Семь чудес древнего мира читать ~7 мин.
В истории искусства термин «Семь чудес света» обычно относится к «Семи чудесам древнего мира» — списку исключительных произведений архитектуры и скульптуры, созданных в эпоху классической античности. Этот список был составлен греческим поэтом Антипатром Сидонским (ок. 170–120 до н.э.).
Другие подобные списки приписывают историку Геродоту (484–425 гг. до н.э.), архитектору Каллимаху Киренскому (ок. 305–240 гг. до н.э.) и инженеру Филону из Византии (280–220 гг. до н.э.), но выбор Антипатра является наиболее известным. Антипатр был уроженцем Древней Греции, и неудивительно, что его список сильно смещён в сторону достижений греческой архитектуры и греческой скульптуры, хотя в нём присутствуют и другие достойные сооружения, например, Храм Амона (1530–323 гг. до н.э.) — часть комплекса Карнак недалеко от Луксора. Этот колоссальный храм мог бы вместить 10 типичных европейских соборов. На самом деле, только пирамида в Гизе и висячие сады Семирамиды в Вавилоне из списка Антипатра не были созданы греками.
Из первоначальных семи чудес только одно — Великая пирамида в Гизе, по иронии судьбы самое древнее из чудес, — всё ещё стоит, хотя её ослепительно-белая облицовка была демонтирована для другого строительства около 1300 года н.э. Местоположение и судьба Висячих садов в Вавилоне неизвестны, возможно, они никогда не существовали. Александрийский маяк, Колосс Родосский и Мавзолей в Галикарнасе рухнули из-за землетрясений, в то время как Храм Артемиды и Статуя Зевса были преднамеренно сожжены. Колосс Родосский был предпоследним из построенных (ок. 280 г. до н.э.), но первым разрушенным (в 226 г. до н.э.), поэтому все семь памятников одновременно сосуществовали не более 60 лет. Поздние стили, вдохновлённые классической скульптурой и архитектурой древней Греции, см.: Классицизм в искусстве.
Великая пирамида Гизы (ок. 2565 г. до н.э.)
Некрополь Гизы, Египет
Великая пирамида в Гизе (также называемая пирамидой Хеопса или пирамидой Хуфу) является самой старой и самой большой из трёх пирамид в районе Гизы. Египтологи считают, что возведение пирамиды заняло примерно 20 лет. С высотой 146,5 метров она оставалась самой высокой искусственной структурой в мире более 3800 лет. Пирамида имеет три известные камеры и является единственным примером архитектуры египетской пирамиды, которая содержит как восходящие, так и нисходящие проходы.
Читайте также:
Раннеегипетская архитектура (3100–2181 гг. до н.э.)
Египетская архитектура Среднего царства (2055–1650 гг. до н.э.)
Архитектура Нового царства (1550–1069 гг. до н.э.)
Позднеегипетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Висячие сады Семирамиды (около 600 г. до н.э.)
Вавилон или, возможно, Ниневия
Висячие сады в Вавилоне — единственное из семи чудес, местонахождение которого не подтверждено археологически. Создание садов — серии ландшафтных террас — приписывается вавилонскому правителю Навуходоносору II (правил в 605–562 гг. до н.э.), который, как говорят, построил Висячие сады для своей жены, мидийской принцессы Амитис, потому что она скучала по зелёным холмам и долинам своей родины. Однако ни один вавилонский текст, подтверждающий это, не сохранился. Более того, нет упоминаний о жене Навуходоносора Амитис, хотя политически брак с мидийской принцессой не был бы чем-то необычным. Это отсутствие информации заставило некоторых учёных, таких как Стефани Далли, предположить, что сады могли быть созданы ассирийским царём Сеннахиримом (правил в 704–681 гг. до н.э.) в его столице Ниневии на реке Тигр, близ современного Мосула. См.: Ассирийское искусство (1500–612 гг. до н.э.) — сравните с хеттским искусством (ок. 1600–1180 гг. до н.э.). Название садов ошибочно закрепилось за ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.
Дальнейшее чтение:
Месопотамское искусство (4500 г. до н.э.)
Шумерское искусство (4500–2270 до н.э.)
Месопотамская скульптура (3000–500 гг. до н.э.)
Хеттское искусство (1600–1180 до н.э.)
Древнее персидское искусство (3500–330 гг. до н.э.)
Храм Артемиды в Эфесе (550–323 гг. до н.э.)
Сельчук, Измир (Турция)
Храм Артемиды (иногда называемый Храмом Дианы) был полностью перестроен три раза до его окончательного разрушения огнём и расхищением в 401 году н.э. Остались только разрушенные основания и фрагменты скульптур. Первое святилище восходит к бронзовому веку, золотой эре эгейского искусства и минойского искусства в Восточном Средиземноморье. В VII веке до н.э. раннее святилище было разрушено наводнением и восстановлено в мраморе около 550 года до н.э. критским архитектором Херсифроном. Именно этот шедевр греческого искусства, длиной примерно 130 метров и опирающийся на колонны высотой 18 метров, стал одним из семи чудес древнего мира. Храм строился 10 лет. Позже он был разрушен поджигателем Геростратом и снова восстановлен.
