Доисторическая цветовая палитра:
пигменты художников каменного века читать ~10 мин.
«Анатомически современный человек» (Homo sapiens sapiens) создавал, смешивал и использовал цветовые пигменты за много тысячелетий до того, как начал рисовать или делать наброски.
Когда впервые были использованы цветные пигменты?
Находка «мастерской красок» возрастом 100 000 лет в пещере Бломбос в Южной Африке подтверждает раннее использование пигментов. В пещере обнаружили различные виды охры, кости, древесный уголь, точильные камни, молотки и ёмкости из раковин морского ушка (абалона), но не нашли следов наскальной живописи. Это позволяет предположить, что пигменты применялись для росписи тела и лица, а не для создания изображений на стенах пещер.
Подобные выводы можно сделать и по результатам раскопок в Австралии. В скальных убежищах Малакунанджа II и Наувалабила I (оба датируются около 53 000 годом до н.э.) были найдены куски красной охры, но отсутствовали следы наскальной живописи аборигенов. Иначе говоря, к моменту создания первых доисторических произведений искусства некоторые группы людей уже имели опыт в поиске, добыче и смешивании пигментов для личных украшений.
В своей книге «Искусство доисторического человека в Западной Европе» исследователь палеолита Андре Леруа-Гуран (1911–1986) описывает, что полы пещер и скальных убежищ каменного века часто были покрыты слоем красноватой охры толщиной до 20 см. Это свидетельствует о том, что люди ориньякской культуры красили свои тела, шкуры животных и копья, а охра широко использовалась в декоративных целях.
Как человек каменного века совершенствовал использование пигментов?
Большинство доисторических художников приобретали опыт непосредственно в процессе работы. Их первые наскальные рисунки были монохромными, созданными из глины или древесного угля и смешанными с простейшими связующими веществами, такими как слюна или животный жир. Многие из этих изображений, вероятно, со временем выцвели или были перекрыты более новыми рисунками, а другие могли исчезнуть полностью.
Художникам каменного века приходилось совершенствовать свои методы. Цвета, получаемые из животных и растительных источников для росписи тела, были недолговечны. Со временем мастера перешли на минеральные пигменты, которые не выцветали. К концу ориньякской культуры (около 40 000–25 000 лет до н.э.) почти все наскальные рисунки создавались с использованием материалов на основе оксида железа, марганца и каолина.
Также потребовалось время, чтобы освоить применение «связующих» — добавок вроде животных жиров, которые скрепляли краску и обеспечивали её сцепление с поверхностью. Использовались и «наполнители», например, измельчённые кости, которые помогали краске покрыть большую площадь.
Самые древние картины и гравюры: Древнейшее искусство каменного века. Хронология и даты: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Во франко-кантабрийском регионе, который традиционно считается центром палеолитического искусства, наскальные рисунки обычно выполнены в красном или чёрном цвете. Красные краски делали из оксидов железа, таких как гематит, а чёрные — из диоксида марганца или древесного угля. Некоторые художники создавали предварительные наброски, рисуя углём или процарапывая контур на скале, другие же сразу приступали к росписи.
Сначала пигмент наносили пальцами или подобием подушечки из мха. Позже появились кисти из шерсти животных и «мелки» из твёрдых кусков пигмента. В Австралии, как полагают, мелкие детали на рисунках Брэдшоу наносили перьями. Наконец, художники освоили технику распыления краски через трубки из полых костей или тростника.
Как доисторические художники получали краски?
Художники каменного века использовали несколько видов материалов для создания красок. Глиняная охра была основным пигментом и давала три главных цвета: жёлтый, коричневый и множество оттенков красного. Чёрный цвет получали из диоксида марганца, древесного угля или обожжённых костей (так называемая «костяная чернь»). Для белого цвета использовали каолин или молотый кальцит.
Красители сначала измельчали в порошок, используя плечевые кости животных в качестве ступок. Затем порошок смешивали с пещерной водой, богатой карбонатом кальция, растительным соком, животными жирами, кровью, костным мозгом или мочой, чтобы краска лучше держалась на стене. Для экономии пигмента и предотвращения растрескивания краски при высыхании в неё добавляли наполнители: полевой шпат, биотит, молотый кварц или фосфат кальция из измельчённых костей.
