Синтетический кубизм читать ~10 мин.
После этапов Ранней кубистской живописи и Аналитического кубизма, третий и последний акт кубистского сотрудничества между Жоржем Браком (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973) произошёл в период 1912-14 гг. Известный как синтетический кубизм, этот символический стиль искусства более красочен, чем более ранняя аналитическая форма кубизма, включает в себя широкий спектр посторонних материалов и особенно ассоциируется с новой техникой Пикассо коллаж, и Брака papier colles.
Испанец Хуан Грис (1887-1927) внёс большой вклад в развитие нового стиля. Если аналитический кубизм стал революционной живописной альтернативой одноточечной линейной перспективе, то синтетический кубизм был столь же новаторским в использовании коллажа и папье-колле, которые устранили разрыв между жизнью и искусством, вставляя на холст кусочки реального мира. Они также подчёркивали тот факт, что картина – это двухмерный плоский объект, и стирали грань между живописью и скульптурой.
Он оказал заметное влияние на более поздние движения, такие как Дада (ок. 1916-24) Сюрреализм (1924 и далее) и Поп-арт (ок. 1960-75). Синтетический кубизм Пикассо совпал с его переездом из богемного Монмартра на Монпарнас и закончился с началом войны осенью 1914 года, вскоре после которой Брак ушёл воевать, а Даниэль-Генрих Канвейлер (главный арт-дилер дуэта) бежал в Швейцарию. Как испанский нейтралитет, Пикассо мог свободно продолжать свою карьеру художника в Париже. Со временем его интересы представлял Поль Розенберг (1881-1959), младший брат дилера кубистов Леонса Розенберга (1879-1947).
От аналитического к синтетическому кубизму
Эта новая синтетическая форма кубистского искусства отменила композиционный принцип аналитического кубизма. Вместо того чтобы разбивать объект на фрагменты и затем собирать их заново (аналитический кубизм), изображение строилось (синтезировалось) из новых элементов и форм. Две основные техники, которые они использовали, – коллаж (от французского «coller», что означает наклеивать) и papier colles (от французского, что означает наклеенная бумага).
Новый тип современного искусства возник в двух конкретных произведениях. В «Португальце» (1911, Кунстмузеум, Базель) Брак ввёл использование трафаретных надписей, а в следующем году он начал экспериментировать со смешиванием таких материалов, как песок и опилки, с краской, чтобы создать интересные текстуры.
Пикассо создал свой первый коллаж (Натюрморт со стульями, 1911-12, Музей Пикассо, Париж), в который он включил кусок салфетки и верёвку, на что Брак ответил наклеиванием кусков печатной или декоративной цветной бумаги на свои картины точно так же, как и в коллаже, за исключением того, что форма наклеенных бумаг была сама по себе объектом. Впервые он использовал papier colles в «Блюдо для фруктов и бокал» (1912, частная коллекция).
Синтез для создания современного искусства
Этот процесс включения в картины обрывков повседневных материалов (газетных вырезок, билетов, табачных обёрток и т.д.) ознаменовал отход от строгого интеллектуализма аналитического кубизма в сторону более расслабленной и причудливой эстетики.
Теория заключалась в том, что, вводя физические элементы реальной жизни, картины становятся более «реальными». Кроме того, использование обыденных кусочков повседневного мусора было намеренной атакой на превосходный образ и высокие помыслы изобразительного искусства. Включение этих предметов предполагало, что искусство может быть создано ножницами и клеем так же легко, как кистями и красками – освобождающий и самый нетрадиционный подход для тех дней.
Выбранным жанром был, в основном, натюрморт, и одним из явных последствий их заботы о большей насыщенности поверхности было то, что Брак и Пикассо (и особенно Хуан Грис) вновь ввели цвет в свою живопись.
Реальность или иллюзия
Оба художника были в восторге от своих фальшивых текстур и поверхностей. Пикассо, в частности, использовал коллаж, чтобы позабавить зрителей остроумными трансформациями повседневных предметов, и в полной мере воспользовался причудливостью этого средства. Хотя он был одним из изобретателей кубизма, чтобы сделать серьёзное заявление, чувствуется, что его шутливое чувство юмора не позволило ему воспринимать движение так же серьёзно, как, скажем, Аполлинер, или Альбер Глейз и Жан Метцингер, чья книга Du Cubisme (1912) помогла утвердить кубизм как ультраинтеллектуальный вид искусства.
