позднем средневековье, а искусство иллюминации достигло своего расцвета во времена династии Сефевидов (1501-1722). Копирование религиозных произведений также стимулировало развитие орнаментального письма, такого как каллиграфия. Это выросло в течение восьмого и девятого веков, примерно совпадая с эпохой ирландских иллюминированных рукописей и стало иранской специальностью.
Картины
Живопись считалась важным искусством при исламе. Около 1150 года появилось несколько школ религиозного искусства, которые специализировались на иллюстрации рукописей различных типов миниатюрными картинами. Эта форма искусства в сочетании с иллюминацией превратилась в важную художественную традицию в Иране. Самым известным персидским миниатюрным художником был Бихзад, который работал в конце пятнадцатого века, став главой Гератской академии живописи и каллиграфии. Его пейзажные картины были выполнены в реалистическом стиле с использованием яркой цветовой палитры. Среди его учеников было несколько известных художников тех дней, в том числе Мирак и Султан Мухаммед. Картины Бихзада представлены в Университетской библиотеке в Принстоне и в Египетской библиотеке в Каире.
Другие стили живописи, такие как горные пейзажи и сцены охоты, стали популярными в тринадцатом и четырнадцатом веках, когда Багдад, Герат, Самарканд, Бухара и Тебриз стали главными художественными центрами. Позже стало модным портретное искусство. С конца 1600-х годов персидские художники подражали европейской живописи и гравюре, что привело к небольшому ослаблению иранских традиций.
Древнее персидское искусство и культура: резюме
Археология
Сохранившиеся развалины древней Персии впервые были замечены раввином Бенджамином из Туделы в 12 веке, а затем сэром Джоном Шарденом (17 век), Карстеном Нибуром (18 век), сэром Генри Роулинсоном и сэром Генри Лейардом (19 век) и многими путешественниками в Персию. Э. Фландину и П. Косте было поручено сделать чертежи этих развалин в 1839 году. Расследование началось только в 1884-86 годах, когда М. и мадам М. Дьюлафой поселились в Сусе (по определению У. К. Лофтуса), где систематические раскопки в 1897 году начал Ж. де Морган. Эта работа была продолжена Р. де Меккуенем, а затем Р. Гиршманом, в то время как Восточный институт в Чикаго и Департамент иранских древностей сосредоточили свои усилия на Персеполе.
География
Персия приняла название «Иран» при Сасанидах. Сейчас он ограничен Арменией, Каспийским морем и Россией на севере, Афганистаном на востоке, Персидским заливом на юге и Ираком на западе. Страна состоит из очень высокого плато с центральной соляной пустыней. На западе это плато впадает в горы Армении и вдоль восточной стороны Месопотамии совпадает с плато Малой Азии, которое граничит с Месопотамией на северо-западе. Эти два плато, прорезанные небольшими долинами, образуют края среднеазиатского плато, известного как «великие степи». Империя ахеменидских персов простиралась далеко за эти границы, от Инда до Эгейского моря и Нила.
История
Цивилизация выросла в этой части света очень рано. Его существование в эпоху неолитического искусства, возможно, с 5-го тысячелетия, подтверждается раскопками в Тепе Гиссар, Тепе Сиалк (доубейдская культура) и, чуть позже, в Тепе Гияне (убайдская культура). Раскопки Сузы, столицы страны Элам, граничащей с нижней Месопотамией, показали, что рост этой цивилизации должен был тесно зависеть от развития месопотамской цивилизации.
Для получения подробной информации о культуре Древнего Египта, пожалуйста, смотрите: египетская архитектура (ок. 3000 до н.э. – 200 г. н.э.), особенно эпохи раннеегипетской архитектуры (3100-2181 гг.); Архитектура египетского Среднего царства и плодотворный период строительства храмов в Египте (1550-1069).
Великие индоевропейские переселения 3-го тысячелетия привели арийцев по пути в Индию через Туркестан и Кавказ на иранское плато. Некоторые из них вступали в брак с жителями гор Загрос, которые они взяли под свой контроль; вскоре они завоевали Вавилонию и это было началом господства касситов, которое продолжалось почти до конца 2-го тысячелетия. (См. Также: Хеттское искусство 1600-1180 до н.э.). Ассирийцы через несколько веков должны были переломить ситуацию. Мидяне, молодое иранское воинское племя, подобное скифам и воспитанные в своих традициях, выбрали Экбатану в качестве своей столицы, в то время как персы, принадлежащие к той же расе, спустились по склонам иранского плато.
Примерно в 9 веке до нашей эры ассирийцы начали двигаться на юг и вступили в конфликт с мидянами и персами в горах Загрос; в 8 веке Саргон разбил альянс лидеров мидян. Затем Фраорт стал вождем мидийцев, маннаев и киммерийцев и покорил персов. Скифы, которые взяли под свой контроль Мидию, управлялись Киаксаром – он реорганизовал армию и, следуя своему союзу с Набополассаром, основателем династии Халдеев в Вавилоне и с помощью кочевых племен уничтожил Ниневию в 612 году, отомстив за разграбление Сузы ассирийцами в 640 году.
