Религия в Египте читать ~7 мин.
Египет, который многие на Западе считают одной из колыбелей цивилизации, на протяжении тысячелетий был центром самобытной религиозной традиции. Древнеегипетская религия, возрождаемая в наши дни в форме кеметизма, со временем уступила место христианству. Позже в долину Нила пришёл ислам, с которого начинается современный этап религиозной истории региона.
Современный Египет расположен в северо-восточной части Африки и на Синайском полуострове в Азии. Его территория составляет около 1 млн км². На севере страна омывается Средиземным морем, а на востоке — Красным морем. Египет граничит с Ливией на западе и Суданом на юге. Важная часть истории страны связана с Синайским полуостровом, площадь которого составляет около 60 тыс. км². Этот полуостров, находящийся к востоку от Суэцкого канала, служит мостом между Африкой и Азией. Население Египта превысило 112 миллионов человек (по данным на 2023 год), демонстрируя высокие темпы роста.
Раннее христианство в Египте
Христианская традиция связывает своё начало в Египте с бегством Святого семейства — Марии, Иосифа и младенца Иисуса — в эту страну. Позднее, согласно церковному преданию, апостол Марк основал первую христианскую общину в Александрии. В последующие столетия христианство распространилось по всей долине Нила, а епископы Александрии вплоть до V века вносили значительный вклад в развитие христианского богословия. Египет также стал одним из первых центров зарождения и распространения христианского монашества.
В середине V века египетские христиане столкнулись с серьёзным богословским кризисом, связанным с определением природы Христа. На Халкидонском соборе в 451 году был принят догмат о двух природах Христа — божественной и человеческой. Церковное руководство Египта отвергло эту формулу. Сторонники Халкидонского собора (в Египте их называли мелькитами) назвали их монофизитами, что в переводе с греческого означает «сторонники одной природы».
Богословские споры продолжались столетиями. Большинство египетских христиан оставались едины в неприятии халкидонской доктрины, подчёркивая при этом свою приверженность Никейскому Символу веры и отвергая термин «монофизитство». В результате этого конфликта Египетская церковь разорвала общение с большинством христианских церквей, в том числе с Константинопольским патриархатом, номинальным центром восточного православия.
В VII веке арабское завоевание принесло в регион ислам, что коренным образом изменило его религиозную жизнь. Последующие войны между Египтом, мусульманскими халифатами, Византийской империей и крестоносцами негативно сказались на положении христиан. Многие из них приняли ислам, однако Коптская православная церковь выжила, а копты сформировались как особая этноконфессиональная группа в египетском обществе.
Ислам в Египте
История ислама в Египте имеет свои особенности. В 969 году власть захватили исмаилитские правители из династии Фатимидов. Они основали новую столицу — Каир — и в 972 году учредили университет Аль-Азхар. Исмаилиты — это ветвь шиитского ислама, признающая духовное лидерство за потомками пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и зятя Али. Они отделились от основного течения шиитов в VIII веке. Это произошло после смерти Исмаила, старшего сына шестого имама Джафара ас-Садика, который должен был стать наследником. Большинство шиитов признали имамом его младшего брата, в то время как исмаилиты остались верны линии потомков Исмаила. Династия Фатимидов получила своё название в честь Фатимы.
Исмаилиты также верят, что перед концом времён явится седьмой пророк — Махди (в переводе с арабского «ведомый правильным путём»). Считается, что он не принесёт нового откровения, но установит справедливость и политическое единство.
В 1021 году шестой фатимидский халиф аль-Хаким би-Амруллах таинственно исчез. Группа его последователей провозгласила его божественным воплощением, что привело к возникновению новой религии — друзов. Этот и другие внутренние расколы ослабили государство Фатимидов, которое пало в 1171 году под ударами суннитского полководца Салах ад-Дина. Одним из ответвлений исмаилизма, переживших падение Фатимидов, стали тайибиты. С восстановлением суннитского правления исмаилиты превратились в религиозное меньшинство. Сегодня сунниты составляют большинство мусульман Египта. Среди них преобладают последователи шафиитского и маликитского мазхабов (правовых школ), а на юге страны также распространён ханафитский мазхаб.