В конце концов, простое наклеивание кусков мусора на картину не обязательно делало её более реальной. Действительно, многие материалы использовались для создания иллюзии реальности – того самого, за что Пикассо и Брак критиковали традиционное изобразительное искусство в его зависимости от перспективы в одной точке.
В целом, однако, большинство художественных критиков относятся к синтетическому кубизму очень серьёзно и придают огромное значение использованию нехудожественных материалов. Они считают этот стиль отправной точкой для ряда движений джанк-арта и антихудожественных школ, таких как Дада.
Хуан Грис: поэт синтетического кубизма
Аналитический кубизм имел тенденцию терять из виду выразительные ценности, за исключением стандартов, слишком эзотерических, чтобы много значить для тех, кто не поглощён движением. Кроме того, стилистическая индивидуальность художников была несколько ограничена. Но Синтетический кубизм предоставил каждому художнику возможность найти свой собственный путь в обширном общем поле свободного изобретения по кубистским линиям, которое теперь было открыто новым способом представления формы.
Цвет теперь вернулся в силу, иногда связанный с естественными цветами формальных мотивов, иногда произвольный. Формы предметов использовались как основа для импровизаций, изобретений, амбициозных или игривых композиций в любых комбинациях и сочетаниях абстрактных форм, придуманных воображением, не подчиняясь никаким правилам или теории.
Если аналитический кубизм был направлен на «разборку» или деконструкцию объектов, то синтетический кубизм был направлен на их реконструкцию или «синтез». Именно на этом этапе развития кубизма Хуан Грис стал поэтом этого движения. Хуан Грис (1887-1927), урождённый Хосе Викториано Гонсалес, был, как и Пикассо, испанцем, который оставил позади академическую рутину в своей стране и приехал в Париж в девятнадцать лет.
Интерпретацию некоторых из великих картин кубистов, созданных Пикассо и другими, см: Анализ современных картин (1800-2000).
В типичном «Блюде с фруктами Гриса» (1916, Музей искусств Филадельфии) легко распознать общую форму компота с его основанием, горлышком и чашей и идентифицировать пару цветных фигур как кусочки фруктов. Столешница и даже что-то вроде тени от чаши, справа от основания, также узнаваемы.
Прямоугольная форма, очерченная тройным контуром на заднем плане, может быть повторением формы стола или быть подсказана салфеткой или салфеткой. Или это может быть рама для картины на стене. Ни одна из форм не должна быть узнаваема в конкретных деталях, но каждая из них обыграна изобретательно, а формы раскрашены наиболее орнаментально, чтобы создать сочетание форм и цветов, которое не было бы достигнуто без предварительного решения головоломки аналитического кубизма, но теперь ответвляется от него.
В «Открытом окне» (1917, Музей искусств Филадельфии) можно увидеть, что окно, или то, что мы могли бы назвать французской дверью, открыто на балкон с деревом за ним. Можно даже сказать, что длинные двустворчатые двери трёхстворчатые. Вдоль левой стороны картины левая дверь изображена со сравнительным реализмом.
Справа формы более изломанные, но кусок ткани, испещрённый крупными точками и собранный поперёк самой нижней створки, сразу узнаваем. Картина наполнена мягким, спокойным настроением, сохраняя коннотацию приятной комнаты с окном, выходящим на деревья, и составлена из простых форм, в цвете которых преобладают мягкие голубые, серые и изменённые белые тона.
В синтетическом кубизме формы и цвета могут определяться только чувствительностью художника; таким образом, живопись вернулась к старой основе – реакции художника на мир и его интерпретации в цветных формах. Но она вернулась с новым словарём, словарём более гибким, чем обещал аналитический кубизм.
Синтетический кубизм не ограничивает художника ничем, кроме ограничений его собственной изобретательской изобретательности. Хотя для новичка все картины кубистов могут выглядеть одинаково, а идея о том, что какая-то одна форма кубизма поэтичнее другой, может показаться абсурдной, поэтическое качество картин Гриса становится очевидным, когда поверхностное сходство всех картин кубистов стирается. Даже когда он работал более аналитически, Грис всегда настаивал на том, что в картине должна сохраняться высокая степень узнаваемости, несмотря на то, что художник был вовлечён в кубистское разрушение и сборку форм для создания новых структур.