До вторжения скифов, персы создали суверенное государство под Ахеменом, которое должно было воссоединиться под Камбисом I ; чей брак с дочерью мидийского царя породил Кира, который завоевал Мидию в 555 году, затем Лидию в 546 году и, наконец, в 538 году, Вавилон. На смену ему пришел Камбис в 529 году. Камбис был предан своему брату Смердису, он завоевал Египет и провозгласил себя его царем, а также завоевал Эфиопию, но из-за отсутствия сотрудничества финикийских моряков не смог добраться до Карфагена. После его смерти самозванец, претендующий на звание Смердиса, всколыхнул народ. Дарий I сверг узурпатора, подавил восстание и отправился покорять Индию (512 г.). Позже, повернув на север и в Европу, он прошел до самого Дуная. Остальная часть истории относится к истории Греции: восстание народов Ионического моря, сожжение Сардиса (499 г.), падение Милета (494 г.) и, наконец, первая Персидская война и битва при Марафоне (490 г.). Дарий, который признал своего сына Ксеркса наследником престола, умер в возрасте тридцати шести лет. Ни один из его преемников не приблизился к его величию, за исключением Артаксеркса II (Мнемона), который подписал мир Антальциды (387 г.), компенсацию за Марафон и Саламину. Он был последним из великих царей; Артаксеркс III (Ochus) и Дарий III (Codamannus), злополучный противник Александра, оба были неспособны править. Все даты выше – до н.э.
Для сравнения с историей и развитием азиатского искусства и культуры см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 г. до н.э. – настоящее время).
Раннее искусство
От искусства мидийцев мало что сохранилось, а самые важные артефакты принадлежат саккезскому кладу, найденному к югу от озера Урмия. С таким же успехом это могут быть сокровища скифского царя. Объекты, принадлежащие ему, можно разделить на четыре группы, которые показывают различные влияния на искусство Мидии : в первую группу можно поместить типично ассирийский браслет, украшенный львами, вырезанными в рельефе; вторая группа, обозначенная как ассиро-скифская, включает нагрудную пластинку, на которой процессия животных направляется к скоплению стилизованных священных деревьев. На самом деле, за исключением одного или двух животных в скифском стиле, это показывает полностью ассирийское влияние. Последние две группы – скифские (ножны и блюдо, украшенные скифскими мотивами, особенно рысью) и аборигенные (которые могут быть связаны с бронзами, такими как, например, из Луристана).
Есть две противоречивые теории относительно различных особенностей этого сокровища. Годар датирует это ассирийское искусство правлением Ассурнасирпала (9 век), тогда как Гиршман приписывает их времени Эсархаддона (7 век). Согласно первой теории, объекты должны быть отнесены к местным маннайским мастерским и, следует предположить, что, пока скифы были в этой области, они переняли определенные особенности, из которых они разработали свой собственный стиль. Если мы последуем идее Гиршмана, эти образцы могут быть приписаны скифам 7-го века и, таким образом, станут первыми известными примерами их работы.
Ахеменское искусство, самое молодое искусство древнего Востока, охватывает два столетия (с середины 6-го до середины 4-го до н.э.). Примеры можно увидеть в руинах Пасаргад (Пасаргады — первая столица империи Ахеменидов), Персеполя и Сузы.
Архитектура
Древний персидский город Пасаргады
Это было первое поселение ахеменидов на плато, за которое отвечал Кир. Дворец и различные другие здания были расположены среди садов, а многочисленные колонны, увенчанные головами быков, показывают, что архитектурные идеи конструкции ападаны уже были в полной силе. Пасаргады можно описать как предшественника ахеменской архитектуры, но терраса возле Масджид-и-Сулайман с ее гигантскими стенами и десятью лестничными пролетами, ведущими к ней, может быть отнесена к персам и к периоду, предшествующему строительству Пасаргад и Персеполя.
Храмы Огня
В Пасаргаде также есть храмы огня. Эти храмы представляли собой квадратные башни, построенные из крепкого камня с фиктивными бойницами и окнами из темных материалов. Внутри священный огонь поддерживался волхвами, которые принадлежали к мидийскому племени, специально обученному практикам религиозного ритуала. Когда-то эти здания считались «башнями молчания». Подобные сооружения можно найти возле Персеполя и в Накш-и-Рустаме, наряду с четырехсторонними памятниками с орнаментальными барельефными стенами, которые были определены как огненные алтари.
Гробницы
Недалеко от Пасаргад, в Мешед-и-Мургаде, находится могила Кира, прямоугольное здание, основанное на семи каменных основаниях, с остроконечной крышей из плоских каменных плит. Её можно сравнить с памятниками Малой Азии. В Накш-и-Рустаме, недалеко от Персеполя, стоят королевские скальные гробницы, стоящие одна рядом с другой. Могила Дария Кодаманна в Персеполе так и не была закончена. Гробницы выдолблены из скалы по образцу гробницы Да-до-Дохтар в провинции Фарс. Архитекторы вырезали из самой скалы имитацию фасада дворца с четырьмя колоннами, увенчанными капителями «бычьих колен», которые поддерживают антаблемент, украшенный лепниной в греческом стиле; выше этого вырезана линия быков и львов, на которых покоится возвышение, поддерживаемое атлантами; царь, поворачиваясь к огненному алтарю, стоит на ступеньках под эмблемой Ахуры Мазды, лицо которой находится внутри круга.
