Дедальская греческая скульптура читать ~7 мин.
Первый этап греческой скульптуры (ок. 650-600 гг.) обычно называют дедальским (в честь Дедала, легендарного основателя искусства). Его стиль основан на простой формуле, которая оставалась доминирующей, хотя и с эволюционными изменениями, в течение примерно двух поколений, прежде чем эволюционировать в Архаический стиль.
Основной вид – фронтальный, настолько, что в статуях боковое возвышение может быть неестественно сжато, а в рельефах часто встречаются полнолицые головы – в заметном контрасте с правилом в современной вазовой живописи и в последующей стадии архаической скульптуры. Лицо представляет собой длинный треугольник с низким горизонтальным лбом, большими глазами и носом и первоначально прямым ртом. Череп тоже низкий, уши либо отсутствуют, либо выступают под прямым углом, а волосы (скорее похожие на парик) падают сплошной массой спереди и сзади, облегчённые горизонтальным пробором и иногда рядом завитков надо лбом, реже они разделены на густые вертикальные локоны.
Тело ещё более совершенно в своей моделировке и деталях, с очень длинными ногами и высокой узкой талией, которая обычно украшена глубоким поясом. Кроме этого пояса мужские фигуры обнажены, но женщины обычно носят тяжёлое платье (так называемый «пеплос»), которое плотно прилегает к талии и становится более или менее прямоугольной оболочкой, а иногда на плечи накидывается короткая накидка. Другие различия между мужчиной и женщиной заключаются в гениталиях, иногда в груди и, вероятно, в длине волос. Но поскольку лиф пеплоса обтягивает кожу, часто трудно или невозможно определить пол дедальского торса или, если волосы растрёпаны, головы.Примечание: биографии выдающихся скульпторов Древней Греции см: Фидий (488-431 до н.э.), Мирон (активен 480-444), Поликлет (5 век), Каллимах (активен 432-408), Скопас (активен 395-350), Лисипп (ок.395-305), Пракситель (активен 375-335), Леохар (активен 340-320).
Общая тенденция искусства классической древности была направлена в сторону естественного реализма, и развитие дедальского стиля происходило в хронологическом порядке. Постепенно происходили изменения в форме, пропорциях и моделировании тел. Были распространены три типа статуй – все симметрично и фронтально сложенные: стоящий обнажённый мужчина, стоящая задрапированная женщина и сидящая задрапированная фигура (предположительно также женская).
Статуи курой и корай
Стоящий обнажённый мужчина обычно безбородый и стоит с руками по бокам и выдвинутой вперёд левой ногой; этот тип, сохранявшийся на протяжении всего архаического периода, сейчас известен как «курос» (множественное число: курой). Стоящая задрапированная женщина аналогично называется «kore» (множественное число: корай), с ногами вместе и одной или обеими руками, пересекающими тело.
До сих пор не обнаружено ни одной статуи обнажённой женщины, хотя есть обнажённые женщины на рельефах, и этот тип распространён на терракотовых бляшках и статуэтках дедальского стиля. Можно предположить, что обнажённая женская фигура, установленная в общественном месте, оскорбила бы греческую респектабельность.
Сидящая фигура не подходит для простых неглубоких форм и поэтому появляется редко и неуклюже среди маленьких терракот. Не намного лучше и скульптурный тип, с его неубедительным изгибом под прямым углом от тела к ногам и предплечьями, ровно лежащими на бедрах.
Среди дедальских терракот женские фигуры значительно превосходят мужские, и в скульптуре они также кажутся более распространёнными, возможно, потому, что сравнимые сирийские фигурки в основном женские, а также потому, что драпировка удобно скрывает неопытность в анатомии. Нет необходимости или причин предполагать, что в седьмом веке греки проявляли гораздо больший интерес к женским божествам, чем в шестом.
Список лучших статуй, статуэток и рельефов, созданных в период классической древности, см: Величайшие скульптуры всех времён. О неоклассицизме см: Скульпторы-неоклассики.
Рельефная скульптура
В рельефах больше разнообразия. Некоторые содержат только фронтальную голову, некоторые – одну фронтальную фигуру обычного для статуй типа, некоторые – простую группу. Например, на большом известняковом рельефе из Гортина на Крите изображён обнажённый мужчина (с фронтальной головой и грудью, но профильными бёдрами и ногами), обнимающий двух обнажённых фронтальных женщин – сюжет, который трудно интерпретировать канонически.
На другой работе изображена женщина, чьё тело находится в прямом профиле, хотя она обращена лицом к зрителю, а не к действию, в котором участвует. На других панелях изображены два существа с кошачьими лапами, поднимающие жёсткий мужской труп, и мужские фигуры, очевидно, сражающиеся.
