Древняя керамика читать ~28 мин.
Керамика, также называемая керамическим искусством, – создание предметов, в основном сосудов для приготовления пищи или хранения, сделанных из глины, а затем закалённых под воздействием тепла, – была первым функциональным искусством, появившимся в верхнем палеолите после росписи по телу.Самой ранней формой была китайская керамика, которая впервые появилась в Цзянси, к югу от бассейна реки Янцзы. Как наскальная живопись, так и другие виды доисторического искусства изобретение и развитие керамики является отражением социальных, экономических и экологических условий (многие из которых всё ещё плохо изучены) и важным показателем культурного развития общества.Более того, хотя первые керамические сосуды должны были предоставить охотникам-собирателям каменного века несколько новых возможностей для приготовления и употребления пищи, мы почти не знаем, как раньше использовались горшки. В данной статье мы акцентируем внимание на керамических ремёслах периода доисторической и классической античности. Между тем, чтобы увидеть, как эволюция керамики вписывается в хронологию доисторических времён, см.: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн. до н.э.).
Какие виды керамики бывают?
Существует три основных типа керамической посуды: фаянс, керамика и фарфор, которые классифицируются в зависимости от глины из которой они изготовлены и температуры, необходимой для их обжига.
Глиняная посуда – самый старый и самый простой вид керамики. Он также самый мягкий, нагревается до самой низкой температуры (обычно от 1000 до 1200℃). В его состав входят майолика, фаянс, дельфт.
Керамогранит представляет собой более плотную керамику, которую обжигают при более высокой температуре (от 1100 до 1300℃). Кроме того, керамогранит обычно покрывают глазурью из порошкового стекла и снова обжигают при более высокой температуре. Это заставляет глазурь сливаться с глиняным телом, создавая стекловидную непроницаемую поверхность. Если фаянс обычно имеет цвет от желтовато-коричневого до темно-красного, то керамогранит варьируется от серого до желтовато-коричневого или даже зелёного, как в случае с селадоном.
Фарфор, из которого китайский фарфор остаётся самым прекрасным и самым ценным вариантом, тоньше, чем керамогранит, издаёт звонкий звук при постукивании и имеет характерную полупрозрачность, когда его держат на свету.
Как украшают керамику?
Керамику можно украсить множеством способов.
❶ Его можно покрыть глазурью с использованием ряда цветных пигментов на минеральной основе. Например, добавление оксида железа создаёт зеленоватую глазурь, характерную для китайской керамики из селадона.
❷ Его можно раскрасить вручную до (или после) остекления, методом известным как подглазурное (или надглазурное) украшение.
❸ Шликер – это ещё одна декоративная техника, при которой тонкая смесь воды и глины, называемая шликером, наносится на поверхность сосуда, как краска.
❹ Гравировка или вырезание узоров или изображений на глиняной поверхности – ещё один вид украшения.
❺ Узоры также может быть нанесён на внешнюю поверхность горшка путём обёртывания сосуда формой или витыми корзинами, либо путём оттиска или тиснения узоров на теле необработанной глины. См. Также: Декоративное искусство.
Где и когда была изобретена керамика?
Согласно археологическим свидетельствам, керамика впервые появилась в эпоху палеолитического искусства в Восточной Азии (Китай, Япония и бассейн реки Амур на востоке России), прежде чем, в конечном итоге, распространилась на Ближний Восток и в бассейн Средиземного моря в период неолита годы спустя.
Первая керамическая скульптура – Венера из Долни Вестониц, датируемая примерно 25 000 годом до нашей эры, – была обнаружена в поселении каменного века в Чешской Республике, первые керамические горшки – пещерная керамика Сяньрендун (18 000 до н.э.), найденная в северо-восточной провинции Цзянси в Юго-Восточном Китае. До открытия в Цзянси самым ранним искусством этого типа была керамика из пещеры Ючанян (16 000 лет до н.э.), обнаруженная в китайской провинции Хунань. В Европе самая старая керамика была изготовлена в Чехии. Другой очень древний образец – керамика Вела Спила (15 500 г. до н.э.) Из Хорватии и керамика из бассейна реки Амур, датируемая примерно 14 300 лет до н.э.
ПРИМЕЧАНИЕ. Список старейших известных произведений искусства в мире см. В разделе «Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ».
Почему керамика впервые появилась в Китае?
