Позднеримское искусство (200-400 гг. н.э.) читать ~4 мин.
Христианство не было главной причиной художественных изменений в Поздней Античности. Оно являлось лишь одним из многих духовных течений, зародившихся на Востоке и наполнивших римскую среду новыми обрядами, культами и сектами. Раннее христианское искусство не создавало впечатления чего-то принципиально нового — скорее, оно было одним из ответвлений искусства того времени, причём не самым главным. Вместо того чтобы создавать собственный стиль или иконографию, оно адаптировало языческие традиции и опиралось на них.
Эти адаптации во многом были обусловлены растущим значением Востока и провинций в жизни империи. Ось императорской политики постепенно смещалась на Восток, и именно там часто решалась судьба борьбы за власть. Там же процветали движения, требовавшие автономии, а у восточных рубежей постоянно нависала угроза со стороны самых опасных и воинственных врагов Рима.
“Восточная трансформация жизни в поздней античности — неоспоримый факт, который не может ускользнуть от внимания учёного” (Юлиус фон Шлоссер). Возрождение политического значения почти всегда совпадает с культурным ренессансом, и античный мир не был исключением. Восток был колыбелью очень древнего искусства и культуры. Неудивительно, что пласты различных восточных культур, некогда поглощённые эллинизмом и Римом, вновь вышли на поверхность, когда философские и политические основы господствующей цивилизации переживали глубокий кризис.
Учёные всегда подчёркивали роль неоплатонизма, и в особенности Плотина (античный философ, основатель неоплатонизма), в формировании нового взгляда на искусство. Вместе с этой доктриной, предлагавшей синтез греческой философии с восточными идеями, происходило и возрождение древних «примитивных» культов. Они ожили в новой атмосфере духовных поисков и породили новые формы искусства.
Духовные запросы
Именно эти элементы придают Поздней Античности тот «особый аспект инноваций и возраста», который так ясно увидел Шлоссер. Новые духовные запросы и способы их выражения в искусстве (схематизация рисунка, упрощение форм, отказ от пластических деталей в пользу концентрации на самых выразительных чертах, а также все вытекающие отсюда искажения пропорций) не сразу утвердились в римской среде. Они смешивались с традиционными эллинистическо-римскими элементами, вступали с ними в связь, и так рождалась новая традиция. Ей было суждено стать доминирующей, особенно после правления Константина и в первую очередь в восточной части империи. (При этом слово «господствующая» не означает «исключительная»: художественные традиции угасают медленно, и культурный фон никогда не бывает таким однородным, каким может показаться в упорядоченных описаниях поздних исследователей).
Имперское искусство смешивается с местными традициями
Таким образом, в восточных странах, где существовали древние цивилизации, эллинистическая, а позднее и римская культуры сосуществовали с местными традициями, которые переживали «архаические возрождения». Эти процессы усиливались всякий раз, когда повторяющиеся кризисы в империи ослабляли прямые контакты между столицей и провинциями. Именно для этого сложного и разнообразного художественного мира, включающего в себя как живопись, так и скульптуру, были придуманы такие термины, как «романо-месопотамское», «романо-сирийское» и «романо-египетское» искусство.
Это был богатый, многогранный и увлекательный мир, как и любая составная культура. Иногда причудливый мистицизм, развивавшийся в Малой Азии, соединялся с пышным декоративным богатством явно восточного происхождения. Именно это сложное и эзотерическое великолепие породило тонкое очарование статуи Артемиды Эфесской — произведения, которое было бы выдающимся в любую эпоху.
Некоторые портретные бюсты знатных дам, императоров и других выдающихся личностей свидетельствуют о знакомстве с римскими образцами. Однако они были свободно переосмыслены самобытными художниками, открытыми для самых разных влияний. Особенно примечательны в этом отношении погребальные стелы, найденные в Пальмире.
Эти стелы, которыми запечатывали погребальные ниши, изображали усопших. Своей строгой фронтальностью и роскошной декоративностью они предвосхитили некоторые черты будущего византийского искусства и стали одной из вершин искусства Поздней Античности. Неудивительно, что такая самобытная и яркая скульптурная школа возникла именно в Пальмире. К III веку нашей эры этот древний караванный город достиг такого процветания и могущества, что на время смог обрести полную независимость от Рима.
Подобно тому, как восточное искусство сыграло решающую роль в развитии византийского фигуративного искусства, так и искусство западных провинций империи утвердило своё значение. Там, как и на Востоке, древний местный культурный субстрат развивался параллельно с римским. В регионах Европы, охваченных римской экспансией, имперское римское искусство завоевателей прививалось к искусству коренных народов. Этот процесс привёл к оригинальным результатам и способствовал формированию средневекового стиля на Западе.
Далее: Искусство Римской империи, кельтский стиль.
Другие статьи об изобразительном искусстве Древнего Рима:
Раннее римское искусство (ок. 510 г. до н.э. – 27 г. до н.э.)
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Христианско-римское искусство (с 313 г. н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э. и позднее)
Рельефная скульптура Древнего Рима
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?