Древнеегипетская архитектура читать ~17 мин.
Архитектура Древнего Египта — страны, которая исторически делилась на Верхний и Нижний Египет, — отражает две фундаментальные особенности египетской культуры. Во-первых, веру в то, что земная жизнь — лишь краткий миг по сравнению с вечной загробной. Во-вторых, Египет был теократией: его правителю, фараону, поклонялись как божеству с абсолютной властью, владевшему большей частью земель и ресурсов страны. Вследствие этих двух факторов значительная часть архитектурных проектов, строительных материалов и рабочей силы была направлена на возведение огромных гробниц для фараонов — пирамид. Их предназначением было сохранить тело правителя, уберечь его имущество после смерти и облегчить переход в загробный мир.
Целая армия египетских архитекторов, ремесленников, художников и скульпторов трудилась над созданием погребальных произведений искусства, ювелирных изделий и других необходимых артефактов. Кроме строительства гробниц, архитекторы, следуя указаниям фараона, стремились прославлять богов, возводя храмы в их честь, а также утверждать и сохранять ценности своего времени. В этом контексте важно отметить, что все формы египетского искусства, включая архитектуру, живопись, металлообработку, керамику и египетскую скульптуру, подчинялись строгому своду традиционных правил и канонов, которые ставили порядок и форму выше художественного самовыражения.
Несмотря на достижения в монументальной архитектуре, свидетельств городского планирования сохранилось мало, за исключением посёлков для рабочих в Кахуне и Дейр-эль-Медине — это были поселения для строителей гробниц фараонов. В столице Эхнатона Ахетатоне (современная Амарна, основана ок. 1346 г. до н.э.) городские дома напоминали загородные виллы. Обязательным элементом египетского дома был сад, что подтверждается настенными росписями в гробницах и рисунками на папирусах. До наших дней дошли и макеты домов — два превосходных деревянных образца были найдены в фиванской гробнице вельможи Мекетре (около 2050 года до н.э.). Египетские дома строились из кирпича-сырца и дерева, лишь иногда используя каменные основания для колонн или пороги. Но если египетский дом строился на одну жизнь, то гробница — на вечность.
Архитектурные характеристики и материалы
В целом, египетские архитектурные проекты были монументальными, но конструктивно простыми: в них использовалась стоечно-балочная система, а не арки, хотя египетское каноническое искусство оказало сильное влияние на более позднюю греческую скульптуру и архитектуру. Недостаток древесины компенсировался обилием высушенного на солнце кирпича-сырца и камня (в основном известняка, но также гранита и песчаника). Впрочем, большинство крупных сооружений приходилось строить вблизи Нила, так как строительные материалы перевозились по реке. Камень впервые стали применять в эпоху Древнего царства (2686–2181 до н.э.), первоначально только для гробниц, храмов и архитектурной скульптуры. Кирпич-сырец использовался для всего остального: дворцов фараонов, укреплений, храмовых стен и хозяйственных построек, а также для городских зданий. Самые известные памятники египетской архитектуры были созданы в два периода: в Древнем царстве (2686–2181 до н.э.) — в основном пирамиды, и в Новом царстве (1550–1069 до н.э.) — преимущественно храмы. Смотрите также: Глоссарий по архитектуре.
История
Египетская архитектура как форма древнего искусства развивалась более 3000 лет. Этот промежуток времени традиционно делится на следующие периоды:
Преддинастическая архитектура (до 3100 г. до н.э.)
Постоянных сооружений в этот период было построено мало. Большая часть наших знаний о постройках эпохи искусства неолита исходит из изображений в гробницах и на ритуальных объектах. В Верхнем и Нижнем Египте погребальные обычаи различались, поэтому и гробницы были разными. Важные поселения того времени — Буто, Иераконполь и Накада. Для получения дополнительной информации о культуре более поздних времён, пожалуйста, смотрите: Месопотамское искусство (ок. 4500–539 до н.э.).
Раннединастическая архитектура (I-II династии) (3100–2686 до н.э.)
В этот период, иногда называемый Тинитским, Менес объединил Верхний и Нижний Египет и основал Мемфис, первую столицу. Была создана иероглифическая письменность. Основным типом монументальных сооружений Раннего царства были мастабы — одноэтажные постройки из кирпича-сырца в виде усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой, где хоронили представителей правящего класса.
Архитектура Древнего царства (III-VI династии) (2686–2181 до н.э.)
