Кристофер Рен:
английский архитектор эпохи барокко читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Наиболее известный как один из величайших архитекторов Англии, сэр Кристофер Рен был также профессором астрономии в Оксфорде, учёным, которым восхищался сэр Исаак Ньютон, занимавшимся биологией, механикой и оптикой, а также членом парламента и основателем Королевского общества (президент в 1680–82 годах). Приобретя интерес к архитектуре в возрасте 30 лет благодаря изучению римского архитектора Витрувия (78-10 гг. до н.э.) и работ Иниго Джонса (1573-1652), его шедевром является проект собора Святого Павла (1674-1711) в Лондоне, который он спроектировал и построил после Великого пожара (1666 года), наряду с примерно 50 другими церквями в своей должности королевского инспектора работ. Другие примеры его английской архитектуры барокко включают: Кенсингтонский дворец (1689–96) и южный фасад дворца Хэмптон-Корт — оба спроектированы для Вильгельма Оранского — Шелдонианский театр в Оксфорде (1663), Старый Королевский военно-морской колледж в Гринвиче (1696-1712) и Королевскую обсерваторию в Гринвиче (1675). Считающийся сегодня величайшим из английских архитекторов эпохи барокко, он, тем не менее, зависел от других проектировщиков в Королевском управлении работ, в частности Николаса Хоксмура (1661-1736) и Джона Ванбру (1664-1726).
Биография
Получив образование в области латыни и физики в Оксфордском университете, где он был членом прогрессивного кружка Уилкинса, состоявшего из математиков, художников и философов, он был избран членом колледжа Всех Душ, после чего стал профессором астрономии в Грешем-колледже в Лондоне (1657), а позднее — Савильским профессором астрономии в Оксфорде (1661).
Примерно в 1665 году, вскоре после того как он начал проявлять интерес к архитектуре, к нему обратились по поводу перепроектирования довольно обветшалого собора Святого Павла. В том же году он посетил Париж, где встретился с Бернини (1598-1680) и увидел его проекты нового Лувра. Хотя на следующий год Великий пожар в Лондоне (1666) уничтожил как собор, так и две трети города, проект Рена в конечном итоге был принят, и в 1669 году он стал инспектором работ при короле Карле II. На этой должности он руководил огромной задачей по восстановлению большей части города и взял на себя прямую ответственность за собор Святого Павла и около 50 других церквей, все из которых финансировались за счёт нового налога на уголь. В 1673 году Рен был посвящён в рыцари за свои архитектурные заслуги.
После 60 лет сэр Кристофер Рен значительно сократил свою архитектурную деятельность, при этом по-прежнему играя влиятельную роль в нескольких королевских комиссиях. Он был назначен инспектором Гринвичского военно-морского госпиталя (1696) и инспектором Вестминстерского аббатства (1698). Он умер в возрасте 90 лет и был похоронен в соборе Святого Павла.
Собор Святого Павла
Собор Святого Павла — который охватывал почти всю архитектурную карьеру Рена (1674-1711) — является высшей точкой недолговечного английского барокко, стиля, к которому с недоверием относились в протестантской Англии из-за его связи с католицизмом и искусством барокко Контрреформации. Это поразительный парадокс этого в высшей степени гармоничного здания, что Рену удалось убедить протестантское духовенство принять такое барочное сооружение. Несмотря на весь свой облик классической безмятежности, собор Святого Павла является продуктом компромисса — между надеждами Рена построить централизованную церковь, классическую во всех отношениях, и протестантским требованием продольной церкви с нефом, приделами и хором для нужд протестантского ритуала. Тем не менее существует мало продольных церквей со столь безошибочными централизующими тенденциями. Неф, например, всего на один пролёт длиннее хора. Кроме того, огромный купол диаметром 112 футов, опирающийся на восемь огромных столбов, доминирует в интерьере. Нет ощущения этих конфликтов в удивительно ритмичном экстерьере, весь ансамбль организован на двух уровнях. Тем не менее верхний ярус нефа и хора представляет собой не более чем экран для маскировки одноярусных приделов. Купол — который соперничает и во многих отношениях превосходит все построенное в Риме, как купол базилики Святого Петра — стоит на высоком барабане, возвышается над зданием, как когда-то возвышался над лондонским горизонтом. Он послужил образцом для Пантеона в Париже, спроектированного Жак-Жерменом Суфло (1713-1780). (Ещё одним знаковым произведением неоклассической архитектуры является внушительные Бранденбургские ворота в Берлине, спроектированные Карлом Готтардом Лангхансом (1732-1808).) В соборе Святого Павла и нескольких других дворцах и церквях Рен сотрудничал со знаменитым английским виртуозом резьбы по дереву Гринлингом Гиббонсом (1648-1721).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?