Кёльнский собор:
лучистая готическая архитектура читать ~6 мин.
Считающийся величайшим выражением немецкой готической архитектуры, Кёльнский собор наряду с Шартрским собором и собором Нотр-Дам во Франции является одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства в Западной Европе во всём его величии.
По заказу Конрада фон Хохштадена (1200–1261), архиепископа Кёльнского с 1238 по 1261 год, строительство собора началось в 1248 году, было прекращено в 1473 году и завершено только в 1880 году. Кроме того что это самая большая готическая церковь в Северной Европе, это также самый популярный памятник средневекового искусства в Германии, который посещает в среднем 20 000 человек в день. Расположенный недалеко от реки Рейн, собор славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, слепым узором и объединяющими рядами шпилей, а также редкими произведениями религиозного искусства, такими как роскошный Храм Трёх Королей (1191), Геро-Крест (960) — самая старая крупная резьба Христа распятого к северу от Альп — и Мадонна Мейландера (1290). С архитектурной точки зрения собор является образцом лучистого готического стиля, хотя его дизайн также включает в себя некоторые элементы экстра-декоративной пламенеющей готической архитектуры. В 1996 году Кёльнский собор был включён в Список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Смотрите также: Немецкая готика (1200–1450).

История
Христианские здания стояли на этом месте с IV века (более подробно см. Римская архитектура и раннехристианское искусство), в том числе квадратный собор, построенный Матерном, первым христианским епископом Кёльна. (См. Искусство Каролингов.) Второй собор был завершён в 818 году. Эта оттоновская базилика была разрушена пожаром в 1248 году, в то время как новые строительные работы велись в рамках подготовки к возведению нового собора. (См. также: Искусство Оттонов 900–1050.)
Истоки современного Кёльнского собора датируются 1164 годом, когда архиепископ Кёльна Райнальд Дассельский впервые получил мощи трёх волхвов, которые император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса захватил из базилики Сант-Эусторджо в Милане. Мощи обладали огромным религиозным значением и привлекали верующих со всего христианского мира. В результате церковные власти определили, что им нужен подходящий дом — отсюда и решение почти 90 лет спустя построить новый собор в модном готическом стиле по образцу французского собора в Амьене. Кажется вполне вероятным, что покровитель, архиепископ Конрад фон Хохштаден, сторонник антишвабской политики короля Людовика IX Французского, хотел, чтобы здание отразило формальную элегантность структур, возводимых в Париже в то время, таких как Сент-Шапель (1241–48).
Краеугольный камень был торжественно заложен в августе 1248 года архиепископом Конрадом фон Хохштаденом, и строительство велось под руководством архитектора мастера Герхарда, а затем мастера Михаила. Хотя хор был освящён в 1322 году, работы на западном фасаде были остановлены в 1473 году — в самый разгар расцвета знаменитой Кёльнской школы живописи — когда южная башня была завершена до уровня колокольни. Большой кран оставался на месте, украшая горизонт Кёльна в течение 400 лет, пока работы не возобновились в 1842 году. На этом этапе современные методы строительства (включая использование железных балок крыши) были включены в план строительства, который был завершён (более или менее) в 1880 году. Его два огромных шпиля высотой примерно 157 метров (515 футов), уступающие по высоте только Ульмскому собору, дают ему самый большой фасад из всех церквей в мире.
Архитектура Кёльнского собора
Собор имеет длину 144,5 метра (474 фута), ширину 84 метра (275 футов) и площадь поверхности окон 10 000 квадратных метров (108 000 кв. футов) — примерно в три раза больше витражного искусства, чем в Шартре.
Формы готического искусства быстро распространились через границы Франции и были оперативно приняты в ведущих коммерческих городах. Кёльн, как и современный ему Страсбург, стал одним из главных центров развития лучистой готики настолько, что в отличие от большинства подобных немецких зданий трудно распознать какие-либо пережитки германской традиции.
План собора имеет форму латинского креста и включает два прохода с каждой стороны (особенность, заимствованная из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических залов, когда-либо построенных. Он почти такой же высокий, как собор в Бове, который обрушился в 1284 году. Общий дизайн здания напоминает собор в Амьене.
Наличие глубокого западного вестверка, который укорачивает неф и создаёт ощущение центральности, возможно, является пережитком местных традиций. У средневекового хора очень высокая аркада, узкая трифориевая галерея (с подробным узором), освещённая окнами, в то время как фонарные окна высокие, с оригинальными витражами в нижних секциях. Зал имеет простое четырёхстороннее расположение. «Современными» аспектами Кёльна является его отказ от задействованной колонны, заимствованной из Шартра, для принятия вместо этого кластерного аркадного пирса — группы осевых колонн, которые поднимаются прямо вверх без прерывания к сводам, — и его светящегося остеклённого трифория.
Внешне тяга свода направлена вниз и поддержана парящими контрфорсами во французском стиле. Действительно, его экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных, лёгких контрфорсов, каменных скульптур, вершин и высоких портиков.
Произведения искусства
Главным сокровищем собора является его Высокий алтарь, установленный в 1322 году. Изготовленный из чёрного мрамора с единственной плитой длиной 4,6 метра (15 футов), образующей вершину, его лицевая и боковые поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефными скульптурами, иллюстрирующими религиозные сцены, такие как Коронация Богородицы — популярный готический мотив.
Самым значительным произведением искусства в Кёльне является Храм Трёх Королей (1191) — большой позолоченный саркофаг в форме базиликанской церкви. Расположенный за главным алтарём, он был заказан Филиппом фон Хайнсбергом, архиепископом Кёльнским (1167–1191), и создан Николаем Верденским (ок. 1156–1232). Превосходный пример средневекового ювелирного дела и романской скульптуры, он считается самым большим реликварием в западном мире и предположительно содержит останки Трёх Волхвов, чьи реликвии были захвачены Фридрихом Барбароссой во время его завоевания Милана в 1164 году.
Рядом с ризницей находится крест Геро (965–970) — большая резная фигура распятого Христа, первоначально позолоченная и окрашенная. Созданный примерно в 960 году для архиепископа Геро (900–976), архиепископа Кёльнского (969–976), этот изысканный предмет библейского искусства считается самым ранним из известных крупномасштабных распятий к северу от Альп.
В причастной часовне находится деревянная Мадонна Мейландера (1290) — прекрасный пример готической скульптуры, изображающей Деву Марию с младенцем Иисусом.
Самым спорным произведением искусства в соборе, вероятно, является огромный витраж площадью 113 квадратных метров, созданный постмодернистским немецким художником Герхардом Рихтером (р. 1932). Состоящий из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных случайным образом, он вызвал протест со стороны архиепископа кафедрального собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933), который выступал за более подходящее образное изображение католических мучеников XX века. Смотрите также: Витражи: материалы и методы.
Более подробную информацию о дизайне соборов XII и XIII веков во Франции и Германии см. в разделе Готические соборы (1140–1500).
Для получения дополнительной информации об эволюции проектирования зданий см.: История архитектуры (3000 до н.э. — настоящее время).
Терминология архитектора, см.:
Архитектурный словарь.
- Эволюция готической архитектуры: От ранних соборов к поздней готике
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- Готические соборы
- Готический архитектурный стиль (c.1120-1500)
- Ричард Апджон: биография архитектора готического возрождения
- «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, краткое содержание
- «Король говорит» Марка Лога и Питера Конради, краткое содержание
- Художественные концепции 1960-1980 гг. в Художественной галерее Штутгарта
- Польское искусство в украинском восприятии
- Вместе с Триером от трагедии к возрождению. Понять и простить
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?