В руках Пикассо и Брака аналитический кубизм отказался от привлекательности темы, отклика на мир, который был основой импрессионизма и с вариациями продолжался в работах Сезанна, Гогена, Ван Гога и Серата. Вместо этого тематика была сведена к небольшому списку мотивов, тесно связанных со студией или кафе как дополнением к студии, таких мотивов, как столы с чашами фруктов и бокалами вина, несколько музыкальных инструментов и позирующие модели. Но Грис часто наделял эти мотивы более личными ассоциациями.
Открытое окно – одно из нескольких воспоминаний о его квартале на улице Равиньян, где группа писателей и художников населяла неприглядное старое здание под названием Бато-Лавуар. Пикассо жил там некоторое время. Для парижских представителей авангардного искусства Бато-Лавуар стал своего рода клубом, заняв своё место в традиции Брассери мучеников Курбе и Кафе Гербуа импрессионистов как центр, где формулировались и обсуждались идеи.
Но ассоциативный интерес «Открытого окна» недостаточен для объяснения поэтического чувства, пронизывающего его. Это чувство присутствует в творчестве Гриса даже тогда, когда картины состоят из обычного кубистского списка мотивов, как в Скрипка (1916, Кунстмузеум, Базель). Как правило, цвет более мягкий, формы более спокойные, их сочетания более безмятежные, чем у собратьев Гриса по кубизму, и именно в этих абстрактных элементах, а не в конкретных вызывающих элементах, кроется поэзия Гриса. Он – Коро кубизма.
Величайшие картины синтетического кубизма
Вот краткий список некоторых из лучших работ синтетического кубизма Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Хуана Гриса.
Пабло Пикассо:
Натюрморт с креслом-грушей (1911-12) Музей Пикассо, Париж.
Музыкальные инструменты (1912) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кларнет и скрипка (1913) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Композиция с нарезанной грушей (1914) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Композиция с виноградной гроздью и нарезанной грушей (1914) Эрмитаж.
Женщина в рубашке, сидящая в кресле (1913-14) частная коллекция.
Трактир (1914) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Стеклянные кубики и газета (1914) Музей Пикассо, Париж.
Труба, стакан, туз треф, басовая бутылка, гитара, «Ма Джоли», игральные кости (1914) Берлин.
Скрипка (1915) Музей Пикассо, Париж.
Арлекин (1915) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Человек с трубкой (1915) Художественный институт Чикаго.
Женщина с гитарой (1915) Фонд Нортона Саймона, Лос-Анджелес.
Три музыканта (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Жорж Брак:
Португалец (1911) Кунстмузеум, Базель.
Блюдо для фруктов и бокал (1912) частная коллекция.
Женщина с гитарой (1913) Musee National d’Art Moderne.
Бутылка, газета, трубка и стакан (1913), частная коллекция, Нью-Йорк.
Кларнет (1913) Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Скрипка и труба (1913), Национальный музей современного искусства, Париж.
Молодая женщина с гитарой (1913), Национальный музей современного искусства, Париж.
Стакан, графин и газеты (1914), частная коллекция, Базель.
Натюрморт на столе (1914), Национальный музей современного искусства, Париж.
Натюрморт (1914), Институт искусств Чикаго.
Скрипка (1914), Кливлендский музей искусств.
Кафе-бар (1919), Кунстмузеум, Базель.
Хуан Грис
Блюдо с фруктами (1916) Музей искусств Филадельфии.
Скрипка (1916) Кунстмузеум, Базель.
Блюдо с фруктами, книга и газета (1916) Частная коллекция.
Открытое окно (1917) Музей искусств Филадельфии.
Работы других кубистов, таких как Фернан Леже (1881-1955), Робер Делоне (1885-1941), см. в разделе Художники-кубисты.
ХУДОЖНИКИ ХХ ВЕКА
Краткое справочное руководство см.: Художники ХХ века.
АБСТРАКЦИЯ
Список стилей и периодов см.: Движения в абстрактном искусстве.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты см.: Хронология истории искусства.
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
КАК ОЦЕНИТЬ ЖИВОПИСЬ
Чтобы узнать, как оценивать картины, как учителям, так и изучающим искусство, см. Статью: Оценка искусства: как ценить искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?