Фаюмские портреты читать ~7 мин.
В египетском искусстве термин «фаюмские портреты», «портреты мумий Фаюм (или Файюм)» относится к ряду деревянных панно, раскопанных в разных местах Египта, относящихся к греческой живописи первого века до нашей эры. Находки были сосредоточены вокруг оазиса Фаюм, к западу от Нила, к югу от Каира, особенно в окрестностях Хавары, Ахмима и Антинополиса. Картины представляют собой очень реалистичные портреты с изображением головы и плеч, написанные анонимными художниками в стиле греческого искусства эллинистического периода, а также позднего периода эллинистическо-римского искусства. Картины с портретами были прикреплены к мумиям коптского периода, они были скреплены с погребальной тканью, которая использовалась, чтобы обернуть тела так, чтобы они покрывали лицо умершего.
На сегодняшний день найдено около 900 портретов. В крайне сухих условиях они находятся в хорошем состоянии: даже их цвет практически не потерял своего первоначального блеска. Картины представляют единственную значительную часть оригинального греческого или римского искусства, сохранившуюся со времён древней античности и оцениваются наряду с другими редкими живописными произведениями, такими как греческие вазы, этрусские гробницы, гробница дайвера в Пестуме и обнаруженные росписи в Помпеях и Геркулануме. Портреты мумий можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, в частности, в Музее искусств Метрополитен (Нью-Йорк), Музее Гетти (Лос-Анджелес), Британском музее (Лондон), Лувре (Париж), Музее античности и Музее Египта (Берлин) и Государственной художественные коллекции (Дрезден).
Примечание: термин «эллинистический» означает «греческий стиль», в то время как «эллинистический век» обычно относится к периоду 323-27. Это начинается со смерти Александра Македонского – событие, которое соответствует периоду максимальной степени греческой власти и влияния – и заканчивается полным римским завоеванием Средиземноморского бассейна. Об архитектурных событиях см.: Архитектура позднего Египта (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Фон и характеристики
Поскольку живопись на панно (обычно портретное искусство) была наиболее почитаемой формой искусства, Фаюмские портреты считались очень ценными работами. Действительно, исследования показывают, что только около 1-2 процентов людей могли позволить себе нарисовать свой портрет и что модели, как правило, принадлежат к состоятельным верхним социальным слоям правительственных чиновников, религиозных деятелей, офицеров и других семей с хорошими связями. Стоит помнить, что, хотя правители эллинистического Египта (c.323-27), возможно, провозгласили себя фараонами, они жили в полностью греческом стиле, в котором были лишь несколько местных элементов. Конечно, с начала тысячелетия все чисто египетские черты исчезли из повседневной жизни, и такие города, как Оксиринх или Каранис были по существу греко-римскими.
Археологи обнаружили два типа портретов, различающихся по технике: (1) энкаустическая живопись, в которой горячий воск используется в качестве связующего средства для связывания цветных пигментов; (2) темперная окраска, в которой используют эмульсию воды и яичных желтков. Работы темперой, как правило, низкого качества.
Почти все панели изображают голову или голову и плечи одного человека, в фас, мужчин, женщин и детей всех возрастов. Несмотря на то, что качество, как правило, высокого стандарта, а исполнение очень натуралистичное, качество варьируется в зависимости от понимания художником анатомии человека и опыта использования света и тени (см.: Контрастность в живописи).
При первом осмотре портретные картины фаюмских мумий выглядят как настоящие изображения реальных людей, но более тщательный анализ показывает, что «индивидуальные» черты иногда являются не более чем повторяющимися, формульными изображениями. Другими словами, довольно много портретов, по-видимому, были созданы из небольшого числа лицевых шаблонов, замаскированных с использованием различных мод, причёсок и бород.
Стиль этого портретного искусства довольно формален, но, учитывая строгие иератические правила, регулирующие все египетское искусство, включая египетскую скульптуру, ясно, что портреты принадлежат греческой традиции, а не египетской. Отметим также, что когда эти картины были впервые нарисованы, примерно 1 из 3 жителей Фаюма были греками. Однако – в то время как художественный стиль портретов Фаюма безошибочно греческий и некоторые из ранних предметов были, вероятно, греческими – к тому времени, когда жанр пришёл в упадок около 250 г. н.э., ранние птолемеевские греческие поселенцы уже вышли замуж за местных египетских женщин, приняли египетские религиозные обряды и были восприняты римскими властями как египтяне, несмотря на их греческое происхождение и понимание искусства.
