Касс Гилберт:
американский архитектор, Beaux-Arts Architecture читать ~7 мин.
Касс Гилберт — один из первых знаменитых американских архитекторов и видный представитель академической школы. Наряду с Ричардом Моррисом Хантом (1827–1895) он считается одним из пионеров архитектуры в стиле бозар, основанном на принципах ренессанса и барокко. Его высотные здания внесли значительный вклад в раннюю историю проектирования небоскрёбов. Успех в Миннесоте и Миссури, отмеченный наградами за такие проекты, как Капитолий штата Миннесота (1895–1905) в Сент-Поле и Художественный музей Сент-Луиса (1904), принёс Гилберту заказы из Бостона и Нью-Йорка.
Среди его шедевров — здание таможни Александра Гамильтона в Нью-Йорке (1901–1907) в стиле бозар, а также такие небоскрёбы, как Брейзер-билдинг в Бостоне (1896–1899), Бродвей-Чеймберс-билдинг в Нью-Йорке (1899–1900) и неоготический Вулворт-билдинг (1910–1913). Другие известные работы Гилберта включают Мемориальный художественный музей Аллена в Оберлинском колледже (1917), Публичную библиотеку Детройта (1921), здание Верховного суда США в Вашингтоне (1928–1935) и здание страховой компании New York Life (1926–1928) с его позолоченной пирамидальной крышей, покрытой 25 000 позолоченных плиток. Вклад Гилберта в американское искусство был переосмыслен и высоко оценён в эпоху постмодернизма. Его архитектурный стиль отражал уважение к истории искусства и убеждение, что общественные здания должны символизировать сложившийся социальный порядок. В то время как его младший современник Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959) развивал самобытную архитектуру Среднего Запада, известную как «стиль прерий», Гилберт предпочитал обращаться к великим европейским стилям.
Обучение и начало карьеры
Касс Гилберт родился в Зейнсвилле, штат Огайо, а в 1868 году переехал с семьёй в Сент-Пол, штат Миннесота. Он начал свой путь в архитектуре в мастерской Абрахама М. Рэдклиффа, после чего в течение года изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (MIT, 1878) по новой программе, разработанной Уильямом Робертом Уэром (1832–1915). Вернувшись в 1880 году из европейского Гранд-тура, Гилберт устроился в престижную нью-йоркскую фирму McKim, Mead & White. Под руководством Чарльза Маккима (1847–1909), Уильяма Резерфорда Мида (1846–1928) и Стэнфорда Уайта (1853–1906) он работал в офисах компании до 1883 года, после чего вернулся в Сент-Пол в качестве полноправного архитектора.
Ранние проекты и архитектурный стиль
С 1884 по 1892 год Гилберт работал в партнёрстве с Джеймсом Ноксом Тейлором, своим однокурсником по MIT. Фирма быстро завоевала известность на местном уровне, проектируя здания для Северной тихоокеанской железной дороги, а также жилые дома, склады, магазины, церкви, клубы и офисные здания, включая знаменитый Эндикотт-билдинг в Сент-Поле. Во многих проектах Гилберт творчески переосмысливал детали европейских зданий, увиденных во время Гранд-тура. Он работал в популярных стилях той эпохи: неороманском стиле Генри Хобсона Ричардсона (1838–1886), стиле «шингл», неоготическом, который продвигали Ричард Апджон (1802–1878) и Джеймс Ренвик (1818–1895), а также в пышном стиле бозар, популяризированном парижской Школой изящных искусств.
Ранние работы Гилберта привлекли внимание ведущих архитекторов Нью-Йорка и Чикаго, в том числе Дэниела Х. Бернема (1846–1912), главы фирмы Burnham and Root, одного из лидеров Чикагской школы архитектуры. В 1892 году Гилберта избрали в состав национального жюри по отбору архитекторов для Всемирной Колумбовой выставки 1893 года в Чикаго.
Проект Капитолия штата Миннесота
В 1894 году Гилберт выиграл конкурс на проектирование Капитолия штата Миннесота в Сент-Поле. Его элегантный проект в стиле бозар, вдохновлённый архитектурой Ренессанса и барокко, был увенчан куполом, напоминающим о соборе Святого Петра в Риме. Картины, фрески и скульптуры для здания были выполнены многими выдающимися художниками страны. Этот громкий успех открыл ему путь к блестящей карьере в Нью-Йорке, хотя он оставался в Миннесоте до 1898 года.
Биографические сведения о европейских архитекторах, работавших на рубеже веков, можно найти в статьях о представителях стиля модерн: Йозефе Марии Ольбрихе (1867–1908), Викторе Орта (1861–1947), Гекторе Гимаре (1867–1942) и немецком модернисте Петере Беренсе (1868–1940).
Архитектор Восточного побережья
После успеха в Миннесоте Гилберт получил заказы на проектирование нескольких высотных зданий, вошедших в моду благодаря усилиям Уильяма Ле Барона Дженни (1832–1907) и других представителей Чикагской школы. В Бостоне он спроектировал Брейзер-билдинг (1896) — офисное здание со стальным каркасом в неоренессансном стиле. За ним последовал Бродвей-Чеймберс-билдинг в Нью-Йорке (1899–1900). Оба сооружения стали гармоничными образцами неоренессансной архитектуры. В 1899 году Гилберт выиграл престижный конкурс на проект здания таможни в Нью-Йорке (1901–1907), ныне известного как здание таможни Александра Гамильтона, опередив своих бывших наставников из McKim, Mead & White. Ротонду здания украшают настенные росписи нью-йоркского художника Реджинальда Марша (1898–1954). Гилберт также спроектировал 12-этажный Сполдинг-билдинг в Портленде (1910–1911), а затем получил свой самый знаменитый заказ — на здание Вулворт.