В этот период камень впервые стали использовать в монументальном строительстве. Огромные пирамиды с погребальными камерами фараонов были окружены комплексами гробниц и храмов. Египетская знать и высшие чиновники были похоронены в соседних прямоугольных сооружениях, называемых мастабами. Архитектура пирамид достигла своего расцвета в Гизе, Дахшуре и Саккаре. Знаменитые пирамиды Древнего царства — это Ступенчатая пирамида Джосера (ок. 2630 г. до н.э.), Ломаная пирамида Снофру (ок. 2600 г. до н.э.), Розовая пирамида Снофру (ок. 2590 г. до н.э.), Великая пирамида Хуфу в Гизе (ок. 2550 г. до н.э.) и пирамида Тёти (ок. 2323 г. до н.э.). Интерьеры пирамид часто украшали статуи и другие виды каменной скульптуры, а также настенные росписи. Ещё одним грандиозным сооружением Древнего царства является Большой сфинкс в Гизе (ок. 2540 г. до н.э.). В это же время Гелиополь стал центром культа бога солнца Ра.
Подробнее см.: Раннеегипетская архитектура.
Другие примеры архитектуры третьего тысячелетия см.: Стоунхендж (ок. 3000 лет до н.э.), мегалитическая гробница Ньюгрейндж (ок. 3000 лет до н.э.) и расположенное рядом с ней неолитическое захоронение Наут (ок. 2500 г. до н.э.).
Первый переходный период (VII-XI династии) (2181–2055 до н.э.)
В конце Древнего царства Египет распался на две части: северную, управляемую из Мемфиса, и южную, с центром в Фивах, с собственными правящими династиями. Последовавшие за этим гражданские войны и экономический спад остановили монументальное строительство, а стандарты в искусстве упали.
Архитектура Среднего царства (XII-XIII династии) (2055–1650 до н.э.)
В начале Среднего царства египетской столицей стал южный город Фивы. На холмах напротив Фив, на западном берегу Нила, был создан новый некрополь. На протяжении более 500 лет эта область, известная сегодня как Долина царей, служила местом упокоения фараонов и могущественной знати. Этот период ознаменовался большей политической стабильностью, что привело к возрождению архитектурной деятельности. Однако на портретах фараонов Среднего царства появляются тревожные черты, в отличие от безмятежных ликов правителей Древнего царства. Эта неуверенность отразилась и в архитектуре: царские пирамиды и храмы, возведённые рядом с Фаюмским оазисом, стали меньше по размеру и строились в основном из кирпича-сырца с каменной облицовкой. Снижение качества архитектуры отчасти компенсировалось растущим изяществом египетской живописи и рельефной скульптуры Среднего царства.
Для получения дополнительной информации см.: Архитектура египетского Среднего царства.
Второй переходный период (XIV-XVII династии) (1650–1550 до н.э.)
В конце Среднего царства вновь наступил период политической нестабильности. Азиатские племена гиксосов, использовавшие лошадей и колесницы, захватили северный Египет; югом по-прежнему правили цари из Фив. За это время не было построено ни одного значимого монументального сооружения.
Архитектура Нового царства (XVIII-XX династии) (1550–1069 до н.э.)
Фараоны XVIII династии воссоединили страну, изгнали гиксосов и положили начало новому расцвету искусств. Храмы, скальные гробницы, гранитные статуи, настенные рельефы и стелы с надписями возводились по всей долине Нила. Новое процветание отразилось в изделиях из драгоценных металлов, ювелирных украшениях и скульптурах, найденных в гробнице фараона Тутанхамона. Этот период также отмечен кратким революционным эпизодом в египетской религии и архитектуре — амарнским стилем, возникшим во время правления фараона Эхнатона (Аменхотепа IV). К наиболее знаменитым архитектурным достижениям Нового царства относятся великие каменные храмы, посвящённые многочисленным богам. Как правило, они включали массивные ворота (пилоны), двор с колоннадой, гипостильный (колонный) зал и святилище, а также одну или несколько часовен. Их внутренние святилища были доступны только фараону и первосвященникам. В архитектурном оформлении колонн и капителей, а также в настенных росписях преобладали растительные мотивы. Фараоны Нового царства построили обширные гробницы и погребальные храмы в Долине царей, Луксоре, Карнаке, Абидосе, Телль-эль-Амарне и Абу-Симбеле.
Для получения дополнительной информации см.: Архитектура египетского Нового царства.
