Дедальская греческая скульптура читать ~7 мин.
Первый этап древнегреческой скульптуры (около 650–600 гг. до н.э.) известен как дедалический (в честь Дедала, мифического основателя искусства). Этот стиль, основанный на простом каноне, доминировал на протяжении примерно двух поколений. Претерпевая постепенные изменения, он эволюционировал в архаический стиль.
Для стиля характерна строгая фронтальность. Это настолько выражено, что боковые проекции статуй могут выглядеть неестественно сжатыми. В рельефах часто встречаются изображения лиц в фас, что резко контрастирует с правилами современной им вазописи и последующего архаического периода. Лицо имеет удлинённую треугольную форму с низким лбом, большими глазами, крупным носом и прямым ртом. Череп также низкий. Уши либо отсутствуют, либо изображены под прямым углом. Волосы, напоминающие парик, спускаются сплошной массой спереди и сзади. Они разделены горизонтальным пробором, иногда с рядом завитков надо лбом, реже — разделены на густые вертикальные пряди.
Тело смоделировано ещё более схематично, с непропорционально длинными ногами и высокой, узкой талией, которую обычно подчёркивает широкий пояс. Мужские фигуры, за исключением пояса, изображались обнажёнными. Женщины, как правило, одеты в плотное платье — «пеплос». Оно плотно облегает талию, создавая почти прямоугольный силуэт. Иногда на плечи накидывали короткую накидку. Гендерные различия проявляются в изображении гениталий, иногда груди, и, предположительно, в длине волос. Однако, поскольку лиф пеплоса плотно облегает тело, по одному торсу или голове с повреждёнными волосами бывает трудно или невозможно определить пол фигуры.
Для сравнения, ниже представлены биографии выдающихся скульпторов классического периода Древней Греции: Фидий (488–431 до н.э.), Мирон (активен в 480–444 до н.э.), Поликлет (V век до н.э.), Каллимах (активен в 432–408 до н.э.), Скопас (активен в 395–350 до н.э.), Лисипп (ок. 395–305 до н.э.), Пракситель (активен в 375–335 до н.э.), Леохар (активен в 340–320 до н.э.).
Общая тенденция искусства классической античности была направлена в сторону реализма, и развитие дедалического стиля не было исключением. Постепенно менялись формы, пропорции и моделировка тел. Были распространены три типа статуй, все симметричные и фронтальные: стоящий обнажённый мужчина, стоящая задрапированная женщина и сидящая задрапированная фигура (предположительно, также женская).
Статуи курои и коры
Стоящий обнажённый юноша (обычно безбородый) изображался с опущенными вдоль тела руками и выставленной вперёд левой ногой. Этот тип, сохранившийся на протяжении всего архаического периода, известен как курос (множественное число — курои). Стоящая задрапированная женщина именуется кора (множественное число — коры). Она изображалась со сведёнными вместе ногами, одна или обе руки были согнуты и пересекали тело.
До сих пор не было найдено ни одной отдельно стоящей статуи обнажённой женщины дедалического периода. Однако изображения нагих женщин встречаются на рельефах, а также на терракотовых пластинах и статуэтках этого стиля. Вероятно, публичная демонстрация обнажённой женской фигуры считалась бы оскорбительной для общественной морали того времени.
Сидящая фигура плохо вписывалась в простые, плоскостные формы стиля, поэтому она редко и довольно неуклюже исполнялась в мелкой терракотовой пластике. Ненамного лучше был и монументальный скульптурный вариант: с неестественным изгибом тела под прямым углом к ногам и предплечьями, плоско лежащими на бёдрах.
Женские фигуры значительно преобладают среди дедалической терракоты. В монументальной скульптуре они также встречаются чаще. Возможно, это связано с тем, что похожие сирийские статуэтки в основном изображали женщин. Кроме того, драпировка позволяла скрыть недостаток знаний в области анатомии. Нет оснований полагать, что в VII веке до н.э. греки проявляли больший интерес к женским божествам, чем в VI веке до н.э.
Список лучших статуй, статуэток и рельефов, созданных в период классической античности: Величайшие скульптуры всех времён. О неоклассицизме: Скульпторы-неоклассики.
Рельефная скульптура
Рельефы отличаются большим разнообразием. Некоторые представляют собой лишь фронтальное изображение головы, другие — одну фигуру в типичной для статуй фронтальной позе, третьи — простую композицию из нескольких фигур. Например, большой известняковый рельеф из Гортины на Крите изображает обнажённого мужчину (голова и торс в фас, бёдра и ноги в профиль), который обнимает двух обнажённых женщин во фронтальных позах. Сюжет этой композиции остаётся неясным.
На другой работе изображена женщина, тело которой показано строго в профиль, в то время как её лицо обращено к зрителю, а не к сцене, в которой она участвует. На других рельефах можно увидеть двух существ с кошачьими лапами, несущих безжизненное мужское тело, а также сражающихся воинов.
