Венера из Дольни-Вестонице читать ~5 мин.
Чешская доисторическая скульптура, известная как Венера из Дольни-Вестонице, является самым древним известным произведением терракотовой скульптуры в мире. Принадлежащее к жанру статуэток Венеры, вырезанных преимущественно в эпоху граветтского искусства, это удивительное произведение доисторического искусства было найдено в поселении каменного века в Моравской котловине к югу от Брно, в Чехии.
Как и знаменитая Венера Виллендорфская (ок. 25 000 лет до н.э.), Венера из Дольни-Вестонице сейчас находится в Венском музее естественной истории. Этот изысканный образец мобильного искусства редко выставляется на публике, а когда он покидает Вену, его обычно сопровождает вооружённый эскорт.
Местонахождение и находка
Венера из Дольни-Вестонице была найдена в двух экземплярах в конце июля 1925 года, погребённая в слое пепла на палеолитической стоянке в Моравии, области бывшей Чехословакии. К моменту находки место уже около года тщательно исследовалось археологами под руководством Карела Абсолона. С тех пор в ходе дальнейших обширных раскопок было обнаружено множество предметов керамического искусства, относящихся к палеолитической культуре, в том числе более 700 фигурок животных, обожжённых в примитивных печах в Дольни-Вестонице.
Другие граветтские стоянки в окрестностях принесли ещё тысячи терракотовых статуэток и глиняных шариков, хотя древних скальных убежищ с наскальной живописью в округе нет. В 1986 году из неглубокой погребальной ямы в Дольни-Вестонице были извлечены скелеты двух молодых мужчин и женщины, отмеченные ритуальными повреждениями и украшениями, что подчёркивает ритуальное значение этого места. Следующим образцом европейского керамического искусства после тайника в Дольни-Вестонице является керамика Вела Спила (15 500 лет до н.э.) из Хорватии, обнаруженная в 2006 году в пещере на острове Корчула, у побережья Хорватии.
Описание и характеристики
Венера из Дольни-Вестонице размером 11 см в высоту и 4 см в ширину сделана из местной глины, смешанной с костяным порошком, и обожжена в глиняной печи при относительно низкой температуре около 700 C.
Ее характеристики соответствуют тем, которые встречаются у большинства других статуэток Венеры из слоновой кости или камня того же периода. Например, у неё бесстрастное лицо, лишённое каких-либо деталей, огромные маятниковые груди, широкие бедра и ягодицы. По правому бедру проходит неровная трещина, а в верхней части головы есть четыре отверстия – возможно, места для крепления трав или цветов. В 2004 году при сканировании поверхности фигурки был обнаружен отпечаток пальца ребёнка в возрасте 7-15 лет, хотя предполагается, что он не был керамистом.
Подробнее о хронологии развития глиняной керамики (скульптуры и горшков) см: Хронология керамики (26 000 лет до н.э. – 1900 г.). Древнейшая непрерывная традиция изготовления керамики существует в Восточной Азии, где найдены четыре древнейшие находки: керамика пещеры Сянрэндун (18 000 лет до н.э.) в Цзянси, керамика пещеры Юйчаньян (ок. 16 000 лет до н.э.) в провинции Хунань и керамика реки Амур (14 300 лет до н.э.) с Дальнего Востока России. Эта палеолитическая традиция распространилась через Японское море и оказала влияние на раннюю керамику Дзёмон по всему Японскому архипелагу.
Венера из Дольни-Вестонице – это самое раннее искусство, когда-либо созданное с использованием обожжённой глины. Для сравнения, самая ранняя керамическая посуда, изготовленная во времена японской культуры Дзёмон, была датирована углеродным методом между 14 540 и 13 320 годами до нашей эры.
Древняя керамика из Средиземноморья появилась только в неолитическом каменном веке (ок. 7 000 – 3 500 лет до н.э.), а китайская Терракотовая армия была изваяна в 230 г. до н.э., в эпоху искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.). Она также является одним из самых ранних изображений женской фигуры, ей предшествуют только швабская Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.) и австрийская Венера из Гальгенберга (ок. 30 000 лет до н.э.).
Другие фигурки Венеры каменного века
Небольшие переносные женские статуэтки, известные как «Венеры», были раскопаны археологами и палеонтологами по всей Европе, от Пиренеев до Сибири. Вырезанные из бивня мамонта, рога северного оленя или мягких пород, таких как известняк, стеатит, серпентин и струя, большинство из них были созданы во времена граветтской орудийной культуры, хотя некоторые были изготовлены в более ранний период ориньякского искусства (40 000-26 000 лет до н.э.). Среди других известных фигурок Венеры, не упомянутых выше, – французская Венера из Монпасье (ок. 25 000 лет до н.э.), итальянская Венера из Савиньяно (ок. 24 000 лет до н.э.), словацкая Венера Мораванская (ок. 24 000-22 000), французский барельеф Венера Лоссельская (ок. 23 000-20 000), французская Венера из Брассемпуи (ок. 23 000), французская Венера из Леспуги (ок. 23 000), русские статуэтки, известные как Венера Костёнковская (ок. 22 000), Венера из Гагарино (ок. 20 000), Авдеевские венеры (ок. 20 000), Зарайские венеры (ок. 20 000), Мальтинские венеры (ок. 20 000) и уникальная Венера Елисеевичская (14 000 л.н.) из Брянска. В отличие от них, ни одно из двух среднепалеолитических чучел – а именно Венера из Берехат-Рама (230 000-700 000) и Венера из Тан-Тана (200 000-500 000) – не относится к категории верхнепалеолитических венер, которая начинается только около 40 000 лет до н.э.
(1) Чтобы увидеть, как керамическая Венера из Дольни-Вестонице вписывается в эволюцию
и развитие древней скульптуры, смотрите: Хронология доисторического искусства. (2) Самый древний в мире образец керамической посуды, см: Керамика пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.). (3) Ещё один важный пример ориньякского искусства из Центральной Европы см: Пещерное искусство Колибоаи (30 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?