Фаюмские портреты читать ~5 мин.
В египетском искусстве термин «фаюмские портреты» обозначает группу погребальных портретов, выполненных на деревянных панно. Их создавали в Римском Египте примерно с середины I века до н.э. до середины III века н.э. Находки были сосредоточены вокруг Фаюмского оазиса, особенно в окрестностях Хавары, Ахмима и Антинополя. Эти реалистичные изображения головы и плеч написаны неизвестными мастерами в традициях эллинистической живописи и искусства римского периода. Портреты крепились к погребальным пеленам мумий, закрывая лицо усопшего.
На сегодняшний день обнаружено около 900 таких портретов. Благодаря исключительно сухому климату Египта они прекрасно сохранились, и даже их цвета почти не утратили первоначальной яркости. Эти работы — единственный крупный корпус образцов античной станковой живописи, дошедший до наших дней. Их ставят в один ряд с такими редкими памятниками, как росписи греческих ваз, этрусских гробниц и фрески Помпей и Геркуланума. Фаюмские портреты хранятся в ведущих музеях мира, включая Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей Гетти в Лос-Анджелесе, Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, а также в египетских и античных собраниях Берлина и Дрездена.
Исторический контекст и особенности
В античности живопись на досках, особенно портрет, считалась одной из самых уважаемых форм искусства, поэтому фаюмские портреты были весьма ценными. Исследования показывают, что позволить себе подобный заказ могли лишь 1–2% населения. Как правило, это были представители высших слоёв общества: государственные чиновники, военные, жрецы и члены их семей. Правители эллинистического Египта (ок. 323–30 гг. до н.э.), хотя и принимали титулы фараонов, вели преимущественно греческий образ жизни. В римскую эпоху многие египетские традиции уступили место греко-римским обычаям, и такие города, как Оксиринх или Каранис, по своей сути были греко-римскими центрами.
Археологи выделяют два основных типа портретов, различающихся по технике исполнения: энкаустическая живопись, где в качестве связующего для пигментов использовался горячий воск, и темперная живопись на основе яичного желтка. Работы, выполненные темперой, зачастую уступают энкаустическим по яркости и выразительности.
Почти на всех панелях изображён один человек — мужчина, женщина или ребёнок — в анфас. Хотя исполнение в целом очень натуралистично, его качество варьируется в зависимости от знания художником анатомии и его умения работать со светом и тенью (см.: Светотень в живописи). На первый взгляд портреты кажутся уникальными изображениями, но детальный анализ показывает, что некоторые «индивидуальные» черты на самом деле повторяются. Вероятно, художники использовали ограниченный набор лицевых шаблонов, которые затем индивидуализировали с помощью различных причёсок, бород и украшений.
Несмотря на некоторую формальность, стиль этих произведений, очевидно, принадлежит к греческой, а не к египетской художественной традиции с её строгими иератическими канонами, которые регулировали даже египетскую скульптуру. В период создания ранних портретов около трети населения Фаюма составляли греки. Однако ко времени угасания жанра (около 250 г. н.э.) потомки греческих поселенцев уже смешались с местным населением, переняли египетские религиозные обычаи и, несмотря на своё происхождение, воспринимались римской администрацией как египтяне.
Материалы и техника живописи
Большинство фаюмских портретов написано на тонких прямоугольных дощечках из древесины кедра, кипариса, дуба, липы, сикомора или цитрусовых деревьев. Готовые панно прикрепляли к погребальным пеленам, которыми обвивали тело мумии. В редких случаях портреты писали прямо на холсте или на самой ткани мумии (техника, известная как картонаж).
Художники использовали две основные техники — энкаустику и темперу. Анализ показывает, что перед нанесением краски часто делался подготовительный рисунок. Энкаустические портреты выглядят более впечатляюще благодаря насыщенным, ярким цветам и свободной манере письма, создающей эффект, который напоминает работы импрессионистов. Темперные работы, напротив, отличаются более мягкой и сдержанной палитрой. Для изображения драгоценностей и украшений иногда применялось сусальное золото.
Дополнительную информацию об искусстве эпохи эллинизма можно найти в статьях: Эллинистическая скульптура Греции (323-27 до н.э.) и Эллинистические статуи и рельефы.
Хронология и история изучения
Фаюмские погребальные портреты создавались примерно между 50 годом до н.э. и 250 годом н.э. Однако первые задокументированные находки относятся лишь к 1615 году, когда итальянский путешественник Пьетро делла Валле обнаружил несколько таких портретов во время визита в Саккару. Сегодня они хранятся в Государственных художественных собраниях Дрездена. Интерес к египетским древностям рос, и в XIX веке последовали новые открытия, сделанные Леоном де Лабором, Ипполито Розеллини, Генри Солтом, Флиндерсом Питри и другими исследователями. Научные работы египтологов, таких как Георг Эберс и Рудольф Вирхов, подтвердили подлинность и значимость находок, сделав фаюмские портреты объектом желания для коллекционеров во всём мире.
Подробнее об искусстве Древней Греции см.: Классическая греческая живопись (ок. 480-323 гг. до н.э.).
Влияние и наследие
Портреты из Фаюма относятся к немногим сохранившимся образцам станковой живописи классической античности. Эта традиция нашла продолжение в византийском искусстве, особенно в энкаустической иконописи. Она развивалась в монастырях Ближнего Востока, таких как монастырь Святой Екатерины на Синае. Когда в VIII – IX веках энкаустика вышла из употребления, её место заняла темпера, ставшая основной техникой для православных икон в Константинополе, а затем в Киеве, Новгороде и Москве, где она легла в основу русской средневековой живописи. Среди величайших иконописцев этой традиции были Феофан Грек (ок. 1340–1410) и его ученик Андрей Рублёв (ок. 1360–1430), автор знаменитой «Троицы».
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о древнем искусстве из Египта и Греции, пожалуйста, используйте следующие ресурсы:
Греческая керамика (около 7000 лет до н.э.)
Египетская архитектура (около 3000 лет до н.э.)
Египетские пирамиды (ок. 2600-1600 гг. до н.э.)
Греческая скульптура (650-27 до н.э.)
Архитектура Парфенона, Скульптура (c.447-422)
Для других видов древнего искусства, подобных портретам из Фаюма, пожалуйста, смотрите искусство классической античности (ок. 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?