Древнеегипетская архитектура читать ~18 мин.
Архитектура Древнего Египта – страны, состоящей из двух частей, Верхнего и Нижнего Египта, – отражает две фундаментальные особенности египетской культуры. Во-первых, вера в то, что жизнь на земле была просто кратким перерывом по сравнению с вечной загробной жизнью. Во-вторых, тот факт, что Египет был теократией, королю (или фараону) которого поклонялись как Богу с абсолютными полномочиями: правителю, который владел большой частью земли Египта и значительной части его ресурсов. В результате этих двух факторов огромная часть египетских архитектурных проектов, строительных материалов и рабочей силы была посвящена строительству огромных комплексов гробниц фараонов, известных как пирамиды, предназначенных для сохранения тела фараона и защиты его имущества после смерти, а также для того, чтобы облегчить его переход в загробную жизнь. Общенациональная индустрия египетских архитекторов, мастеров, художников и скульпторов трудилась над созданием погребальных произведений искусства, ювелирных изделий и других необходимых артефактов. В дополнение к строительству гробниц, египетские архитекторы стремились (в соответствии с указаниями фараона) прославлять богов, строя храмы в их честь, а также пропагандировать и сохранять ценности дня. В этом контексте обратите внимание, что все формы египетского искусства, такие как архитектура, живопись, металлообработка, керамика и египетская скульптура, регулировались очень консервативным набором традиционных правил и соглашений, которые отдавали предпочтение порядку и форме, а не художественному выражению.
Несмотря на их достижения в области монументальной архитектуры фараонов, существует мало свидетельств городского планирования, за исключением городов рабочих в Кахуне и Дейр-эль-Медина – в обоих случаях это жилые помещения для людей, занятых работами над усыпальницей фараона. В столице Эхнатона Амарне (ок. 1474–62 гг. до н.э.) городские дома были похожи на загородные виллы. Суть египетского дома заключалась в том, что он находился в саду. Это подтверждается настенными росписями в гробницах и рисунками на папирусах. Модели домов имеются в распоряжении историков – два превосходных деревянных образца были найдены в гробнице благородного Мекетра, около 2050 года до нашей эры, в Фивах. Египетские дома были построены из глиняного кирпича и дерева с редкими каменными опорами для основания колонн или порогов. Но египетский дом был построен на всю жизнь, а гробница – на вечность.
Архитектурные характеристики и материалы
В целом, египетские архитектурные проекты были монументальными, но архитектурно несложными: они использовали столбы и перемычки, а не арки, хотя египетские каменщики оказали сильное влияние на более поздние греческие скульптуры и архитектуру. Недостаток древесины компенсировался обилием обожженных на солнце глиняных кирпичей и камня (в основном известняка, но также гранита и песчаника), хотя большинство крупных сооружений пришлось строить возле Нила, поскольку строительные материалы перевозились по реке. Камень был впервые представлен в эпоху Древнего царства (2686-2181 до н.э.), первоначально только для гробниц и храмов, а также для архитектурной скульптуры. Кирпичи использовались для всего остального, включая дворцы фараонов, укрепленные здания, стены храма и хозяйственные постройки, а также муниципальные и другие гражданские комплексы. Самая известная египетская архитектура была завершена в течение двух периодов: Древнее царство (2686-2181) (в основном пирамиды) и Новое царство (1550-1069) (в основном храмы). Смотрите также: Глоссарий по архитектуре.
История
Египетская архитектура была формой древнего искусства, которое развивалось более 3000 лет и этот промежуток времени традиционно классифицируется следующим образом:
Пред-династическая архитектура (до 3100 г. до н.э.)
Построено мало постоянных сооружений. Большая часть наших знаний о конструкциях в эпоху неолитического искусства исходит из иероглифов. В Верхнем и Нижнем Египте соблюдались разные обычаи захоронения, поэтому здания гробниц были совершенно разными. Важные населенные пункты расположены в Буто, Иераконполисе и Накаде. Для получения дополнительной информации о культуре более поздних времен, пожалуйста, смотрите: Месопотамское искусство (ок. 500-539 до н.э.).
Ранняя династическая архитектура (1-2 династии) (3100-2686)
Этот период, иногда называемый династическим периодом Тинитов, стал свидетелем объединения Верхнего и Нижнего Египта Менесом и основания Мемфиса, первой столицы. Создана иероглифическая система письма. Важные раннединастические строительные конструкции вращались вокруг строительства мастабасов, одноэтажных кирпичных ящиков с погребальной камерой внизу, в которых были похоронены умершие представители правящего класса.