При изображении фигур в движении дедалические скульпторы следовали канону, заимствованному из геометрической вазописи и более раннего искусства. Он предполагал фронтальное изображение торса с бёдрами и ногами в профиль, с резким поворотом в талии. Однако, в отличие от предшественников и последователей, голову они, как правило, изображали в фас. Эта фронтальность, нетипичная для египетских, сирийских и ранних греческих рельефов, может указывать на уникальное происхождение дедалического стиля.
(Примечание: Информация о керамике Древней Греции, включая геометрический, чернофигурный, краснофигурный и белофигурный стили: Греческая керамика: история и стили).
На сегодняшний день дедалические каменные скульптуры (но не бронзовые) обнаружены в нескольких местах: на Крите, в Спарте, Тегее, Микенах, Сикионе, Восточной Локриде, на Делосе (важном святилище Эгейского моря того времени), на Самосе и в Этрурии. В основном это единичные находки, поэтому их общее число невелико. Дедалические терракоты, напротив, многочисленны, но их распространение неравномерно. В Аргосе и Афинах местные мастера создавали терракоту в ином, менее строгом стиле. Для Наксоса, Пароса и других Кикладских островов пока недостаточно материала для определённых выводов. На Самосе существовала слабая дедалическая школа. На Крите, в Спарте, Коринфе и Родосе, напротив, работали сильные школы, среди которых коринфская отличалась самым высоким качеством. Дедалический стиль также применялся, и, возможно, даже более широко, в ювелирном искусстве и резьбе по слоновой кости.
Происхождение и история
Точное место зарождения дедалической скульптуры в Греции неизвестно. Более поздние предания называют первым греческим скульптором Дедала, работавшего на Крите. Согласно им же, первыми прославившимися мастерами были Дипойн и Скиллид, уроженцы Крита, переехавшие в Сикион. Однако эти предания противоречивы и часто подвергались искажениям, поэтому не могут считаться надёжным источником.
Тем не менее, Крит остаётся в центре внимания исследователей. Некоторые историки искусства считают остров родиной дедалического стиля, ссылаясь как на предания, так и на ранние и тесные контакты Крита с искусством Востока. Кроме того, на Крите найдено больше дедалических скульптур, чем в любом другом регионе (хотя для полноценной статистики этого недостаточно). На острове также процветали школы терракоты и миниатюрной пластики.
Другие исследователи отдают предпочтение северо-восточному Пелопоннесу, в частности Коринфу. В то время Коринф был ведущим центром ориентализирующей вазописи и, возможно, местом зарождения дорического ордера в архитектуре. Третья группа историков античного искусства склоняется к версии о Наксосе. Аргументом служит то, что дедалические статуи с Делоса и, вероятно, с Самоса, выполнены из наксосского мрамора. Одна из них была посвящена жителем Наксоса. Независимо от места зарождения стиля, именно Наксосу приписывают первенство в использовании мрамора для создания таких скульптур. (Информация об архитектуре Древней Греции: Греческая архитектура).
Датировка дедалической скульптуры представляется более надёжной. Она основана на сопоставлении с дедалическими терракотами, которых достаточно для отслеживания детального стилистического развития. Терракоты, в свою очередь, связаны по стилю с коринфской вазописью. Хотя каноны этих двух видов искусства различаются (скульптура предпочитает фронтальные головы, а вазопись — профильные), что затрудняет прямое сравнение, существуют расписные вазы с пластическими украшениями в виде голов дедалического или чуть более позднего стиля. Это позволяет довольно точно вписать дедалический стиль в относительную хронологию греческого искусства VII века до н.э., хотя абсолютные даты остаются предметом дискуссий.
Строгие принципы дедалической скульптуры восхищают своей последовательностью, но они не оставляли большого простора для развития. Вскоре этот канон ушёл в прошлое. Возможно, из-за небольшого числа сохранившихся образцов, он не привлёк внимания скульпторов и ценителей более поздних, архаизирующих направлений. Наследием стиля остались типы куроса и коры, привычка работать над умозрительным идеалом без прямого подражания натуре и определённые навыки резьбы по мрамору.
Материалы по теме
Статьи об искусстве классической античности в Древней Греции:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Греческая живопись архаического периода (ок. 600-480 до н.э.)
Скульптура раннего классического периода (ок. 480-450 гг. до н.э.)
Скульптура высокого классического периода (ок. 450-400 до н.э.)
Скульптура позднего классического периода (ок. 400-323 до н.э.)
Греческая живопись классической эпохи (ок. 480-323 до н.э.)
Скульптура эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Живопись эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Наследие греческой живописи
Искусство обработки металла в Древней Греции (VIII век до н.э. и далее)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?