Археологи не уверены, почему гончарное производство возникло в Китае. Современная теория гласит, что гончарное производство было вызвано климатическими условиями. Керамика Сяньрэндун, например, была создана примерно во время Последнего Гасиальского максимума, когда температуры в Восточной Азии были исключительно низкими. Чтобы выжить, людям приходилось извлекать из пищи максимальную калорийность и питательную ценность. Одним из решений было создание горшков для приготовления пищи, поскольку приготовление пищи помогает увеличить потребление питательных веществ из крахмалистых растений и мяса, отсюда и изобретение керамики. Другие факторы также способствовали появлению китайской глиняной посуды. Прежде всего, страна богата сырьём (глина, каолин, полевой шпат, кварц), необходимым для производства керамики. Кроме того, относительно плотное китайское население, особенно на юго-востоке страны, также был бы фактором. Однако мы до сих пор не знаем полной истории, почему Китайское искусство в этой области намного опередило своих европейских собратьев. Фарфор производился в Китае ещё в 9 веке, но европейцы не могли производить его до 18 века. Более подробно о хронологическом развитии китайской керамики см. Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время), а также «Искусство Азии» (38 000 лет до н.э.).
История и развитие гончарного дела
Обратите внимание на следующие приблизительные периоды времени:
Искусство каменного века (40 000–2500 до н.э.)
Искусство бронзового века (3000–1100 до н.э.)
Искусство железного века (1100–200 до н.э.)
Палеолитическая керамика
Вплоть до 1990-х годов большинство археологов и антропологов считали, что керамика была впервые создана в период неолитического искусства (около 8000–2500 гг. до н.э.), после окончания ледникового периода, когда люди перешли от собирательства охотников к земледелию и животноводству. Однако находки в Сяньрендон и Ючанян, а также тайник с керамикой Дзёмон, обнаруженный на стоянке Одайямамото I (14 540 г. до н.э.) – удивительное развитие, учитывая относительное отсутствие китайского наскального искусства в течение этого периода. Более того, с развитием более совершенных методов датирования вполне вероятно, что мы найдём ещё более древние памятники среднего периода верхнего палеолита.
Для примитивных «кастрюль» каменного века всё, что было необходимо, – это запас глины и источник тепла. Таким образом, большая часть китайской керамики верхнего палеолита (примерно до 10 000 лет до н.э.) была грубо сделана из глины, которую обжигали в кострах в течение короткого времени при температуре до 900 градусов по Цельсию. Сосуды делались с круглым днищем, что позволяло избегать острых углов или краёв, которые были бы более склонны к растрескиванию. Глазури не использовались, а украшение ограничивалось использованием спиральных «верёвок» и плетёных изделий. (В Японии примерно с 14 000 лет до н.э. культура «дзёмон» была названа в честь декоративной техники, когда на внешней стороне горшка оставались отпечатки путём вдавливания верёвки в глину перед её обжигом.)
Керамика эпохи неолита в Китае
Хотя китайская керамика производилась непрерывно с 18 000 лет до н.э., она оставалась относительно примитивной. Однако в эпоху китайского неолита появление гончарного круга и улучшенных печей, а также появление параллельных технологий в плавке и металлургии помогли улучшить ассортимент и качество всех видов керамической посуды.
Ранний неолит (ок. 7500-5000)
Самые ранние китайские горшки эпохи неолита представляли собой глиняную посуду красного цвета изготовленную вручную (свёртыванием), обжигаемую в кострах. Украшение ограничивалось простыми рисунками, нанесёнными техникой тиснения и оттиска. Культуры раннего неолита в Китае включают:
Культура Наньчжуантоу (9500-7700 гг. до н.э.) южный Хэбэй. Примитивные горшки.
Культура Пэнтоушань (7500-6100 гг. до н.э.) Северо-Западный Хунань. Известна керамикой с маркировкой шнуром.
Культура Пэйлиган (7000-5000 гг. до н.э.) Хэнань. Толстые горшки красного цвета, часто с ручками-ушками, круглым дном, толстым горлышком.
Культура Хули (6500-5500 гг. до н.э.) Шаньдун. Сосуды примитивного стиля.
Культура Синлунва (6200-5400 до н.э.), Внутренняя Монголия. Известна своей цилиндрической керамической посудой, обжигаемой при низких температурах.
Цишаньская культура (6000-5500 гг. до н.э.) южный Хэбэй. Цишанские керамисты обычно использовали декоративную маркировку шнура и создавали более разнообразный ассортимент посуды, включая тазики, сервировочные стойки и декоративные чашки для питья.
Культура Дадиван (5800-5400 до н.э.) Ганьсу и Шэньси. Продолжение гончарной традиции Цишань.
