Кёльнский собор: лучистая готическая архитектура читать ~6 мин.
Считающийся величайшим выражением немецкой готической архитектуры, Кёльнский собор, наряду с Шартрским собором и собором Нотр-Дам во Франции, является одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства в Западной Европе во всем его величии. По заказу Конрада фон Хохштадена (1200-1261), архиепископа Кёльнского с 1238 по 1261 год, строительство собора началось в 1248 году, было прекращено в 1473 году и было завершено только в 1880 году. Кроме того, что это самая большая готическая церковь в Северной Европе, это также самый популярный памятник средневекового искусства в Германии, который посещает в среднем 20 000 человек в день. Расположенный недалеко от реки Рейн, собор славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, слепым узором и объединяющими рядами шпилей, а также редкими произведениями религиозного искусства, такими как роскошный Храм Трёх Королей (1191), Геро-Крест (960) – самая старая главная резьба Христа, распятого к северу от Альп, – и Мадонна Мейландера (1290). С архитектурной точки зрения, собор является образцом лучистого готического стиля, хотя его дизайн также включает в себя некоторые элементы экстра-декоративной пламенеющей готической архитектуры. В 1996 году Кёльнский собор был включён в Список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Смотрите также: Немецкая готика (1200-1450).
История
Христианские здания стояли на месте с 4-го века (более подробно см. Римская архитектура и раннехристианское искусство), в том числе квадратный собор, построенный Матерном, первым христианским епископом Кёльна. (См. Искусство Каролингов.) Второй собор был завершён в 818 году. Эта Оттоновская базилика была разрушена пожаром в 1248 году, в то время как новые строительные работы велись в рамках подготовки к новому собору. (См. Также: Искусство Оттона 900-1050.)
Истоки Кёльнского собора датируются 1164 годом, когда архиепископ Кёльна Райнальд Дассельский впервые получил мощи трёх королей, которые император Священной Римской империи Фредерик Барбаросса похитил из базилики Сант-Эусторджо в Милане. Мощи обладали огромным религиозным значением и привлекали верующих со всего христианского мира. В результате церковные власти определили, что им нужен подходящий дом – отсюда и решение почти 90 лет спустя построить новый собор в модном готическом стиле по образцу французского собора в Амьене. Кажется вполне вероятным, что покровитель, архиепископ Конрад фон Хохштаден, сторонник антишвабской политики Людовика IX, хотел, чтобы здание отразило формальную элегантность структур, возводимых в Париже в то время, таких как Сент-Шапель (1241-48).
Краеугольный камень был должным образом заложен в августе 1248 года архиепископом Конрадом фон Хохштаденом и строительство велось под руководством архитектора мастера Герхарда, а затем мастера Михаила. Хотя освящённые в 1322 году работы на западном фасаде были остановлены в 1473 году – в самый разгар расцвета знаменитой Кёльнской школы живописи – южная башня была завершенадо уровня колокольни. Большой кран оставался на месте, рубя горизонт Кёльна в течение 400 лет, пока работы не возобновились в 1842 году. На этом этапе современные методы строительства (включая использование железных балок крыши) были включены в план строительства, который был завершён (более или менее) в 1880 году. Его два огромных шпиля – высотой примерно 157 метров (515 футов), второй по высоте после Ульма Минстера – дают ему самый большой фасад из всех церквей в мире.
Архитектура Кёльнского собора
Собор имеет длину 144,5 метра (474 фута), ширину 84 метра (275 футов) и площадь поверхности окон 10 000 квадратных метров (108 000 кв. футов) – примерно в три раза больше витражного искусства, чем в Шартре.
Формы готического искусства быстро распространились через границы Франции и были быстро приняты в ведущих коммерческих городах. Кёльн, как и современный Страсбург, стал одним из главных центров разработки лучистой готики, настолько, что в отличие от большинства подобных немецких зданий, трудно распознать какие-либо пережитки германской традиции.
План собора имеет форму латинского креста и имеет два прохода с каждой стороны (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических залов, когда-либо построенных. Почти такой же высокий, как и у Бове Собор, который рухнул в 1284 году. Общий дизайн здания напоминает собор Амьена.
Наличие глубокого западного вестверка, который укорачивает неф и создаёт ощущение центральности, возможно, является пережитком местных традиций. У средневекового хора есть очень высокая аркада, узкая трифориевая галерея (с подробным узором), освещённая окнами, в то время как фонарные окна – высокие, с оригинальными витражами в нижних секциях. Зал имеет простое четырёхстороннее расположение. «Современными» аспектами Кёльна является его отказ от задействованной колонны, полученной из Шартра, для принятия вместо этого кластерного аркадного пирса, группы осевых колонн, которые поднимаются прямо вверх без прерывания к сводам, и его светящегося остеклённого трифория.
Внешне тяга свода направлена вниз и направлена парящими контрфорсами по-французски. Действительно, его экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных, лёгких контрфорсов, каменных скульптур, вершин и высоких портиков.
Произведения искусства
Главным сокровищем собора является его Высокий алтарь, установленный в 1322 году. Изготовлен из чёрного мрамора, с единственной плитой длиной 4,6 метра (15 футов), образующей вершину, его лицевая и боковые поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефными скульптурами, иллюстрирующими религиозные сцены, такие как Коронация Богородицы, популярный готический мотив.
Самым значительным произведением искусства в Кёльне является Храм Трёх Королей (1191), большой позолоченный саркофаг в форме базиликанской церкви. Расположенный за главным алтарём, он был заказан Филиппом фон Хайнсбергом, архиепископом Кёльнским (1167-1191) и создан Николаем Верденским (c.1156–1232). Превосходный пример средневекового ювелирного дела и романской скульптуры, он считается самым большим реликварием в западном мире и предположительно содержит останки Трёх Мудрецов, чьи реликвии были захвачены Фридрихом Барбаросса во время его завоевания Милана в 1164 году.
Рядом с ризницей находится крест Геро (965–70) – большая резная картина распятого Христа, первоначально позолоченная и окрашенная. Созданный примерно в 960 году для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кёльнского (969-976), этот изысканный предмет библейского искусства считается самым ранним из известных крупномасштабных распятий к северу от Альп.
В причастной часовне находится деревянная мадандра Майандер (1290 г.), представляющая собой пример готической скульптуры Марии, изображающей Деву Марию и младенца Иисуса.
Самым спорным произведением искусства в соборе, вероятно, является огромный витраж площадью 113 квадратных метров, созданный постмодернистским немецким художником Герхардом Рихтером (р. 1932). Состоявший из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных случайным образом, он вызвал протест со стороны архиепископа кафедрального собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933), который выступал за более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века. Смотрите также: Витражи: материалы и методы.
Более подробную информацию о дизайне соборов 12 и 13 веков во Франции и Германии см. В разделе Готические соборы (1140–1500).
Для получения дополнительной информации об эволюции проектирования зданий, см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).
Терминология архитектора, см.:
Архитектурный словарь.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?