Архитектура Старого Царства (3-6 династии) (2686-2181)
В этот период камень впервые использовался при строительстве монументальных зданий. Огромные пирамиды, содержащие погребальные камеры династических фараонов, были окружены комплексом гробниц и храмов. Египетские дворяне и высокопоставленные чиновники хоронились в соседних прямоугольных структурах, называемых мастабами. Архитектура пирамид достигла высшей точки в Гизе, Дашуре и Саккаре. Знаменитые пирамиды Старого Царства – Великая пирамида Хуфу в Гизе (ок. 2550 г.), Ступенчатая пирамида Джосера (ок. 2630 г.), Наклонная пирамида Снефру (ок. 251 г.), Красную пирамиду Снефру (ок. 605 г.) и пирамида Тети (ок. 2323). Интерьеры пирамид часто украшали статуи и другие виды каменной скульптуры, а также росписи. Еще одной огромной структурой Старого Царства был Великий Сфинкс в Гизе (ок. 2540). Также в это время Гелиополис стал центром культа бога солнца Ра.
Подробнее см.: Раннеегипетская архитектура .
Другие примеры архитектуры третьего тысячелетия см.: Стоунхендж (ок. 3000 г. до н.э.), Мегалитическая гробница Ньюгрейнджа (ок. 3000 г. до н.э.) и ее родственный неолитический сайт Knowth Megalithic Tomb (ок. 2500 г. до н.э.).
1-й промежуточный период (7-11 династии) (2181-2055)
В конце Старого Царства Египет разделился на две зоны – северная зона, управляемая из Мемфиса, и южная зона, управляемая из Фив, – с отдельными династиями. Последовавшие за этим гражданские беспорядки и экономический спад исключили любое сложное строительство гробниц и художественные стандарты упали.
Архитектура Среднего царства (12-13 династии) (2055-1650)
В начале Среднего царства южный город Фивы стал египетской столицей. Новый некрополь был построен на холмах напротив Фив, на западном берегу Нила. На протяжении более 500 лет в этой области, известной как Долина Царей, находились гробницы фараонов и могущественной знати. Этот период стал свидетелем более стабильного политического климата, что привело к возрождению архитектурной деятельности, хотя на портретных скульптурах фараонов Среднего Царства обнаруживаются лица, отмеченные тревогой, в отличие от безмятежности фигур Старого Царства. Эта тревога была отражена в уменьшении размера и качества королевских пирамид и храмов, возведенных рядом с оазисом Фаюм, которые были меньше и построены в основном из сухого кирпича с каменной облицовкой. Эта менее качественная архитектура была частично компенсирована растущей изощренностью египетской живописи Среднего царства и рельефной скульптуры.
Для получения дополнительной информации см.: Египетская архитектура Среднего царства .
2-й промежуточный период (14-17 династии) (1650-1550)
В конце Среднего царства еще больше политических беспорядков. Азиатские племена гиксосов с лошадьми и колесницами захватили северный Египет; Короли Фив управляли югом. За это время не было построено ни одной монументальной архитектуры имеющей историческое значение.
Архитектура Нового Царства (18-20 династии) (1550-1069)
Фараоны 18-й династии воссоединили страну, изгнали гиксосов и наблюдали за возрождением искусства. Храмы, скальные гробницы, гранитные статуи и рельефы стен, а также надписанные камни были возведены по всей длине долины Нила. Новое процветание характеризовалось драгоценными металлическими изделиями, ювелирными украшениями и скульптурами, обнаруженными в гробнице короля Тутанхамона. Период также показал краткий революционный эпизод в египетском богословии и архитектуре – стиль Amarna – который произошел во время правления короля Эхнатона (Аменхотеп IV). К наиболее знаменитым архитектурным достижениям Нового царства относятся великие каменные храмы, посвященные многочисленным богам. Как правило, их украшают колоссальные ворота, дворик с колоннами, зал колонн и храмовый зал, а также одну или несколько часовен, их внутренние комнаты были доступны только фараону и его первосвященникам. Архитектурное проектирование колонн и капителей было основано на растительных мотивах, так же как и настенные украшения. Фараоны Нового Царства построили обширные комплексы гробниц и погребальных храмов в Долине Царей в Луксоре, Карнаке, Абидосе, Телль-эль-Амарне и Абу-Симбеле.
Для получения дополнительной информации см.: Архитектура Египетского Нового Царства.
