Греческая скульптура Ранней классики читать ~22 мин.
Классическая греческая скульптура, которая охватывает большую часть четвёртого и пятого веков до нашей эры, делится на три периода:
❶ Ранняя классика (480-450);
❷ Скульптура Высокой классики (450-400);
❸ Скульптура Поздней классики (400-323).
Классический стиль
Основное различие во внешнем виде между архаической греческой скульптурой и классическим стилем заключается в позах. Как правило, большинство типов архаических статуй строились из четырёх строго фронтальных или профильных возвышений, и, хотя обычно одна нога была выдвинута вперёд, а другая отведена назад, левая и правая половины тела были строго симметричны.
Классические статуи по-прежнему в целом имеют четырёхугольную форму, но баланс стоящей фигуры смещён так, что ось тела становится длинной двойной кривой, а для смягчения фронтальности голова (за исключением культовых статуй) регулярно поворачивается в сторону. В рельефах и педиментальной скульптуре архаическая формула всегда допускала свободное движение, но каждая часть фигуры обычно показывалась полностью фронтально или в профиль. Классический стиль поощряет косые взгляды и даже повороты тела.
Эта революция в художественной анатомии, которая, вероятно, началась среди живописцев, в разное время достигла различных направлений скульптуры. В низком рельефе она появилась со всем буйством новизны примерно до 500 года до н.э., а в высоком рельефе – немного позже. Для стоящей мужской статуи расслабленная поза впервые появляется в 480-х годах до н.э., для стоящей женской статуи, вероятно, не ранее 470-х годов до н.э. Чтобы сохранить удобную границу 480 года, можно назвать ранние примеры нового стиля переходными, но по сути они уже являются раннеклассическими.
Характеристики
Этот раннеклассический стиль греческого искусства, который преобладал примерно до 450 года, также известен как «суровый» стиль, и не без оснований. Он добросовестно отвергает декоративные детали многих скульптур шестого века. Архаическая улыбка заменяется хмурым выражением лица, волосы изображаются простыми прядями или плоскими локонами, а формы лица и тела становятся более унифицированными, но с акцентом на нескольких избранных чертах. Хотя в целом эти черты более соответствуют природе, иногда они произвольно «идеальны», что наиболее очевидно в греческом профиле, который соединяет лоб и нос непрерывной прямой линией, и в паховой связке, которая поддерживает живот и отделяет туловище от ног
Биографии выдающихся скульпторов Древней Греции см: Фидий (488-431 до н.э.), Мирон (активен 480-444), Поликлет (5 век), Каллимах (активен 432-408), Скопас (активен 395-350), Лисипп (ок. 395-305), Пракситель (активен 375-335), Леохар (активен 340-320).
Однако, хотя суровость характерна для раннеклассической скульптуры и проявляется в некоторых чертах рельефной скульптуры фриза Парфенона, её начало было положено в архаике. Во второй половине шестого века курои европейской Греции становились все менее декоративными, а в корай начала пятого века в старые формулы вторглась аналогичная строгость. Архаическая цель в целом отличалась общительной живостью, раннеклассическая – часто бессодержательной отстраненностью.
Хотя основная тенденция была направлена на суровую простоту выражения, наблюдался определённый прогресс в изображении чувств и состояний. Иногда боль передавалась с помощью раздвигания губ – приём, который встречается в некоторых позднеархаических произведениях – и складки на лбу, а такие недочеловеческие существа, как кентавры, могли (как и раньше) демонстрировать свою исконную свирепость. Точно так же более эффективно обозначались возрастные различия.
Дети по-прежнему остаются низкорослыми взрослыми, но у стариков тяжелее торс и редеют волосы. Тем не менее, такие очерки в характеристике продолжают быть идеальными, а не индивидуальными, и эмоции передавались больше позой и жестом, чем выражением лица. Очевидно, как показывают редкие отклонения, это был сознательный выбор скульпторов и вообще художников ранней классики. О более поздних скульпторах и движениях, вдохновлённых ранней классической скульптурой Древней Греции, см: Классицизм в искусстве (с 800 года и далее).
