Парфенон, Акрополь читать ~11 мин.
Шедевр классицизма Греческой архитектуры, Парфенон, является самым большим храмом на Акрополе – холме с плоской вершиной, с которого открывается вид на город Афины. Посвящённый греческой богине Афине и названный в честь культа Афины Парфенос, он был построен в середине 5-го века до нашей эры как замена более старого храма до Парфенона, разрушенного в 480 году персами, и является примером дорического ордера, наиболее сдержанного из трёх классических греческих архитектурных ордеров.
Спроектированная греческими архитекторами Иктином и Калликратом и построенная из камня и пентелийского мрамора под общим руководством скульптора Фидия (488-431 гг. до н.э.), эта икона греческого искусства была разрушена и повреждена на протяжении веков и потеряла почти всю свою декоративную скульптуру, но её основная структура остаётся нетронутой. Первоначально его перистиль, окружённый 48 мраморными колоннами, содержал две комнаты, заключённые в сплошные стены из тёсаного камня. Большая комната содержала массивную скульптуру Фидия из хризелефантина богини-покровительницы Афины Парфенос – один из лучших образцов греческой скульптуры в исключительной архитектурной обстановке. За статуей находилась меньшая квадратная комната opisthodomus, содержащая сокровищницу Афинского союза, некоторые бронзовые скульптуры и другие вотивные подношения богине.
Внешне, как и большинство храмов, Парфенон был украшен различными видами каменной скульптуры, фронтонными элементами и обширным фризом из барельефов. Во время своего создания Парфенон рассматривался как кульминация высокой классической греческой скульптуры и ощутимое проявление греческой культуры. Недавние исследования, проведённые немецким археологом Винченце Бринкманном, показывают, что весь Парфенон – фактическая структура, а также статуи – был окрашен, что придавало ему незабываемое мерцание цвета. В целом, нет никаких сомнений в том, что храм был одной из величайших визуальных достопримечательностей в истории искусства и основным ориентиром в эволюции человеческой культуры. Он оказал большое влияние на римскую архитектуру и отношение римлян к греческому искусству. О его более позднем влиянии см.: Классицизм в искусстве (от 800).
История
Первый храм, посвящённый богине Афине, был возведён на Акрополе в 550 году до н.э. Затем последовали другие храмы, в том числе «Старый Парфенон» (начатый в 488 году), который всё ещё строился, когда персы напали на Афины в 480 году и разрушили комплекс Акрополя. Высокая стоимость восстановления города отложила реконструкцию Парфенона до 447 года, когда Перикл (495-429) – афинский государственный деятель 5-го века, правивший городом во время его золотого века мира и процветания – назначил архитекторов для проектирования нового храма и поставил Фидия ответственным за проект. Именно при Перикле греческое искусство классической древности (особенно архитектура и скульптура) достигло своего зенита, и он известен своей программой общественных работ (ок. 460-430), в которой были заказаны многочисленные священные и муниципальные сооружения. Новый Парфенон, периферийный дорический храм с некоторыми ионическими элементами, был завершён в 438 году, хотя скульптурное украшение продолжалось до 422 года (до н.э.).
В течение следующей тысячи лет все оставалось так, как было, до 5-го века н.э., когда огромная статуя Афины была удалена, а Парфенон был преобразован в другую форму религиозного искусства – на этот раз христианскую церковь, посвящённую Марии Парфенос, Деве Марии.
Тысячу лет спустя, во время турецкого завоевания Константинополя Восточной Римской империей, он был превращён в османскую мечеть с минаретом. Затем в 1687 году Афины подверглись нападению венецианцев, которые бомбардировали Парфенон катапультами. Один из снарядов воспламенил порох, хранящийся внутри храма, вызвав мощный взрыв. Многие фигуры в высоком рельефе, заполнившие метопы, и длинная вереница фигур и лошадей в низком рельефе, образовывавшие непрерывный фриз по всей внешней стороне целлы, и большие фигуры в круге, заполнявшие фронтоны на каждом конце, рухнули на землю.
Прошли годы и фрагменты скульптуры лежали там, где они упали, и время от времени к ним присоединялись другие части заброшенного здания. Затем в 1806 году англичанин Томас Брюс, 7-й граф Элгин, убедил турецкие власти разрешить ему забрать фрагменты, они были доставлены в Англию и размещены в Британском музее, где они остаются по сей день. Эти скульптуры, известные какмрамор Элгина илимрамор Парфенона, остаются предметом перетягивания каната между Великобританией и Грецией. Между тем, другие предметы из Парфенона нашли свой путь в Лувр в Париже, глиптотеку Ny Carlsberg в Копенгагене и в другие места, хотя многие остаются в Афинах.
