Парфенон, Акрополь читать ~10 мин.
Парфенон, шедевр древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики, является главным и самым большим храмом на афинском Акрополе — скалистом холме с плоской вершиной, возвышающемся над Афинами. Храм посвящён покровительнице города, богине Афине, и назван в честь её эпитета Афина Парфенос (Афина-Дева). Он был построен в середине V века до н.э. взамен своего предшественника, так называемого Древнего Парфенона, разрушенного персами в 480 году до н.э. Парфенон представляет собой выдающийся пример дорического ордера — самого строгого из трёх классических греческих архитектурных стилей.
Храм был спроектирован греческими архитекторами Иктином и Калликратом и построен из пентелийского мрамора под общим руководством великого скульптора Фидия (ок. 488–431 гг. до н.э.). Эта жемчужина греческого искусства за свою многовековую историю неоднократно подвергалась разрушениям и утратила почти всё скульптурное убранство, однако её основная конструкция сохранилась. Изначально перистиль храма, окружённый 46 мраморными колоннами, включал два внутренних помещения, окружённых глухими стенами. В большом зале, наосе, находилась колоссальная хризелефантиновая статуя богини-покровительницы Афины Парфенос работы Фидия — один из величайших образцов древнегреческой скульптуры. За ней располагалось меньшее квадратное помещение, опистодом, где хранилась казна Делосского (Афинского) морского союза, а также бронзовые скульптуры и другие дары богине.

Внешний облик Парфенона, как и большинства греческих храмов, был богато украшен каменной скульптурой: композициями на фронтонах и протяжённым фризом с барельефами. Со времён постройки Парфенон считался вершиной высокой классики в греческой скульптуре и зримым воплощением эллинской культуры. Исследования немецкого археолога Винценца Бринкманна подтверждают, что весь храм — и его архитектурные элементы, и статуи — был ярко раскрашен, что придавало ему незабываемое сияние. Несомненно, Парфенон был одним из величайших творений в истории искусства и стал важнейшей вехой в развитии человеческой цивилизации. Он оказал огромное влияние на римскую архитектуру и формирование отношения римлян к греческому искусству. О его более позднем влиянии см.: Классицизм в искусстве (с 800 года).
История
Первый крупный храм в честь богини Афины (Гекатомпедон) был возведён на Акрополе около 570–550 гг. до н.э. Позднее, в 490 году до н.э., после Марафонской битвы, началось строительство так называемого Древнего Парфенона, но оно не было завершено: в 480 году до н.э. персы захватили Афины и разрушили все святилища Акрополя. Восстановление города требовало огромных затрат, поэтому к перестройке Парфенона смогли приступить лишь в 447 году до н.э. Инициатором выступил Перикл (ок. 495–429 гг. до н.э.) — выдающийся афинский государственный деятель, при котором город переживал свой золотой век. Он поручил архитекторам спроектировать новый храм, а общим руководителем работ назначил скульптора Фидия. Именно в эпоху Перикла искусство классической античности, особенно архитектура и скульптура, достигло своего расцвета. Новый Парфенон, представляющий собой дорический периптер с элементами ионического ордера, был в основном построен к 438 году до н.э., а работы над его скульптурным убранством продолжались до 432 года до н.э.
Храм простоял в неизменном виде почти тысячу лет. В V веке н.э. колоссальную статую Афины вывезли в Константинополь (где она позже была утрачена), а сам Парфенон превратили в христианскую церковь, посвящённую Деве Марии (Панагия Афиниотисса). Так языческий храм стал произведением христианского искусства.
Ещё через тысячу лет, после завоевания Греции Османской империей в XV веке, храм был превращён в мечеть, к которой пристроили минарет. Роковым для Парфенона стал 1687 год: во время осады Афин венецианцами, турки устроили в храме пороховой склад. Пушечное ядро, выпущенное с венецианского корабля, попало в здание и вызвало мощнейший взрыв. В результате обрушилась центральная часть храма, и были уничтожены или сильно повреждены многие скульптуры: горельефные фигуры на метопах, барельефы знаменитого фриза и монументальные статуи на обоих фронтонах.