Материалы
Бронза стала стандартным материалом для отдельно стоящих фигур, но это, похоже, не оказало большого влияния на композицию скульптуры. Правда, поскольку бронзовые статуи (будучи отлитыми полыми) были легче, чем эквивалентные каменные скульптуры (например, из мрамора) и обладали фактически большей прочностью на разрыв, их позы можно было удлинять без опасности перевеса или поломки. Но широко вытянутые позы были редкостью, и более поздние копии показывают, что они были выполнимы и в мраморе.
Более важным, возможно, была экономия труда: если статуя должна была быть высечена из одного прямоугольного блока без соединения частей, то вытянутая рука означала, что блок должен быть гораздо больше, что влекло за собой трудности с транспортировкой блока и более длительную работу по удалению излишков камня. Что касается стиля, то разница в средствах не имела никаких последствий, за исключением таких деталей, как форма завитков. Если бы Дельфийский возница или Марафонец были выполнены из мрамора, единственное существенное различие было бы в цвете. (Примечание: использование драгоценных металлов в греческой скульптуре, как и бронзы, способствовало переплавке статуй).
Окраска
О системе окраски раннеклассической скульптуры из мрамора наши знания весьма обрывочны, хотя можно сделать некоторые обоснованные выводы. Если взять педиментальные фигуры из храма Зевса в Олимпии, то можно обоснованно предположить, что драпировка была окрашена плоскими мазками синего, красного и жёлтого цветов, с полосой вдоль границ для уточнения складок; что тела кентавров были красновато-коричневыми; что другая мужская плоть была светло-коричневой; и что волосы, глаза, соски, ногти и другие детали были выделены соответствующими цветами.
Ранняя классическая хризелефантиновая статуя Зевса в Олимпии (466-435 гг. до н.э.) была включена в список семи чудес древнего мира греческим поэтом Антипатром Сидонским. Тонировалась ли плоть женских фигур, точно неизвестно, хотя на современных известняковых метопах храма Е в Селинусе она, вероятно, не тонировалась; иначе не было бы причин выделять её мраморными вставками. Конечно, могли использоваться различные системы, но общая тенденция была направлена на более естественные эффекты. Окраска бронзы остаётся неясной.
Сохранившиеся произведения
Для датировки этого древнего искусства есть несколько полезных фиксированных точек. Захват Афин персами в 480 году до н.э. даёт конечную дату для произведений, найденных в оставленных ими обломках. Новая пара статуй Тираноборцев, как говорят, была установлена в Афинах в 477 году до н.э., и у нас есть их копии. Колесничий в Дельфах посвящён победе на скачках, одержанной, вероятно, в 474 году до н.э., а (если верить Павсанию) храм Зевса в Олимпии должен был быть завершён к 456 году до нашей эры.
Поскольку развитие, по-видимому, было довольно устойчивым и равномерным, разумно датировать другие статуи и рельефы по их стилистическим связям с этими произведениями, хотя, конечно, должно было быть больше консервативной и отсталой скульптуры, чем допускается.
Хотя, как видно из Плиния и Павсания, производство в этот период было большим, сохранилось не так много. Оригинальные классические статуи редки, поскольку не было удобного персидского разорения, как и копии, поскольку раннеклассический стиль был слишком строгим для большинства более поздних коллекционеров.
Рельефы и архитектурная скульптура обычно имели больше шансов на выживание, но между 480 и 450 гг. до н.э. храмов строилось немного, а в Аттике редкость резных надгробий заставляет многих искусствоведов думать, что в то время, должно быть, существовал закон, ограничивающий расходы на похороны. Тем не менее, нам повезло, что мы имеем четыре полноразмерные бронзовые статуи раннеклассического периода, все они полные и хорошо сохранившиеся, а также большую часть архитектурной скульптуры храма Зевса в Олимпии.