Для действующих фигур дедалийские скульптуры придерживались удобной формулы геометрической вазовой живописи (и большинства раннего искусства), то есть фронтальной груди и профильных бёдер и ног с резким поворотом на девяносто градусов в талии; только, в отличие от предшественников и преемников, голова имеет тенденцию быть фронтальной. Эта фронтальность, которая является аномальной в египетских и сирийских, а также в более ранних греческих рельефах, наводит на мысль о происхождении дедальской скульптуры.
(Примечание: Информацию о керамике Древней Греции, включая геометрическую, чернофигурную, краснофигурную и белофигурную технику, см: Греческая керамика: история и стили.)
К настоящему времени дедальские скульптуры из камня (но не бронзовые работы) были найдены в нескольких местах на минойском Крите, в Спарте, Тегее, Микенах и Сикионе, в восточном Локрисе, на Делосе (тогда важное святилище Эгейского моря), на Самосе и в Этрурии. Эти находки в основном единичны, поэтому общая сумма очень мала. Дедальские терракоты, однако, многочисленны, но не повсеместны. В Аргасе и Афинах местные терракоты были выполнены в другом, неоформленном стиле; для Наксоса, Параса и других Кикладских островов пока недостаточно материала. На Самосе была слабая дедалийская школа, а на Крите, в Спарте, Коринфе и Родосе – энергичные школы, из которых коринфская – самая качественная. Дедалийский стиль использовался также для тонкой миниатюрной работы по металлу и слоновой кости, возможно, более широко.
Происхождение и история
В каком греческом регионе или городе зародилась дедальская скульптура, неизвестно. Гораздо более поздние традиции предполагали, что Дедал, работавший на Крите, был первым греческим скульптором, а Дипойнос и Скиллис, родившиеся на Крите, но переехавшие в Сикион, были первыми, кто прославился. Но греческие традиции были противоречивыми и часто производились или манипулировались, поэтому им нельзя доверять.
Тем не менее, Крит всегда привлекает внимание, и некоторые студенты, изучающие историю искусства, утверждают, что этот остров является первоначальной родиной дедальской скульптуры, отчасти из-за этих традиций, а отчасти потому, что Крит очень рано был открыт для восточного искусства.
Кроме того, на Крите было найдено больше дедальских скульптур, чем в любом другом регионе (хотя их всё ещё слишком мало для полезной статистики), а на острове также процветали дедальские школы терракоты и более тонкой мелкомасштабной работы. Другие предпочитают северо-восточный Пелопоннес или, более конкретно, Коринф, который в то время был доминирующим центром восточной вазовой живописи и, возможно, дорического стиля архитектуры. Однако другие историки древнего искусства склоняются к Наксосу, поскольку дедальские статуи, найденные на Делосе, и, вероятно, статуи на Самосе тоже сделаны из наксийского мрамора, и одна из них, во всяком случае, была посвящена наксийцем. Где бы ни была изобретена дедалийская скульптура, выбор мрамора для её изготовления, похоже, можно приписать Наксосу. (Информацию об архитектурном строительном искусстве в Древней Греции см: Греческая архитектура)
Датировка дедалийской скульптуры немного безопаснее. Она связана с даэдальскими терракотами, которых достаточно много, чтобы показать детальное стилистическое развитие, а они, в свою очередь, связаны с коринфской вазовой живописью. Хотя условности этих двух искусств не позволяют проводить прямое сравнение, поскольку одно настаивает на фронтальных, а другое – на профильных головах, есть несколько расписных ваз, которые также несут пластические украшения в виде дедальских или немного более поздних голов. Таким образом, дедальскую скульптуру можно довольно удобно вписать в относительную хронологию греческого искусства седьмого века, хотя, конечно, абсолютные даты не столь надежны.
Можно восхищаться суровыми принципами дедальской скульптуры, но они не оставляли большого пространства для развития. Немного позже формула ушла в прошлое, и, возможно, из-за редкости образцов она так и не приглянулась архаизирующим скульпторам и знатокам. Остались только типы курос и коре, привычка работать над интеллектуально задуманным идеалом без прямого подражания природе и некоторое умение резать мрамор.
Ресурсы
Статьи об искусстве классической античности в Древней Греции:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Греческая живопись Архаический период (ок.600-480)
Греческая скульптура Ранний классический период (ок.480-450 гг. до н.э.)
Греческая скульптура Высокий классический период (ок.450-400 до н.э.)
Греческая скульптура Поздний классический период (ок.400-323 до н.э.)
Греческая живопись Классическая эпоха (ок.480-323 до н.э.) до н.э.)
Греческая скульптура эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического стиля (ок. 323-27 до н.э.)
Греческая живопись эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Наследие греческой живописи
Греческое искусство обработки металла (8 век до н.э. и далее)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?