Материалы и техника покраски
Большинство фаюмских портретов выполнены на тонких прямоугольных деревянных панелях или досках, вырезанных из кедра, кипариса, дуба, липы, платана и цитрусовых. Окрашенные доски затем прикреплялись к слоям похоронной ткани, которыми было перевязано тело. Очень редко портреты наносились непосредственно на холст или на саму ткань мумии (техника, известная как картонная роспись).
Как упоминалось выше, использовались две разные техники рисования – энкаустика и темпера – и анализ показал, что художники часто делали подготовительный рисунок перед нанесением любой краски. Вообще, энкаустические картины более поразительны, чем темпера из-за их богатых, ярких цветов, а также рыхлой кисти, которая придаёт им внешний вид в стиле импрессионизма. Напротив, портреты, выполненные темперой, имеют более мягкий, сдержанный вид. Иногда использовались золотой лист или позолота, чтобы представить драгоценности и личные украшения.
Для получения дополнительной информации об искусстве в течение трёх веков «эллинизма» см.: Эллинистическая греческая скульптура (323-27) и эллинистические статуи и барельефы.
Хронология и история
Портреты для мумий из области Фаюм были написаны примерно между 50 г. до н.э. и 250 г. н.э. Тем не менее, никаких археологических находок там не зафиксировано до 1615 года, когда итальянский исследователь Пьетро делла Валле стал первым европейцем, увидевшим Фаюмский портрет во время посещения Саккара-Мемфиса. Найденные им портреты сейчас находятся в Государственной художественной коллекции Дрездена. Интерес к египетским древностям продолжал расти в течение 18-го века, но только в начале 19-го века больше открытий произошло в Саккаре и Фивах. Другие находки сделали такие исследователи, как Леон де Лабор (1827 г.), Ипполито Розеллини (1829 г.), Генри Солт, Даниэль Мари Фуке (1887 г.), Флиндерс Петри (1887 г.), Теодор Граф (1890 г.) и Альберт Гайе (1906 г.). Поддерживающий анализ, проведённый египтологами и учёными-классиками, такими как Георг Эберс и Рудольф Вирхов, просто добавил аутентичности и серьёзности находкам, в результате чего портреты из Фаюма стали магнитом для коллекционеров по всему миру.
Подробнее об искусстве Древней Греции см.: Классическая греческая живопись (ок. 480-323 гг. до н.э.).
Влияние и наследие
Портреты мумий Фаюма находятся среди крошечного числа других панно, которые сохранились с периода классической античности. Этот жанр был продолжен практиками византийского искусства, особенно в форме энкаустической иконописи, которая была развита в ближневосточных монастырях, таких как монастырь Святой Екатерины на Синае, основанный в 6-м веке императором Юстинианом. Когда энкаустическая живопись вышла из употребления в течение 8-9 вв., Темпера стала доминирующей средой для православных икон в Константинополе, а затем в Киеве, Новгороде и Москве, где она стала важной формой русской средневековой живописи. Среди величайших панно живописцев русской традиции были: Феофан Грек (ок. 1340-1410), основатель новгородской школы иконописи и его ученик Андрей Рублев (ок. 1360-1430), известный своей Троицей (1411-25). На западе традиция была усовершенствована школой фламандской живописи (ок. 1400-1500) и представителями голландского барокко в 17 веке.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о древнем искусстве из Египта и Греции, пожалуйста, используйте следующие ресурсы:
Греческая керамика (около 7000 лет до н.э.)
Египетская архитектура (около 3000 лет до н.э.)
Египетские пирамиды (ок. 2600-1600 гг. до н.э.)
Греческая скульптура (650-27 до н.э.)
Архитектура Парфенона, Скульптура (c.447-422)
Для других видов древнего искусства, подобных портретам из Фаюма, пожалуйста, смотрите искусство классической античности (ок. 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?