Одна из самых известных гробниц в Долине Царей принадлежала королю Тутанхамону (c.1341-1323) из 18-й династии, который правил Египтом во время Нового царства с 1332 по 1323 г. до н.э. Обнаруженная в 1922 году, его гробница – одна из немногих обнаруженных почти нетронутой – содержала более 5000 сокровищ, включая стулья, статуи, позолоченные колесницы, кушетки и золото.
3-й промежуточный период (21-25 династии) (1069-664)
После эпохи Нового Царства, Египет снова раскололся, поскольку внутренние области оставили первосвященникам Амона под контролем Фивы, в то время как ливийские племена управляли севером. В этом климате не было никаких архитектурных новшеств, но несколько монументальных зданий были закончены. Исключение составили пирамида в Эль-Курру, построенная в 721 году Пийе, первым правителем египетской 25-й династии; и пирамида в Нури (современный Северный Судан), построенная в 664 году фараоном Тахарка.
Позднеегипетская архитектура: (26–31 династия) (664–332 г.г. до н.э.) и Архитектурные проекты Птолемея (332-30)
Нубийцы завоевали Египет в начале эпохи, до того, как страна воссоединилась под властью династии Саитов. Затем, в 5-м веке до нашей эры, Египет был захвачен Персией, прежде чем в конечном итоге восстановить свою независимость с 404-340 гг. Позже, она была снова низвержена, на этот раз Александром Македонским, после преждевременной смерти которого в 323 году контроль над Египтом перешел к одному из старших генералов Александра, Птолемею I. Отныне влияние греческого искусства постепенно станет более очевидным. Архитектурная деятельность продолжалась вдоль долины Нила, но ни одна из гробниц или храмов, построенных эфиопами, династией Саитов или персами, не заслуживает внимания. Чтобы поддерживать порядок и установить законность, Птолемеи закончили уже начатые храмы, такие как храм Исиды Нектанебо II и построили новые по всей стране, включая Нубию. Самые важные находятся в Дендере, Эсне, Эдфу, Ком Омбо, Филе. Из них Храм Гора в Эдфу (237-57) является наиболее хорошо сохранившимся египетским храмовым комплексом. Возведенный в период греческого Птолемея, один из двух гипостильных залов содержит 18 массивных колонн из песчаника. Однако сами Птолемеи жили и были похоронены в своей недавно основанной столице в греческом стиле Александрии, на побережье Средиземного моря.
Для получения дополнительной информации см.: Архитектура позднего Египта.
Римская архитектура в Египте (30 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Подобно династии Птолемеев и другим иностранцам, римляне взяли на себя древнюю роль фараонов и продолжали сохранять фикцию правящего царя с богами в интересах мирового порядка. Это обязало их учредить программу римской архитектуры в Египте, в рамках которой строились храмы для поклонения божествам. После эллинизации Восточного Средиземноморья, в период 323-30 до н.э., греческое влияние начало проявляться в египетских строительных конструкциях: процесс продолжался после 30 года римлянами, хотя они добавили новые собственные архитектурные приемы и материалы. Римские архитектурные сооружения в Египте включают Павильон Траяна (ок. 1664 г. н.э.) в Филе, в котором египетские рисунки цветущих лотосов используются для украшения капителиев греко-коринфских колонн. На его внутренних стенах изображен император Траян, совершающий подношения египетским богам Изиде и Осирису. Для получения более подробной информации о римской строительной технике см.: Римское искусство. Греческое влияние в других видах изобразительного искусства см.: Фаюмские портреты (ок. 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).
По вопросам развития архитектуры, скульптуры и живописи читайте об Истории искусства, а также изучите Хронологию истории искусства.
Знаменитые египетские пирамиды и другие сооружения
Самыми известными сохранившимися примерами монументальной архитектуры в Египте являются пирамиды, хотя разрушенные храмы и комплексы гробниц в Карнаке, Луксоре и других местах все еще захватывают дух. Артефакты из этих святилищ можно увидеть в лучших художественных музеях мира, в частности в Лувре, Британском музее и музее Метрополитен в Нью-Йорке, а также в Музее египетских древностей в Каире.
Три наиболее знаменитых сооружения – это, вероятно, Великая пирамида в Гизе (также известная как пирамида Хуфу иили «пирамида Хеопса»); Великий Сфинкс в Гизе и Пирамида Джосера в Саккаре.
Великая пирамида (построена в 2540-2560 гг. до н.э.)
Построенная как усыпальница для египетского фараона Хуфу (по-гречески: Хеопс), она является крупнейшей из трех пирамид в некрополе Гизы и старейшей и лучше всего сохранившейся из семи чудес древнего мира. На протяжении более 3800 лет это была самая высокая искусственная постройка в мире.