Были обнаружены частные гробницы (например, в Сузах), в которых женщина из высокого ранга, украшенная драгоценностями, была положена в бронзовый сосуд.
Древний персидский город Персеполис
Именно здесь Ахеменский гений развился в полной мере. Казармы и цитадель были построены на горе с видом на широкую равнину в направлении города Шираз. Нижние склоны были выровнены для эспланады, на которой был построен искусственный город дворцов. Хотя в результате раскопок в настоящее время обнаружены почти все здания, у нас все еще нет четкого представления о целях, для которых они были предназначены, хотя может показаться, что рассматриваемые здания являются почти исключительно государственными или церемониальными постройками. С обнесенной стеной эспланады великая лестница с двойной рампой ведет вниз на равнину; напротив самой высокой пристани расположены пропилеи Ксеркса, массивные четырехсторонние сооружения, открытые на каждом конце и по бокам и украшенные колоссальными крылатыми быками с человеческой головой. Вокруг входа оставлены пустыми места с вырубленными в скале пустотами, которые предназначались для террасных садов.
То, что осталось от дворца, представляет собой каркасную конструкцию из дверей и окон, высеченных из огромных каменных блоков, которые служили опорой для стен, которые давно исчезли. Здесь использовалось египетское теснение и царь изображался на боковых каменных блоках внутри дверных проемов. С правой стороны лестница, украшенная барельефами, вела к ападане Дария и Ксеркса. Ападана, используемая в качестве аудитории, представляла собой типично ахеменскую структуру. Ее крыша поддерживалась колоннами высотой около семидесяти футов с тонкими рифлеными стержнями, которые в основном были установлены на колоколообразной основе и увенчаны типично ахеменскими капителями, такими как в Сузах (сейчас находятся в Лувре). Нижняя часть этих капителей высотой восемнадцать футов была составлена из улиток в виде буквы S, расположенных спиной к спине, которые поддерживали основную часть капители – переднюю часть двух стоящих на коленях быков, соединенных вместе. Балки опирались на седло и, в свою очередь, поддерживали большие балки крыши, так что головы быков принимали некоторый вес. Ападана в Сузах имела тридцать шесть колонн и занимала площадь почти в два с половиной акра. Эта камера в Персеполе имела такое же количество колонн и была окружена одним перистилем, который имел три ряда по шесть колонн с трех сторон.
Древний персидский город Сузы
Старые королевские города продолжали быть важными наряду с новыми столицами. В древней эламской столице Сузы, на холме, Дарий I построил свою зимнюю резиденцию с ее обширной ападаной, которая была восстановлена Артаксерксом II (Мнемоном). Место было исследовано М. Дьюлафой, который забрал некоторые из его глазурованных украшений, а затем Дж. Де Морганом в 1908 году, который раскрыл план здания, проследив черенки в грунтовых тротуарах (сделанных из раствора, составленного из мела и растертой обожженной глины), что соответствует стенам из обожженного кирпича, датируемым 440 годом. Дворец планировался по аналогии с Вавилонским, с камерами, расположенными вокруг прямоугольного двора.
Пластика (Скульптура)
Пластические искусства были прежде всего посвящены украшению дворцов. Барельефы составляли основную часть орнамента Персеполя: двойная лестница, ведущая на террасу и во дворцовые залы, была украшена двумя видами барельефов. Мотив нападения льва на быка, фамильное устройство с самого раннего периода месопотамского искусства, появилось на треугольных панелях балюстрад; в другом месте был найден король «в величии». На возвышении в форме трона, колоссального прототипа королевского персидского трона (павлинский трон), царь сидит в большом кресле. Под помостом высечены линии фигур, чьи одежды указывают на принадлежность к различным сатрапиям. Второй тип барельефа изображает процессии охранников, придворных и подателей. Художник приложил огромные усилия, чтобы отличить характерные черты одежд. Персы носят одиночную или военную тиару и длинные одежды, широкие рукава которых украшены симметричными складками, имитирующими драпировку (уступку греческому влиянию), но совершенно одинаковой формы. Через одно плечо они несут колчан с луком и стрелами. У мидийцев в кепках короткая туника, а на лодыжке застегнуты штаны, полностью свободные от складок. Они несут кинжалы с ножнами той же формы, что и скифского происхождения. Носителей дани отличают больше по характеру их даров, чем по их костюму, и им предшествует камергер.
На великих маршрутах империи, даже в самых отдаленных регионах, художники вырезали барельефы во славу царя, подобно тому, как они вырезаны на скале в Бехистуне, который сопровождает провозглашение Дария и изображает его победителем в уже знакомой позе, с побежденным врагом под ногой.