Информацию о керамике Древней Греции, включая геометрическую, чернофигурную, краснофигурную и белофигурную технику, см: Греческая керамика: история и стили.
Рельефы
Рельеф «Игроки в мяч» – очень ранний пример нового стиля. Он выполнен из аттического мрамора, высотой около 30см, и является одной из сторон квадратного основания для статуи, вероятно (судя по вырезам для ног) обычного куроса. Резьба выполнена в очень низком рельефе, и на фоне всё ещё видна красная краска, хотя волосы и другие детали фигур утратили большую часть своей первоначальной окраски.
Основание украшено с трёх сторон. На лицевой стороне изображены тренирующиеся атлеты, на одной стороне молодые люди ставят собаку против кошки, а на другой стороне какая-то командная игра с игроком слева, бросающим мяч – тема очень редкая в греческом искусстве, но хорошо подходящая для демонстрации косых и скрученных поз. Только одна фигура придерживается старой формулы, возможно, чтобы напомнить зрителю о современности скульптора.
Эта база была найдена встроенной в городскую стену Афин, которую Фемистокл импровизировал в 479 году до н.э., но анатомия фигур имеет показную новизну последних лет шестого века, как это видно на вазовых картинах Эвтимида и Евфрония, и, как и вазовые картины, этот рельеф также верен профильному виду головы.
По своей природе горельеф был менее близок к живописи, поэтому не случайно, что первые примеры в раннеклассическом стиле появляются несколько позже. Согласно Павсанию, афиняне построили свою сокровищницу в Дельфах в честь победы при Марафоне в 490 году до н.э., но многие студенты считают это невероятным, так как стилистическая стадия скульптурной композиции вряд ли позже 500 года до н.э., да и мастерство не выглядит отсталым.
На панели метопа (из парийского мрамора, площадью около 60см), где Геракл бьёт клюшкой церинейского оленя, заметно уверенное преувеличение мускулатуры и позы, настолько, что кажется, будто герой вырывается вперёд в своём порыве, и эффект, должно быть, был ещё сильнее, когда скульптура была завершена, а клюшка вытянута вниз в крайнем правом углу. Благодаря своей эмфатической моделировке и повороту головы эта работа гораздо меньше зависит от живописи, чем рельеф «Игроки в мяч». Контраст с восточным фризом Сифнийской сокровищницы, вырезанным ведущим скульптором около 525 года до н.э., очень ясно иллюстрирует необычайное развитие греческого фигуративного рисунка и композиции менее чем за одно поколение.
Для надгробных рельефов по-прежнему было популярно узкое поле, где хватало места только для одной или двух стоящих фигур, но даже на более широких полях спокойные сцены встречаются чаще, чем раньше. Это характерно для классического искусства в целом, где – по мере роста мастерства изображения – настроение становилось столь же важным, как и действие. Не так много признаков продолжающегося живописного влияния на рельефную скульптуру, и пока ещё нет композиции в глубину, которую ввёл в живопись Полигнот в 470-х годах до н.э.. Даже признаки пейзажа немногочисленны, а наименее редкие (скалы, на которых сидят фигуры) почти естественны в каменной скульптуре.
Передняя часть «Трона Людовизи», ширина которого составляет полтора метра, представляет собой исключительный пример раннеклассической скульптуры, подражающей греческой классической живописи. В современной живописи было легко показать очертания ног через драпировку, но эта попытка прозрачности в рельефе технически неумела с её резким контуром спины и нелогичным отклонением складок юбки.
Есть также галечный грунт, на котором стоят боковые фигуры. И все же, хотя этот «Трон» – возможно, крышка для алтаря или священного колодца – был сделан из мрамора, привезённого с Тасоса, его стиль провинциальный, придуманный в какой-то греческой мастерской Южной Италии, а провинциальное искусство подвержено ошибочным экспериментам.