Одна из самых известных гробниц в Долине царей принадлежала фараону Тутанхамону (ок. 1341–1323 до н.э.) из XVIII династии, который правил Египтом во время Нового царства примерно с 1332 по 1323 г. до н.э. Обнаруженная в 1922 году, его гробница — одна из немногих найденных почти нетронутой — содержала более 5000 сокровищ, включая стулья, статуи, позолоченные колесницы, ложа и золото.
Третий переходный период (XXI-XXV династии) (1069–664 до н.э.)
После эпохи Нового царства Египет снова раскололся: Фивы и прилегающие южные области оказались под контролем жрецов Амона, в то время как севером правили ливийские династии. В этих условиях архитектурных новшеств не возникало, но строительство некоторых монументальных зданий было завершено. Исключение составляют пирамида в Эль-Курру, построенная около 721 г. до н.э. Пии, первым правителем египетской XXV династии, и пирамида в Нури (современный Северный Судан), возведённая фараоном Тахаркой (правил 690–664 гг. до н.э.).
Поздняя египетская архитектура (XXVI – XXXI династии) (664–332 гг. до н.э.) и архитектура эпохи Птолемеев (332–30 до н.э.)
В начале этого периода Египет был завоёван нубийцами, а затем воссоединился под властью Саисской династии. В 525 г. до н.э. Египет был покорён Персией, но смог восстановить свою независимость в 404–340 гг. до н.э. Позже страна вновь была завоёвана, на этот раз Александром Македонским. После его преждевременной смерти в 323 г. до н.э. контроль над Египтом перешёл к одному из его старших полководцев, Птолемею I. С этого момента влияние греческого искусства становилось всё более очевидным. Архитектурная деятельность продолжалась вдоль долины Нила, но ни гробницы, ни храмы, построенные эфиопами, Саисской династией или персами, не отличались новаторством. Чтобы поддерживать порядок и утверждать свою легитимность, Птолемеи завершали уже начатые храмы, такие как храм Исиды, заложенный Нектанебом II, и строили новые по всей стране, включая Нубию. Самые важные из них находятся в Дендере, Эсне, Эдфу, Ком-Омбо и на острове Филе. Среди них Храм Гора в Эдфу (237–57 гг. до н.э.) является наиболее хорошо сохранившимся египетским храмовым комплексом. Возведённый в греко-птолемеевский период, один из его двух гипостильных залов насчитывает 18 массивных колонн из песчаника. Однако сами Птолемеи жили и были похоронены в своей недавно основанной столице — Александрии, построенной в греческом стиле на побережье Средиземного моря.
Для получения дополнительной информации см.: Архитектура позднего Египта.
Римская архитектура в Египте (30 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Подобно династии Птолемеев и другим иностранным правителям, римляне взяли на себя древнюю роль фараонов и продолжали поддерживать порядок, покровительствуя местным культам. Это обязало их развивать программу римской архитектуры в Египте, в рамках которой строились храмы для поклонения божествам. После эллинизации Восточного Средиземноморья в 323–30 гг. до н.э. греческое влияние начало проявляться в египетских постройках. Этот процесс был продолжен после 30 г. до н.э. римлянами, которые, впрочем, добавили и свои собственные архитектурные приёмы и материалы. Римские архитектурные сооружения в Египте включают Павильон Траяна (ок. 100 г. н.э.) на острове Филе, в котором традиционные египетские изображения цветущих лотосов украшают капители колонн коринфского ордера. На его внутренних стенах изображён император Траян, совершающий подношения египетским богам Исиде и Осирису. Для получения более подробной информации о римской строительной технике см.: Римское искусство. О греческом влиянии в других видах изобразительного искусства см.: Фаюмские портреты (ок. 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).
По вопросам развития архитектуры, скульптуры и живописи читайте об Истории искусства, а также изучите Хронологию истории искусства.
Знаменитые египетские пирамиды и другие сооружения
Самыми известными сохранившимися примерами монументальной архитектуры в Египте являются пирамиды, хотя и руины храмов и гробниц в Карнаке, Луксоре и других местах до сих пор захватывают дух. Артефакты из этих святилищ можно увидеть в лучших художественных музеях мира, в частности в Лувре, Британском музее и Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а также в Египетском музее в Каире.
Тремя наиболее знаменитыми сооружениями являются, вероятно, Великая пирамида в Гизе (также известная как пирамида Хуфу и/или «пирамида Хеопса»), Большой сфинкс в Гизе и Пирамида Джосера в Саккаре.
Великая пирамида (построена в 2560–2540 гг. до н.э.)
