Пергамская школа эллинистической скульптуры читать ~6 мин.
В греческом искусстве термин «Пергамская школа» описывает тип греческой скульптуры, связанной с городом Пергамон в Малой Азии во время его золотого века, когда им управляла династия Атталидов (241–133 гг. до н.э.). Как и эллинистическое искусство в целом, пергамский стиль скульптуры отличался высокой степенью эмоциональности, а также выраженным натурализмом. Это помогало создать у зрителя живое ощущение реальности. Примеры эллинистической греческой скульптуры, созданной в Пергамоне, включают серию статуй Умирающих галлов (наиболее известные примеры которых находятся в Капитолийском музее и Национальном музее в Риме). Эксперты определили их как копии работ, заказанных Атталом I (царствовал 241–197 до н.э.) для празднования его победы над галлами. Также к этим примерам относится рельефная скульптура Пергамского алтаря Зевса, построенного царём Евменом II из династии Атталидов в период с 166 по 156 г. до н.э.
Нам известно лишь небольшое количество имён скульпторов, принадлежащих к пергамской школе: Антигон, Эпигон, Фитомах, Согон и Стратоник. Другие эллинистические статуи и рельефы, такие как Лаокоон (42–20 гг. до н.э.), Менелай с телом Патрокла (III век до н.э.) и Наказание Дирки («Фарнезский бык») (II век до н.э.), также характеризуются похожим чувством драматизма и динамики. Это побуждает некоторых искусствоведов усомниться в необходимости выделения отдельного «пергамского» стиля. Однако другие исследователи, в том числе учёный Т. Б. Л. Вебстер, настаивают на том, что пластическое искусство, созданное для двора Атталидов в Пергамоне, демонстрирует единство стиля, которое полностью оправдывает это название. Для более поздних скульпторов и движений, вдохновлённых пергамской школой, см.: Классицизм в искусстве (800 и далее).
Где находится Пергамон
Пергамон (иногда называемый Пергамом) был древнегреческим городом, расположенным на холме с видом на реку Каик в современной Турции. Он находился в глубине материка, в 26 километрах от берега Эгейского моря. Пергам был основан около середины V века до н.э., в период классической античности. Однако он стал действительно заметным только тогда, когда служил столицей династии Атталидов (241–133 гг. до н.э.). Сегодня его территорию занимает турецкий город Бергама.
Кем были Атталиды
После смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. его обширное царство было завоёвано и в конечном итоге поделено его сильнейшими полководцами, известными как диадохи (преемники). Каждый из них основал отдельную династию. Четыре силовых блока, которые должны были появиться: Египет, управляемый династией Птолемеев; Месопотамия и Центральная Азия, управляемые династией Селевкидов; Македония, управляемая Антигонидами; и Малая Азия (также называемая Анатолией, современная Турция) под властью династии Атталидов.
Царство Атталидов фактически развилось из более обширной империи Лисимаха, которой правил Лисимах — полководец Александра Великого. В 282 году до н.э., после смерти Лисимаха, один из его офицеров, Филетер, взял под свой контроль Пергамон. Его потомки привели к появлению династии Атталидов следующим образом:
Династия Атталидов — правители Пергама
Филетер (282–263 гг. до н.э.)
Евмен I (263–241)
Аттал I Сотер (241–197)
Евмен II (197–159)
Аттал II Филадельф (160–138)
Аттал III (138–133).
Первоначально царство Атталидов было вассальным государством в составе царства Селевкидов. Независимость оно получило при Евмене I, а к 183 году до н.э. расширилось и включило большую часть Малой Азии, отчасти благодаря союзу с Римом. Крепость и дворец Атталидов были построены на вершине холма в Пергаме, а остальная часть города занимала нижние склоны и равнину. В 133 году до н.э., после того как Аттал III умер без наследника, царство перешло под контроль Римской республики.
Центр эллинистической культуры
Эллинизм — это название, данное всеобщему восхищению искусством и культурой классической греческой цивилизации, которое процветало во всём известном мире от смерти Александра в 323 году до упадка греческой власти в 31 году до н.э. Например, народы вокруг Восточного Средиземноморья были впечатлены скульптурой древней Греции, а также греческой архитектурой и греческой керамикой и широко подражали этим стилям.
Атталиды превратили Пергамон в один из самых красивых греческих городов эллинистического периода. Была построена библиотека, которая уступала только Александрийской, несколько театров, храм Афины Никефоры и, конечно же, Большой алтарь Зевса с его необычным фризом из каменной скульптуры. Кроме того, сотни скульптур и картин были заказаны для украшения городских храмов и общественных мест. Ко времени своего присоединения к Риму этот великолепный архитектурный комплекс (большая часть которого была завершена Евменом II и Атталом II) был домом для почти 200 000 человек. После падения Западной Римской империи в V веке н.э. Пергамон вошёл в состав Византийской империи, пока в XIV веке не попал под власть Османской империи.
Характеристики пергамской скульптуры
Стиль скульптуры, развивавшийся пергамскими художниками, иногда называемый пергамским барокко, лучше всего рассматривать как передовое направление эллинистической мраморной скульптуры в период 200–150 гг. до н.э. Для него характерны очень выразительные жесты, драматические, наполненные действием позы, преувеличенная мускулатура и глубокие складки драпировки. Эти элементы помогают передать боль, страдание и другие эмоции изображаемых персонажей.
Эти характеристики проиллюстрированы группой статуй, выполненных по заказу Аттала I (269–197 до н.э.) для празднования его победы над галлами. Освящённая на Акрополе Пергама, эта группа включает знаменитую сцену самоубийства галла и его жены (оригинал сейчас утерян, но отличную копию можно увидеть в Музее Массимо алле Терме в Риме). Эти и другие подобные пергамские статуи были позже скопированы римскими скульпторами и известны как «Умирающие галлы».
Стиль пергамского барокко особенно заметен в Большом алтаре Зевса с его мраморным фризом длиной 112 метров, изображающим гигантомахию из греческой мифологии. Этот почти трёхметровый барельеф изобилует фигурами богов и гигантов, застывших в смертельной схватке. Поверхностно эти изображения могут представлять мифическую победу Зевса над гигантами, но на более глубоком уровне они символизируют победы пергамцев над кельтами и другими захватчиками с востока. Некоторые учёные считают, что это приравнивает пергамские триумфы к победам Афин V века до н.э.
Кроме того, пергамские скульпторы были в авангарде попыток переосмыслить скульптуру высокой классики. Примером служит колоссальная Афина высотой 3 метра, которая переосмысливает Афину Парфенос — богиню Афин, созданную Фидием для Парфенона (447–438 гг. до н.э.). Этот пергамский классицизм отмечен стремлением к созданию произведений, которые можно оценить со всех сторон, а также новой гибкостью поз.
Большой алтарь Зевса, наряду с другими отдельно стоящими скульптурами на Пергамском акрополе, был раскопан в 1878 году выдающимися немецкими археологами Карлом Гуманом (1839–1896) и Александром Конце (1831–1914) под эгидой Прусских государственных музеев в Берлине. Восстановленные скульптуры, включая всё, что осталось от впечатляющего фриза Гигантомахии, теперь выставлены в Пергамском музее в Берлине.
О декоративно-прикладном искусстве из более широкой Эгейской области см. Искусство классической древности (ок. 1000 лет до н.э. — 450 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?