Древнее искусство читать ~11 мин.
Палеолитическое искусство (ок. 2 500 000 – 10 000 до н.э.)
Самым ранним доисторическим искусством, созданным в эпоху нижнего палеолита, являются петроглифы Бхимбетки, найденные в пещере Аудиториум в Центральной Индии и датированные по меньшей мере 290 000 лет до н.э. Следующая самая старая – Венера Берехат Рам (ок. 230 000 лет до н.э.), обнаруженная на Голанских высотах, и Венера Тан-Тан (ок. 200 000 лет до н.э.), обнаруженная в Марокко. Кроме того, каменные гравюры были найдены в пещере Бломбос в Южной Африке, датируемой 70 000 лет до н.э. Первый тип так называемого «пещерного искусства» – это наскальная живопись в Кантабрии, примером которой являются абстрактные наскальные рисунки Эль-Кастильо, датированные 39 000 лет до н.э. Для более подробной информации смотрите: Доисторические абстрактные знаки.
Раннее переносимое искусство (имеется в виду mobiliary art, портативные предметы искусства эпохи палеолита) включает в себя швабского львиного человека из Холенштайн-Штаделя (38 000 лет до н.э.). После этого появляются миниатюрные женские скульптуры, известные как статуэтки Венеры, примером которых является Венера из Хоуле Фелса (38 000–33 000 лет до н.э.), Венера Виллендорфская (25 000 лет до н.э.), Венера Брассемпуйская (23 000 лет до н.э.) и Венера Костенки (22 000 лет до н.э.). Самая древняя глиняная посуда – в настоящее время китайская глиняная посуда (более подробную информацию см. в статье посуда из пещеры Сяньрендон) – также появилась в 18000 году до нашей эры. Для получения дополнительной информации см.: Керамика – Хронология.
До недавнего времени палеоархеологи и искусствоведы считали, что ни Homo errectus, ни ранний подвид Homo sapiens (например, неандерталец, умерший около 35 000 лет до н.э.) не способны были создавать наскальные рисунки или другие виды наскального искусства. Вместо этого они считали, что самое старое искусство было создано «анатомически современным человеком» после 40 000 лет до н.э., примером которого является абстрактное искусство в Эль-Кастильо, примитивные гравюры на Абри Кастанет (ок. 3500 г. до н.э.), фигуративные пещерные рисунки Шове (c 30 000 лет до н.э.) в Ардеше, полихромные наскальные рисунки Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.), наскальные рисунки Альтамиры (15 000 лет до н.э.) и необычные гравюры в пещерах Аддаура (11 000 лет до н.э.). Тем не менее, эта точка зрения сейчас меняется – не в последнюю очередь потому, что микроанализ Венеры Берехат Рам показал, что она была сформирована человеческой рукой, а также из-за неопровержимых датировок купул в Бхимбетке, ныне старейшее в мире наскальное искусство.
Для получения дополнительной информации см.: Искусство палеолита (2 500 000 – 10 000 до н.э.).
Доисторическая хронология
Мезолитическое искусство (ок. 10 000-4000 гг. до н.э.)
Произведения, созданные мезолитическими охотниками-собирателями, включают петроглифы, стилизованные наскальные рисунки, трафареты – как в пещере рук (Cueva de las Manos) (7000 лет до н.э.) в Аргентине, украшения для тела, такие как браслеты, а также функциональные предметы, такие как весла и оружие. Эти виды мезолитического искусства были найдены во многих разных частях мира, в том числе в районе Уотерберга в Африке, в скальных убежищах Бхимбетка в Индии и на Земле Арнем в Австралии. Керамика Jomon, ранний образец японского искусства, также появилась во время раннего мезолита.
Искусство неолита (ок. 4000–2000 гг. до н.э.)
Неолитическое искусство, находящееся под влиянием развития сельского хозяйства и животноводства, было ответственным за более переносимое искусство и меньшее количество наскальных рисунков и пещер. Произведения искусства становятся лучше благодаря использованию драгоценных металлов (например, меди) и разработке новых инструментов. Свободная скульптура, статуи, глиняная посуда, примитивные украшения и декорированные артефакты становятся все более распространёнными в это время. Появление систем иероглифического письма в Шумере предвещает появление изобразительных методов общения, в то время как большее процветание ведёт к росту религиозной активности и религиозного искусства в храмах и гробницах. Отличный пример неолитического искусства – «Мыслитель Чернаводэ», скульптура, найденная в Румынии. Другая значительная категория мегалитического искусства касается мегалитов, сделанных из крупных камней, таких как проходная гробница в Ньюгрейндж (Dún Fhearghusa), объект всемирного наследия ООН в графстве Мит. Смотрите также: искусство американских индейцев для краткого руководства по племенной культуре в это время. Неолитические культуры Дальнего Востока см. В разделе Неолитическое искусство Китая (7500-2000 гг. до н.э.) и Культура династии Ся (2100-1600 гг. до н.э.).
