Греческая живопись, эллинистический период читать ~4 мин.
Знаменитая мозаика, найденная в Доме Фавна в Помпеях, датируется примерно 50 годом до н.э. и считается копией более раннего живописного оригинала, созданного около 300 года до н.э. На ней изображена решающая битва при Иссе (333 год до н.э.) между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III. Предположительно, автором оригинальной картины был Филоксен из Эретрии, ученик прославленного Апеллеса.
Достоверность изображения персидских одежд и вооружения того времени служит веским аргументом в пользу того, что мозаика является точной копией. Оригинал, вероятно, был выполнен в технике тетрахромии, используя ограниченную палитру из четырёх основных цветов: белого, чёрного, красного и жёлтого. Композиция сосредоточена на фигурах, мастерски смоделированных при помощи светотени для передачи драматизма и сильных эмоций. Фон намеренно оставлен условным, с единственным сухим деревом за спиной Дария, что усиливает акцент на главных действующих лицах.

Мастер-мозаичист, создавший эту копию, столкнулся с непростой задачей — передать плавные линии и цветовые переходы живописного полотна с помощью отдельных кубиков камня (тессер), каждый из которых имеет однородный цвет. Тем не менее результат представляет собой выдающийся образец виртуозности. Эта мозаика бесценна, поскольку до нас не дошло ни одного сопоставимого по масштабу и сложности произведения монументальной живописи той эпохи. Без неё исследователям было бы трудно представить, что в искусстве Древней Греции конца IV века до н.э. существовали подобные батальные сцены.
Пейзаж в эллинистической живописи
Живопись периода эллинизма (около 323–30 гг. до н.э.), по-видимому, изначально развивала и усиливала пафос, характерный для Александровской мозаики. Ярким примером этого служит фриз Пергамского алтаря (около 170 г. до н.э.), который является скульптурным аналогом подобных тенденций в живописи. (См. также: Греческая архитектура: 900-27 гг. до н.э.). Однако уже во II веке до н.э. началась академическая реакция, повлёкшая за собой активное копирование и переосмысление классических образцов.
Среди новых жанров живописи пейзаж занял одно из важнейших мест. Одним из лучших сохранившихся примеров являются фрески с «Пейзажами Одиссеи», обнаруженные в доме на Эсквилинском холме в Риме. Сами фрески датируются примерно 50–40 годами до н.э., но, вероятно, копируют более ранние греческие оригиналы. В этих работах природное окружение доминирует над фигурами, а пространство передаётся с помощью светотени и приёмов воздушной перспективы: удалённые объекты теряют чёткость и насыщенность цвета. Манера письма эскизна, что свидетельствует о высоком мастерстве художника. Смотрите также: Мифологическая живопись.
Наряду с мифологическими сюжетами, как в «Пейзажах Одиссеи», в эллинистическую эпоху популярность приобрёл жанр сакрально-идиллического пейзажа. Эти композиции изображали сельские святилища, пастухов, стада и скромные алтари в окружении живописной природы. Такие работы, известные нам в основном по фрескам из Помпей и Геркуланума, создавали атмосферу умиротворения и ностальгии по идеализированной сельской жизни, контрастируя с драматизмом больших исторических полотен.
Примечание: Подробнее о цветных пигментах, используемых греческими художниками-эллинистами в росписи фресками, темперой, энкаустикой и акварелью, см.: Классическая цветовая палитра.
Любопытно, что в этом сложном иллюзионизме сохранялись и некоторые архаичные условности. Например, фигуры на фресках «Пейзажей Одиссеи» подписаны, чтобы зритель мог легко опознать персонажей. При этом более ранние шедевры, такие как «Александровская мозаика» или известная по описаниям картина «Персей, освобождающий Андромеду», обходились без подобных пояснений. Витрувий упоминает, что сюжеты странствий Одиссея были излюбленной темой позднеэллинистической живописи, а качество исполнения эсквилинского цикла слишком высоко, чтобы считать его новаторской работой.
Александровская мозаика является копией очень высокого качества, но можно предположить, что оригинал был ещё совершеннее. Шансы найти живописный греческий шедевр той эпохи невелики. Однако даже по копиям ясно, что общий уровень мастерства был высоким, в том числе в провинциальных мастерских. В этом отношении фаюмские портреты служат прекрасным свидетельством. Созданные уже в римский период, они продолжают эллинистическую традицию станковой портретной живописи, особенно в использовании техники энкаустики (восковых красок) и в манере письма.
Примечание: Для получения информации о керамике из древней Греции, включая технику Геометрия, Чёрная фигура, Красная фигура и Белое основание, см.: Греческая керамика: история и стили.
Дополнительные статьи об искусстве классической античности см.:
Греческая архаическая живопись (600-480 до н.э.)
Греческая классическая живопись (ок. 480-323 гг. до н.э.)
Наследие греческой живописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?