Позднеримское искусство (200-400 гг. н.э.) читать ~4 мин.
Христианство не было главной причиной художественных изменений в поздней античности. Христианство было лишь одним из многих духовных движений, зародившихся на Востоке и наводнивших римскую среду обрядами, культами и сектами. Христианское искусство не производило впечатления чего-то нового – скорее, оно было лишь одним из ответвлений, но не главным, искусства того времени. Вместо того чтобы создавать новый стиль или новую иконографию, оно делало необходимые адаптации к языческим традициям и опиралось на них.
Эти адаптации во многом были обусловлены новым значением Востока и провинций в целом в жизни империи. Ось императорской политики постепенно смещалась на Восток, и именно там часто решались вопросы борьбы за власть. Там же процветали политические движения, требовавшие автономии, а на восточных рубежах постоянно угрожали самые опасные и воинственные враги империи.
“Восточная трансформация жизни в поздней античности – неоспоримый факт, который не может ускользнуть от внимания учёного” (Шлоссер). Возрождение политического значения почти всегда совпадает – и не только в античном мире – с культурным ренессансом. Восток был страной очень древнего искусства и культуры, и неудивительно, что первоначальные субстраты различных восточных культур, затопленные эллинизмом и Римом, должны были вновь появиться в тот момент, когда исторические, философские и политические предпосылки, на которых основывалась господствующая культура, переживали кризис.
Учёные всегда подчёркивали значение неоплатонизма, особенно Плотина (Плотин – античный философ, основатель неоплатонизма), в формировании нового видения искусства, и теперь, вместе с этой новой доктриной, предлагавшей синтез греческого искусства с восточными идеями, произошло воскрешение древних «примитивных» культов, оживших в новом климате духовного любопытства и новых форм искусства.
Духовные запросы
Именно эти элементы придают Поздней Античности тот «особый аспект инноваций и возраста», который так ясно увидел Шлоссер. Новые духовные требования и способы их выражения в искусстве (схематизация рисунков, упрощение форм, сокращение пластических элементов – концентрация на тех существенных чертах, которые считались наиболее выразительными, – а также все вытекающие отсюда искажения и т. д.), конечно, не навязали себя римской среде сразу. Они слились с традиционными эллинистическо-римскими элементами, связались с ними, и таким образом зародилась новая традиция, которой суждено было стать доминирующей – особенно после Константина, и особенно в восточной зоне империи. (Слово «господствующая» на самом деле не означает исключительная, поскольку художественные традиции часто угасают в течение долгого времени, а культурный фон никогда не бывает таким однородным, каким он может показаться в упорядоченных описаниях поздних учёных).
Имперское искусство смешивается с местными традициями
Таким образом, в восточных странах, где существовали древние цивилизации, эллинистическая и, позднее, римская культуры на определённых этапах сопровождались «архаическими воскрешениями», одни из которых энергично продолжались, другие – менее активно. Они усиливались всякий раз, когда повторяющиеся кризисы империи ослабляли прямые контакты между столицей и провинциями. Именно для этого сложного и разнообразного художественного мира, включающего в себя как живопись, так и скульптуру, были придуманы такие определения искусства, как: романо-месопотамское, романо-сирийское, романо-египетское и так далее.
Это был мир, богатый и многогранный, и увлекательный, как все составные культуры. Временами странный мистицизм, развивавшийся в Малой Азии, объединялся с буйным декоративным богатством, имевшим явно восточное происхождение. Именно это сложное и эзотерическое великолепие создало тонкое очарование статуи Артемиды в Эфесе, работы, которая была бы выдающейся в любую эпоху.
Некоторые портретные бюсты дам, императоров и других выдающихся личностей свидетельствуют о знакомстве с римскими образцами, но они были свободно интерпретированы оригинальными художниками, открытыми для самых разных влияний. Особенно примечательны погребальные стелы, найденные в Пальмире.
На стелах, которыми покрывали могилы, изображался образ умершего человека. Они представляют собой одну из высших форм нового византийского искусства, с его фронтальным изображением и великолепной пышностью. Не удивительно найти такую оригинальную и яркую скульптуру в Пальмире, если вспомнить, какого процветания и могущества достиг этот древний караванный город к третьему веку нашей эры, и как ему удалось стать полностью независимым от Рима.
Подобно тому, как восточное искусство сыграло решающую роль в развитии византийского фигуративного искусства, так и искусство западных провинций империи (где, как и там, древний местный субстрат развивался параллельно с римской культурой) утвердило своё значение. Параллельное явление, аналогичное событиям на Ближнем Востоке, происходило в тех регионах Европы, которые были охвачены римской экспансией. Там имперское римское искусство завоевателей прививалось к искусству местных жителей; этот процесс привёл к оригинальным результатам и способствовал формированию средневекового стиля на Западе.
Далее: Искусство Римской империи, кельтский стиль.
Другие статьи об изобразительном искусстве Древнего Рима:
Раннее римское искусство (ок. 510 до н.э. – 27 августа до н.э.)
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 до н.э. – 200 н.э.)
Христианско-римское искусство (313 н.э. и далее)
Римская скульптура (ок. 55 до н.э. и далее)
Рельефная скульптура Древнего Рима
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?