Греко-персидские рельефы конца 5-го века были обнаружены в районе Дасцилей в Вифинии, они изображают процессию мужчин и женщин верхом на лошадях и персидскую жертву с двумя священниками (волхвами), нижняя половина их лиц была прикрыта, в руках они держали булаву.
В Сузах глазурированные кирпичи, скопированные из Вавилона, заняли место мраморного орнамента Персеполя. Однако ахеменцы использовали метод, отличный от того, которым пользовались их учителя. Вместо глины они использовали мел и песок. Кирпичи были сначала испечены в умеренно высокой температуре, а затем по контуру добавлялась голубая глазурь и кирпичи возвращались в печь. После этого обжига, наконец, области, выделенные синим цветом, перекрашивались и получали последний обжиг для завершения процесса.
Украшение лестничных балюстрад в Сузах черпало вдохновение из фивских гробниц с наложенными на них цветами лотоса и орнаментами, заимствованными из эгейского искусства с чередующимися завитками. Ворота были украшены львами, их шкуры были серо-зелеными или голубоватыми, в обрамлении зигзагов и пальметт с вкраплениями гребешков и розеток. Стены дворца были украшены мифологическими зверями, происхождение которых можно проследить до Вавилонии, с крылышками, гребешками и молочными железами, окрашенными попеременно в желтый и зеленый цвета. В других местах, как и в Персеполе, находили роскошные вышивки на материале белого или желтого грунта, украшенные замками с тремя вершинами и восьмиконечными звездами, складки обозначены темными цветами; эти одежды имели широкие желтые или пурпурно-коричневые рукава; туфли охранников были желтыми, колчаны – из кожи пантеры и волосы, прикрытые бандо. Между воротами сидели сфинксы в головном уборе с рогатой тиарой, их головы повернуты в крайние положения, но это придает особый декоративный оттенок этому мотиву, который повторяется на печати канцелярии Дария, где сфинксы поворачиваются к лицом друг к другу.
Менее значительные предметы искусства
Металлические работы, имеющие первостепенное значение для всадников, не претерпели упадка при Ахеменидах. Бронза использовалась для облицовки определенных частей зданий, таких как двери. Для работы с золотом и серебром использовалась особенно сложная техника: серебряные тарелки (предвещающие сасанидскую тарелку с розеткой и орнаментом с бусинами), угловые ритоны, основания которых образованы головой козла или козерога, вазы с ручками, оканчивающиеся на голове животного или изготовленные для представления тела животного (например, две ручки от одной и той же вазы, одна из которых находится в Берлине, а другая в Лувре с изображением крылатого серебряного козерога, инкрустированного золотом), треугольная подставка из Персеполя, состоящего из трех рыкающих львов, реалистичное обращение которых контрастирует с таковым у бронзового льва, найденного в Сузах, сравнимого по позе со львом из Хорсабада, но гораздо более стилизованным и наводящим на размышления о монстрах Дальнего Востока.
Ювелирные изделия проявляют большое разнообразие влияний. Некоторые украшения из сокровищ Оксуса в Британском музее – золотые таблички, браслеты и кольца – указывают на то же скифское влияние, которое можно найти в других сокровищах. Драгоценные камни из гробницы Сузы – серьги в форме полумесяца, украшенные цветными камнями и золотом, браслеты без застежки, но с наконечником льва и инкрустацией из бирюзы и лазурита, иллюстрируют технику, которая должна была быть принята «варварами». (См.: Ювелирные изделия: история, техника.)
Ахеменские глиптики превосходили в утонченности все, что когда-либо было известно: одна из лучших инталий показывает царя в его колеснице, охотящегося с луком и стрелами, его коней в полном галопе. Была найдена мемориальная доска, используемая в качестве формы для инкрустации сусальным золотом, а также небольшая голова необычайной проработки – все, что осталось от статуи, поскольку после грабежа Александром, скульптуры, как и все остальное, выжили только в изуродованном состоянии. На лицевой стороне золотых монет, называемых дариками, ахеменидские цари, стоящие на одном колене, изображены лучниками.
Древняя Персия: искусство и архитектура во времена Персидской империи: эра Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.)
Греческая цивилизация во многом обязана цивилизации Малой Азии. В очень ранние сроки контакт между ними был установлен вдоль берегов Эгейского моря. Этот длительный контакт постепенно перерос в грозную борьбу против Персидской империи, история которой была тесно связана с восточной цивилизацией, с которой Запад должен был навсегда столкнуться и которую он не смог избежать.
Мидяне и персы были частью ариев, которые, воспользовавшись потрясением, вызванным индоевропейцами во всем древнем мире, пришли обосноваться на иранском плато. Мидяне, как и киммерийцы, пришедшие из Фракии и Фригии, и скифы, были всадниками, не обладающими никакими другими богатствами, кроме предметов, которые можно носить с собой, таких как оружие, металлические сосуды и украшения. Мидийское искусство, главным примером которого является саккезское сокровище, сочетало влияние северных соседей мидян скифов с влиянием их противников ассирийцев.