Средний неолит (около 5000-4000 лет до н.э.)
Примером китайской керамики этого периода являются кувшины с глубоким корпусом, красные или красно-коричневые сосуды и амфоры. Восток был известен своей прекрасной глиняной или закалённой керамикой, украшенной геометрическими узорами, а также аппликациями. В низовьях реки Янцзы гончары специализировались на чёрной керамике. Культуры среднего неолита в Китае включают:
Культура Синьлэ (5500-4800 гг. до н.э.), низовья реки Ляо на полуострове Ляодун. Керамика синьлэ не отличается особыми характеристиками.
Культура Чжаобаогоу (5400-4500 гг. до н.э.), Внутренняя Монголия и Хэбэй. Известна выгравированными горшками с геометрическим зооморфным узором.
Культура Бэйсинь (5300-4100 гг. до н.э.), Шаньдун. Никакой отличительной керамики.
Хемуду (5000-4500 до н.э.), Ий, Чжэцзян. Горшки хемуду были толстыми и пористыми и часто окрашивались в чёрный цвет углём. Использовались криволинейные и геометрические узоры, а также более простая разметка шнуров.
Поздний неолит (около 4000-2000 лет до н.э.)
Китайская керамика позднего неолита украшена множеством тонких, полированных церемониальных сосудов иллюстрирующих культуру «расписной керамики» того периода. Среди них были отполированные чаши из красной керамики с чёрными точками, спиралями и плавными линиями. Для сравнения см. Также: Древнее персидское искусство (с 3500 г. до н.э.).
К 3000 лет до н.э. китайские керамисты достигли исключительного мастерства и элегантности. Проекты включали панели в форме тыквы, зубчатые линии, радиальные спирали и зооморфные фигуры. Преобладающая культура Луншань (3000–2000 гг. до н.э.) характеризовалась своей блестящей чёрной керамикой, тонкой как яичная скорлупа и умением строить компоненты, в которых к основной форме были добавлены носики, ножки и ручки.
Культура Дакси (5000-3000 до н.э.), область реки Янцзы. Известна своей красной керамикой, чашками для питья толщиной с яичную скорлупу, чёрным и оранжевым дизайном.
Культура Яншао (5000-3000 гг. до н.э.), Жёлтая река, Хэнань.
Керамика Яншао известна своими сосудами, расписанными в белый, красный и чёрный цвета, украшенными схематическими изображениями птиц, рыб, оленей и растений. Но больше всего она известна погребальными кувшинами, украшенными в верхней части различными завитками и пилообразными узорами, нанесёнными широкими ритмичными мазками чёрного и красного пигмента.
Культура Хуншань (4700-2900 до н.э.) Внутренняя Монголия и Хэбэй. Для гончарных изделий Хуншань характерны маленькие чаши и прекрасные расписные украшения.
Культура Давенко (4100-2600 гг. до н.э.) Шаньдун, Хэнань и Цзянсу. Примером посуды Dawenkou являются кубки на длинной ножке индивидуального дизайна.
Культура Луншань (3000-2000 гг. до н.э.) Центральная и Нижняя Жёлтая река. Гончары Луншань были одними из первых, кто использовал гончарные круги. Их работа представлена тонкостенными полированными глиняными изделиями из «чёрной яичной скорлупы». Лучшие горшки имеют тёмно-серый или чёрный корпус, иногда выгравированный, но никогда не окрашенный. Сложное мастерство, связанное с большей частью керамики Луншань, предполагает, что многие из её керамических сосудов были сделаны для церемониальных обрядов, связанных с поклонением духам предков.
Распространение керамики за пределы Китая
Между 18 000 и 12 000 гг. до н.э. гончарное искусство распространилось с материкового Китая по Восточной Азии. После этого оно появилось в Японии (к 14 500 г. до н.э.), в бассейне реки Амур (к 14 000 лет до н.э.), в Африке к югу от Сахары (к 9500 г. до н.э.), в Персии (к 8000 лет до н.э.), на Ближнем Востоке (к 7000 лет до н.э.), в Америке (к 5500 г. до н.э.) и на Индийском субконтиненте (к 5500 г. до н.э.). Конечно, неизвестно, возникло ли оно самостоятельно или было «вывезено» мигрантами из Китая. Как ни странно, керамика так и не прижилась в неолитической Австралии – месте назначения нескольких волн доисторических мигрантов из Юго-Восточной Азии – поскольку в этот период нет никаких доказательств наличия остатков керамики на местах наскального искусства аборигенов.