Дальнейшее чтение:
Греческая скульптура: Дедалическая (650–600 до н.э.)
Греческая скульптура: Архаика (600–480 гг. до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Статуя Зевса в Олимпии (466–435 гг. до н.э.)
Святилище Олимпии, Греция
Эта знаменитая хризелефантиновая скульптура Зевса в Олимпии, высотой около 13 метров, была создана греческим скульптором Фидием (488–431 гг. до н.э.) около 435 г. до н.э. Изготовленная из слоновой кости и золотых панелей на деревянном каркасе, она изображала бога Зевса, сидящего на сложном кедровом троне, украшенном слоновой костью, чёрным деревом, золотом и драгоценными камнями. Как точно выглядела статуя, неизвестно, а детали её формы и размеров получены только из древнегреческих текстов и изображений на монетах.
Также к изучению:
Греческая скульптура: ранняя классика (ок. 480–450 до н.э.)
Греческая скульптура: высокая классика (450–400 гг. до н.э.)
Храм Парфенона (447–422 гг. до н.э.)
Мавзолей в Галикарнасе (353–350 гг. до н.э.)
Бодрум, Турция
Мавзолей в Галикарнасе был построен для захоронения Мавсола, сатрапа Персидской империи, и его жены Артемисии II Карийской. Он был спроектирован греческими архитекторами Сатиросом и Пифеем Приенским. Его высота составляла 45 метров, а все четыре стены были украшены рельефной скульптурой работы Леохара, Бриаксида, Тимофея и Скопаса Паросского. Гробница была разрушена последовательными землетрясениями в Позднем Средневековье, между 1150 и 1402 годами.
Читайте также:
Греческая скульптура: поздняя классика (400–323 до н.э.)
Алтарь Зевса в Пергаме (ок. 166–156 до н.э.)
Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.)
Колосс Родосский (292–280 до н.э.)
Родос
Колосс Родосский был знаменитым произведением эллинистического искусства — статуей греческого бога солнца Гелиоса. Он был построен на острове Родос Харетом из Линдоса в 280 году до н.э. в честь победы над правителем Кипра Антигоном I. Статуя была установлена на мраморном постаменте высотой 15 метров у входа в гавань Мандраки. Сама статуя имела высоту более 30 метров, что делало её одной из самых высоких в Античности. Ноги были вырезаны из камня и покрыты тонкими бронзовыми пластинами, склёпанными вместе. Остальная часть статуи была сделана с использованием железного каркаса, покрытого медными пластинами. Строительство заняло 12 лет. Статуя простояла нетронутой 54 года, до 226 г. до н.э., когда на остров обрушилось сильное землетрясение, из-за которого она обрушилась выше колен. Согласно преданиям, дурные предзнаменования помешали восстановлению статуи, руины которой оставались на месте более 800 лет. Позже, в 653 г. н.э., согласно летописи Феофана Исповедника, статуя была разобрана и распродана.
Кстати: Списки семи чудес света, составленные после 226 г. до н.э., обычно включают Ворота Иштар — восьмые ворота во внутренний город Вавилона, построенные около 575 г. до н.э. царём Навуходоносором II.
Александрийский маяк (ок. 285 г. до н.э.)
Остров Фарос, Александрия, Египет
Эта навигационная башня, также известная как Фаросский маяк, была построена по заказу Птолемея I Сотера (367–283 гг. до н.э.), македонского полководца Александра Македонского, который впоследствии стал правителем Египта и основателем династии Птолемеев. Строительство маяка началось в 280 году и было завершено во время правления Птолемея II Филадельфа (283–246 гг. до н.э.). Построенный из известняковых блоков, он имел высоту 120–137 метров и на протяжении нескольких веков был одним из самых высоких искусственных сооружений в древнем мире. Маяк состоял из трёх уровней: нижнего квадратного, среднего восьмиугольного и круглого верхнего. Днём зеркало использовалось для отражения солнечного света, а ночью зажигался огонь. Каменные блоки маяка были соединены расплавленным свинцом, чтобы он мог противостоять волнам. Сильно повреждённый землетрясениями (956–1323 гг.), он превратился в руины. В 1994 году фрагменты маяка были обнаружены на морском дне в восточной гавани Александрии.
По результатам недавнего опроса, в котором приняло участие около 100 миллионов человек, одним из «Новых семи чудес света» был назван Тадж-Махал (ок. 1632–1654 гг.).
Дальнейшее чтение:
Греческая скульптура: эллинистическая (323–27 гг. до н.э.)
Греческая живопись: эллинистическая (323–27 гг. до н.э.)
Римское искусство (500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
Римская архитектура (400 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Читайте об эволюции культуры в статье Цивилизация.
Дополнительная информация о культурах и цивилизациях античности, см.: Древнее искусство (2 500 000 до н.э. – 400 н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?