Архитектура
План Парфенона имеет прямоугольную форму (31 х 68 метров) и построен пропорционально дорическому соотношению 9:4. Перистиль окружён колоннадой рифлёных колонн (резных, in situ) с квадратными капителями, опирающимися на трёхступенчатое основание. Колонны увенчаны широкой капителью и каменной плитой, называемой счетами, которая помогает уменьшить растягивающие усилия в балке.
Греческая форма строительства использовала простое расположение столбов и балок, переведённое в камень из древних принципов, разработанных в деревянном строительстве. Антаблемент или конструкция крыши (состоящая из перемычек, соединённых железными зажимами в форме бабочки) состоит из простого архитрава, фриза чередующихся триглифов и метопов (простые панели с рельефной скульптурой, теперь частично утраченные) и, на восточном и западном фронтонах, низкий треугольный фронтон, заполненный рельефной скульптурой (в настоящее время в основном утрачен).
Структура включает в себя многочисленные архитектурные изыски. Начнём с того, что местный белый пентелийский мрамор обеспечил идеальную среду для чёткости деталей, необходимых для проектирования и исполнения скульптурных рельефных панелей фриза и портика. Здание также было подвергнуто тщательной доработке пропорций и геометрии, известной как entasis, чтобы сохранить видимость точного выравнивания.
По-видимому, перпендикулярные и горизонтальные линии на самом деле расположены в изогнутых и наклонных плоскостях, чтобы исправить оптическую иллюзию искажения перспективы. Например, сужающиеся колонны раздуваются в сечении, примерно на две пятых пути вверх, чтобы исправить иллюзию вогнутого профиля, который мог бы создать статистический вал. Кроме того, концевые колонны имеют более близкое расстояние и больший диаметр, чем основные колонны, и наклоняются по диагонали к центру храма, чтобы противодействовать их внешнему наклону. Другие колонны наклонены внутрь, на 6 см от вертикали. Наконец, три ступени основания имеют изогнутый профиль, поднимающийся к центру. Ступени устанавливаются с небольшим наклоном вверх. Все эти условия коррекции перспективы создают сложную геометрию для строительства.
Скульптура
Вся схема декоративной скульптуры была призвана проиллюстрировать, насколько велика была эта богиня афинян.
Фронтонные скульптуры
На двух фронтонах Афина была изображена со своим отцом Зевсом и другими богами. Скульптура восточного фронтона иллюстрирует рождение Афины из головы её отца Зевса. Западный фронтон изображал состязание между Афиной и Посейдоном за то, чтобы стать покровителем города. Оба появляются в центре композиции: Афина держит оливковое дерево, а Посейдон поднимает свой трезубец, чтобы ударить по земле. Они окружены двумя группами лошадей, запряжённых колесницами, в то время как толпа знаменитостей из афинской мифологии заполняет боковые области фронтона. Одна из самых полных фигур и единственная, у которой всё ещё есть голова, – это лежащая мужская статуя, которую обычно называют «Тесей». Три прекрасные женские статуи, облачённые в изящные драпировки, известны как «Три судьбы». Более ранние работы см.: Дедалическая греческая скульптура (650-600) и Архаическая греческая скульптура (600-480).
Рельефы метопических панелей
92 метопа над внешней колоннадой (спроектированные Каламисом [активными 470-440] частично в суровом стиле) показывают сцены сражений, вырезанные в горельефе, в которых люди побеждают врагов мудрости, добра и цивилизации.
На восточной стороне изображена битва между богами и великанами (Гигантомахия); на южной стороне мы видим лапифов, которым помогает Тесей, сражающихся с кентаврами-полулюдьми-полулошадьми (фессалийская Кентавромахия); в то время как на западной стороне греки сражаются с амазонками (Амазономахия). Почти вся рельефная скульптура на северной стороне, изображающая мешок Трои, была утрачена.