Бассейн реки Амур и Сибирь (Россия)
Керамика распространилась из Китая по бассейну реки Амур в Амурскую область, в Россию и через море в Японию. В российском Амурском регионе гончарное дело датируется и регистрируется на стоянках Гасья и Хумми (14 000–13 200 лет до н.э.). За этим этапом первобытной керамики верхнего палеолита последовал переходный период (11 200 – 6 000 гг. до н.э.) до того, как возникла неолитическая амурская керамика. В любом случае, к 6000 лет до н.э. гончарные изделия производились по всему Дальнему Востоку, особенно в культуре Громатуха и Новопетровской культуры.
В Сибири самая старая известная керамика происходит из археологического памятника Усть-Каренга, недалеко от озера Байкал и датируется 11 800 – 10 500 годами до нашей эры. Это недалеко от местонахождения Мальтских Венер (около 20 000 лет до н.э.), которые были обнаружены недалеко от Усольского (близ населённого пункта Усолье), примерно в 50 км к северо-западу от Иркутска.
Япония
Древняя японская керамическая посуда, известная как керамика Дзёмон, является вторым по возрасту типом керамики после китайской. Период «дзёмон» в японском искусстве приравнивается к периоду неолита и в переводе с японского означает «с узором из верёвки» (имеются в виду узоры, получаемые вдавливанием верёвки в глину). Древнейшие японские горшки (зарождающаяся культура дзёмон) были обнаружены на месте поселения Одаи Ямамото I в префектуре Аомори и датируютсяпримерно 14 540 г. до н.э. Осколки древней японской керамики были также найдены на стоянке Камино на юго-западе Японии, датируемой 14–13000 гг. до н.э.; и в пещере на северо-западном побережье современного Кюсю, датируемой 12 700 годом до нашей эры. В то время гончарный круг был неизвестен, поэтому все горшки Дзёмон были сделаны вручную. Глину смешивали с различными добавками, включая слюду, свинец, волокна и измельчённые скорлупы. После того, как глиняный предмет был сформирован, для сглаживания поверхностей использовали различные инструменты. Затем, просушив, нагревали на костре до температуры около 900 градусов по Цельсию.
Сосуды дзёмон делятся на пять основных категорий:
керамика «фукабачи» (кувшины, глубокие чаши);
«хачи» (чаши средней глубины);
«асабачи» (неглубокие чаши);
«цубо» (ёмкости с длинными горлышками и узкими горлышками); и
«чуко» (ёмкости с носиками).
Главной функцией гончарных изделий Дзёмон было хранение продуктов. Но исследователи обнаружили, что горшки и кувшины Дзёмон также использовались для хранения трупов младенцев и маленьких детей.
Период Дзёмон традиционно делится на шесть фаз:
Начало Дзёмон (около 14 500-8 000 до н.э.).
Это переходный этап, соединяющий образ жизни палеолита и неолита. Начавшаяся керамика дзёмон представляла собой преимущественно глубокие контейнеры для приготовления пищи с заострённым дном и примитивной маркировкой шнуром.
Первоначальный Дзёмон (ок. 8000-5000 гг. до н.э.).
Керамические ёмкости увеличиваются в размерах, что указывает на более оседлый образ жизни. Украшение становится более проработанным. Введение волнистых ободов и плоских днищ.
Ранний Дзёмон (около 5000-2500 гг. до н.э.).
Известен глиняной посудой с маркировкой шнуром для приготовления и хранения посуды.
Средний Дзёмон (ок. 2500–1500 гг. до н.э.).
Известен своими декоративными керамическими фигурками и сосудами «догу», в том числе сосудами «пламенного стиля». Ободки горшков усложняются.
Поздний Дзёмон (около 1500–1000 гг. до н.э.).
Отмечен высоким качеством церемониальных и ритуальных сосудов. Антропоморфные фигурки, сопровождающие захоронения, помещены в керамические горшки.
Последний Дзёмон (ок. 1000–300 до н.э.).
На него сильно повлияло корейское искусство и керамика Мумун, простой, без украшений стиль приготовления и хранения посуды.
Европа
Керамическая скульптура была известна в Восточной Европе (Чехия) около 25 000 лет до н.э. (Вестоницкая Венера), что свидетельствует о том, что европейские охотники-собиратели были знакомы с обжигом глины, по меньшей мере, в граветтский период. Примечание: существует значительная разница между обожжённой глиной низкого качества используемой для скульптур и высококачественной керамической посудой.