Персы, поселившиеся дальше на юге, провели некоторое время в северном Иране, где они попали под мидийское господство. Следовательно, их искусство с тех пор, как они прочно обосновались на Персидском плато, представляет собой вечный дуализм, проистекающий из этой смеси влияний, с севера и с юга, с отголосками месопотамских традиций. Объединение этих двух основных факторов было укреплено браком персидского царя Камбиса с дочерью мидийского царя. Это также включило элементы иностранного искусства в расширение этой обширной империи, которая однажды должна была простираться от Инда до Нила. Таким образом, было создано сложное искусство, от которого осталось только несколько работ, созданных для царского двора.
Ахемениды – цари-строители
Когда Кир захватил Вавилон в 538 году и династия Ахеменидов заняла место вавилонского владычества, столицы новой империи были перенесены дальше на восток к Персидскому плато и к Сузам. Гранича с равнинами нижней Месопотамии, они сделали великие города Тигр и Евфрат менее важными. Этот тип потрясений неизбежно должен был нести искусство этого региона в новых направлениях.
Мы всегда должны учитывать факторы, влияющие на появление нового искусства: это, с одной стороны, мир реальности, а с другой – мир внушения. Первое зависит от физической среды и условий: климата и материалов; второе связано с обществом, религией и социальными обычаями. Природа страны имеет жизненно важное значение в ее влиянии на формирующееся искусство. Страна Шумеров была полностью лишена камня и какого-либо дерева, действительно подходящего для строительства, и она восполнила это благодаря использованию глины в больших масштабах, что придало ее архитектуре массивность, которая оказала глубокое влияние на каждое взаимозависимое искусство. Но Персидское плато предлагало совершенно другие возможности: не было недостатка в камне (немного более мягкого сорта, чем тот, который использовался для украшения ассирийских дворцов). Это полностью изменило архитектуру. Строить из глины в этом районе было бы так же сложно, как и из камня в бассейне Тигра и Евфрата.
Находясь на севере, в Урарту, персы научились строить окружающие стены, предназначенные для защиты деревень и резиденций вождей от набегов горских народов, которые были пресловутыми разбойниками. Искусственная терраса, возвышающаяся над горой возле Масджид-и-Сулеймана, представляет собой более раннюю стадию технического прогресса, чем та, которую продемонстрировало строительство Пасаргад. Кстати, до сих пор существуют разногласия по поводу этимологии слова «пасаргады», которое некоторые называют «парсагадами», что означало бы «лагерь персов» и очень хорошо связывалось с этим типом города.
Архитекторы Ахеменидов должны были построить «королевские города», как это делали до них ассирийские цари, как, например, Саргон II в Хорсабаде. Но ахеменские города должны были строиться в грандиозном масштабе, достойном монарха, который правил от Инда до Нила, а художники-декораторы, в свою очередь, должны были попытаться предоставить ему подходящее окружение. Персеполис является высшим примером царского ахеменского города. Там мы действительно сталкиваемся с государственным уровнем искусства. (Сравните: римская архитектура ).
В этом искусстве есть своего рода смущающая шумиха, когда архитекторы без колебаний строили лес колоннад на склоне горы. Это изумительное зрелище, эта архитектура, с ее колоннами с тонкими стержнями высотой выше двадцати метров, увенчанными колоссальными капителями, – архитектура, настолько не связанная с человеческими пропорциями, что люди должны были бродить, как гномы, у ее ног. Это было искусство, которое не было в человеческом масштабе. Больше нигде это не нашло такого явного выражения. Но в первые дни империи архитектурный дизайн был окончательно решен и должен был остаться неизменным: колонна, главная особенность в строительстве, которая украшала аудиторию или ападану, становилась навязчивой идеей. Персидская эра была временем, когда колонна, от Греции до Азии, господствовала на высшем уровне, но ахемениды были особенно экстремальны в ее использовании, которое они несли даже в Делос в Фессмофории, которую Чарльз Пикард сравнил в дизайне с Тахарой Дария (состоит из центральной камеры с тремя рядами колонн, по четыре в каждом и двумя сопутствующими комнатами с двумя рядами из четырех колонн). В Персеполе во всех залах и камерах были колонны (например, зал для аудиенций или ападана) и когда мы наблюдаем ошеломляющее количество – более 550 колонн, установленных в этом ограниченном пространстве, мы неизбежно воспринимаем это количество избыточным. Мы не можем принять это крайнее изобилие, но мы должны помнить, что для всех восточных умов это было вполне приемлемым. Персидские художники, в попытках достичь величия, считали лучшей идеей впечатление разума повторением одного мотива (что также можно найти в их орнаментальной скульптуре).