Искусство бронзового века (c.3000-1200 до н.э.)
Лучшие образцы искусства бронзового века появились в «колыбели цивилизации» вокруг Средиземного моря на Ближнем Востоке, во время расцвета Месопотамии – см. Шумерское искусство и месопотамское искусство, а также месопотамская скульптура – Греция, Крит (минойская цивилизация) и Египет. Появление городов, использование письменных языков и разработка более совершенных инструментов привели к созданию более широкого спектра керамики. Другое искусство Бронзового века включало статуи, скульптуры и картины Богов. В этот период искусство стало играть важную роль в отражении сообщества, его правителей и его отношений с божествами, которым оно поклонялось. Для других культур Ближнего Востока см.: Ассирийское искусство (ок. 1500-612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (ок. 1600-1180 гг. до н.э.).
Египетское искусство (с 3100 г. до н.э.)
Древний Египет наиболее известен своей монументальной египетской архитектурой (ок. 3000 лет до н.э. – 160 г. н.э.) и связанной с ней египетской скульптурой. Это также первая цивилизация с узнаваемым стилем искусства. На картинах художники изображали голову, ноги и ступни своих человеческих фигур в профиль, изображая глаза, плечи, руки и туловище спереди. Другие условные обозначения предписывали, как должны изображаться боги, фараоны и обычные люди, и соответственно регулировали размер, цвет и образное положение этих изображений. Кожу женщин окрашивали светлой краской, мужчин изображали с тёмной кожей. Большая часть египетского искусства в гробницах и храмах (иероглифы, свитки папируса, фрески, панно и скульптуры) отражает религиозные темы, особенно связанные с загробной жизнью. В гробах были обнаружены несколько выдающихся египетских восковых картин, известных как Фаюмские портреты (50-е гг. н.э.). Эти картины предлагают захватывающее представление о стилях, обычаях и культуре тех дней.
См. Также: Древнеегипетская архитектура (3100-2181); Египетская архитектура среднего царства (2055-1650); Египетское Новое Королевство Архитектура (1550-1069); Позднеегипетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Минойское искусство (ок. 1600 до н.э.)
Первая важная часть искусства Эгейского моря – минойская цивилизация (названная в честь короля Миноса) – выросла в эпоху бронзы на острове Крит. К 2100 г. до н.э. они наладили процветающую морскую торговлю со странами Средиземноморья, от покупки олова и объединения его с медью с Кипра, чтобы сделать бронзу – ключевой металл того времени. Это процветание привело к строительству дворцов и придворных зданий в Кноссе, Фесте, Акротири, Като Закросе и Маллии, а также других общественных зданиях. Так возникло минойское искусство и культура, известные своей скульптурой, металлообработкой, фресковой росписью, керамикой и гравюрами на камне (особенно печатей).
Около 1500 г. до н.э., после неизвестных катастрофических событий, минойская цивилизация пришла в упадок и около 1425 г. до н.э. минойцы были завоёваны микенцами.
Для получения дополнительной информации о восточной культуре во время бронзового века, такой как церемониальные бронзы, связанные с искусством династии Шан (ок. 1600-1000 гг. до н.э.), см. Традиционное китайское искусство: характеристики. Список дат, касающихся развития искусства и культуры в Китае (а также в Корее и Японии), см. в хронологии китайского искусства (ок. 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Искусство железного века (ок. 1500-200 до н.э.)
Железный век породил заметный рост художественной активности, особенно в Греции и в восточной части Средиземноморья. Это совпало с подъёмом эллинской (под влиянием греков) культуры. См. Искусство классической древности (1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Этот период, как правило, классифицируется на несколько меньших периодов: тёмные века (c.1200-900 до н.э.), геометрический период (c.900-700 до н.э.), период в восточном стиле (c.700-625 до н.э.), архаичный период (c.625-500 до н.э.), классический период (c.500-323 до н.э.) и эллинистический период (c.323-100 до н.э.).
Микенское искусство (ок. 1400-1000 гг. до н.э.)
Микены были древнегреческим городом на Пелопоннесе. Но термин «микенская» культура обычно обозначает материковую греческую культуру в целом в период позднего бронзового века (ок. 1650-1200 гг. до н.э.). Вначале в микенском/греческом искусстве доминировала минойская культура. Минойские художники и скульпторы регулярно посещали Грецию. В отличие от минойских, микенские цари были воинами с тягой к завоеваниям. Микенские художники и скульпторы подчёркивали военные и другие мифологические подвиги в более формальном «геометрическом» стиле, чем у минойцев. Микенское искусство включало в себя керамику, резные драгоценные камни, ювелирные изделия, стеклянные украшения, а также фрески на гробницах и дворцах, скульптуры.
Кельтское искусство (ок. 500 г. до н.э. – ок. 17 г. н.э.)