Фриз
Наружные стены целлы были украшены ионическим фризом — блестящей композицией, высеченной в низком рельефе, и одной из самых длинных работ в истории скульптуры. Он состоял из узкой полосы, около 1,2 м в высоту и 160 метров в длину, которая окружала храмовую целлу на высоте 12 метров от стилобата. Иллюстрируя Панафинейскую процессию от Дипилонских ворот в Керамейкосе до Акрополя, она начинается в западном конце Парфенона и, изображая девушек, мужчин на лошадях, колесницы, музыкантов и различных участников жертвоприношений, продолжается вдоль северной и южной сторон, пока на восточном конце не будет показана головная часть процессии: ожидающие чиновники, жрец и жрица Афины и группа главных богов. Через всё это проходит поток движения, сродни крещендо и diminuendo в музыке, заканчивающийся финальным аккордом. (См. также Пергамский алтарь Зевса.)
Статуя Афины
В большой комнате внутри храма доминировала статуя богини-покровительницы Афины. Освещённая восходящим солнцем из центрального, выходящего на восток дверного проёма, статуя высотой почти 13 метров была сделана из золота и слоновой кости. Мастер резьбы по дереву и ювелирного дела, Фидий вырезал Афину из слоновой кости и использовал золотую ткань для её одежды. Окон в комнате не было: свет шёл только от факелов или через открытый вход. Лужа воды на полу отражала мерцающий свет на статую. О более ранних работах см.: Ранняя классическая греческая скульптура (480-450). О более поздних: Поздняя классическая греческая скульптура (400-323).
Фидий
Мы часто слышим, как о скульптуре Парфенона говорят как о «фидиане» – другими словами, как о работе Фидия. Но нет никаких реальных доказательств того, что Фидий вообще работал над статуями или даже проектировал их. Всё, что мы знаем, это то, что, когда Парфенон и другие здания возводились в Афинах после персидской войны, Фидий, помимо того, что ему было поручено создать статую Афины, был назначен ответственным за всю работу в качестве своего рода надзирателя.
Таким образом, работа над Парфеноном должна была получить его одобрение, и, конечно, не исключено, что каменная кладка, резьба по слоновой кости или рельефы – или некоторые из них – могли быть выполнены в его мастерских по его проектам. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что схема была работой очень великого мастера, и что люди, которые вырезали фигуры и рельефы (поскольку фактическая работа, конечно, должна была быть выполнена несколькими резчиками), действительно были очень тонкими мастерами.
К этому времени скульпторы уже не испытывали никаких трудностей в вырезании великолепных мужчин и женщин во всех видах поз. Они также хорошо знали, как изобразить несколько людей или животных, стоящих бок о бок и частично скрывающих друг друга от зрителя. Самые сложные складки, в которые могла упасть ткань, когда она была накинута на тело или конечности, или была выдуваема ветром или быстрым движением, не содержали для них никакого ужаса.
Если вы посетите Британский музей и увидите эти необычайно величественные и достойные фигуры (которые повлияли на римские произведения, такие как Ara Pacis Augustae), попробуйте представить, как они выглядели для самих афинян. Они не видели никого из них, как и мы, в помещении и почти на уровне глаз. В своих первоначальных положениях скульптура находилась на высоте 12-18 метров над землёй. Они были спроектированы так, чтобы их можно было увидеть снизу и при ясном солнечном свете Греции. Помните также, что они были цветными, и рельефы выделялись на цветном фоне. Уздечки на лошадях были из настоящего металла.
Чтобы узнать, как судить о греческой скульптуре, см. нашу образовательную статью: Как оценить скульптуру.
Другие классические греческие скульпторы
Наряду с Каламисом и Фидием, величайшими скульпторами классической греческой скульптуры были: Пифагор (активный в 440-420), Кресилас (ок. 480-410), Мирон (активный в 480-444), Поликлет (активный в ~450-430), Каллимах (активный в 432-408), Скопас (активный в 395-350), Лисипп (~395-305), Пракситель (~375-335), и Леохар (340-320). Они и другие создали большую часть величайшей архитектурной скульптуры, которая украшала храмы и здания, такие как Храм Зевса в Олимпии (468-456), Храм Гефеста (ок. 449), Храм Афины Ники (ок. 427) и Театр в Дельфах (ок. 400).
С 323 г. до н.э. за классическим периодом греческого пластического искусства последовала эпоха эллинизма. См. Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.).
Дополнительные ресурсы
Для получения более подробной информации об искусстве Древней Греции см. следующий список:
Греческая керамика (ок. 7,000 лет до н.э.)
Архаическая греческая живопись (ок. 600-480 гг. до н.э.)
Классическая греческая живопись (480-323 гг. до н.э.)
Эллинистическая греческая живопись (323-27 гг. до н.э.)
Эллинистические статуи и рельефы (c.323-27 гг. до н.э.)
Скульптура Древней Греции: предыстория
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?