Наследие греческой живописи читать ~4 мин.
Наследие греческой живописи заключается в нескольких технических приёмах, в то время как греческие мифы оказали значительное влияние на западное искусство.
В римскую эпоху различия между греческой и римской живописью практически отсутствовали, а к I веку н.э. наметился спад творческого самовыражения. Византийское искусство, считавшееся технически более низким, часто обращалось к греческим образцам в плане техники. В средневековом искусстве Западной Европы наблюдался упадок живописи из-за нашествия варваров, а византийская живопись переживала застой. Итальянское Возрождение, начавшееся в XV веке, сосредоточилось на изучении древнегреческих скульптур, в значительной степени пренебрегая греческой живописью.
Римская эпоха
Между греческой и римской живописью (панельной или настенной) не существует подлинного различия, если не считать того, что к концу I в. до н.э. творческие порывы сошли на нет. В эпоху августинцев (202 г. до н.э. – 96 г. н.э.) был выработан академический стиль, в котором аккуратно уравновешивались требования к фигурам и фону, и в течение последующих трёхсот лет мода смещалась между ним и более полнокровным подражанием более ранней эллинистической греческой живописи. Но см. сказочно сохранившиеся портреты фаюмских мумий, написанные в Египте в эпоху эллинизма и ранней империи.
В целом оригинальность уходила в адаптацию или причудливость. Неудивительно, что в середине I в. н.э. Плиний Старший назвал живопись умирающим искусством. К IV веку н.э. технические стандарты падают, и, хотя ещё двести лет в старой традиции (в основном миниатюристами и иллюстраторами дорогих рукописей) выполнялись достойные работы, утверждается иератический стиль византийского искусства.
Византийское искусство
По греческим меркам, византийская живопись – это развращённое искусство – менее технически грамотное, пренебрегающее идеальной красотой фигурной живописи, не знающее правил оптики. И хотя она разработала собственную мистическую теорию, в ней, по-видимому, всегда присутствовало сознание греческого наследия – это проявлялось в моделировании форм с помощью штриховки и высветления, в использовании ракурса и сохранении своего рода линейной перспективы – так что она постоянно обращалась к греческим образцам, смутно сохранившимся в иллюстрациях манускриптов.
О керамике Древней Греции, в том числе о геометрической, чернофигурной, краснофигурной и белофонной технике, см: Греческая керамика: история и стили.
Средневековое искусство
В Западной Европе, за исключением Италии, которая сохранила связь с византийским миром, нашествия варваров (ок. 350 г. н.э. и далее) более или менее полностью уничтожили живопись. Но, возрождаясь, она неизбежно заимствовала многое из искусства Византии, которая в то время в культурном отношении была самым развитым центром христианства.
Тем не менее, хотя греческая живопись и была основным ингредиентом средневековой живописи, как западной, так и византийской, она не была плодородным ингредиентом. Византийская живопись, возможно, развивалась, но не прогрессировала, а прогресс позднесредневековой живописи на Западе был почти полностью обусловлен отечественной оригинальностью.
Итальянское Возрождение
Возрождение началось в XV веке в Центральной Италии, и случайные наблюдения за древнегреческим искусством или древнеримским, беспорядочно появлявшимся в произведениях позднего Средневековья, переросли в систематическое изучение художниками того времени. (См. также Классицизм в искусстве.) Но объектом этого изучения как живописцев, так и скульпторов были не картины, а древнегреческие скульптуры (статуи и рельефы).
Этому есть очевидная причина. Поиски древностей в эпоху Возрождения привели к тому, что было найдено много скульптуры, но очень мало живописи, да и та, как правило, по качеству, как художественному, так и техническому, уступала стандартам художников Возрождения. Изучение античной скульптуры оставалось основной частью академической подготовки живописцев вплоть до XIX века и постоянно проявлялось в их фигурах. Но влияние античной живописи всегда было незначительным.
Небольшая техника гризайль (стиль монохроматической живописи в оттенках серого) имитировалась с фресок, найденных в Риме, некоторые сюжеты, записанные или описанные античными писателями, переосмысливались в соответствии с канонами того времени, а с середины XVIII века несколько неоклассиков – например, Антон Рафаэль Менгс – изредка создавали пастиши настенной живописи из Геркуланума или Помпеи. Но не более того. (См. также: Неоклассическая живопись.)
Древнегреческой живописи не повезло: до наших дней дошло очень мало её достижений, а её полезное наследие состояло лишь из нескольких, хотя и важных, технических приспособлений. Самым большим вкладом греческой культуры в западное искусство остаётся её наследие мифов и легенд, которые доминировали в мифологической живописи на Западе, а также в скульптуре и литературе.
Подробнее о цветовых пигментах, использовавшихся греческими живописцами во фресковой, темперной, энкаустической и акварельной живописи, см: Классическая цветовая палитра.
Другие статьи об искусстве классической древности:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Архаическая греческая живопись (ок.600-480)
Раннеклассическая греческая скульптура (ок.480-450 до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (ок.450-400 до н.э.)
Позднеклассическая греческая скульптура (ок. 400-323 до н.э.)
Классическая греческая живопись (ок. 480-323 до н.э.)
Эллинистическая греческая живопись (ок. 323-27 до н.э.)
Греческое искусство обработки металла (VIII век до н.э. и далее)
Подробнее об эволюции изобразительного искусства см: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?