Бальтазар Нейман: биография немецкого барочного архитектора читать ~4 мин.
Иоганн Бальтазар Нойман, один из величайших архитекторов немецкого барочного искусства, работал в городах Вюрцбург и Бамберг в Германии в 18 веке. Известный своей архитектурой позднего барокко, его самый известный шедевр – это монументальный особняк Вюрцбург (1720-44), позже прославленный настенными росписями и фресками художника рококо Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770), ведущей фигуры в венецианской живописи того периода. Вторым шедевром Неймана является Базилика Четырнадцати Святых Помощников (Vierzehnheiligen) (1742-74), Бад Штаффельштайн. Под покровительством влиятельной королевской семьи Шёнборнов, для которой он спроектировал придворные резиденции в нескольких местах по всему их княжеству Швейцарская Франкония, Нойман был особенно известен своими великолепными лестницами и своей способностью манипулировать пространством. Он также представил новый стиль орнамента в стиле рококо для своих интерьеров. Один из самых плодовитых архитекторов в стиле барокко, он спроектировал более 100 церквей, часовен и аббатств, а также дворцы, общественные здания, мосты, руководил многочисленными проектами городского и водного планирования и читал лекции по архитектуре и гражданскому строительству в университете Вюрцбурга. В последние годы жизни он создал несколько проектов, которые предвосхищали грядущий стиль неоклассической архитектуры.
Биография
Он родился в Королевстве Богемия, ныне Чешская Республика, и стал учеником на металлургическом заводе. Затем он изучал инженерию, прежде чем присоединиться к имперской австрийской армии, где он усовершенствовал свои технические навыки в области архитектуры крепостей. В возрасте 27 лет, продолжая свою военную карьеру на протяжении всей жизни, он поступил на службу к королевской семье Шёнборнов, базирующейся в Вюрцбурге. Они управляли важным епископством Вюрцбурга, церковным княжеством Священной Римской империи, расположенным в Нижней Франконии, рядом с епископством Бамберга. Тем временем в Вене Нейман изучал здания, спроектированные австрийским архитектором Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (1656-1723) и Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом (1668-1745), и моделировал их стиль.
Примерно к 1716 году архитектурные навыки Неймана начали привлекать внимание его современников и после некоторого периода его работы под руководством немецких дизайнеров Андреаса Мюллера и Йозефа Грейзинга семья Шёнборн назначила его главным архитектором-инженером в Вюрцбурге, на эту должность он поступил в 1720 году. Поскольку это назначение совпало с началом строительных работ над новой резиденцией, он стал главным архитектором проекта (большая часть первоначальной архитектурной планировки которого уже была завершена), работая с архитекторами Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом (1668-1745) и Максимилианом фон Вельшем (1671-1745). Проект был выполнен по заказу Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна (1673–1724) (князь-епископ 1719–25) и его брата Фридриха Карла фон Шёнборна (1674–1746) (князь-епископ 1729–46). Окончательно построенный в 1744 году, почти четверть века спустя, Вюрцбургский дворец был украшен Тьеполо и его сыном Доменико в начале 1750-х годов – см. Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53). Он остается одним из великих дворцов эпохи барокко.
Работая над строительством резиденции, Нойманн выполнил множество других проектов. К ним относятся монументальная церковь Пилигрима с двумя вершинами (Валифарцкирхе) в Гроссвайнштейне; мраморная лестница для Августусбургского дворца в Брюле по заказу архиепископа Кёльнского; Свято-Троицкая церковь в Гайбаке, украшенная зеленым и желтым охристым песчаником, со сводчатой ротондой; бенедиктинское аббатство в Нересхайме, Баден-Вюртемберг, известное своими семью куполами и овалами или эллипсами своего нефа; и Базилика Четырнадцати Святых Помощников (Vierzehnheiligen), интерьер которой украшен множеством статуй, золотых колонн, лепниной и позолотой, создавая интенсивную демонстрацию цвета и фактуры. См. Также: исполнители в стиле рококо (1700–60) и архитектура конца 18 века (ок. 1750–1830).
Здания, спроектированные Иоганном Бальтазаром Нейманом
Наиболее важные структуры, разработанные Нейманом, включают следующее. Примечание: если не указано иное, местонахождение Вюрцбург:
Вюрцбург Резиденц (1720-44)
Schonbornkapelle (1721-36)
Дом архитекторов (1722-24)
Клостеркирхе Хольцкирхен (1724-32)
Визентельдская церковь (1727 г.)
Шлосс Вернек (1734-45)
Приходская и морганская церковь св. Сесилии и Варвары, Гессен (1739-56)
Троицкая церковь, Гайбак (1740)
Каппеле (1740-52)
Августинеркирхе (1741)
Часовня Святого Креста, Этвашаузен (1741)
Базилика четырнадцати святых помощников (Бад Штаффельштайн) (1742–74)
Шлосс Брюль, Бонн (1743-48)
Августусбургский дворец, Брюль (1743-48)
Бенедиктинское аббатство, Нересхайм (1747)
Марианкирхе, Лимбах (1747-52)
Другие ведущие архитекторы в стиле барокко
В дополнение к вышеперечисленным архитекторам в число самых известных дизайнеров барокко входили:
Австрия / Германия
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Якоб Прандтауэр (1660-1726)
Иоганн Динценхофер (1663-1726)
Андреас Шлютер (1664-1714)
Иосиф Эмануэль Фишер фон Эрлах (1693-1742)
Иоганн Каспар Баньято (1696-1757)
Ганс Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф (1699-1753)
Франц Антон Баньято (Francesco Antonio Bagnato) (1731-1810)
Смотрите также: немецкие художники барокко.
Великобритания
Сэр Джон Ванбруг (1664-1726)
Сэр Кристофер Рен (1632-1723)
Франция
Франсуа Мансар (1598-1666)
Луи Ле Вау (1612-70)
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708)
Смотрите также: французские художники барокко.
Италия
Пьетро да Кортона (1596-1669)
Бернини (1598-1680)
Франческо Борромини (1599-1667)
Смотрите также: Итальянские художники барокко.
Испания
Алонсо Кано (1601-1667)
Смотрите также: Испанские художники барокко.
Россия
Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Смотрите также: Петровское искусство (1686-1725).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?