Флорентийский собор читать ~7 мин.
Ренессанс во Флоренции неразрывно связан с куполом её нового собора, строительство которого стало особенно вдохновляющим элементом искусства Раннего Возрождения и во многом подтвердило превосходство Флоренции в период кватроченто ринасименто. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции («Собор Святой Марии Цветочной») был начат в 1296 году в стиле готической архитектуры, спроектирован Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1310) и украшен характерными инкрустированными мраморными панелями романской архитектуры тосканского стиля.
Гражданское соперничество между герцогскими государствами привело к строительству амбициозного купола, поднятого на высоту над центральным нефом, превышающую высоту любой церкви в Тоскане. К 1418 году при строительстве нефа уже было определено восьмиугольное расположение опорных столбов, увенчанных приподнятым барабаном, но технические средства для возведения купола ещё не были разработаны. Короче говоря, проект застопорился.
Удачное решение, вдохновлённое как готической традицией каменных сводов, так и принципами римской архитектуры, было найдено и реализовано ведущим архитектором эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески (1377-1446), чьё изучение римских зданий дало ему представление о классических методах пропорций и структуры. В его проекте купола собора использовались внутренний и внешний купол, причём внутренняя оболочка была самонесущей благодаря концентрическим кольцам из каменных блоков, кирпичной кладке «ёлочкой» и встроенным цепным опорам. Всё это позволило обойтись без временных деревянных лесов, которые в любом случае были бы неуправляемыми при такой высоте и пролете.
Решение Брунеллески стало примером перехода между готическим миром и новым духом научных и эстетических исследований. Его достижение определило направление развития итальянского искусства эпохи Возрождения, поставив Флоренцию в центр новой культурной эпохи. После смерти Брунеллески к зданию был сделан ряд дополнений.
Например, в 1568-79 гг. на нижней стороне купола Джорджо Вазари и Федерико Цуккари нарисовали огромную фреску «Страшный суд», оплаченную флорентийской семьёй Медичи; К западной стороне здания в XIX веке был пристроен сложный фасад в стиле готического возрождения, выполненный Эмилио де Фабрисом (1808-1883), а в 1899-1903 годах были добавлены три огромные бронзовые двери. Однако подлинное значение Флорентийского собора заключается в его куполе и ренессансном мышлении, вдохновившем его.
Архитектурные факты
Соборный комплекс, расположенный на Пьяцца дель Дуомо («Соборной площади»), состоит из трёх зданий: собственно собора, баптистерия и кампанилы (колокольни) Джотто. Все три здания входят в состав центрального района Флоренции, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор остаётся одной из самых больших церквей Италии: его длина составляет примерно 153 метра, ширина – 38 метров, а высота арок в нефах – 23 метра. Высота купола собора составляет около 115 метров, а ширина – 45 метров. На протяжении многих веков он был самым большим куполом в мире и до сих пор остаётся самым большим кирпичным куполом из когда-либо созданных.
Флорентийский собор построен как базилика, в соответствии с римским и византийским стилями, которые затем были адаптированы к формам классической античности, которые так вдохновляли архитекторов эпохи Возрождения. У него широкий центральный неф, состоящий из четырёх квадратных пролётов, с приделами по обе стороны. Алтарь и трансепты имеют идентичный многоугольный план и разделены двумя меньшими многоугольными часовнями. Общий план образует латинский крест, а нефы и приделы разделены широкими остроконечными готическими арками, поддерживаемыми составными опорами.
Напротив собора стоит Баптистерий («Баттистеро ди Сан-Джованни»), восьмиугольное здание, построенное между 1059 и 1128 годами в стиле романской архитектуры – стиля, на котором во многом основывается архитектура Ренессанса. Баптистерий сам по себе является образцом скульптуры эпохи Возрождения, благодаря трём комплектам бронзовых дверей, созданных двумя великими скульпторами эпохи Возрождения. Два комплекта были созданы Лоренцо Гиберти (1378-1455), главным соперником Брунеллески, и один комплект – Андреа Пизано (1290-1348).
Кампанила (колокольня) собора, построенная между 1334 и 1359 годами, была спроектирована Джотто (1267-1337), а завершена Андреа Пизано и Франческо Таленти (1300-1369). Его площадь составляет 14 метров (45 футов), высота – 84 метра (275 футов), он возвышается на четыре последовательных яруса и поддерживается без контрфорсов.