Более ста лет обломки скульптур лежали на земле среди руин, постепенно разрушаясь. В 1801–1812 годах британский посол в Османской империи, Томас Брюс, 7-й граф Элгин, получив разрешение от турецких властей, вывез из Афин значительную часть уцелевших мраморов. Скульптуры были доставлены в Англию и в итоге проданы Британскому музею, где и находятся до сих пор. Эти шедевры, известные как «мраморы Элгина» или «мраморы Парфенона», остаются предметом многолетнего спора между Великобританией и Грецией. Другие фрагменты скульптурного убранства храма хранятся в парижском Лувре, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и других музеях мира, хотя немалая часть по-прежнему находится в Афинах, в Музее Акрополя.
Архитектура
Парфенон представляет собой прямоугольное в плане сооружение (около 31×69,5 м), построенное в соответствии с «золотым» соотношением 9:4. Его перистиль образован колоннадой из каннелированных (то есть с продольными желобками) колонн без баз, стоящих на трёхступенчатом основании. Колонны увенчаны простыми капителями, которые поддерживают антаблемент.
В конструкции использовался простой принцип стоечно-балочной системы, перенесённый в камень с более древних образцов деревянного зодчества. Антаблемент (перекрытие) состоит из гладкого архитрава, фриза с чередующимися триглифами и метопами (панелями со скульптурными рельефами, ныне большей частью утраченными) и, на восточном и западном торцах, невысокого треугольного фронтона, который также был заполнен скульптурой (ныне сохранилась лишь частично).
Структура храма включает в себя множество архитектурных хитростей и оптических коррекций. Во-первых, местный белый пентелийский мрамор стал идеальным материалом для тончайшей проработки деталей скульптурного декора. Во-вторых, архитекторы применили сложную систему едва заметных искривлений прямых линий, известную как курватура, чтобы здание казалось абсолютно прямолинейным.
На самом деле практически все прямые и горизонтальные линии в Парфеноне слегка изогнуты или наклонены, чтобы компенсировать оптические искажения. Например, стволы колонн не сужаются кверху равномерно, а имеют энтазис — небольшое утолщение примерно на двух пятых высоты, что устраняет иллюзию вогнутости. Угловые колонны сделаны чуть толще остальных и наклонены к центру храма, чтобы визуально казаться вертикальными. Остальные колонны также имеют лёгкий наклон внутрь. Наконец, ступени основания (стилобата) тоже изогнуты, поднимаясь к центру. Все эти поправки на перспективу требовали от строителей невероятной точности и сложнейших геометрических расчётов.
Скульптура
Весь замысел декоративного скульптурного убранства Парфенона был призван прославить величие богини-покровительницы афинян.
Скульптуры фронтонов
На двух фронтонах храма Афина была изображена в окружении других олимпийских богов во главе с её отцом Зевсом. Скульптурная группа восточного фронтона изображала рождение Афины из головы Зевса. На западном фронтоне был запечатлён спор между Афиной и Посейдоном за право покровительствовать Аттике. Они показаны в центре композиции: Афина с оливковым деревом в руках, а Посейдон, ударяющий трезубцем в скалу. Их фланкируют группы коней, запряжённых в колесницы, а по краям фронтона располагаются фигуры героев афинской мифологии. Одна из наиболее хорошо сохранившихся фигур, которую принято называть «Тесеем», по мнению многих современных исследователей, на самом деле изображает Диониса. Три великолепные женские статуи в изящных драпировках известны как «Три судьбы» (мойры). О более ранних работах см.: Дедалическая греческая скульптура (650-600) и Архаическая греческая скульптура (600-480).
Рельефы метоп
92 метопы над внешней колоннадой (созданные в строгом стиле, отчасти под влиянием скульптора Каламида [активен в 470–440 гг. до н.э.]) изображают вырезанные в высоком рельефе (горельефе) батальные сцены, в которых воплощённые в греках цивилизация и разум побеждают варварство и хаос.
На восточной стороне изображена битва богов и гигантов (гигантомахия); на южной — битва лапифов с кентаврами (кентавромахия), в которой участвует герой Тесей; на западной — битва греков с амазонками (амазономахия). Рельефные скульптуры северной стороны, изображавшие падение Трои, почти полностью утрачены.