Откуда доисторические художники брали пигменты?
Почти все красящие пигменты добывались из местных источников. В местах скопления пещер, как, например, в регионе Дордонь на юго-западе Франции, художники использовали одни и те же месторождения. Они обнаружили, что пигменты на основе оксида железа выцветают медленнее, чем красители животного и растительного происхождения, поэтому прилагали значительные усилия для поиска их запасов. Возле многих доисторических поселений найдены тропы, ведущие к залежам гематита.
Например, раскопки в окрестностях пещеры Ласко показывают, что для добычи охры палеолитические художники могли преодолевать до 40 км. При этом некоторые минералы, например, определённые оксиды марганца для чёрной краски, доставлялись из мест, расположенных на расстоянии до 250 км.
Пигменты в искусстве аборигенов
Палитра австралийских аборигенов включала четыре цвета: красную и жёлтую охру, белую глину (каолин) и древесный уголь. Эта палитра была широко распространена на севере континента, но реже встречалась на юге, а на юго-западе, по-видимому, была неизвестна. Возможно, это было связано с нехваткой охры в тех регионах.
Хотя глинистые пигменты были распределены по континенту неравномерно, австралийцы, которые обычно мало путешествовали, совершали специальные походы для добычи наиболее ценного из них — красной охры.
Сначала пигменты разводили водой. Затем пальцем или куском дерева, используемым как кисть, художник наносил фоновый тон, обычно жёлтой охрой. После высыхания он рисовал на этом фоне широкую красную линию или другой мотив, например, след эму. Таким образом украшали стены пещер и предметы быта. Это искусство организации линий на фоне могло служить формой символического языка.
Пигменты в древнем африканском искусстве
Доисторическая цветовая палитра, которую использовали художники-бушмены в африканской наскальной живописи, состояла в основном из земляных пигментов. Красные и коричневые оттенки получали из гематита, жёлтые и оранжевые — из охры, белые — из оксида цинка, а чёрные — из древесного угля или сажи. Синий цвет, полученный из железа и кремниевой кислоты, является особенностью африканского искусства и не встречается в пещерной живописи Европы.
Какие цвета использовали художники каменного века?
Почти все краски, применявшиеся художниками палеолита, были основаны на минеральных оксидах (железа или марганца) или углероде (в основном древесном угле). Таким образом, их палитра состояла из трёх основных цветов: красного, чёрного и жёлтого.
Чёрные цвета получали из марганцевых руд и древесного угля. Красные, жёлтые и коричневые — из лимонитов и гематитов (охры и сиены), их оттенки варьировались от красновато-коричневого до соломенного. Красно-фиолетовые тона, вероятно, появлялись в результате естественного преобразования оксидов железа с течением времени.
Самые важные цветные пигменты
Вот пять основных минеральных пигментов, которые использовались для наскальной живописи в каменном веке.
ОХРА
Охра — это смесь мелкой глины и оксида железа, которая бывает жёлтого, красного, оранжевого и коричневого цветов. Жёлтая охра обязана своим оттенком минералу гётиту (оксигидроксиду железа), красная — гематиту, а коричневая — марганцу.
Лимонит, содержащий гидроксид железа, является основным компонентом всех охристых пигментов. При нагревании он превращается в красноватый гематит, становясь красной охрой.
Охра была первым красящим пигментом, который использовали доисторические люди. Самые ранние свидетельства её применения датируются 300 000 лет назад (стоянка Твин-Риверс в Замбии). Охра встречается по всему миру и использовалась почти всеми культурами палеолита, мезолита и неолита для росписи скал, керамики и тела. Её следы найдены в пещерах Пеш-Мерль, Альтамира и Ласко.
УМБРА
Умбра — это земляной пигмент, обычно коричневого или красновато-коричневого цвета, содержащий оксид железа и оксид марганца. Она темнее других земляных пигментов, таких как охра и сиена. Её оттенок зависит от количества марганца: чем его больше, тем цвет темнее. При нагревании сырая умбра приобретает тёмно-коричневый цвет и называется «жжёной умброй».