Построенная как усыпальница для египетского фараона Хуфу (по-гречески Хеопс), она является крупнейшей из трёх пирамид в некрополе Гизы и старейшим и единственным сохранившимся до наших дней из семи чудес древнего мира. На протяжении более 3800 лет это было самое высокое искусственное сооружение в мире.
Большой сфинкс в Гизе (построен ок. 2550–2530 гг. до н.э.)
Эта колоссальная известняковая скульптура лежащего сфинкса (мифического существа с головой человека на теле льва) — крупнейшая в мире монолитная статуя — расположена на плато Гиза на западном берегу Нила. Принято считать, что голова Сфинкса — это портрет фараона Хефрена, строителя второй по величине пирамиды в Гизе.
Пирамида Джосера (построена около 2630 г. до н.э.)
Разработанная Имхотепом, одним из величайших архитекторов древнего мира, она считается самой ранней пирамидой и старейшим из сохранившихся крупных каменных сооружений в мире.
Смотрите также: Мегалитическая архитектура.
Знаменитые египетские храмы
Самые известные образцы храмовой архитектуры Древнего Египта можно увидеть в древнем городе Фивы, на северной окраине которого находится Карнакский храм, а в южной части — Луксорский комплекс.
Карнакский храмовый комплекс (ок. 1550–323 гг. до н.э.)
Расположенный на восточном берегу Нила в нескольких километрах к северу от Луксора, этот комплекс состоит из четырёх основных частей: ограды Амона-Ра, ограды Монту, ограды Мут и храма Аменхотепа IV (Эхнатона), а также нескольких небольших храмов. Причина его грандиозного масштаба, а также уникальной сложности архитектурного замысла заключается в том, что он развивался в течение длительного периода при участии архитекторов, нанятых более чем 30 фараонами. Самая яркая особенность комплекса — это гипостильный зал в великом храме государственного бога Амона. Его строительство было начато Сети I и завершено Рамсесом II. В этом зале 134 колоссальные колонны, расположенные в 16 рядов. 122 из них имеют высоту более 10 метров, а центральные 12 колонн достигают почти 21 метра в высоту и 3,5 метра в диаметре.
Луксорский храмовый комплекс (ок. 1400–1200 до н.э.)
Этот храмовый комплекс (часть древнего города Фивы), также расположенный на восточном берегу Нила, был основан во время правления Аменхотепа III в XIV веке до н.э. Колоннады, часовни, статуи и фризы были добавлены архитекторами фараонов Хоремхеба и Тутанхамона, а Эхнатон построил здесь святилище Атона. Но самое большое расширение было предпринято столетием позже Рамсесом II. Первоначально главный вход в комплекс охраняли шесть массивных статуй Рамсеса — четыре сидячие и две стоячие, из которых до наших дней дошли только две сидячие. Спорадические строительные работы продолжались вплоть до эпохи Птолемеев.
Как создавались египетские храмы
Спустя тысячи лет мы всё ещё можем определить богов, которым поклонялись в египетских храмах, и царей, которые их построили; понять назначение комнат и залов, установить культовые функции и значение различных предметов — всё это благодаря иероглифическим надписям, рельефам и украшениям. Это важнейшие элементы архитектуры. Они помогают интерпретировать всё здание, внутри и снаружи, а также его порталы, стены, колонны и потолки; они также раскрывают значение ежедневных ритуалов и особых церемоний во время великих праздников.
Начиная с Нового царства рельефная скульптура на стенах храма всё чаще изображает роль царя в различных фазах литургии. Рельефы утверждают смысл ритуальной драмы, символизирующей мировой порядок, и воссоздают для верующих священную реальность. Не только культовое изображение в святилище, но и весь храм — со всеми его часовнями, воротами, колоннами, рельефами, надписями и эмблемами — рассматривался как единое целое, наделённое божественным смыслом.
Некоторые представления о том, как Сесострис I строил храм в Гелиополе, можно почерпнуть из текста на кожаном свитке. Под руководством фараона планы обсуждались среди его высокопоставленных чиновников и доверялись царскому хранителю печати. Со всей пышностью царь в сопровождении верховных жрецов и «писца священной книги» отправлялся на строительную площадку, чтобы провести церемонию закладки фундамента.
Строительство здания, имевшего столь огромное значение для мирового порядка, требовало особых мотивов, тщательного планирования и специальных предварительных церемоний. В Эдфу эта церемония основывалась на трактате Имхотепа, архитектора царя Джосера, который был написан во времена III династии, но содержал ещё более древние обряды.