Великий Сфинкс в Гизе (построен в 2550–2530 гг. до н.э.)
Эта колоссальная известняковая скульптура лежащего сфинкса (мифическое существо, состоящее из человеческой головы на теле льва) – крупнейшая в мире монолитная статуя – расположена на плато Гиза на западном берегу Нила. Считается, что голова Сфинкса – портрет короля Хуфу.
Пирамида Джозера (построена около 2630 г. до н.э.)
Разработанная Имхотепом, одним из величайших архитекторов древнего Египта, она считается самой ранней пирамидой и старейшим сооружением в мире, построенной с применением каменной кладки.
Смотрите также: Мегалитическая архитектура.
Знаменитые египетские храмы
Самую известную храмовую архитектуру Древнего Египта можно увидеть в старом городе Фивы, в северных руинах которого находится храм Карнак, а в южных руинах – комплекс Луксор.
Карнакский храмовый комплекс (ок. 1550-323 гг. до н.э.)
Расположен на восточном берегу реки Нил в нескольких километрах к северу от Луксора. Этот комплекс состоит из четырех основных частей: участка Амон-Ра, участка Монту, участка Мута и храма Аменхотепа IV, а также нескольких небольших храмов. Основная причина его масштаба, а также уникальной сложности его архитектурного дизайна и отделки заключается в том, что он разрабатывался в течение длительного периода времени и включал активное участие архитекторов, нанятых более чем 30 фараонами. Самая яркая особенность комплекса – это колонный зал (гипостиль) в великом столичном храме государственного бога Амона, построенный Рамсесом I. В этом зале было 134 колоссальных колонны, расположенных в 16 рядов. Подавляющее большинство (122) имеют высоту более 9 метров, а остальные 12 имеют высоту почти 20 метров и диаметр 3,5 метра.
Луксорский храмовый комплекс (ок. 1400-1200 до н.э.)
Этот храмовый комплекс (часть древнего города Фив), также расположенный на восточном берегу Нила, был основан во времена правления Аменхотепа III в 14 веке до нашей эры. Колонны, часовни, статуи и фризы были добавлены архитекторами царя Хоремхеба и Тутанхамона, в то время как Эхнатон добавил храм Атона. Но самое большое расширение было предпринято столетием позже Рамсесом II. Действительно, первоначально главный вход в комплекс охраняли шесть массивных статуй Рамсеса – четыре сидячих, два стоящих – из которых до наших дней дожили только две сидячие статуи. Спорадические строительные работы продолжались еще до Птолемеев.
Как создавались египетские храмы
Через тысячи лет мы все еще можем определить богов, которым поклонялись в египетских храмах и царей, которые их построили, понять назначение комнат и залов, установить культовые функции и значение различных предметов – все это благодаря их иероглифическим надписям, рельефам и украшениям. Это важные элементы архитектуры. По ним интерпретируются все здание, внутри и снаружи, а также его порталы, стены, колонны и потолки; они также показывают значение ежедневных ритуалов и особых церемоний во время великих праздников. Начиная с Нового Царства рельефная скульптура на стенах храма все больше демонстрирует царскую роль в различных фазах литургии. Они утверждают смысл ритуальной драмы, символизирующей мировой порядок и открывают тайный вход в осязаемую, логическую реальность, которая когда-то существовала. Не только культовое изображение в его святилище, но и весь храм, со всеми его часовнями, воротами, колоннами, рельефами, надписями и эмблемами, рассматривался как особое единое существо, наделенное божественным значением.
Некоторые идеи о том, как храм был построен в Гелиополе королем Сесострисом I, могут быть получены из текста кожаного свитка. Под эгидой короля, планы обсуждались среди его высокопоставленных чиновников и были доверены королевскому хранителю печати. С полной пышностью царь в сопровождении первосвященников и «книжника священной книги» отправился на строительную площадку, чтобы провести там церемонию закладки фундамента.