Искусство и символическое значение
Рассматривая количество колонн, обычно используемых в зданиях, мы обнаруживаем, что оно всегда связано с числом 4 (кратно ему): 4, 8, 12, 16, 36, 72, 100. Вполне возможно, что здесь, как и в Месопотамии, мы столкнулись с законом, который подчиняется «символике чисел». С самых ранних времен считалось, что шумерская богиня Нисаба разбирается в значении чисел. И Вавилонская башня и Великий Храм дают нам типичные примеры архитектурного применения священных чисел. Преобладание числа 4 в Персеполе соответствует некоторой новой концепции, возможно это символизирует четыре элемента – огонь, воздух, воду и землю? Число 12, которому вскоре предстоит быть наделенным совершенно особым значением, также использовалось очень часто.
Во многих отношениях влияние Европы уже ощущалось среди персов. Это подтверждается, если мы посмотрим на некоторые сюжеты, такие как царь, сражающийся с фантастическим зверем. Как это было с ассирийским царем и возвышением его храбрости в охотничьем подвиге: царь в схватился с демоном, вонзив свой кинжал в его тело. Теперь это стало конфликтом между духом добра (Ахура Мазда) и духом зла (Ари-человек). Эта тема стала символом победы арийского бога света, который был изображен в акте убийства дракона. Тем не менее представляется вероятным, что персы были ответственны за введение нового типа – «бога всадника», который стал общепринятой иконографической фигурой. Он повторяется в Египте в коптском искусстве, когда бог Гора верхом на лошади (в христианской иконографии, отождествляемой со святым Георгием), сокрушает крокодила. Эта концепция конфликта между добром и злом была разработана и распространена персами. До этого, похоже, в Вавилоне затрагивалась победа бога Мардука над Тиаматом – победа порядка над хаосом, идея, которая, возможно, возникла в более ранний период.
Персидская религиозная мысль, управляемая идеей о полярности добра и зла, проникла во весь древний мир того времени. В основном художники опирались на местные изображения богов и демонов или опекунов джиннов. Они доминировали над людьми и персидские художники, используя сцены, которые уже были хорошо известны, изображали их также и в религиозных целях. Фигуры изображены тревожно холодными и отстраненными, и главные герои кажутся совершенно не заинтересованными в том, что они делают. С другой стороны, если мы посмотрим на эти сцены с другой точки зрения, то увидим, что художник неизменно создавал декорации, которые были чрезвычайно хороши в качестве архитектурного орнамента, как, например, мотив льва, нападающего на быка,который, возможно, был выбран, потому что он мог символизировать одну из религиозных тем, которая позже укоренилась: Митра, бог солнца, убивающий быка.
Именно в это время прочно закрепились идея выживания после смерти и посредничество духа или бога, который был проводником душ. Царские гробницы, далекие от сокрытия, как в Вавилонии или в Египте, гордо стояли под небом, как, например, мавзолей, считающийся гробницей Кира. Королевские скальные гробницы в Накш-и-Рустаме и Персеполе были очень хорошо известны, и этот факт объясняет, почему они были разграблены. На гробнице в Накш-и-Рустаме царь, стоящий на возвышении, возвышается над фасадом (вырезанным из скалы) в подражание его земному дому. Он один перед огненным алтарем под защитой бога Ахура Мазды, чье лицо, окруженное кругом (символом вечности), витает над ним. Мы видим, что персы с готовностью овладевали религиозными символами соседних народов, но похоже, что египетский крылатый солнечный диск (установленный в урее), принятый на Ближнем Востоке (за исключением Вавилона) во 2-м тысячелетии, был изменен в Персии и стал набором дисков, расположенных по кругу. Эта эмблема была уже известна персам, так как она использовалась в Ассирии для бога Ассура. Таким образом, представляется весьма вероятным, что персы не намеревались изобразить своего бога в образной форме до того, как вступили в контакт с окружающими их народами, но мы должны помнить, что древние месопотамцы тоже никогда не делали образного представления своих великих небесных богов ан или ану.
Великолепие персидского искусства
Художник должен был также создать какое-то впечатление для мира об этом обширном государстве – Персидской империи и о десятках тысяч подданных, живущих под ее властью. Это он пытался сделать в барельефах, которые украшали дворцы, используя в полной мере все великолепие двора и окрестностей, в которых жил царь. Ассирийские цари окружили себя сценами зверского варварства, такими как банкетная сцена, где Ассурбанипал и его королева празднуют перед головой поверженного врага, свисающей с крючка, на барельефах изображены головы врагов, отрезанные с шеями и скрупулезно подсчитанные писцами, пронзенные тела, стоящие на фоне ландшафта (универсальное напоминание о судьбе, ожидающей мятежников), батальные сцены с их ужасающей неразберихой с изуродованными телами и ужасными зверствами, и, наконец, сцены охоты, которые преподносили мужество царя. Персы не изображали ничего подобного на стенах своих дворцов. Лестничные балюстрады, как и дворцовые залы, были украшены огромными декоративными фризами, частой темой которых был праздник, когда толпа придворных прижималась к царю, чтобы показать свое уважение, когда приближается череда носителей дани.
Художник смог создать серию самых ярких картин, увлекательных в разнообразии изображенных людей и подношений, которые превзошли робкую попытку царя Шалманезера на Чёрном обелиске в Нимруде.