Первое упоминание о церемонии относится ко II династии — в рельефах на внешней стене гранитного храма из Иераконполя, и они всё ещё встречаются в рельефах храмов позднего периода. Фараон возглавлял праздничную процессию и в сопровождении культового изображения отправлялся к месту будущего храма. Здесь разыгрывалась ритуальная драма, в которой роли богов, по-видимому, исполняли жрецы и жрицы.
В ночные часы царь определял четыре угловые точки и правильную ориентацию святилища по указанию бога Тота с помощью звёзд. Затем с помощью богини Сешат он размечал границы храма, совершая ритуал «натягивания верёвки». Затем следовала церемония закладки фундамента, на которой правитель рыл траншеи, наполнял их белым песком — символом чистоты — и приносил в жертву угловой камень. Этот камень вместе с подношениями зарывали в четырёх углах будущего здания. Наконец, в соответствии с древним обычаем, который, очевидно, восходит к истокам египетской кирпичной архитектуры, изготавливались ритуальные кирпичи из нильского ила, смешанного с ладаном, которые закладывались в четырёх углах фундамента. Так закладывался первый камень.
Причины для возведения храма были разными. Они включали требования богословия и жречества, но особенно — царскую обязанность поддерживать мировой порядок в союзе с богами. Поэтому главным архитектором храма считался фараон. Царский юбилей был главным поводом для строительства храмов, больших и малых, чтобы символизировать вечное продолжение династической преемственности и подтвердить тесные отношения между царём и богами.
Архитекторы египетского храма должны были учитывать всю сложившуюся теологическую систему, природу главного бога, для которого строилось святилище, его божественного окружения, а также все их праздники и культовые требования. Соответственно, детали плана разрабатывались большой группой богословов, переводились в чертёжи и представлялись на одобрение фараона. Проекты поздних храмов Эдфу и Дендеры восходят к древним планам и трактату, написанному Имхотепом. На папирусе и известняковых табличках (остраконах) сохранились эскизы небольших святилищ и царских гробниц Нового царства; план храма в Гелиополисе находится на оборотной стороне инвентарной таблички. При переносе планов со эскизов на строительную площадку, вероятно, использовалась квадратная сетка, хотя в Калабше она состояла из прямоугольников.
Смотрите также: Греческая архитектура (900–27 до н.э.).
Египетские архитекторы
Но кто же в действительности проектировал эти грандиозные здания и каковы были их задачи? Мы знаем лишь немногих по именам, включая Аменхотепа, сына Хапу, Имхотепа, Сененмута, Инени и некоторых других. Из них самым известным является Имхотеп, архитектор погребального комплекса царя Джосера. Его титулы и функции, сохранившиеся на статуе, описывают его как «начальника работ, верховного жреца Гелиополя, наследного принца, первого после царя и хранителя печати царя Нижнего Египта».
В 470-х годах до н.э. персидский царь Дарий I направил Хнумибра, главного архитектора, работавшего при Амасисе, последнем великом правителе XXVI династии, возглавить экспедицию за камнем в Вади-Хаммамат. Там он оставил нам своё родословное древо, высеченное в скале. В качестве доказательства древней и престижной профессиональной традиции он перечисляет двадцать два поколения архитекторов, начиная с Канофера, архитектора царя Хасехемуи (конец II династии).
Имена многих архитекторов дошли до нас из всех периодов египетской истории; сохранились некоторые гробницы и статуи с длинными биографическими надписями. В египетском языке не было слова «архитектор»; каждого мастера-строителя называли «начальником всех царских работ». Они занимали особо доверительное положение при правителе и часто исполняли обязанности визиря (чати). В Новом царстве будущие архитекторы начинали свою карьеру, поступив на государственную службу в качестве «учеников писцов». Это подчёркивает, что их основные обязанности были организационными: набор и распределение рабочей силы, закупка строительных материалов, контроль за добычей камня и его транспортировкой из отдалённых карьеров в столицу. В своих надписях они хвастаются выдающимися техническими достижениями, такими как возведение обелисков и колоссальных статуй. Лишь в редких случаях они упоминают построенные ими здания и никогда — свои творческие идеи.
Дополнительные ресурсы
Подробнее об архитектурных методах, конструкциях и зданиях см. в следующих ресурсах.
Романская архитектура (ок. 800-1200)
Готическая архитектура (ок. 1150-1375)
Архитектура Ренессанса (1400-1600)
Архитектура барокко (ок. 1600-1750)
Неоклассическая архитектура (1640-1850)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?