Однако в 2006 году археологи обнаружили черепки палеолитической керамики в пещере Вела Спила на острове Корчула у побережья Хорватии, датируемые 15 500–13 000 лет до нашей эры. Эти фрагменты, которые сейчас выставлены в Центре культуры Вела Лука, кажутся старейшими образцами керамики в Европе, хотя, возможно, они скорее скульптурные, чем утилитарные. В пещера Якас (ещё одно палеолитическое место на острове Корчула) недалеко от деревни Зрново, также ведутся раскопки.
В любом случае, керамика окончательно пришла в Европу с Ближнего Востока в седьмом тысячелетии до нашей эры. Греческий регион Фессалия, находящийся под влиянием технологий, пришедших из современной Сирии и Ирака, является первым регионом Европы, где производили керамику около 6300 г. до н.э. В течение следующего тысячелетия эта греческая неолитическая культура развивается в более существенную культуру Сескло, которая является источником неолитической экспансии на европейский континент. Культура сескло расширилась на север через реки Тиса и Дунай, превратившись в протолинейную культуру керамики и меньшую культуру Хамангиа (Румыния). (Ещё о керамической скульптуре Хамангия здесь: «Мыслитель Чернавода», 5000 лет до н.э.). Первая порождает два культурных движения – Восточная линейная гончарная культура (около 5000 лет до н.э.) и западная линейная гончарная культура (около 4500 г. до н.э.). Восточная ветвь распространяется на Болгарию, Венгрию, Украину; Западная ветвь охватывает Чехию, Польшу, Германию, а затем Францию, Бельгию и Нидерланды. Отдельное направление развития, известное как культура керамики Кардиум (или «Импрессо»), велось из Греции на запад в Средиземное море и Адриатическое море, распространившись на Балканы, Италию, долину Роны во Франции и восточную Испанию. Вся эта неолитическая культурная экспансия по Европе произошла примерно между 6000 и 4500 годами до нашей эры.
Персия
Королевство Древняя Персия (современный Иран) располагалось прямо посреди сухопутных торговых путей, которые вели на запад из Китая. Неудивительно поэтому, что керамика достигла (и утвердилась в) Персии не позднее 8000 лет до н.э., за много веков до того, как появилась на Ближнем Востоке. Древняя керамика была найдена, например, во многих местах в западной Персии, в том числе в Гандж Даре (Долина сокровищ) и Теппе Сараб в провинции Керманшах, а также в местах в горах Загрос и вокруг них. Особой специализацией Гандж Даре были фигурки людей и животных из терракоты. Центры гончарного искусства были также найдены в Сузах и Чогха Миш на юго-западе Ирана.
Средний Восток
Однако стало очевидным, что керамика улучшилась по мере того, как палеолит уступил место мезолиту и, в конечном итоге, неолиту. Фактически, когда люди начали принимать более оседлый сельскохозяйственный образ жизни в эпоху неолита, в производстве керамики были замечены значительные успехи. Первые печи появились около 6000 лет до н.э. на Ближнем Востоке (Ярим Тёпе, Ирак) – сначала ямы, а затем печи с облицовкой камнем, что позволило достичь гораздо более высоких температур, что повысило надёжность и долговечность горшков. Кроме того, был изобретён гончарный круг. Он распространился в Месопотамии (и во всем мире) между 6000 и 4000 гг. до н.э., что привело к увеличению количества керамических сосудов всех типов и размеров. (См.: Месопотамское искусство 4500-539 гг. до н.э.) По мере того, как на Ближнем Востоке и в Средиземноморье начали формироваться города, спрос на все виды керамических изделий, включая терракотовые скульптуры, а также напольную и кровельную черепицу рос и соответствующие методы совершенствовались.
На Ближнем Востоке, вокруг Большой Месопотамии, неолитическое производство керамики можно разделить на четыре основных периода:
период Хассуны (7000-6500 гг. до н.э.),
период Халафа (6500-5500 гг. до н.э.),
период Убайд (5500-4000 гг. до н.э.) и
период Урук (4000-3100 гг. до н.э.).
Самые ранние типы сосудов (около 7000 лет до н.э.) формировались вручную из пластин красновато-коричневой глины, их оставляли без украшений и глазури. Но к 6000 лет до н.э. был введён ряд декоративных техник, включающих замысловатые расписные узоры.
Керамика Хассуна (7000-6500 гг. до н.э.), названная в честь типового памятника Телль-Хассуна, возникла в центральной Месопотамии и отличается характерной кремовой накладкой с красноватой краской и линейными узорами.