Фигуры сжимают друг друга за руку, некоторые поворачиваются, чтобы поговорить с человеком позади или держат плечо человека впереди, точно так же, как в какой-то невероятной процессии, которая ночью под мерцающим светом факелов может прыгнуть из реальности на стены. Но, в конце концов, мы испытываем чувство усталости и однообразия, когда сталкиваемся с этими сценами, которые повторяются в каждом из дворцов, а иногда даже несколько раз в одном и том же дворце. Поэтому мы должны отложить в сторону наши собственные мнения, если мы хотим понять это искусство, которое не вписывается в западные стандарты, поскольку персидский художник, если бы он не осознал их более глубокое значение, мог бы предъявить такую же жалобу нашим соборам с их нативами и распятиями. Персидский художник хотел создать отличный, равномерно украшенный фриз. Мы наблюдаем за процессией в камне, где почти все фигуры изображены строго в профиль, выделяясь из стены.
Свет и цвет
Именно когда мы приходим в Сузы, древнюю столицу эламитов, которая стала царским городом, мы начинаем осознавать важность физической среды и всепроникающих влияний, формирующих искусство. Отсутствие камня, который нужно было привозить за большие деньги и близость Месопотамии – были факторами, которые придали Сузам их уникальный и индивидуальный характер.
В Сузах нам больше не представляются трезвые шествия, как в Персеполе. Здесь мы зрители в сказочной стране света и цвета. Стены дворца, на которых мы находим эпизоды из истории Эстер, отличаются переливающимся и пышным цветом. Они украшены глазурованным кирпичом, с лучниками и фантастическими животными, происходящими из тех же корней, что и натуристские идеи, которые были фундаментальными для азиатских религий. Некоторое время назад вавилонские художники не имели себе равных в том, как им удалось создать гармоничные формы из этих разнородных существ, возникших в результате сочетания особенностей разных видов в течение тысячелетий.
Фантастические цвета, используемые художниками для тела и крыльев этих джиннов, возможно, с какой-то магической целью, похоже, были вдохновлены миром снов, где господствуют высшие правила: например, застекленные панели, где мы видим двух сфинксов поворачивающих головы назад к дверным проемам. Так как они были расположены между входами, чтобы ни один входящий человек не мог пройти незамеченным перед их коричневыми, непостижимыми, таинственными лицами. Точно так же бесчисленные лучники на стороне царя имели магическое значение, обеспечивая безопасность против почти любого возможного дезертирства, в сравнении с охранниками, которые фактически предоставляли монарху такую же плохую защиту. В Сузах, как и в Персеполе, есть фризы, целиком посвященные линиям охранников, но из глазурованных кирпичей, ярких и сияющих. Тепло в этом свете, со всеми богатыми охрами и желтыми цветами и, как в Вавилоне, неизменно выделяющимися из голубой земли, – предшествует несравненной лазури мечетей Исфахана. Художник обратил внимание на расовые различия среди лучников, отличая смуглых южан от светлокожих мужчин севера. Великолепие их вышитых шелковых одежд, похоже, в точности соответствует описанию бессмертных, пересекающих Дарданеллы лодок, увенчанных цветами и с миртовыми ветвями под их ногами и мы можем понять, как эти лучники, хотя и обладали непревзойденным мастерством стрелков, так сильно пострадали от своей амуниции, когда дело дошло до рукопашной схватки с хорошо вооруженной греческой пехотой. Нетрудно представить зависть греков, молодых и бедных людей, когда они смотрели на великолепие и богатство Азии.
Космополитическая Империя
Персия тогда, казалось, была страной, которая потенциально была центром всех видов деятельности: в 512 году Дарий приказал Скилаксу Карионскому, капитану Карии, спуститься вниз по Инду. Греческий доктор Ктесий жил при дворе Дария II, а Телефан Фокейский работал на Царя царей большую часть своей жизни. Это частично объясняет проникновение греческого и других иностранных влияний, наряду с использованием иностранной рабочей силы, которой очень обеспокоен устав фонда Дария в Сузах. В этом отношении этот устав является одним из наших самых полезных и поучительных источников. Там король перечисляет все необходимые материалы, которые нужно переправить из Индии в Грецию, для строительства своего дворца: они пришли в сопровождении мастеров, имеющих опыт работы с этими материалами.
Кедровое дерево было привезено из Ливана, кирпичные стены были построены вавилонянами. Был постоянный контакт между всеми регионами империи и соседними странами. Послы, ученые и художники путешествовали из одной страны в другую, и слава и репутация Востока с персами в качестве его представителей распространились повсюду. Таким образом, греки познакомились с науками древней Вавилонии (передаваемые с помощью церемоний посвящения).
