Высокая классическая греческая скульптура 5 145 Раздел в процессе наполнения и корректировки
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Высокая классическая греческая скульптураФидий, Поликлет, Стоящая мужская статуя Дорифора, Фризы Парфенона, Метопы. ГЛАВНЫЙ А-Я ИНДЕКС
Дорифор (440) Поликлет.Национальный археологический музей, Неаполь.
Римская копия Фарнезского Геркулеса (216 г. н.э.) Национальный археологический музей, Неаполь.
СодержаниеХарактеристики • Драпировка в высокой классической скульптуре • Фидий • Поликлет • Раскраска статуй • Датировка и хронология • Сохранившиеся скульптуры • Стоящая обнаженная мужчина в высоком классическом стиле: Дорифор • Новые правила драпировки • Новые позы • Педиментальная скульптура на Парфеноне • Фризы и метопы • Наследие
Характеристики
Ранняя классическая греческая скульптура уступила место высокому классическому стилю около 450 г. до н.э., и последний очень быстро развился. Его конец четко не определен, но для удобства его можно поставить около 400 г. до н.э., когда он станет известен как поздний классический. В лице безмятежная отстраненность заменяет строгость раннего классического стиля; анатомия становится более точной как в целом, так и в частности; драпировка разработана с новым смыслом; а позы – во всяком случае статуй – проще, но компактнее. Это стиль, разработанный с гораздо более тщательным интеллектом, чем любой из его предшественников, и, судя по его стандартам, работы раннего классицизма кажутся неуклюжими, а дедальская и архаическая скульптура - смешными.
[Примечание: биографии выдающихся скульпторов из Древней Греции см.: Фидий (488–431 гг. до н.э.), Мирон (действ. 480–444 г.), Каллимах (действ. 432–408), Скопас / Скопас (действ. 395–350), Лисипп / Лисипп (ок. 395–305), Пракситель (действ. 375–335), Леохар (действ. 340–320).]
В естественном воспроизведении телесных форм наблюдался устойчивый прогресс. Наиболее тонко это видно на стволах фигур и более очевидно в таких деталях, как глаз, где верхнее веко вскоре регулярно перекрывает нижнее, но даже в этом случае некоторые искусственные условности были сохранены ради идеальной красоты или структурной ясности. Например, греческий профиль, который является ненормальным по своей природе, обладает тем достоинством, что делает нос неотъемлемой частью лица, а не случайным наростом, хотя скульпторы высокой классики были более компрометирующими, чем их предшественники. Еще одним важным достижением стало понимание женской анатомии, чему способствовал новый, более откровенный стиль драпировки. Можно сопоставить Нику Пайониевую (около 420 г. до н.э.) С центральной фигурой Трона Людовизи. (около 460 г. до н.э.) или, насколько позволяют тяжелые пеплосы, Гипподамия на фронтоне Олимпии (около 460 г. до н.э.).
В то же время прогрессивные скульпторы изучали влияние активности на мускулатуру, придавая большее значение туловищу, а не лицу. Будь то по этой причине или из-за некоторой художественной приличия, выражение эмоций на лице становится даже более редким, чем в раннем классическом стиле, иногда даже до абсурда. На одном из метоповв Парфеноне, который был вырезан еще в 440S, то Centaur размозжить в Лэписимеет типичный высокий классический вид задумчивую, почти меланхолическую отрешенность. Еще более любопытны утонченные, бесстрастные лица в сценах публичных домов, воспроизведенные на некоторых арретинских горшках конца I века.
Драпировка в высокой классической скульптуре Типичная драпировка в стиле раннего классицизма в греческом искусстве. закутал фигуру в систему глубоких складок, которые в основном повторяли линию тела и ног. Если поза стояла вертикально, складки падали вертикально; и если поза была наклонной или изогнутой, то также чаще всего было направление складок. Эффекты были достаточно величественными в стоячих фигурах, но в остальном казались слишком монотонными и ограничивающими для скульпторов высокой классики, которые считали драпировку средством объяснения или подчеркивания анатомии и действия объекта. Тем не менее, несмотря на более убедительный вид, новые устройства не более соответствовали действительности и основывались не столько на наблюдении за драпированными моделями, сколько на изучении оптических иллюзий. Это характерно для идеальной скульптуры, которая изображает природу не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть.
Если посмотреть на Пенелопу (около 460 г. до н.э.), а затем на Ирис (около 435 г. до н.э.) западного фронтона Парфенона, оба они полностью вырезаны по кругу, формы ириса кажутся гораздо более округлыми. Такой внешний вид создается благодаря расположению драпировки, и здесь есть два важных нововведения – «прозрачность» и «модельная линия». Прозрачная драпировка, или, точнее, драпировка, которая цепляется за фигуру, как если бы это был какой-то влажный тонкий материал, использовалась для нижних частей позднеархаического корай, а в раннем классическом стиле была предпринята попытка провинциального скульптора Трона Людовизи. Но на радужной оболочке прозрачность гораздо более сложная, особенно живот и грудь моделируются гладкими поверхностями и высокими узкими выступами; между прочим, цель этих выступов не была подачкой к приличию, поскольку краски было достаточно, чтобы показать, что фигура одета, но чтобы завершить общий дизайн, а также подчеркнуть моделирование. Независимо от того, предлагалась ли прозрачность скульпторам высокой классики картинами, их использование этого устройства было полностью скульптурным.«Линию моделирования» очень ясно демонстрируют правое бедро Ирис, а также бедра богов с фриза Парфенона. На модели Penelope складки драпировки на бедрах выглядят более или менее прямыми линиями, как вертикальными, так и наклонными, и эффект получается плоским. На радужной оболочке и богах фриза складки изгибаются вверху, как будто воспроизводя профиль бедра, и этот или какой-либо аналогичный рефлекс зрения создает впечатление округлости в глубине, что особенно необходимо при низком рельефе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Комментирование недоступно Почему?