Наследие греческой живописи читать ~4 мин.
Наследие древнегреческой живописи прослеживается в нескольких ключевых художественных приёмах, однако её мифологические сюжеты оказали несоизмеримо большее влияние на всё последующее западное искусство.
Римская эпоха
Практически не существует подлинных различий между греческой и римской живописью, будь то станковая (панельная) или монументальная (настенная), особенно после того, как к концу I века до н.э. оригинальные творческие поиски стали редкостью. В эпоху ранней Римской империи, начиная с правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), сформировался академический стиль, в котором аккуратно уравновешивались требования к изображению фигур и фона. В течение следующих трёх столетий художественная мода колебалась между этим сдержанным стилем и более экспрессивным подражанием эллинистической живописи. Исключением являются великолепно сохранившиеся фаюмские портреты, написанные в Египте в эллинистический и раннеримский периоды.
В целом оригинальность проявлялась скорее в искусной адаптации или причудливых интерпретациях, нежели в создании нового. Неудивительно, что в середине I века н.э. Плиний Старший с горечью отмечал, что живопись стала «умирающим искусством». К IV веку н.э. техническое мастерство живописцев заметно снизилось. Хотя в течение последующих двухсот лет ещё создавались достойные работы в старой традиции (в основном миниатюристами, иллюстрировавшими дорогие рукописи), постепенно утверждался иератический (канонический) стиль византийского искусства.
Византийское искусство
С точки зрения классических греческих стандартов, византийская живопись была искусством упадочным: технически менее совершенным, пренебрегающим идеальной красотой изображения человеческого тела и игнорирующим законы оптики. И хотя Византия разработала собственную мистическую эстетику, в её искусстве всегда ощущалось осознание греческого наследия. Это проявлялось в моделировании объёма с помощью штриховки и бликов, в использовании ракурсов и сохранении подобия линейной перспективы. Византийские мастера постоянно обращались к античным образцам, сохранившимся преимущественно в книжных миниатюрах.
О керамике Древней Греции, включая геометрический, чернофигурный, краснофигурный и белофонный стили, читайте в статье: «Греческая керамика: история и стили».
Средневековое искусство
В Западной Европе (за исключением Италии, сохранившей связи с Византией) нашествия варварских племён, начавшиеся примерно с 350 года н.э., привели к почти полному упадку живописи. По мере своего возрождения западноевропейская живопись неизбежно заимствовала многое из византийского искусства, поскольку Византия в то время была наиболее развитым в культурном отношении центром христианского мира.
Таким образом, античное наследие стало важной составляющей как западной, так и византийской средневековой живописи. Однако оно не было «плодородной почвой» для развития. Византийская живопись эволюционировала в рамках строгого канона, но не прогрессировала в классическом понимании этого слова. Прогресс же в западноевропейской живописи позднего Средневековья был обусловлен в основном самобытными поисками местных мастеров.
Итальянское Возрождение
Эпоха Возрождения, начавшаяся в XV веке в Центральной Италии, ознаменовала переход от эпизодического интереса к античности, свойственного позднему Средневековью, к систематическому изучению древнегреческого и древнеримского искусства. (См. также «Классицизм в искусстве».) Однако главным объектом изучения для художников и скульпторов Ренессанса стали не картины, а античные скульптуры: статуи и рельефы.
Причина этого очевидна: в ходе раскопок и поисков древностей в эпоху Возрождения было найдено множество образцов скульптуры, но крайне мало произведений живописи. К тому же немногие уцелевшие образцы, как правило, уступали по своему художественному и техническому уровню работам мастеров Высокого Возрождения. Изучение античной скульптуры оставалось ключевой частью академической подготовки художников вплоть до XIX века, и её влияние постоянно прослеживается в изображении человеческих фигур в европейской живописи. В то же время прямое влияние античной живописи было минимальным.
Художники заимствовали отдельные приёмы — например, технику гризайль (монохромная живопись в оттенках серого), которую они видели на античных фресках, найденных в Риме, а также переосмысляли сюжеты, известные из описаний античных авторов, интерпретируя их в соответствии с эстетикой своего времени. Лишь с середины XVIII века некоторые художники-неоклассики, например, Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs), стали изредка создавать пастиши — стилизации под настенные росписи Геркуланума или Помпей. (См. также: «Неоклассическая живопись».)
Судьба древнегреческой живописи оказалась незавидной: до наших дней дошло ничтожно мало её выдающихся образцов. Её практическое наследие свелось лишь к нескольким, хотя и важным, техническим приёмам. Величайшим же вкладом эллинской культуры в западное искусство стало её богатейшее наследие мифов и легенд, которые на протяжении веков служили неисчерпаемым источником вдохновения для мифологической живописи, скульптуры и литературы.
Подробнее о пигментах, которые использовали греческие художники во фреске, темпере, энкаустике и акварели, читайте в статье: «Классическая цветовая палитра».
Другие статьи об искусстве классической древности:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Архаическая греческая живопись (ок. 600–480 гг. до н.э.)
Раннеклассическая греческая скульптура (ок. 480–450 гг. до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (ок. 450–400 гг. до н.э.)
Позднеклассическая греческая скульптура (ок. 400–323 гг. до н.э.)
Классическая греческая живопись (ок. 480–323 гг. до н.э.)
Эллинистическая греческая живопись (ок. 323–27 гг. до н.э.)
Греческое искусство обработки металла (VIII век до н.э. и позднее)
Об общей эволюции изобразительного искусства читайте в статье: «История искусства».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?