Это также объясняет странный привкус архаизма в волосах центральной фигуры и лифе сопровождающего справа; но позы сопровождающих, остальная драпировка и выражение сохранившегося лица – раннеклассические, и есть неожиданная тонкость в складках ткани, которую незаметно держат сопровождающие. Тема неясна, возможно, это богиня или жрица, выходящая из ритуальной ванны, или даже Афродита, поднимающаяся из моря. Датируется около 460 г. до н.э., современно стилистически более совершенным скульптурам храма Зевса в Олимпии.
Список лучших статуй, статуэток и рельефов, созданных в период классической античности, см: Величайшие скульптуры всех времён. Обзоры важных более поздних работ см: Венера Милосская (ок. 130-100 до н.э.) и Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 до н.э.) работы Хагесандра, Афинодора и Полидора.
Педиментальная скульптура
В педиментальной скульптуре, которая всегда была ближе к рельефам, чем к отдельно стоящим статуям, можно было бы ожидать, что новое скручивание тела было принято не позднее 490-х годов до н.э., но у нас мало примеров, если только Эгинские фронтоны – с уродливым поворотом на талии их угловых фигур – не были созданы к этому времени.
Единственными достаточно полными фронтонами в раннеклассическом стиле являются фронтоны из храма Зевса в Олимпии, датируемые примерно 460 г. до н.э.. На восточном фронтоне изображена статичная группа, включающая легендарных местных героев, Эномая и Пелопса, готовящихся к гонке на колесницах, а на западном фронтоне изображена жестокая схватка на свадьбе Пиритоса с лапитами, спасающими своих женщин от пьяных кентавров. Что касается композиции, то фронтоны Олимпии не более совершенны, чем фронтоны Эгины. В каждом из них божество стоит отдельно в центре, а остальные фигуры расположены по обе стороны. В Олимпии стиль, конечно, более развит, и в западном фронтоне разнообразие фигур – мужских, женских и конных – более утонченное.
Подробнее об архитектурных стилях Древней Греции см: Греческая архитектура. О неоклассицизме см: Неоклассические скульпторы.
Статуи
На протяжении всего классического периода стоящая обнажённая фигура оставалась самым распространённым типом мужской статуи, хотя из-за большего разнообразия поз она была менее единообразной и менее вездесущей, чем предшествовавший ей архаический курос. В основном его использовали для изображения атлетов, победивших в крупных играх, а также для героев и божеств и, с добавлением шлема и бороды, для успешных государственных деятелей (или генералов), но статуи на могилах теперь были менее модными. Стандартный размер был чуть больше жизни.
Критийский мальчик
В рельефах и фронтонах активность фигур предлагала скульпторам немедленно применить свои новые анатомические знания, но в куросе не было возможности для таких усовершенствований, если только его поза не была изменена. Такой радикальный разрыв с традицией был неприемлем, похоже, до 480-х годов до н.э., и Мальчик Критиос является очень ранним примером нового раннеклассического стоящего мужчины. Эта статуя, получившая своё название из-за сходства с копиями Тираноборцев Крития и Несиота, выполнена из парийского мрамора, высотой больше метра, и должна быть немного раньше 480 г. до н.э., так как она была найдена на афинском Акрополе и, скорее всего, в обломках персидского мешка.
Первоначально, как показывают вложения, обе руки тянулись вниз в старой архаической манере, а глаза были заполнены пастой или цветными камнями. Любопытной особенностью является то, что голова была сделана отдельно от тела, но стиль обеих частей является современным; предположительно, тогда статуя была повреждена в мастерской во время вырезания. Что является новым в мальчике Критиоса, так это изменение его баланса.
