Флорентийский собор читать ~6 мин.
Ренессанс во Флоренции неразрывно связан с куполом кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Его возведение стало вдохновляющим свершением искусства Раннего Возрождения и подтвердило культурное превосходство Флоренции в период кватроченто. Строительство собора в стиле готической архитектуры началось в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310). Фасады здания украшены полихромной мраморной облицовкой, характерной для тосканского романского стиля.

Острое соперничество между городами-государствами Тосканы породило амбициозный замысел — увенчать собор куполом, который превзошёл бы по высоте все существующие в регионе. К 1418 году нефы были возведены, а восьмиугольное основание для барабана купола заложено, однако технических средств для строительства самого купола ещё не существовало. В результате проект застопорился.
Гениальное решение нашёл и воплотил ведущий архитектор эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески (1377–1446). Глубокое изучение римской архитектуры и готических традиций каменных сводов позволило ему разработать уникальный проект. Конструкция состояла из двух оболочек — внутренней и внешней. Внутренняя была самонесущей за счёт концентрических колец из камня и дерева, кирпичной кладки «ёлочкой» и стягивающих цепей. Это позволило обойтись без громоздких деревянных лесов, возведение которых было бы невозможным на такой высоте.
Проект Брунеллески ознаменовал переход от готического мировоззрения к новому духу научных и эстетических поисков. Это достижение определило дальнейшее развитие итальянского искусства, утвердив Флоренцию в качестве центра новой культурной эпохи. После кончины архитектора в облик собора был внесён ряд дополнений.
Так, в 1572–1579 годах внутреннюю поверхность купола украсила грандиозная фреска «Страшный суд», созданная по заказу семьи Медичи. Работу начал Джорджо Вазари, а после его смерти завершил Федерико Цуккари. В XIX веке по проекту Эмилио де Фабриса (1808–1883) был возведён пышный западный фасад в неоготическом стиле. А в 1899–1903 годах были установлены три массивные бронзовые двери. Однако подлинное величие собора заключается в его куполе — триумфе инженерной мысли Ренессанса.
Архитектурные факты
Соборный комплекс на Пьяцца дель Дуомо («Соборной площади») включает три сооружения: сам собор, Баптистерий Сан-Джованни и Кампанилу Джотто. Весь комплекс является частью исторического центра Флоренции, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Санта-Мария-дель-Фьоре остаётся одной из крупнейших церквей Италии. Его длина составляет 153 метра, ширина в нефах — 38 метров, а высота сводов — 23 метра. Купол возносится на высоту около 115 метров при диаметре 45 метров. Он долгие века был самым большим в мире и до сих пор является крупнейшим кирпичным куполом из когда-либо построенных.
Собор представляет собой базилику с планом в виде латинского креста. Он имеет широкий центральный неф из четырёх квадратных пролётов и два боковых нефа. Алтарь и трансепты имеют одинаковую многоугольную форму. Пространство разделено широкими стрельчатыми готическими арками, которые опираются на мощные столбы.
Напротив собора расположен Баптистерий Святого Иоанна Крестителя (Баттистеро ди Сан-Джованни) — восьмиугольное здание, построенное между 1059 и 1128 годами в стиле романской архитектуры. Архитекторы Возрождения считали его сохранившимся античным храмом, что сделало его важнейшим источником вдохновения. Баптистерий знаменит тремя комплектами бронзовых дверей, являющихся шедеврами скульптуры Ренессанса. Один из них создан Андреа Пизано (1290–1348), а два других, включая знаменитые «Врата Рая», — Лоренцо Гиберти (1378–1455), главным соперником Брунеллески.
Кампанила (колокольня) собора была спроектирована Джотто (1267–1337) и строилась с 1334 по 1359 год. После смерти Джотто работу продолжили Андреа Пизано и Франческо Таленти (1300–1369). Башня имеет квадратное основание со стороной 14 метров, её высота достигает 84 метров. Она состоит из четырёх ярусов и не имеет контрфорсов.
История строительства
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре был заложен на месте древней церкви Санта-Репарата, построенной в V веке. К концу XIII столетия она обветшала и уже не соответствовала статусу Флоренции, уступая новым величественным готическим соборам в соседних городах.
Проект нового здания разработал Арнольфо ди Камбио, автор францисканской церкви Санта-Кроче и Палаццо Веккьо. Строительство велось с перерывами, и в нём участвовало несколько поколений архитекторов, включая Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти и Андреа Орканью.
Первопричиной возникших трудностей стало принятое в 1367 году решение отказаться от традиционных для готики контрфорсов в пользу самонесущего купола в средиземноморском стиле. Модель, предложенная Нери ди Фьораванте, предполагала двойную оболочку, но не давала ответа на главный вопрос: как её построить? Ширина и высота купола были настолько велики, что он почти неминуемо обрушился бы под собственным весом.
К 1418 году единственной незавершённой частью оставался купол. Для поиска инженерного решения был объявлен конкурс, победителем которого стал Филиппо Брунеллески. Работы начались в 1420 и завершились в 1436 году. Купол стал первым в истории восьмиугольным куполом, возведённым без сплошных деревянных опор, и главным символом культуры Флорентийского Возрождения.
Решение Брунеллески основывалось на нескольких ключевых элементах. Во-первых, он стянул конструкцию четырьмя горизонтальными цепями из камня и железа, которые, подобно обручам на бочке, препятствовали распору стен. Во-вторых, каркас был усилен восемью основными и шестнадцатью вспомогательными вертикальными рёбрами. В-третьих, кладка кирпича «ёлочкой» (spina di pesce) позволила равномерно распределить вес на несущие рёбра.
Венчает купол элегантный мраморный фонарь (лантерна), спроектированный также Брунеллески, но завершённый его другом Микелоццо в 1461 году, уже после смерти мастера. Фонарь не только закрывал центральное отверстие, но и своим весом создавал дополнительную вертикальную нагрузку, повышая общую устойчивость конструкции. В 1469 году Андреа дель Верроккьо изготовил для фонаря позолоченный медный шар с крестом. В ночь на 17 июля 1600 года шар был сбит ударом молнии и спустя два года заменён новым, ещё большего размера.
Память о Брунеллески
Брунеллески, гениальный инженер Санта-Мария-дель-Фьоре, начинал как скульптор и ювелир. Он обратился к архитектуре после 1401 года, и его глубокое знание римского искусства стало ключом к успеху. Он сумел преобразовать сложный готический дизайн в нечто более простое и ясное.
Сегодня на Пьяцца-дель-Дуомо стоит большая статуя Брунеллески. Архитектор сидит, задумчиво глядя на своё творение — великолепный купол, чей классический силуэт и поныне доминирует над городским пейзажем. Сам мастер похоронен в крипте собора. Предоставление столь почётного места для захоронения в главном здании Флоренции — яркое свидетельство высочайшего уважения, которым он пользовался у сограждан.
Статьи об искусстве эпохи Возрождения
«Сиенская школа живописи» (братья Лоренцетти, Сассетта)
Ренессанс в Риме при папах (Рафаэль, Микеланджело)
Возрождение в Венеции (Мантенья, семья Беллини, Тициан, Тинторетто)
Архитектура венецианского ренессанса (1400–1600)
- Филиппо Брунеллески: архитектор раннего Возрождения, Флорентийский собор
- «Врата рая» Гиберти выставлены на всеобщее обозрение
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Нефть на воде» Хелона Хабилы, краткое содержание
- Два российских фильма попали в программу Каннского кинофестиваля
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- Футуризм: итальянское движение современного искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?