Ислам в его различных формах исповедует около 90% населения Египта. В современную эпоху в стране сформировался ряд структур, руководящих религиозной жизнью. Высший совет по делам ислама занимается распространением исламских знаний в Египте и за его пределами, издавая литературу на разных языках и выделяя средства на строительство мечетей и образование.
Университет Аль-Азхар является одним из ведущих мировых центров мусульманского образования. К его учёным обращаются за решениями по спорным вопросам, возникающим в исламском сообществе. После реорганизации в 1961 году при университете были созданы женский факультет, учебный институт для будущих мусульманских лидеров со всего мира, а также радиостанция и типография.
Совет по исламским исследованиям занимается возрождением исламской культуры. И университет, и Совет выступают против политически радикальных течений, которые часто обобщённо называют «исламским фундаментализмом».
В Египте возникла ассоциация «Братья-мусульмане» — консервативная организация, идеологически близкая к некоторым течениям в Саудовской Аравии. Политическое влияние «Братства» росло в периоды, когда египетская экономика получала финансовую поддержку от саудовского правительства. Организация выступала за введение законов шариата, но её репутация серьёзно пострадала после убийства президента Анвара Садата в 1981 году, к которому были причастны радикальные исламистские группы.
Во время правления Хосни Мубарака открытая политическая деятельность «Братства» была запрещена. В этот период Египет развивал дружественные отношения с США, страна стала более светской, при этом правительство сопротивлялось попыткам вернуться к социалистической политике времён Насера.
Христианство в современном Египте
Современное христианство в Египте представлено в основном Коптской православной церковью и значительно меньшим по численности Греческим православным патриархатом Александрии и всей Африки (находится в общении со Вселенским патриархатом). В XVII веке в Египте начали свою миссионерскую деятельность капуцины и иезуиты, что положило начало присутствию Римско-католической церкви.
Деятельность католических миссионеров привела не только к созданию общин латинского обряда, но и к образованию Коптской католической церкви восточного обряда. По мере роста многообразия населения Египта в стране появились общины Маронитской и Мелькитской католических церквей, а также приходы различных православных церквей, таких как Русская православная церковь и Армянская апостольская церковь.
Протестанты начали свою деятельность в 1854 году благодаря усилиям американской Ассоциированной реформатской пресвитерианской церкви. Их прозелитизм, направленный в основном на коптских христиан, привёл к созданию Коптской евангелической церкви, ныне известной как Евангелическая церковь — Синод Нила.
Другие евангелические церкви и миссионерские агентства также организовывали свои миссии. Одной из наиболее значимых стала миссия Свободной методистской церкви в 1899 году. Деятельность евангелистов была прервана войнами 1956 и 1967 годов, когда иностранные миссионеры были вынуждены покинуть страну.
Некоторые миссионерские агентства перевели свою деятельность в более дружественные страны. Среди церквей, сохранивших своё присутствие в Египте, — Христианское братство (с 1869 года) и Церковь Бога (Кливленд, Теннесси). Многие евангелические группы ориентированы на экспатриантов, в частности греков и ливанцев, живущих и работающих в Египте.
Англиканская церковь начала свою деятельность в 1847 году; сегодня её приходы входят в состав Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке, центр которой находится в Иерусалиме.
Иудаизм в Египте
Египет занимает важное место в истории иудаизма. Значительная еврейская община существовала в стране как минимум с V века до н.э. Именно в Египте около 250 года до н.э. еврейская Тора была переведена на греческий язык; этот перевод известен как Септуагинта. Община просуществовала на протяжении римского и мусульманского периодов вплоть до 1948 года.
После создания Государства Израиль большинство египетских евреев эмигрировало. Этому способствовало враждебное отношение, усилившееся после войн 1956 и 1967 годов. В настоящее время в Египте проживает всего около 200 евреев, к которым добавляется небольшая община экспатриантов в Каире. В столичном регионе действуют четыре синагоги.
Другие религии
Немногие из новых религий XX века смогли закрепиться в Египте. Хотя некоторые исследователи предполагают, что буддийские миссионеры могли достигать Египта в древности, в настоящее время в стране нет известных буддийских центров. Существует небольшая община последователей веры бахаи, однако она не имеет официального признания. Индуистские, сикхские или иные новые религиозные движения представлены преимущественно среди экспатриантов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?