В архаических статуях ноги несли неестественно равную нагрузку, но здесь вес приходится на левую ногу, в то время как правая нога висит свободно, и, как следствие, правое бедро ниже левого, а живот (как ясно видно из пупка) смещён соответственно в сторону. Это колебание не продолжается в груди, плечи ровные, обе руки свисают вниз по бокам, но голова повёрнута немного вправо. По сравнению даже с поздними куросами, такими как Аристодикос, мальчик Критиос обладает естественной живостью, и помимо освобождающего эффекта позы здесь наблюдается более последовательное моделирование анатомии. Глубокая полная челюсть типична для раннеклассической тенденции, которая не продержалась долго; её успешным конкурентом стало более короткое, редкое и треугольное лицо.
Эномай
В течение следующих тридцати или сорока лет прогресс в этом типе был невелик. Мраморная фигура Эномая с восточного фронтона храма Зевса в Олимпии, хотя и не является в строгом смысле слова свободно стоящей статуей, показывает, какого уровня достигла статуя к 460 г. до н.э. Опять же, вес одной ноги, другая – на весу. Снова вес на одной ноге, другая (как часто) отведена немного в сторону, и наблюдается эффект на бёдрах и животе, но теперь раскачивание идёт вверх через грудь, хотя плечи по-прежнему остаются ровными. Голова повёрнута в сторону, и скульптор чувствует себя свободно в движении рук – левая восстанавливается согнутой в локте вверх рукой, хватающей заземлённое копье.
Анатомическая лепка немного более совершенна, чем у Критийского мальчика, хотя из-за масштаба и обстановки она гораздо суровее; первоначально она возвышалась на 15 метров над уровнем земли и сама была высотой около 3 метров. Поскольку фигура была цельной, а блок, из которого она была вырезана, добывался на Паросе, транспортировка должна была быть дорогой и трудной.
Коре
Из-за своей драпировки корай представлял собой гораздо более сложную проблему для пионеров раннеклассической скульптуры. Статуя , посвящённая Эвтидикосу, всё ещё остаётся неохотно архаичной, несмотря на суровую обработку лица и упрощение деталей причёски и одежды. Необходимо было полностью изменить стиль драпировки, заменив прихотливые поперечные складки и складки более простой и преимущественно вертикальной системой. Такая схема изображена с нарочитым акцентом на уменьшенном коре из афинского Акрополя (№ 688), который должен быть более ранним, чем 480 г. до н.э.
Здесь платье – хитон, но юбка не застёгнута сбоку, а гиматий превращён в шарф, который свисает с каждого плеча, так что оба одеяния падают прямо. И все же, хотя хитон мог быть адаптирован к новым принципам и действительно продолжал использоваться в скульптуре, пеплос является стандартом раннеклассической одежды, поскольку, будучи более тяжёлым материалом, он мог быть уложен меньшим количеством и более глубокими складками. Когда он впервые появляется – в 470-х годах до н.э. – результат однообразен.
Фигура позирует с ногами вместе, а юбка свисает вокруг них, как колокол, даже скрывая ступни. Позже, около 460 года до н.э., более свободная поза стоящего мужчины была адаптирована, как в Гипподамии с восточного фронтона храма Зевса в Олимпии. Здесь правая нога, свободная от веса, согнута и колено выдвинуто вперёд, таким образом расправляя складки над ним. После этого выпад становится более эмфатичным, а его эффект – более сложным.
Точно так же ранние V-образные складки на груди уступают место более непринуждённому расположению, на Гипподамии почти бессмысленному. Новая форма одежды менее удачно проявляется на горельефах этого времени, где при профильном виде дальнейшая нога выдвинута вперёд, а другой характер или даже отсутствие складок на ней, заставляет конечность выглядеть отделенной.
Поворот головы, столь характерный для раннеклассического стиля, кажется, появился примерно в то же время, что и пеплос, а вместе с ним и движение рук – Гипподамия, без особой мотивации, поправляет плечо своего платья; но даже после пересмотра позы драпировка была слишком тяжёлой для спекуляций о телесных формах под ней. Волосы теперь обычно убраны в пучок, который иногда удерживается на месте простым капюшоном.