Но эти обмены часто приводили к столкновениям. Торговля была значительно облегчена принятием дарика (который можно проследить по происхождению до Крез) и была поддержана великими берегами, основанными в Вавилонии Мурашу и его сыновьями. Древнее великое шоссе – старая дорога Семирамиды – было продлено до Суз и через определенные промежутки вдоль него были установлены памятники в честь Царя царей. Как, например, скала Бехистун, где смелые скульпторы должны были совершить подвиг, чтобы так высоко подняться (и это было повторено в наше время археологами), чтобы вырезать барельефы во славу Дария и выгравировать его тронный адрес на трех языках (вавилонском, эламском и персидском). Тот факт, что ахемениды были вынуждены использовать другие языки, кроме персидского, для общения со всеми подвластными народами империи, позволил ученым расшифровать клинопись. В т.ч. с помощью успешного чтения египетского картуша на бутылке с маслом, где появляется имя Ксеркс.
Когда они пришли к власти, известность персов распространилась по всему древнему миру. До этого Набониду бог Мардук, явившийся ему во сне, рассказал о падении Астиага и приходе Кира. У нас есть типичный пример проникновения мидийско-персидского влияния в Вавилон, где Навуходоносор II построил висячие сады (в последствии по ошибке названные «Садами Семирамиды»), чтобы порадовать свою жену Амитис, внучку Астиагов, которая помнила, как тосковала по садам или «райским местностям», которые были частью каждого ахеменидского дворца. Те сады, которые все еще являются частью очарования Ирана сегодня. Даже в Вавилоне постройки назывались «аппана дана». Дворец в Сидоне (тогда столица Персии), сожженный во время восстания сатрапий, достаточно хорошо иллюстрирует, как повсеместно укоренился персидский стиль, как в одежде, так и в архитектуре.
Великолепие «Царя царей»
Многие новые характерные черты возникли при персидском правлении. После шумерских патесисов (патеси или энси – правитель города-государства), наместников богов, после правителей Вавилона и Ассура, царей «всего, что было», персидский царь казался чем-то совершенно другим. Отныне царский протокол присвоил ему титул Царя царей. Он был возвеличен Ахурой Маздой для управления этой обширной землей, которому он доверил это великое царство с его прекрасными воинами и «прекрасными лошадьми». Теперь это было уже не искусство, подобное тому, которое практикуется в Ассирии, посвященное исключительно восхвалению чести и мужества военачальника, и не то, что искусство Вавилона ставило на службу благочестивому царю, намеревающемуся поклоняться своему богу, а искусство, прославляющее «сверхчеловека», концепцию, которая очень рано предвещает идеи Ницше.
Но даже более того, правитель был не монархом, которого боги сделали инструментом страха, каким он был в Ассирии, а праведным царем, избранным всеми богами. Пророк Исаия должен был быть в состоянии написать: «Так сказал Господь Своему помазаннику, Киру, чья правая рука у меня есть… чтобы покорить народы до него… Я пойду перед тобой, чтобы ты знал, что Я Господь, который зовет тебя по имени твоему; я назвал тебя по имени, хотя ты не знал меня… Я Господь, и нет никого другого… Я формирую свет и создаю тьму…» (Исаия 45, 1-7). Отсюда можно предположить, что из этого следует, что именно Богу света поклонялся Сайрус и это показывает, какие связи существовали между верованиями в это время. Тот же самый царь Кир, говорящий с вавилонянами, говорит им в своем цилиндре: «Бог Мардук считал все страны земли. Он изучал их в поисках праведного царя… которого он поведет за руку. Он назвал имя Сайрус, король Аньшаня… Бог Мардук с удовольствием смотрел на его благочестивые поступки и его праведное сердце… и, как друг и компаньон, он шел рядом с ним». Сайрус продолжает с этими словами: «Бог Мардук склонил ко мне великое сердце вавилонского народа… и каждый день я вспоминал, как отдавал ему должное» (Цилиндр Кира, VR 35, 11-25. Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей.).
>Цари Ахеменидов наполнили свои дворцы сокровищами и Плутарх рассказывает, как греки использовали десять тысяч мулов и пятьсот верблюдов для перевозки мешков. Греки унесли из Сузы около сорока девяти тысяч золотых и серебряных талантов, которые, учитывая стоимость золота в то время, в наши дни составляли внушительную сумму в несколько миллионов.
Как тексты, так и памятники не имеют ничего общего с религией персов, которую мы можем оценить только благодаря ее вкладу в культуру – в отличие от всего, что происходило в Греции, – когда ее свет сиял во всем древнем мире задолго до краха Ахеменидов. Империя. В персидской цивилизации кристаллизовалась восточная цивилизация, которой много тысячелетий, но новый дух пронесся по великому плато в следах этих дерзких всадников и когда Александр отправился на завоевание Азии, он пошел по пути, проложенному перед ним Царем царей.
Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).
- Обратная перспектива
- Локальные аксонометрии и перспективные эффекты
- Аксонометрия королева перспективных систем
- Курт Веннер: история одного виртуоза
- Персональная выставка Галины Гомзиной. Акварель.
- Персональная выставка Заслуженного художника России Ирины Маковеевой
- Персональная выставка Ларисы Сорокиной
- Месопотамское искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?