СИЕНА
Сиена светлее умбры и также содержит оксид железа и оксид марганца. В сыром виде она имеет жёлто-коричневый цвет и известна как «сырая сиена». При нагревании она частично превращается в гематит и приобретает красновато-коричневый оттенок, называемый «жжёной сиеной».
МАРГАНЕЦ
Анализ рисунков из пещеры Ласко показал, что художники каменного века получали чёрный цвет из различных оксидов марганца, включая гроутит, гаусманнит и манганит. Интересно, что в окрестностях пещеры нет известных месторождений этих минералов. Это говорит о том, что их доставляли из шахт, расположенных на расстоянии до 250 километров.
КАОЛИН
Каолин (также называемый фарфоровой глиной или каолинитом) — один из самых распространённых в мире минералов. В искусстве каменного века его использовали как белый пигмент. Это мягкий, землистый минерал, который иногда приобретает ржавый оттенок из-за примесей оксида железа. Нагревая каолиновую глину, художники увеличивали её белизну и твёрдость.
Основные места доисторической наскальной живописи
Наскальные рисунки Эль-Кастильо (ок. 39 000 до н.э.)
Монте-Кастильо, Пуэнте-Вьесго, Кантабрия.
В этом убежище находится древнейшая в мире наскальная живопись (трафареты рук и отпечатки).
См. также: Древнейшее искусство по всему миру.
Пещерная живопись Фумане (ок. 35 000 до н.э.)
Холмы Лессини, Верона, Италия.
Это скальное убежище известно рисунками животных и антропоморфной фигуры, выполненными красной охрой. Эти изображения являются древнейшими в мире фигурными рисунками.
Пещерные рисунки Шове (ок. 30 000 лет до н.э.)
Ущелье Ардеш, Эгез, Франция.
В Шове находятся одни из самых выразительных рисунков животных ориньякского периода.
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух выходов) (ок. 28 000–26 000 до н.э.)
Ущелье Ардеш, Эгез, Франция.
Известна выгравированными фигурами мамонтов и зубров.
Рисунок углём в скальном убежище Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.)
Земля Арнем, Северная территория, Австралия.
Самый древний в Австралии наскальный рисунок, датированный с помощью радиоуглеродного анализа.
Другие рисунки аборигенов см: Наскальное искусство Убирр в Арнемленде (ок. 30 000 лет до н.э.); и доэстуарное наскальное искусство Кимберли (ок. 30 000 лет до н.э.) в самом северном регионе Западной Австралии.
Наскальные рисунки Коске (ок. 25 000 до н.э.)
Марсель, Франция.
Пещера известна своими трафаретами рук и другими знаковыми изображениями.
Пещерная живопись Пеш-Мерль (ок. 25 000 до н.э.)
Средние Пиренеи, Франция.
Всемирно известна благодаря впечатляющим изображениям «Пятнистых лошадей».
Пещера Ле-Плакар (ок. 17 500 г. до н.э.)
Ла-Рошфуко, Франция.
Известна своими птицеобразными пиктограммами, известными как знаки «плакарского типа».
Пещерные рисунки Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.)
Дордонь, Франция.
Ласко всемирно известна благодаря «Залу быков» и «Шахте мертвеца» и содержит такие знаковые изображения, как «Большой чёрный бык» и «Человек-птица». Представляет собой вершину мадленского искусства и, наряду с Альтамирой, является одним из величайших памятников цветной живописи каменного века.
Пещерная живопись Альтамиры (34 000–15 000 гг. до н.э.)
Антильяна-дель-Мар, Испания.
Известная как своими абстрактными знаками (ок. 34 000 до н.э.), так и великолепными многоцветными изображениями бизонов на потолке (ок. 15 000 до н.э.), она считается величайшим примером франко-кантабрийского пещерного искусства мадленской эпохи.
Пещера Нио (13 000–11 000 лет до н.э.)
Пиренеи, Франция.
Содержит одни из самых впечатляющих произведений мадленского искусства после Альтамиры и Фон-де-Гом.
Пещерное искусство Руффиньяк (ок. 11 000 лет до н.э.)
Дордонь, Франция.
Известна своими монохромными рисунками животных с чёрными контурами.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Доисторические абстрактные знаки
- Выставка «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры»
- Рисунки мелом: виды, история
- Фрески в Помеи вылечили при помощи антибиотиков
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?