История
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре был возведён на месте более раннего собора, построенного в начале V века. К последнему десятилетию XIII века он разрушался от старости и уже не мог конкурировать с новыми или отреставрированными готическими соборами в соседних городах Тосканы.
Новая постройка Санта-Мария-дель-Фьоре была спроектирована Арнольфо ди Камбио (среди других его проектов – францисканская церковь Санта-Кроче и крепостной дворец-ратуша, известный как Палаццо Веккьо), и предполагалось, что строительство займёт 140 лет. Однако строительство велось с перерывами, и в нём принимали участие разные архитекторы, в том числе Андреа Пизано, Джотто, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Андреа Орканьи.
К 1418 году единственной незавершённой частью сооружения был купол, потому что никто не мог придумать, как спроектировать купол, который бы закрывал огромную восьмиугольную башню собора, не разрушив его во время строительства. Для поиска решения был проведён конкурс, который выиграл Брунеллески. Работы начались в 1420 году и были закончены в 1436 году. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре стал первым в истории восьмиугольным куполом, возведённым без временной деревянной опоры, и стал визуальным символом культуры Флорентийского Возрождения.
Архитектура
Первопричиной архитектурных трудностей с куполом стало решение, принятое в 1367 году, отказаться от средневекового готического стиля (который использовал контрфорсы для поддержки верхних ярусов собора) в пользу более классического средиземноморского купола (который должен был быть самонесущим).
Сам купол был разработан ещё Нери ди Фьораванте, который предложил большой внутренний купол, заключённый в более тонкий внешний купол (частично поддерживаемый внутренней оболочкой), для защиты от непогоды. Внутренний купол должен был располагаться на восьмиугольном барабане без поддержки каких-либо контрфорсов. Таков был план, но никто не знал, как его осуществить. Дело в том, что ширина и высота купола были настолько велики, что он почти наверняка расползётся и упадёт под собственным весом, подкосив при этом восьмиугольный барабан.
Решение Брунеллески основывалось на трёх основных элементах. Во-первых, он установил четыре комплекта железных цепей, которые действовали как петли для бочек, чтобы предотвратить растекание внутренней оболочки. Во-вторых, эта система поддержки была усилена восемью вертикальными рёбрами, дополненными 16 скрытыми рёбрами, расходящимися от центра. В-третьих, кирпичная кладка внутреннего купола была выложена в виде ёлочки, что помогло перенести вес и нагрузку на вертикальные ребра.
Внешний купол был увенчан доплнительным куполом, известным как фонарь, который также был спроектирован Брунеллески, но завершён в 1461 году после его смерти его другом Микелоццо. Фонарь закрывал центральный окуляр купола и создавал дополнительную силу, направленную вниз, тем самым уменьшая внешнее давление на основание. Крыша фонаря была увенчана медным шаром и крестом, изготовленным в 1469 году Андреа дель Верроккьо (1435-1488), содержащим набор святых мощей. Шар был выбит молнией в июле 1600 года и заменён на ещё более крупный два года спустя.
Памятники Брунеллески
Брунеллески, инженер Санта-Мария-дель-Фьоре, обучался сначала как скульптор и ювелир, а в 1401 году обратился к архитектуре. Его понимание римского искусства и инженерного дела стало основой огромного успеха Ренессанса, который заключался в том, чтобы превратить ненужную сложность готического дизайна в нечто более простое и яркое.
Большая статуя Брунеллески сейчас стоит на площади Пьяцца-дель-Дуомо и смотрит на его великолепный купол, классический силуэт, который продолжает доминировать на горизонте города. Сам он похоронен внутри собора: его гробница находится в той части крипты, которая открыта для публики. Тот факт, что ему было предоставлено столь престижное место захоронения в самом важном здании Флоренции, является явным свидетельством его репутации среди лидеров и граждан его родного города.
Статьи об искусстве эпохи Возрождения
Сиенская школа живописи (братья Лоренцетти, Сассетта)
Ренессанс в Риме при Папах (Рафаэль, Микеланджело)
Возрождение в Венеции (Мантенья, семья Беллини, Тициан, Тинторетто)
Архитектура венецианского ренессанса (1400-1600).
- «Врата рая» Гиберти выставлены на всеобщее обозрение
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Нефть на воде» Хелона Хабилы, краткое содержание
- Два российских фильма попали в программу Каннского кинофестиваля
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- Футуризм: итальянское движение современного искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?