Керамика Халаф (6500-5500 гг. до н.э.), названная в честь типового памятника Телль-Халаф на северо-востоке Сирии, представила больше цветов с геометрическими и животными мотивами оранжевого, красного, коричневого и чёрного цветов. Керамика в стиле позднего Халафа была исключительной благодаря своей высококачественной полихромной росписи, обычно отполированной до глянцевого блеска. Действительно, галафийская керамика достигла уровня технической сложности, невиданного до более позднего периода греческой керамики в виде коринфской и аттической посуды. Керамика Халаф также известна своей белой посудой с замысловатым узором из чёрных точек, а также банками с расклёшенными и овальными горлышками.
Керамика Убайд (5500–4000 гг. до н.э.), названная в честь типового памятника Телль аль-Убайд, недалеко от Ура, была первой керамикой, преобладающей в Месопотамии. В целом, керамика Убайд украшена более приглушённым образом, с небольшим блеском и цветом Халафа. Вместо этого она известна своим более строгим стилем из жёлто-коричневых или зеленоватых пластин и сосудов, украшенных зигзагами, шевронами, параллельными линиями и другими геометрическими узорами. Позднее убайдская керамика изготавливалась круговым способом, обычно зеленоватого цвета, с широкими чёрными горизонтальными и простыми кривыми линиями. Формы включали чашки с плоским дном.
Керамика Урук (4000–3100 гг. до н.э.), названная в честь шумерского города Урук, совпала с возникновением городской жизни в Месопотамии, а затем и в Шумере. В это время керамика стала преобладающим средством месопотамского искусства: производство стало более специализированным, поскольку гончарные круги стали вращаться быстрее, а мастера стали лучше контролировать процесс обжига. Конструкция печи также улучшилась. Появление технологии плавки металлов эпохи энеолита также привело к совершенствованию гончарных технологий, как и перемещение гончарных мастерских на окраины поселений. Керамическая посуда Урук известна своей отполированной монохромной поверхностью с красными или серыми накладками, но в остальном относительно не украшенной. Сосуды в стиле урук отличаются большими горловинами, короткими горлышками и толстыми телами.
К 4000 лет до н.э. более совершенные конструкции обжиговых печей могли обжигать глиняные изделия при температуре до 1200 градусов по Цельсию, что открыло ряд новых технических возможностей. Значительное количество керамики теперь производилось небольшими группами гончаров, как правило, для небольших городов, а не отдельными мастерами изготавливающими керамические сосуды для семьи. По мере того, как регион становился богаче и организованнее, типы и характеристики керамических сосудов становились более разнообразными, а спрос на них рос. Было разработано больше форм, чтобы ускорить производство и широкое распространение получило остекление.
Древняя Индия
Неолитическая керамика практиковалась в Индии не позднее 5500 г. до н.э., во время периода Мехргарх II (5500-4800 гг. до н.э.), особенно в современной северо-западной Индии и Пакистане. Керамика получила дальнейшее развитие в течение Мергархского периода III (4800-3500 до н.э.) и особенно во время цивилизации долины Инда, которая процветала вдоль рек Инда и Гхаггар-Хакра. Также называемая Хараппан (от места раскопок близ Хараппы, в Пенджабе), эта цивилизация длилась примерно с 3500 по 1300 год до н.э., пройдя пять этапов производства керамики. В 1300 г. до н.э. за ней последовали индо-гангские традиции железного века «окрашенной серой посуды» и «северной чёрной полированной посуды». См.: Индия: живопись и скульптура.
Северная и Южная Америка
Керамика эпохи неолита в Северной и Южной Америке, включая кухонные сосуды, сосуды для хранения, погребальные урны, домашнюю плитку, терракотовые скульптуры, датируется по крайней мере шестым тысячелетием до нашей эры.