К 1100 г. до н.э. кельты, индоевропейская группа племён, утвердились в контрольном положении на основных торговых путях вдоль речных систем Роны, Сены, Рейна и Дуная. Между 1100 и 700 годами до н.э. они были первым не-средиземноморским народом, который добывал железо, которое дало им технологическое превосходство для колонизации своих соседей по всей территории современных Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии, Словакии. Появились два стиля кельтского искусства железного века: Гальштат и Ла-Тен. Более продвинутая форма кельтской культуры La Tene характеризовалась её отличительными геометрическими узорами и стилизованными формами птиц и животных, о чем свидетельствуют декоративные узоры на каменной кладке Туро, одного из самых ранних образцов визуального искусства в Ирландии. Кельтские металлоконструкции также достигли чрезвычайно высокого уровня мастерства, о чем свидетельствуют ирландские короны Петри и Воротник Броутера. Кельтский дизайн в стиле La Tene находился под сильным влиянием средиземноморской культуры греческой и этрусской цивилизаций и продолжал процветать до появления Римской империи.
Классическое греческое искусство (500-323 гг. до н.э.)
Перед началом шестого века до н.э., есть древнегреческая живопись и древнегреческая скульптура. С 500 года до н.э. Афины были самым сильным из греческих городов-государств, положение, которое он поддерживал в течение следующих нескольких веков. В 5 веке до н.э. Греция стала свидетелем творческого Ренессанса, примером которого является архитектура и скульптура Парфенона, которая стала абсолютным художественным стандартом ещё на четыре столетия, через 2000 лет, когда Европа вновь открыла для себя Ренессанс. Самая оригинальная греческая архитектура, живопись и греческая скульптура были разрушены, но их гений сохранился благодаря римским копиям и греческой керамике. Среди выдающихся скульпторов были Поликлет, Мирон и Фидий. В частности, Поликлет был известен своим мастерством контрапункта. Классическая греческая живопись довольно скудна, а скульптура ещё меньше, поэтому историки искусства склонны подразделять скульптуры этой эпохи на раннюю классику, высокую классику и позднюю классику. Греческое понимание линейной перспективы и натуралистического представления оставалось непревзойдённым вплоть до итальянского Возрождения.
Эллинизм (323-31 гг. до н.э.)
В эпоху эллинистического искусства, классический реализм был заменён большей торжественностью и героизмом, почти барочной драматизацией сюжета. Основными видами искусства были эллинистическая живопись, эллинистическая отдельно стоящая скульптура и барельефы. Известные примеры греческой скульптуры включают: «Умирающая Галлия» (ок. 232 г. до н.э.) Эпигона; фриз «Алтарь Зевса» в Пергаме (ок. 180 г. до н.э.); «Афродита, Пан и Эрос» (ок. 100 г. до н.э.); «Крылатая победа Самофракии» (ок. 1/2 в. до н.э.), ныне в Лувре; «Лаокоон и его сыновья» Хагесандра, Полидора и Афинадора (ок. 40-31 до н.э.). Знаменитая мраморная статуя, известная как «Венера Милосская», сейчас находится в Лувре в Париже, была завершена около 100 г. до н.э. В этот период появились новые формы светских покровителей изобразительного искусства, которые повлияли на выбор предметов в скульптуре, живописи и мозаике. Между тем, рост римской власти заставил многих греческих художников перебраться в Италию для участия в растущем рынке римского искусства. В Египте наиболее известным примером эллинистической живописи были Фаюмские портреты, раскопанные в основном к западу от Нила в бассейне Файюм.
Китай также стал более артистически активным в это время. См., например, китайскую коллекцию терракотовой скульптуры, известную как Терракотовое восйко, созданную в эпоху искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), а также другие формы китайского искусства, такие как очень почитаемая каллиграфия. См. Также Индийская скульптура (3300 до н.э. – 1850) и классическая индийская живопись (до 1150 года н.э.).
Искусство Древнего Рима (c.200 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Римская архитектура и инженерия всегда были грандиозными, но их картины и скульптуры оставались в значительной степени подражающими греческому искусству. Греческие стили, передаваемые в т.ч. римской одеждой и аксессуарами, использовались, чтобы усилить власть и величие Рима. Раннеримское искусство (c.200-27 до н.э.) было реалистичным и прямым. Портреты их лидеров были подробными и неидеальными, но они, вместе со скульптурными рельефами, фризами и настенными росписями, использовались, тем не менее, для передачи политических сообщений через позы и сюжеты. Позднее эллинистическое римское искусство (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.) в разгар империи было более героическим, как в колонне Траяна (ок. 106-113 гг. н.э.). Декоративное искусство процветало на всей территории Рима, в основном благодаря распространению фресок. Панельная роспись ценилась более высоко, будучи выполнена темперой или энкаустическими пигментами. Римская скульптура заказывалась, в основном, для визуального воздействия на публику. Основная идея римского величия редко была далека от поверхности. Позднеримское искусство (200-400 н.э.) попало под влияние Восточной Римской империи в Константинополе, а также в этот период мы наблюдаем появление как кельтского римского искусства, так и христианского римского искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?