Фриз
Внешние стены целлы (внутреннего помещения) украшал ионический фриз — блестящая композиция, вырезанная в низком рельефе (барельефе) и одно из самых протяжённых произведений в истории скульптуры. Это была лента высотой около 1 метра и длиной 160 метров, опоясывавшая храм на высоте 12 метров от пола. На фризе изображено Панафинейское шествие — главная религиозная процессия афинян, движущаяся от Дипилонских ворот к Акрополю. Композиция начинается на западной стороне храма и продолжается вдоль северной и южной стен, изображая всадников, колесницы, музыкантов и девушек с дарами. Завершается шествие на восточной стороне, где его встречают жрецы, должностные лица и главные олимпийские боги. Всё движение построено подобно музыкальному произведению с нарастанием (crescendo) и затуханием (diminuendo), которое приводит к торжественному финалу. (См. также Пергамский алтарь Зевса.)
Статуя Афины
В главном зале храма возвышалась статуя богини-покровительницы Афины. Освещённая лучами восходящего солнца, проникавшими через главный восточный вход, статуя высотой около 12 метров была выполнена в хризоэлефантинной технике — из золота и слоновой кости. Фидий, мастер резьбы по слоновой кости и ювелирного дела, вырезал видимые части тела богини из этого материала, а её одеяние и доспехи выполнил из золотых пластин. Окон в помещении не было; свет проникал только через дверной проём. У подножия статуи находился неглубокий бассейн с водой: он не только отражал мерцающий свет, но и поддерживал необходимую влажность, предохраняя слоновую кость от растрескивания. О более ранних работах см.: Ранняя классическая греческая скульптура (480-450). О более поздних: Поздняя классическая греческая скульптура (400-323).
Фидий
Скульптуру Парфенона часто называют «фидиевой», то есть работой Фидия. Однако нет прямых доказательств того, что Фидий лично вырезал статуи или даже создавал их эскизы. Мы знаем лишь, что он был назначен ответственным за все строительные работы на Акрополе в качестве своего рода генерального руководителя (эпископа) и ему было поручено создание колоссальной статуи Афины.
Таким образом, все работы над Парфеноном должны были получить его одобрение, и, безусловно, возможно, что обработка камня или рельефы — или некоторые из них — выполнялись в его мастерской по его проектам. Тем не менее, нет сомнений, что общий замысел принадлежал великому мастеру, а резчики, воплотившие его в камне (поскольку фактическую работу, конечно, выполняло множество скульпторов), были выдающимися мастерами своего дела.
К этому времени греческие скульпторы уже в совершенстве овладели искусством изображения человеческого тела в самых разных позах. Они прекрасно умели передавать сложные многофигурные композиции, где одни персонажи частично заслоняют других. Самые сложные складки драпировок, ниспадающих на тело или развевающихся от ветра, не представляли для них никакой трудности.
Если вы посетите Британский музей и увидите эти величественные фигуры (которые впоследствии повлияли на римские произведения, такие как Алтарь Мира), попробуйте представить, как они выглядели для афинян. Те видели их не в музейном зале на уровне глаз, а на высоте 12–18 метров от земли, залитыми ярким солнечным светом Греции. Помните также, что скульптуры были раскрашены, а рельефы выделялись на цветном фоне. Уздечки на конях были сделаны из настоящего металла.
Чтобы узнать, как судить о греческой скульптуре, см. нашу образовательную статью: Как оценить скульптуру.
Другие классические греческие скульпторы
Наряду с Каламидом и Фидием, величайшими скульпторами эпохи греческой классики были: Пифагор Регийский (активен в 440–420 гг. до н.э.), Кресилай (ок. 480–410), Мирон (активен в 480–444), Поликлет (активен в 450–430), Каллимах (активен в 432–408), Скопас (активен в 395–350), Лисипп (ок. 395–305), Пракситель (ок. 375–335) и Леохар (активен в 340–320). Они и другие мастера создали большую часть величайшей архитектурной скульптуры, украшавшей такие сооружения, как Храм Зевса в Олимпии (468–456), Храм Гефеста в Афинах (ок. 449), Храм Афины Ники (ок. 427) и Театр в Дельфах (ок. 400).

С 323 г. до н.э. на смену классическому периоду в греческом искусстве пришла эпоха эллинизма. См. Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.).
Дополнительные ресурсы
Для получения более подробной информации об искусстве Древней Греции см. следующий список:
Греческая керамика (с VII тыс. до н.э.)
Древнегреческая живопись архаического периода (ок. 600-480 гг. до н.э.)
Древнегреческая живопись классического периода (480-323 гг. до н.э.)
Древнегреческая живопись эллинистического периода (323-27 гг. до н.э.)
Эллинистические статуи и рельефы (ок. 323-27 гг. до н.э.)
Скульптура Древней Греции: общая характеристика
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?