В Южной Америке горшки высочайшего качества производились в Андах и на западном побережье, особенно в Перу и Боливии. Сосуды и кувшины обычно украшали раскрашенными фигурами животных и людей. Кастрюли из Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили были обработаны хуже. Самая ранняя южноамериканская керамика извлечённая из пещеры Педра Пинтада, недалеко от Сантарена, Бразилия, была датирована методом углеродного анализа 5500 г. до н.э. Горшки из Тапериньо, также недалеко от Сантарена, датируются 5000 годом до нашей эры. Из бассейна Амазонки керамика распространилась на запад и юг, а затем и на север через Мезоамерику. Керамика культуры алака изготовленная в Гайане, датируется 4000 лет до н.э., керамические сосуды культуры Сан-Хасинто в Колумбии датируются примерно 4500 г. до н.э., а в Пуэрто-Хормиге в Колумбии – примерно 3800 г. В Эквадоре керамика впервые появилась во времена культуры Вальдивии около 3200 г. до н.э. и в культуре Панданче в Перу около 2450 г. до н.э. К концу третьего тысячелетия до н.э. она производилась в Центральной Америке, распространилась на Панаму к 2140 г. до н.э., Коста-Рику к 1890 г. до н.э., Южную Мексику (традиция Пуррона) к 1805 г. до н.э.
С другой стороны, керамика зародилась в Северной Америке более чем за тысячу лет до того, как появилась в Мексике, что позволяет предположить, что она либо попала туда морем с другого континента, либо была изобретена независимо коренными жителями Северной Америки. Таким образом, керамические горшки из долины реки Саванна в Джорджии и Южной Каролине были датированы примерно 2890 г. до н.э., а сосуды для приготовления пищи из культур Норвуд и Оранж во Флориде датируются 2460 г. до н.э. Смотрите также: Доколумбовское искусство (около 1200 г. до н.э. – 1535 г. н.э.)
Африка
Самая старая известная керамика в Африке происходит из Африки к югу от Сахары. В 2007 году швейцарские археологи нашли керамические черепки в Унджугу в Центральном Мали, датируемые как минимум 9500 годом до нашей эры. Изготовление горшков в этой зоне Африки долгое время ассоциировалось с распространением языков банту, но на сегодняшний день проведено ещё мало исследований.
Два важных участка керамики в Центральном Судане включают Хартум и Шахейнаб, два типичных объекта мезолита Хартума и неолита Хартума, соответственно. Осколки глиняной посуды на этих стоянках принадлежали погребальным сосудам и были найдены в могильных ямах рядом с останками скелетов. Сосуды характеризовались волнистой линией и пунктирным волнистым орнаментом.
Другой африканский объект неолитической керамики – это каменное убежище Такаркори в горах Акак на юге Ливии, откуда британские археологи выкопали черепки керамики, датируемые 5200 годом до нашей эры. В полузасушливом пограничном регионе Сахеля между пустыней Сахара и тропической Африкой (охватывающим части Гамбии, Сенегала, Мавритании, Мали, Алжира, Нигера, Нигерии, Камеруна, Чада, Судана, Эритреи) на различных участках были обнаружены фрагменты керамики, датируемой примерно 3000 лет до нашей эры. См. Также: Африканское искусство.
Пожалуй, самым известным типом африканской керамики является египетский фаянс, керамика без глины изготовленная египетскими керамистами, хотя она возникла в Уре в Месопотамии. В священном египетском городе Абидос, датируемом 5500 годом до нашей эры, была обнаружена самая старая фаянсовая мастерская с современными обжиговыми печами с футеровкой. Египетский фаянс был изготовлен путём измельчения кристаллов кварцевого песка с кальцием, магнием, калием, натрием и оксидом меди. Полученной пасте придавали форму, а затем обжигали. Во время нагревания формы затвердевали и приобретали яркие цвета и глянцевую поверхность. Египетское слово фаянс означает «сияющий» и считалось, что фаянсовая керамика отражает свет бессмертия. См. Также: Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.).
Когда впервые было изобретено гончарное колесо?
Никто не знает, кто изобрёл гончарный круг и когда он был изобретён. Все, что мы можем с уверенностью сказать, – это то, что он широко использовался уже к началу раннего бронзового века, около 2400 лет до н.э. Мы знаем, что некоторые примитивные формы гончарного круга (известные как турниры или турнетты) использовались на Ближнем Востоке около 4500 лет до н.э. Более того, некоторые учёные придерживаются мнения, что собственно колесо было изобретено в Месопотамии (современный Ирак) несколько раньше: не в последнюю очередь потому, что в городе Ур был найден каменный гончарный круг, датируемый примерно 3129 годом до нашей эры. Однако есть много других возможностей. Румыния и Китай были названы возможными местами происхождения, как и крупные города цивилизации долины Инда в Индии. Между тем, другие исследователи считают, что гончарный круг изобрели в Египте. Кроме всего, вал поворотного стола был разработан в Египте в 3000 году до нашей эры.
Древняя Греция
На западе древняя керамика достигла своего апогея в классической Греции при изготовлении и украшении ваз, амфор и других предметов. Для полной истории см. Греческая керамика (с 3000 лет до н.э.).