Иногда говорят, что пеплос (и суровость тоже) был дорийским, в частности пелопоннесским, вкладом в развитие греческого искусства. Это наивно. В поздней архаической скульптуре «ионический» хитон был популярен повсеместно, как и «дорический» пеплос в ранней классике. Такие причуды, как две статуи из Ксанфоса в Ликии, изображающие стоящую женщину в пеплосе, но всё ещё держащуюся за край юбки, являются провинциальными, а не расовыми по своему происхождению. Изменение формы одежды в скульптуре также не обязательно должно отражать радикальное изменение социальных обычаев.
Уважающие себя греческие женщины, кроме жительниц Спарты, носили на публике хитон или пеплос, а если по какой-то причине не носили пеплос, то, конечно, не оставляли одну сторону пеплоса открытой, как это иногда делают статуи и статуэтки молодых женщин. В драпировке даже больше, чем в анатомии, искусство склонно устанавливать свои собственные правила, и художественная необходимость является достаточным объяснением принятия и использования пеплоса в раннеклассической скульптуре.
Статуя Пенелопы
Кроме пересмотра стоящей фигуры, скульпторы иногда экспериментировали с другими позами для отдельно стоящих статуй. Возможно, модели в конечном итоге были выполнены в живописи, но если это так, то они были перенесены в рельеф. Это очевидно, если посмотреть на полный и конечный виды причудливо названной «Пенелопы «, мраморной фигуры скорбящей женщины в натуральную величину, со склонённой головой, поддерживаемой правой рукой, локоть которой опирается на бедро.
Если сравнить сидящих божеств восточного фриза Сифнийской сокровищницы, то в Пенелопе гораздо больше утончённости, и настроение выражено более тонко, но статуя в действительности более двухмерна, чем рельеф. По крайней мере, статуя, основанная на богинях рельефа, представляла бы четыре, а не две презентабельные высоты. Копии «Дискобола» Мирона (или человека, бросающего диск) показывают, что эта на первый взгляд замысловатая фигура была построена по тому же принципу, что и «Пенелопа», как будто рельеф был вырезан и завершён сзади.
Так же и с известной бронзовой статуей, выловленной у мыса Артемизиум, которую по-разному интерпретировали (поскольку в греческом искусстве нет внутренней разницы между богами и людьми) как Посейдона, или Зевса, или атлета, бросающего копье. Предполагаемый вид – это вид фигуры в полный рост, хотя конечный вид, представляющий почти фронтальное лицо, также впечатляет. В статуэтках активные позы иногда смелее и удачнее из-за очень маленького масштаба, но скульпторы ранней классики всё ещё задумывали свои статуи как упражнения в двух измерениях или, самое большее, в двух с половиной.
Статуя Пенелопы, обычно датируемая примерно 460 г. до н.э., одета в хитон, демонстрирующий руки, переднюю часть тела и нижнюю часть ног, и плащ, который покрывает её волосы, свисает вниз по спине и перекинут вперёд через бедра. Эффект, по более поздним классическим стандартам, запутанный. Над грудью толстые складки имеют в целом вертикальное падение, неудобное в области груди, а небольшая система V-образных складок не более чем подчёркивает недостатки анатомии.
Ниже талии характер и направление складок меняется, из-за чего статуя кажется ещё более плоской, чем она есть, а затем около колена вертикальные линии снова резко начинаются. Сзади складки меньше и мельче, верхние концы плаща вертикально свисают с плеч, а ниже – три или четыре бесцельные группы линий, которые расходятся от каждого бедра и под правой ягодицей. Ранние классические скульпторы были в растерянности при работе с драпировками, за исключением стоящих фигур.