Строительство здания с такими потрясающими последствиями для всего мирового порядка требовало особых мотивов, тщательного планирования и особых предварительных церемоний, прежде чем началось какое-либо реальное строительство. В Эдфу эта церемония была основана на трактате Имхотепа, архитектора короля Зосера, который был написан во время Третьей династии, но содержал обряды, которые были даже старше. Первое упоминание о церемонии относится ко Второй династии, в рельефах на внешней стене гранитного храма из Иракконполиса и они все еще встречаются в рельефах храмов позднего периода. Царь отправлялся в праздничное шествие в сопровождении культового изображения на место храма. Здесь происходила ритуальная драма, в которой роли богов, по-видимому, исполняли жрецы и жрицы. В ночные часы король устанавливал четыре угловые точки и правильную ориентацию святилища по указанию бога Тота с помощью звезд. Затем, с помощью богини Сешат, он размещал окрестности храма, «вбивая колья» и «протягивая шнуры». Затем следовала церемония закладки фундамента, на которой правитель рыл траншеи фундамента, наполнял их белым песком, символом чистоты и приносил в жертву краеугольный камень, который вместе с подношениями был захоронен в четырех углах будущего здания. Наконец, в соответствии с древним обычаем, который, очевидно, восходит к истокам египетской кирпичной архитектуры, кирпичи отливались из нильской грязи, смешанной с ладаном и размещались по четырем углам фундамента. Таким образом закладывался первый камень в фундамент.
Причины возведения храма были разными. Они заключаются в требованиях богословия и священства, но особенно в царском обязательстве поддерживать с богами мировой порядок. Поэтому шлавным архитектором храма был фараон. Королевский юбилей был главным поводом для строительства храмов, больших и малых, чтобы символизировать вечное продолжение династической преемственности и подтвердить тесные отношения между царем и богами.
Архитекторы египетского храма должны были принять во внимание всю сложившуюся теологическую систему, природу главного бога, для которого должно было быть построено святилище и его сограждан, а также все их праздники и культовые требования. Соответственно, детали плана должны были быть разработаны большой группой богословов, переведены в рисунки и представлены на одобрение фараона. Проекты поздних храмов Эдфу и Дендеры восходят к древним храмовым планам и трактату, написанному Имхотепом. На папирусе и известняковых табличках изображены эскизы небольших святилищ и комплекса королевских гробниц Нового царства; план храма в Гелиополе находится на оборотной стороне инвентарной таблички. При переводе с набросков на строительную площадку, вероятно, использовалась квадратная сетка, хотя в Калабше она состояла из прямоугольников.
Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).
Египетские архитекторы
Но кто в реальности проектировал эти грандиозные здания, каковы были их задачи? Мы знаем только нескольких по имени, включая Аменхотепа (сына Хапу), Имхотепа, Сенемута, Инени и некоторых других. Из них самым известным является Имхотеп, архитектор усыпальницы царя Зосера и могильного комплекса его преемника. Его титулы и функции, сохранившиеся на статуе, представляли его как «главного скульптора, первосвященника Гелиополя, потомственного принца, первого после царя и хранителя печати царя Нижнего Египта». В 470 году до н.э. персидский царь Дарий направил Кенема-иб-Ра, главного архитектора, работавшего при Амасисе, последнем великом правителе двадцать шестой династии, возглавить экспедицию для получения каменных блоков из Вади-Хаммамата. Там он оставил нам свое родословное дерево, высеченное в скале. В качестве доказательства давней и престижной профессиональной традиции он перечисляет двадцать два поколения архитекторов, начиная с Канофера, архитектора царя Хасехемуи (конец Второй династии). Имена многочисленных архитекторов были переданы со всех периодов египетской истории; некоторые гробницы и статуи с длинными биографическими надписями были сохранены. В египетском языке нет слова «архитектор»; каждого мастера-строителя называли «директором всех царских дел». Они занимали особую доверительную позицию по отношению к правителю и часто выступали в качестве его визиря. В Новом Царстве архитекторы начинали свою карьеру, поступив на государственную службу в качестве «учеников-книжников». Это усиливает впечатление, что их основные обязанности были организационными: набор и распределение рабочей силы, приобретение строительных материалов, особенно контроль за добычей камня и его транспортировкой из отдаленных карьеров в столицу. В надписях они хвастаются своими выдающимися техническими достижениями, такими как возведение обелисков и колоссальных статуй. Лишь в редких случаях они ссылаются на построенные ими здания и никогда не на творческие идеи.
Дополнительные ресурсы
Подробнее об архитектурных методах, конструкциях и зданиях см. В следующих ресурсах.
Романская архитектура (c.800-1200)
Готическая архитектура (c.1150-1375)
Архитектура Ренессанса (1400-1600)
Архитектура в стиле барокко (ок. 1600-1750)
Неоклассическая архитектура (1640-1850)
- Фаюмские портреты
- Архитектура египетских пирамид
- Культура и религия древней Аравии
- Религия в Египте
- Эритрейская православная церковь Тевахедо
- В Каире начала свою работу международная книжная ярмарка
- Удобный для пляжного отдыха египетский отель вблизи границы с Израилем
- Эрмитаж показал «Бегство в Египет» Тициана после 12 лет реставрации
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?