Истоки греческого мастерства относятся к периоду 3000–2000 гг. до н.э., когда искусство Эгейского моря вытеснило Фессалию в качестве ведущего центра керамики. Минойское искусство также внесло свой вклад в это возрождение Эгейского моря, как и новые формы керамики с Киклад, в том числе изделия Сескло (Sesklo) с геометрическим орнаментом и морскими мотивами. Но лучшие изделия появились на Крите в минойский протопространственный период (2000-1800 гг. до н.э.), когда были построены великолепные дворцы Феста и Кносса, а также в период неопалавалов (1650-1425 гг. до н.э.). Минойская керамика пользовалась большим спросом во всем Средиземноморье. Микенское искусство пришло на смену минойской культуре после того, как Крит был захвачен микенцами около 1400 года до н.э. Затем, в XII веке до нашей эры, Греция была оккупирована племенами, вторгшимися с севера, что привело к краху декоративно-прикладного искусства в большинстве районов страны.
Возрождение греческого искусства началось около 900 г. до н.э. с появлением греческой керамики в геометрическом стиле (около 900–725 гг. до н.э.), к которой относятся одни из лучших произведений греческого керамического искусства. Примерно с 725 года за этим последовал восточный стиль греческой керамики (около 725-600 гг. до н.э.) под влиянием греческих колоний в Малой Азии. На материковой части Греции двумя основными центрами гончарного дела были Афины и Коринф, соперничество которых повлияло на развитие во всем мире.
Расцвет греческой керамики пришёлся на период 600–480 гг. до н.э., когда возникла керамика с «чёрной фигурой», в которой рисунки выпонялись чёрным цветом на красных глиняных вазах, за которой последовала керамика с «красными фигурками», в которой неиспользуемая область заливалась чёрной краской, чтобы контрастировать с резными узорами, окрашенными в красный цвет. См. Также: Греческая скульптура (650 г. до н.э.).
За исключением техники белой земли, греческая керамика в классический период (около 480–330 гг. до н.э.) оказалась анти-кульминационным моментом. Среда становилась устаревшей и возможности для экспериментов уменьшались. Греческое керамическое искусство упало как по технике, так и по творческим качествам, поддерживавшимся только рядом региональных стилей в колониях, хотя эллинистическая керамика и живопись продолжали оказывать большое влияние на зарождающиеся керамические центры этрусского искусства и на римское искусство до эпохи имперского правления.
Развитие китайской керамики (2000 лет до н.э. – 200 г. н.э.)
Культура династии Ся (2100–1600 гг. до н.э.), относящаяся к первой династии железного века в Китае, известна своей белой керамикой, иногда украшенной бирюзой и ракушками. Самые ранние керамические горшки с высокотемпературным обжигом были изготовлены в Китае в период искусства династии Шан (1700–1050 гг. до н.э.), в таких местах, как Инсю и Эрлиган.
Китайские мастера-гончары продолжали совершенствовать высокотемпературные методы, а также различные виды глин, пока в конце концов не создали настоящий фарфор. Керамики Шан также добились заметных успехов в области глазури с горячим обжигом.
В следующую эпоху искусства династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.) разнообразие керамических изделий было значительно расширено, а технологии производства усовершенствованы. В центрах гончарного дела в долине нижнего течения реки Янцзы производили фарфоровую керамику – предшественницу селадоновой глазури, разработанной позже гончарами династии Тан. Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) произвело два вида глазурованной посуды. На севере производилась слабо обожжённая свинцовая глазурь бутылочного цвета; в восточной части провинции Чжэцзян изготавливали высокотемпературную коричневато-оливковую глазурь.
В дополнение к достижениям в фарфоре и обжиговой керамике, период от 2000 лет до н.э. до 200 г. н.э. в Китае ознаменовался повсеместным прогрессом в производстве керамической посуды, включая методы и технологию обжига; создание и использование шликеров и глазурей при различных температурах; использование и разработку различных видов минеральных пигментов и увеличение ассортимента керамических сосудов, особенно в области церемониальных и погребальных нужд. Для получения дополнительной информации о мастерстве Китая в технологии обжига терракоты см.: Китайская терракотовая армия (около 246-208 гг. до н.э.).
Более подробная информация о древнем искусстве: Индекс доисторического искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Как развивалось изобразительное искусство:
Путеводитель по истории искусства.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения см.:
Художественное определение, значение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?