Они также были недовольны анатомией действующих фигур: действительно, груди как бронзового Артемизиума около 460 года до н.э., так и более позднего Дискобола не показывают мышечного отклика на действия рук и могут принадлежать вполне статичным фигурам. Однако уже в храме Зевса в Олимпии некоторые скульпторы сочли эти эффекты неудовлетворительными, и один или два из тех, кто там работал, экспериментировали в поисках решения.
Кстати, Пенелопа, которая сейчас находится в Тегеране, является оригинальной работой около 460 года до н.э., и есть римские копии того же типа, в которых сходство, даже в деталях, слишком близко, чтобы быть случайным. Однако тегеранская статуя была захоронена в Персеполисе с 330 г. до н.э. до 1936 г. и поэтому не могла быть образцом для копировщиков в римский период. Единственный разумный вывод заключается в том, что архетип Пенелопы был повторён более или менее точно в мастерской, которая его изготовила, – процедура, которую можно было бы ожидать от экономного художника даже в классической Греции. Клеобис и Битон были ещё одним гораздо более ранним примером дублирования, хотя, конечно, они были заказаны как пара. Именно на основании таких свидетельств следует пытаться реконструировать практику работы греческих скульпторов.
Для того, чтобы узнать больше о пластическом искусстве, см: Как ценить скульптуру. О более поздних произведениях см: Как оценить современную скульптуру.
Наследие раннеклассической скульптуры
В этрусском искусстве был принят раннеклассический стиль, хотя часто с примесью архаики, но сохранялся и довольно чистый архаический стиль. В Ликии, негреческой области юго-западной Анатолии, вкус к греческой скульптуре начался в шестом веке и усилился в пятом, хотя здесь наблюдается некоторое отставание в провинциях.
Более примечательно влияние раннеклассического стиля в Финикии, где мраморные саркофаги египетского типа были в моде с начала пятого до конца четвёртого века, многие из них были сделаны из парийского мрамора и украшены лицами в более или менее греческом стиле. Персы, однако, похоже, сочли новое развитие греческой скульптуры слишком революционным, чтобы перенять его в официальном персидском искусстве двора Ахеменидов.
Ранней классической скульптурой или некоторыми её образцами восхищались последующие поколения, но ей не подражали до первого века до нашей эры. Затем началось копирование в ограниченном масштабе, а также некоторые адаптации и даже оригинальные творения в раннеклассической манере. Некоторые из этих пастишей имеют самостоятельное достоинство с их хорошо рассчитанными примесями сентиментальности или самосознания.
В наше время раннеклассический стиль почти не замечали до обнаружения педиментальных фигур храма Зевса в Олимпии в конце 1870-х годов, и поначалу их сырость шокировала. Последующее признание этой фазы греческой скульптуры, как практикующими художниками, так и критиками, неотличимо от признания архаики.
Статьи об изобразительном искусстве Древней Греции см:
Другие виды древнего искусства Эгейского региона
см. в разделе Искусство классической древности (ок. 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Скульптура Древней Греции (Введение)
Скульптура дедальского стиля (ок.650-600 до н.э.)
Греческая живопись архаического периода (ок.600-480)
Греческая скульптура позднего классического периода (ок.400-323 гг. до н.э.)
Греческая скульптура эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Статуи и рельефы в эллинистическом стиле (ок. 323-27 гг. до н.э.)
Греческая живопись эллинистического периода (ок. 323-27 до н.э.)
Греческое искусство обработки металла (8 век до н.э. и далее)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Интересая статья, но пеереводить на русский надо нормально, а не гугл-переводчиком. Много стилистических ошибок, многие термины на русском обозначаются иначе. Например: педиментальный нет такого слова. Почему не написать – скульптура фронтона? Что такое корай? или коре? кора, фигура девушки? А почему в мужском роде –... на уменьшенном коре из афинского Акрополя (№ 688), который должен быть более ранним, чем 480 г. до н. э.... и т.д. и т.п.
Комментирование недоступно Почему?