Вулворт-билдинг
57-этажный Вулворт-билдинг (1910–1913) в Нижнем Манхэттене, спроектированный Гилбертом, стал его интерпретацией готической архитектуры XX века. На момент завершения строительства в 1913 году это было самое высокое здание в мире, превзошедшее башню Метрополитен-Лайф-иншурэнс-компани-тауэр. Оно сохраняло этот статус до 1930 года, когда его превзошёл Крайслер-билдинг. Вестибюль здания, крестообразный в плане, отличается высокими сводами и роскошной отделкой из скиросского мрамора, мозаики, витражей и бронзовых элементов. Проект был новаторским и с инженерной точки зрения: предложенная Гилбертом технология облицовки стального каркаса стала стандартом на десятилетия.
Другие архитектурные проекты
Гилберт получил заказы на проектирование ещё двух капитолиев — Капитолия штата Арканзас в Литл-Роке (1900–1917, совместно с Джорджем Р. Манном) и Капитолия штата Западная Виргиния в Чарлстоне (1924–1932), а также других общественных зданий, в основном в стиле бозар. В некоторых из них присутствовали элементы стиля колониального возрождения, отсылающие к работам ранних американских архитекторов, таких как Томас Джефферсон (1743–1826), Уильям Торнтон (1759–1828), Чарльз Булфинч (1763–1844) и Бенджамин Латроб (1764–1820).
Среди других его работ — Юнион-клаб в Нью-Йорке (1902), спроектированный по образцу итальянского ренессансного палаццо, пристройка к зданию Казначейства США (1918–1919) и публичные библиотеки в неоренессансном стиле в Сент-Луисе, Хартфорде (обе 1908) и Детройте (1921). Его Палас-оф-Файн-Артс, построенный для Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе, впоследствии стал зданием Художественного музея Сент-Луиса. Дизайн этого сооружения был вдохновлён термами Каракаллы в Риме.
Он разработал генеральные планы для кампусов Миннесотского университета в Миннеаполисе (1908), Оберлинского колледжа в Огайо (1917) и Техасского университета в Остине. Два его здания в Остине, Баттл-холл (1911) и Саттон-холл (1918), выполненные в испано-средиземноморском стиле, считаются одними из лучших архитектурных произведений штата.
Ещё одним важным проектом Гилберта было здание штаб-квартиры компании Chase в Уотербери, штат Коннектикут (1917–1919). Оно стало частью уникального архитектурного ансамбля, полностью спроектированного Гилбертом, который также включает мэрию, здание банка Chase и другие сооружения.
Здание Верховного суда США
Последним крупным проектом Гилберта стало здание Верховного суда США (1928–1935) в Вашингтоне — выдающийся пример его неоклассической архитектуры. Строительство было завершено после его смерти под руководством его сына, Касса Гилберта-младшего. Монументальное сооружение, напоминающее римский храм, имеет фасад из вермонтского мрамора с коринфскими колоннами. Интерьеры облицованы испанским мрамором цвета слоновой кости, а всё здание богато украшено статуями и фризами.
Лидер архитектурного сообщества
Гилберт был одним из основателей Архитектурной лиги Нью-Йорка в 1881 году и её президентом в 1913–1914 годах. Он также возглавлял Американский институт архитекторов (1908–1909) и Национальную академию дизайна (1926–1933). С 1910 по 1916 год он был членом Комиссии изящных искусств США. Гилберт скончался в 1934 году во время поездки в Англию.
Наследие
Гилберт был плодовитым и чрезвычайно успешным архитектором, оставившим свой след в облике многих американских городов. Хотя его ранние работы в Миннесоте отличаются живописностью и творческим подходом, к началу XX века он утвердился как архитектор академической школы Восточного побережья. Его проекты, основанные на классических традициях, стали зримым воплощением веры американцев в то, что их страна является законной наследницей греческой демократии, римского права и гуманистической философии эпохи Возрождения.
Коллекции чертёжей и других работ Гилберта хранятся в Историческом обществе Миннесоты, Нью-Йоркском историческом обществе и Библиотеке Конгресса.
Архитектура двадцатого века
Более подробную информацию о проектировании зданий XX века см. в статьях Архитектура XX века и Вторая чикагская школа архитектуры (ок. 1940–1975).
- Архитектура на пульсе времен
- От классицизма к реализму
- Экскурсии по Санкт-Петербургу
- Творчество Антонио Гауди. Дифирамб мастеру
- Санкт-Петербург - культурная столица России
- «Вечный человек» Гилберта Честертона, краткое содержание
- «Представь нас в свете» Келли Лой Гилберт, краткое содержание
- «Город женщин» Элизабет Гилберт, краткое содержание
- «Есть, молиться, любить: Один год из жизни женщины в путешествии по Италии, Индии и Индонезии в поисках ВСЕГО» Элизабет Гилберт, краткое содержание
- Король живописцев Тициан Вечеллио (1477-1576)
- Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?